Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение «Чем мы похожи»




Возможны варианты.

1. Члены группы садятся по кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального (или воображаемого) сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы – жители Земли, или мы одного роста и т.д.) Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Упражнение продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

2. Ведущий находится в центре круга. Он произносит начало фразы «Свежий ветер дует на…» и заканчивает его примерно теми же признаками, которые были указаны выше. Например: «Свежий ветер дует на …тех, кто сегодня в блузках». Все, кто подпадает под это определение или признак, должны поменяться местами. Условие: нельзя занимать соседний стул. Кому не хватило стула, становиться ведущим. Игра продолжается 5-7 минут, иначе она может наскучить и снизить эмоциональный настрой.

3. Ведущий обращает внимание, что рассмотрена проблема различия людей, а что нас объединяет? (Ответы фиксируются на стенд).

Подведение итогов. В конце занятия предложить ребятам самим сформулировать ответы на поставленные в начале занятия вопросы.

 

3. Что такое толерантность?

Цели:

- Обсудить разные подходы к понятию «толерантность»

- Создать условия для формирования у учеников собственного отношения к понятию «толерантность»

Предварительная подготовка:

Подготовить листы бумаги А4, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, скотч.

Ход урока:

 

1. Ведущий организует деление класса на группы. Группам даются листы, на которых выписаны разные определения толерантности. Задача групп, опираясь на свои знания и представленные им определения, выработать собственное толкование толерантности, наиболее точное с их точки зрения.

Организуется обсуждение определений «толерантность», которое дали ученики.

После этого учащимся предлагается список из понятий:

- нетерпимость

- толерантность

- свобода

- права человека

- мораль

- терпимость

- сотрудничество

- консенсус

- уважение

- обязанности

Задача групп составить графическую схему, в которой присутствовали бы все эти понятия, и были выражены какие-то системные связи между ними.

2. Упражнение «Эмблема Толерантности»

На предыдущем этапе участники выработали собственные определения толерантности и ознакомились с уже существующими определениями. Ведущий отмечает, что обсуждение проходило на интеллектуальном, абстрактном уровне. Следующее упражнение позволит подойти к этому понятию с другой стороны – участникам предстоит создать эмблему толерантности.

Каждый попытается нарисовать такую эмблему, которая могла бы быть отражена в гербе нашей страны. Может быть, эта эмблема станет частью флага или будет использоваться при составлении международных документов. На рисование 5-7 минут.

После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение 3-5 минут). Заключительная часть этого упражнения – презентация эмблем каждой подгруппы.

 

3. Итоговая рефлексия.

Группам задаются вопросы: «Как вам кажется, получилось ли нам в полной мере отобразить такое понятие как «толерантность»? «Было ли услышано ваше мнение, на проблему толерантности?»

 

4. Межкультурное взаимодействие.

Цели:

- показать различия культурного восприятия действительности разными людьми;

- выявить в ходе взаимодействия противоречия, которые могут возникать у людей разных культур;

- обсудить процесс формирования культуры.

 

Ход занятия:

• В начале занятия предлагается игра «Эбигейль».

Классу рассказывается история, где с некоторой иронией говорится о сложных взаимоотношениях между возлюбленными. Каждому предлагается провести ранжирование, кто из участников истории повел себя в ней более достойно. Далее происходит деление класса на группы. Лучше, если учащиеся поделятся сами, но группы должны быть более или менее равными. Каждая группа должна прийти к единому мнению и провести свое ранжирование героев истории, при этом каждый лично должен помнить, что свое ранжирование он сделал сам и постараться, чтобы его мнение учли, услышали и поняли.

Даже если в группах будут друзья, которые вроде хорошо знают друг друга, каждый поймет и додумает историю по-своему, увидит героев и антигероев со стороны своих ценностей, поэтому вряд ли в группах будет вялое обсуждение. В группах начнется столкновение культурных принципов и ценностей участников по поводу предложенной ситуации.

Сложность может возникнуть в другом: группа не сможет прийти к единому мнению и скажет, что «Все хороши!..» или определит место героя на основе выявления среднего арифметического из положений, предложенных участниками группы. В этом случае учитель должен обратить внимание на то насколько я как личность легко отказался от своих культурных ценностей, убеждений, здесь в игре, могу ли я так легко отказаться от них в жизни.

 

Эбигейль

История о грустной любви

Эбигейль любит Тома, который живет на другом берегу реки. Наводнение разрушило все мосты через реку, и из всех лодок осталась только одна. Эбигейль просит Синбада, владельца лодки, перевести ее на другой берег. Синбад соглашается, но настаивает на том, чтобы Эбигейль за это провела одну ночь с ним. Эбигейль не знает что делать. Она идет к своей матери и спрашивает, как ей выходить из сложившейся ситуации. Мама говорит, что она не хочет вмешиваться в личные дела Эбигейль.

В отчаянии Эбигейль спит с Синбадом, и тот перевозит за это ее на другой берег. Эбигейль бежит к Тому, обнимает его и, раскаиваясь, говорит ему обо всем, что случилось. Том с силой отталкивает ее, и Эбигейль убегает.

Недалеко от дома Тома Эбигейль встречает Джона, лучшего друга Тома. Она и ему рассказывает обо всем, что случилось. Джон избивает Тома за то, что тот сделал с Эбигейль и уходит с ней.

 

После работы в группах докладчик от каждой группы рассказывает о том, как проходило убеждение, на основе каких принципов было проведено ранжирование и каковы его итоги.

•• Вторым этапом урока может стать групповое обсуждение почему мы пришли или не пришли к общему мнению, что нам мешало? Было ли учтено в группе мнение каждого? Как формируется общественное мнение?

••• третий этап урока переход от опыта к теории. На этом этапе лучше использовать метод беседы. Важно поднять вопрос о том, что такое культура? Как возникают культурные ценности? Изменятся ли они в ходе жизни? Можно в ходе обсуждения опираться на следующий теоретический материал.

Существуют сотни определений понятия «культура». Практически все считают, что культура включает в себя убеждения, ценно­сти и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения общественного опыта и регулирования их поведения.

За пределами формальных определений остаются многие вопросы. Например: является ли культура составляющей исключительно группы или существует индивидуальная культура личности; в какой степени поведение человека обусловлено его культурой; насколько гибко культура может реагировать на перемены в обществе и подвер­гаться изменениям; какие процессы возникают при пере­сечении культур и т.п.

Один из известных подходов к понятию «культура» называется «Концепция айсберга». Культура сравнивается с айсбергом, в ней выделяются видимые, заметные в первую очередь, и невидимые черты.

Рассматривая айсберг, в первую очередь мы замечаем его верхушку. Как правило, мы не видим поддерживающей всю ледяную глыбу в состоянии равновесия нижней части, которая во много раз больше. Говоря о культуре, мы замечаем вначале ее очевидные, наибо­лее заметные аспекты, например, такие, как искусство, литература, театр, музыка, фольклор, еда, одежда. Подростки, участвующие в наших тренингах, как правило, к этому списку первых ассоциаций добавляют традиции, обычаи, культурные и духовные ценности, правила поведения в обществе, архитектуру, музеи, танцы.

Если же рассматривать основание айсберга, т.е. малозаметные вначале эле­менты культуры, которые на самом деле составляют ее основу, мы неминуемо начинаем задумываться о специфическом понимании скромности, присущем данной культуре, принятой в ней концепции красоты, образцах поведения при воспита­нии детей, взаимодействии между различными слоями общества. Список невиди­мых, но фундаментальных черт культуры, которые соотносятся с ее ценностями, можно продолжить: понимание греховного поведения, отношение к животным, формы ухаживания, предпочтительный стиль лидерства, темп работы, восприятие болезней, положение зависимых людей, понимание безумства, 'формы дружбы, оценка роли личности в истории, нормы визуального контакта, принятый язык жестов, способы управления эмоциями, образцы разговоров в различных соци­альных контекстах, восприятие прошлого и будущего, понимание взрослости, организация физического пространства и т.д.

Попытка понять культуры, включая собственную, ставит множество вопросов:

• что в этой культуре считается правильным, а что неправильным;

• какова структура семей;

• каковы отношения между мужчинами и женщинами;

• как воспринимается время;

• по каким правилам происходит потребление пищи и напитков;

• как распределяется информация;

• кто имеет власть и как она приобретается;

• какова реакция на другие культуры;

• что считается смешным;

• какова роль религии и др.

Члены одной культурной общности действительно придерживаются своих ценностей, общих понятий и судят о вещах примерно одинаково. Это наблюдение ста­новится еще более очевидным, когда вы сталкиваетесь с другой культурой или оказываетесь за границей. Однако культуры не статичны, они изменяются, а соответственно - и ответы на вопросы, да и сами вопросы со временем меняются.

 

 

РАЗДЕЛ 1. ПРОЯВЛЕНИЯ НЕТЕРПИМОСТИ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...