Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 11. Организация системы социальной помощи в постсоветской России




Цель и задачи: определить условия формирования социальной политики российского государства, выявить достижения и недостатки, рассмотреть основные направления зарождающегося благотворительного движения

Основные термины: социальная работа, благотворительный фонд, адресная социальная помощь, волонтерство, грант, НКО

Компетенции: ОК-1, ОК-8, Пк-13,ПК-32

План занятия:

1. Основные проблемы, связанные с оказанием социальной помощи, с развалом СССР. Обострение социально-экономического положения в стране

2. Переход от социального обеспечения к профессиональной социальной работе: изменение парадигмы помощи и поддержки.

3.Принятие нормативных документов, регламентирующих формирование новой системы социальной защиты

· Конституционные основы социальной деятельности в РФ

· Организация социальных служб и социальных профессий

· Пенсионная реформа

· Социальные программы

· Законы, регламентирующие благотворительную деятельность населения

4. Зарождение государственной, частной и общественной благотворительность

· Частные фонды

· Благотворительность российского бизнеса

· Грантовая деятельность государства

· Организация волонтёрской работы

Содержание занятия: Социально-политические и экономические преобразования переходного периода и поиски решения социальных проблем. Организация Министерства социальной защиты РФ, введение новой специальности – «социальный работник». Основные нормативные акты и меры государства в области социального обеспечения и социального страхования в начале 1990-х гг.

Основные направления социальной политики, федеральные социальные программы, развитие законодательства в области социальной защиты населения. Новые направления и формы социальной работы, развитие системы социальной поддержки населения.

Разработка и реализация новой концепции и принципов социальной защиты населения: сущность, субъекты, объекты. Государственная социальная политика как основа социальной защиты населения, органы управления.

Становление системы социального обслуживания в России в новейший период, институциональная помощь и поддержка: виды, типы, направления. Социальная работа как вид профессиональной деятельности. Взаимодействие государственных, общественных организаций и частных лиц в осуществлении социальной помощи.

Общественная и благотворительная практика в переходный период. Развитие территориальных социальных центров как основного звена государственной системы социальной помощи. Деятельность негосударственных учреждений и организаций: благотворительные фонды, конфессиональная работа и др.

Региональные программы социальной защиты, проблемы адресной помощи наиболее уязвимым группам населения. Проблемы социальной поляризации, регулирования доходов населения, обеспечение занятости, формирование новой системы социального обслуживания.

Зарождение частной и общественной благотворительности, меценатства, волонтёрского движения, грантовой деятельности

Основная литература

1. История социальной работы: Учебник / ред. В.И. Жукова. М.: изд. РГСУ. 2013. 400с

Дополнительная литература

1. Алексеева О. История доверия в недоверительные времена. Современная российская благотворительность. М., 2008

2. Федеральный Закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (с изменениями от 8 декабря 2010 г.)

3. Новикова Ж. А. Социальная защита детства на Смоленщине: факторы достижений и нерешённых проблем (Анализ исторического опыта постсоветского периода) // Отечественный журнал социальной работы. 2013. №4

Темы рефератов:

1. Крупнейшие благотворительные фонды в современной России

2. Типы грантов в РФ

3. Волонтёрское движение в Смоленской области

4. Роль РПЦ в оказании социальной помощи населению

Проблемные вопросы и задания:

1. Сравните степень участия состоятельных людей дореволюционной и современной России в благотворительной деятельности.

2. Чем принципиально отличается особенность оказания социальной помощи в России и в США?

3. Проанализируйте, насколько распространена сегодня специальная подготовка работников социальных служб. В чем, на ваш взгляд, основная проблема? Назовите ведущие зарубежные и отечественные вузы, ведущие образовательную деятельность по направлению «Социальная работа»

Материал для самостоятельного изучения:

Фирсов М.В. Отечественная и западноевропейская парадигмы помощи: сущность и различие / Тексты по истории социальной работы в России / сост. А.С. Нагорнова. С. 7-11

 

Вопрос об отечественной парадигме помощи требует еще своего всестороннего освещения, до настоящего времени у нас отсутствует соответствующая литература по данному вопросу. Мы только наметим основные различия, по которым постараемся реконструировать культурноисторическую модель помощи в России.

1. В западной модели помощи идеи альтруизма находят своё развитие в логике идей индивидуализма, где чувства мысли и желания отдельного человека есть высшая самоценность. Отсюда специфика рефлексии помощи, когда клиентом выступает как индивид и отдельная группа, которым отдаётся преимущество, так и сообщество и община, которые рассматриваются в логике субъектности. К. Поппер, размышляя о синтезе индивидуализма и альтруизма в западной цивилизации, писал: «Этот объединённый с альтруизмом индивидуализм стал основой нашей западной цивилизации. Это — ядро христианства («возлюби ближнего своего», — сказано в священном писании, а не «возлюби род свой»), а также всех этических учений, получивших развитие в нашей цивилизации и ускорявших ее прогресс.» В основе философии помощи отечественной модели лежат идеи соборности. Альтруизм восходит к общинности, коллективизму, к этической, нравственной идее народности, как идее истинности и справедливости. Отсюда не случайно наибольшее развитие получают общественные, общинные формы помощи не только в дореволюционной, но и постреволюционной России.

А.Ф. Лосев так раскрывает идею соборности: «Тут имеется в виду социальность как глубочайшее основание всей действительности, как глубочайшая и интимнейшая потребность каждой отдельной личности, как то, в жертву чему должно быть принесено решительно все. Это общее животрепещущее социальное тело, в котором каждая личность не больше как один из бесчисленных органов или клеток, перешло из старого мировоззрения,...в примат общественности и народности, в чувство бесконечной, напряжённой ответственности перед народом...» Отсюда индивидуальность проявляется через массовость, а коллективность становится базовым принципом помощи. В этом видятся специфические социогенетические корни отечественной модели помощи и милосердия.

2. В основе философской доктрины помощи и в отечественной и в западной модели лежали принципы и идеи христианства. В западной модели процесс помощи рефлексируется как «преображение», которое «предполагало внутреннее изменение, обновление духа, что вело к «воскрешению» и «возрождению» и превращало нарушителя в достойного члена общины». В этих подходах виделся индивидуальный путь спасения отдельного человека. Причём характерно, что общественные отношения, общественные идеалы выступают в качестве нормы. А отсюда стремление к формированию социально необходимого поведения, которое воспитывается и рефлексируется в христианской парадигме мышления Запада.

В западной модели помощи участие в судьбе человека принимали различные конфессии. Антагонизм вероисповеданий привнёс в модель помощи эгалитарные тенденция личностной свободы. Философия помощи отечественной модели раскрывается в логике идей православия. В отличие от западной церкви, с её различными течениями и ответвлениями. Русская Православная Церковь в течение тысячелетия «единолично» формировала национальное сознание и менталитет, национальный духовный опыт.

Философия призрения становится на многие столетия определяющим подходом в отечественной модели помощи. Призреть — это значит приблизить, озаботиться нуждами ближнего своего. Отсюда другой модус рефлексии помощи. Им является не «общественный космос», как это отметил бы М. Вебер, а мечта, идеал, уводящие русское сознание к иному горизонту нормы. С.Л. Франк, говоря о моральном поведении русского духа выделяет, на наш взгляд, тот критерий, который отражает сущность нормы, определившей подходы различных видов и уровней помощи в России, «...когда речь идёт о русских поисках «блага», имеются в виду не ценности, приносящие личное спасение или исцеление, но принцип или порядок, т.е. в конечном счёте религиозно-мифический пункт, или основа, на которой должна зиждиться вся человеческая жизнь, да и все космическое мироздание, и через которую человечество и мир спасаются и преображаются».

Критерием поля нормы является не сама реальность, а идея реальности, которая подвижна и постоянно изменяется в духовной культуре русского сознания. Отсюда мы видим эти метания в принципах и подходах, в системах помощи. Так, Стоглавый собор официально разрешает нищенство, легализует и оформляет соответствующие институты помощи, а реформы Петра I сводят на нет все усилия его предшественников, выдвигают новые принципы организации помощи. Это характерно и для моделей помощи постреволюционной России и России этапа реформ.

3. Социальная работа как профессия в западной модели помощи возникает из добровольного общественного движения феминисток и либерально-демократической оппозиции. Аналогичная тенденция наблюдается и в России. Но если в западной модели развитие от добровольной помощи к профессиональной носило непрерывный характер, т.е. для западной модели характерен эволюционный путь развития, то в России развитие профессии носило дискретный — прерывный характер. И её современный, профессиональный этап характеризуется тем, что профессионалы «рекрутируются» из других профессий и служб, и их становление как профессионалов осуществляется на основе собственного эмпирического опыта и имплицитных профессиональных представлений. 4. Понятийное поле в западной модели помощи складывалось на основе медицинских, социологических, конфессиональных, юридических и психологических подходов. Психология явилась методологической базой развития знания социальной работы, а техники групповой и психотерапевтической работы легли в основу её методики.

Понятийное поле социальной помощи в России складывалось под воздействием иных факторов. Два направления помощи — социальное обеспечение и социальная работа в России предстают в своем единстве. Складываясь, как и в западной модели помощи, как некое единство, дальнейшая флуктация данного процесса в России осуществлялась не по линии дифференциации и автономизации этих процессов, а по линии преобладания социального обеспечения над социальной работой. Социальная работа по своей сути была сведена к организации свободного времени детей и подростков, выразившись в форме муниципальной педагогики.

Другая особенность понятийного поля социальной работы в России заключается в том, что призрение как процесс включало в себя просвещение, образование, медицину, политику. Оно выступало объединяющей формой, парадигмой, где нашли своё развитие все вышеназванные процессы.

Отсюда мы наблюдаем разорванность «понятийного сознания», когда социальную работу идентифицируют с социальной педагогикой, социальным обеспечением, социальной медициной.

5. Отечественная модель помощи развивалась в течение нескольких столетий в тесном контакте с западной моделью помощи. Экстраполяция идей, государственных законов, включенность отечественной науки и демократической общественности в процессы западной цивилизации своеобразно отразилось на процессах помощи. Многие идеи и законы, особенно в период петровских времён, были декларированы, когда не было объективных условий для их реализации. Отсюда западная модель помощи выступала своеобразной «абсолютной идеей», видение и «осязание» которой позволяло намечать свои перспективы роста и развития. Эти тенденции присутствуют и в современной отечественной модели помощи.

Основными парадигмами помощи в России являлись: архаическая модель, конфессиональная модель, государственная модель, общественно-государственная модель, социэтальная модель. Сегодня происходит становление модели помощи, в основе которой лежит профессиональный подход в осуществлении функций защиты и поддержки.

Тестовые задания:

1.В 1992 году республиканские фонды социальной поддержки населения частично формировались:

1) от доходов от приватизации

2) от доходов лотерей

3) за счёт денежных средств КПСС.

2.Федеральный закон о «Социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» выходит:

1) в 1993 году

2) в 1994 году

3) в 1995 году.

3.Переход от концепции социального обеспечения к социальной защите осуществился:

1) в 1993 году.

2) в 1994 году

3) в 1995 году

4.Количество благотворительных организаций в 1995 году соответствовало количеству благотворительных организаций, которые были в Российской империи:

1) в 1860 году.

2) в 1880 году

3) в 1890 году

5.Закон о благотворительности был утверждён в:

1) в 1993 году

2) в 1996 году.

3) в 1998 году

Примерные вопросы к зачёту по курсу «История социальной работы»

1. История социальной работы как учебная дисциплина. Предмет истории социальной работы.

2. Основные этапы истории социальной помощи и социальной работы

3. Важнейшие группы источников изучения курса истории социальной работы.

4. Основные виды и формы помощи у восточных славян.

5. Языческие праздники как инструмент социальной помощи.

6. Верования и религиозно-культовые формы помощи у древних славян.

7. Принятие христианства на Руси и его влияние на формирование основ призрения.

8. Княжеская благотворительность в Киевской и удельной Руси.

9. Церковная помощь нуждающимся в период Киевской Руси IX – XII вв.

10. Церковно-монастырское призрение в период удельной Руси XII – XIV вв.

11. Начало государственного призрения бедных в Московском государстве (XIV – XVII вв.).

12. Государственные, законодательные мероприятия против голода, эпидемий, профессионального нищенства (XV – XVII вв.).

13. Роль частной благотворительности в обеспечении социальной помощи в Московском государстве.

14. Реформы Петра I в области призрения и поддержки нуждающимся.

15. Введение пенсионного законодательства в России (XVIII – XIX вв.).

16. Деятельность в области призрения в период дворцовых переворотов.

17.Частная и общественная благотворительность в конце XVIII – начале XIX вв.

18. Просвещённый абсолютизм Екатерины II в социальной сфере.

19. Создание приказов общественного призрения в соответствии с Указом Екатерины II об учреждениях для управления губерний (ноябрь 1775 г.).

20. Открытое призрение в XVIII – начале XX вв.: сущность, формы и виды.

21. Роль частной филантропии и меценатства в оказании помощи нуждающимся в XVIII – начале XX вв.

22. Характеристика деятельности обществ и учреждений, «на особых основаниях управляемых».

23. Закрытое призрение в XIX в.: сущность, формы и виды.

24. Деятельность сельских общин по оказанию помощи нуждающимся в XVII – начале XX в.

25. Формирование правовых и организационных основ социального страхования в России на рубеже XIX – XX вв.

26. Отмена крепостного права в 1861 г. и реорганизация общественного призрения в России.

27. Роль общественных управлений (земств, городских дум и управ) в призрении в бедных, немощных, сирот (XIX в.)

28. Церковно-приходская и монастырская помощь в императорской России.

29. Императорское Человеколюбивое общество и его филантропическая

30. Благотворительная деятельность российских императоров и представителей их семей в XIX – начале XX вв.

31. Создание системы социального страхования и пенсионного обеспечения в СССР (1917 – 1940 гг.).

32. Социальная помощь в СССР в годы Великой Отечественной войны.

33. Социальное обеспечение в Советском Союзе в условиях мобилизационной общественной системы и в период перестройки 1950 –1991 гг.

34. Социальная защита и поддержка населения в России в 1990-е гг.

35. Особенности складывания в 1990-е – начале 2000 гг. системы профессиональной социальной работы.

36. Основные тенденции функционирования социальной защиты и социальной работы в современной России.

37. Перспективы развития социальной защиты и социальной работы в РФ.

38. Министерство здравоохранения и социального развития РФ и территориальные отделения социальной работы.

39. Благотворительность и призрение в древнейших государствах Месопотамии, Индии и Китая.

40. Основы социальной помощи и призрения в Древней Греции и Древнем Риме.

41. Практика общинно-приходской помощи на Западе в средневековую эпоху.

42. Роль средневековых монастырей и монастырских орденов в деле призрения бедных в западной Европе.

43. Законодательная европейская практика в деле локализации профессионального нищенства в XVII – XIX вв. Создание карцерной системы.

44. Благотворительность как общественная деятельность, политика социального обеспечения в Северной Америке (XVIII – XIX вв.).

45. Разработка основ теории и методики социальной работы в начале XX в.

Основные понятия:

Альтруизм – нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, готовность жертвовать для их блага личными интересами.

Благотворительность – проявление сострадания к ближнему, негосударственная форма помощи; добровольной и безвозмездной помощью лицам, нуждающимся в поддержке и покровительстве

Богадельни – образовано от словосочетания «Бога деля», социальные учреждения предназначенные для убогих, увечных и престарелых всех сословий, не имеющих родственников для их материальной поддержки и обеспечения.

Взаимопомощь – взаимовыручка, в более узком экономическом смысле – форма обмена, зародившаяся в первобытной общине с появлением распределения по труду и личной собственности.

Волонтерство – добровольное принятие обязанностей по оказанию безвозмездной добровольной помощи.

Государство всеобщего благосостояния (социальное государство, государство всеобщего благоденствия) – государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования социальной защищённости, а в идеале – примерно одинаковых стартовых возможностей для всех в реализации жизненных целей, развития личности. Это тип социальной политики, нацеленная на повышения качества жизни всех граждан и сдерживающий распространение социального риска.

Каритативная деятельность – благотворительность

Меценатство - покровительство в отношении науки, искусства, а также образования, спорта

Милосердие – одна из важнейший христианских добродетелей, исполняемых по средством дел милостей телесных и милостей духовных.

Мирское призрение – территориальная система помощи, осуществляемая волостными обществами.

Общественное призрение – частная организованная благотворительная помощь, определённая форма сословной, профессиональной взаимопомощи.

Призрение – оказать внимание, оказать милость, приласкать, присмотреть, взглянуть.

Приймачество – приём в семейный круг лиц, не имеющих возможности самостоятельно решать вопросы своего жизнеобеспечения.

Приказы общественного призрения – территориально-административный орган управления учреждениями государственной помощи.

Профессиональные нищие – человек, по своему состоянию здоровья способный трудится, но в виде промысла занимается прошение подаяния в той или иной форме

Реципрокация – взаимопомощь, взаимный обмен дарами, услугами.

Скудельница – первоначально могилы массового захоронения, куда во время эпидемий свозили покойников, а также определяются как дома для убогих.

Социальная поддержка – предоставление денежных пособий, кредитов, информации, возможности обучения и иных льгот отдельным группам трудоспособного населения, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Социальное обеспечение – система государственных и общественных мероприятий в СССР по материальному обеспечению граждан в старости, при инвалидности, болезни, потере кормильца и других случаях.

Социальная работа – специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц. Профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

Социальная справедливость -социально-психологическое восприятие принципов и форм организации общества, как отвечающих интересам людей и социальных групп, т. е. обобщённая нравственная оценка общественных отношений. Это один из видов справедливости, который касается жизнедеятельности общества и личности.

Филантропия – тип благотворительности, нацеленный на оказание помощи непосредственно неимущим и нуждающимся лицам.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...