Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Большинство и меньшинство




Цели:

- Актуализировать проблему нетерпимости между большинством и меньшинством. Раскрыть причины возникновения этой нетерпимости.

- Показать важность толерантного отношения как большинства к меньшинству, так и меньшинств к большинству.

Ход занятия:

1. Ролевая игра «блондины и брюнеты» [3]

Вводная информация. Учитель выступает с заявлением, что ученые открыли универсальный закон человеческой психики: оказывается, все люди делятся по своим психическим свойствам на две группы. Определяющий признак принадлежности к той или иной группе — цвет волос. Обладатели темных волос способны хорошо выполнять физическую работу, использование их на интеллектуальной работе крайне малоэффективно. Блондины же отличаются высоким интеллектуальным и духовным потенциалом, но мало приспособлены к физическому труду. Это открытие позволяет усовершенствовать общество. Четкое разделение на работников преимущественно умственного и физического труда на основе цвета глаз даст возможность рационально использовать рабочую силу. Выиграют от этого только сами люди. Делая то, что предопределено природой, каждый будет получать удовольствие, станет больше удач и меньше разочарований. Не будет неудачников, ошибшихся в выборе призвания. В связи с этим предлагается изменить школьную систему образования, для создания лучших условий для развития личности. Хотя есть некоторые сложности – так как ген «светлых волос» рецессивный, то темноволосых людей в обществе большинство. В результате «глупые темноволосые люди» не дают развиваться способностям светловолосых. (В зависимости от особенностей класса учитель должен сориентироваться, и возможно изменить условия игры. Например, если в классе больше светловолосых, то «более интеллектуальные» должны быть темноволосые). Можно также ввести другой критерий исключительности (рост, цвет глаз, «очкарики» и люди без очков), главное, чтобы меньшинство чувствовало свое преимущество над большинством.

Деление на группы. Ребята быстро делятся на две группы по цвету волос. Те, у кого не явно выраженные светлые волосы, попадают в группу «темноволосых». Собственно, игра уже началась. Можно привлечь двух или четырех человек в качестве помощников, предварительно проинструктировав их, чтобы в процессе деления они всеми своими действиями четко обозначили место в обществе «блондинов» и «брюнетов» («блондины» обладатели исключительных способностей; «брюнеты» же должны осознать свое неравное с «блондинами» положение).

Работа в группах. Перед «блондинами» ставится задача составить новое устройство школы, которое бы учитывало особенности большинства и меньшинства. При этом им стоит напомнить, что они будущие «хозяева жизни» вправе придумать и провести в жизнь любые правила устройства школьной жизни.

- продумать разные системы оценивания для «блондинов» и «брюнетов»;

- возможность дополнительных уроков для «блондинов» по математике, физике истории химии и др. дисциплин на выбор

- распределить дежурство в классе, с учетом психических особенностей личности детей.

- увеличить количество уроков труда и физкультуры для «брюнетов»,

«Брюнеты» должны предложить свою организацию школьной жизни. У них другая установка: они должны понимать, что их большинство и все-таки многое зависит от их решения.

Учитель во время работы в группах может спросить «блондинов»: «Что делать с теми, кто перекрасит волосы и перейдет в другую школу? Как предотвратить это?» «Сохранять ли классные коллективы» и т. д.

Общее обсуждение. Зачитываются правила, предложенные «блондинами» «брюнетам» дается возможность высказать свое мнение и, если возникнет желание, предпринять какие-либо действия.

В зависимости от реакции «брюнетов» и предложений «блондинов» учитель выбирает варианты окончания игры.

1) Если обсуждение перерастает в общее возмущение «брюнетов», составляющих большинство, но «малоспособных», или «блондинов», интересы которых явно будут нарушаться большинством, то следует перейти к заключительной беседе. В ходе этой беседы ребята посмотрят на свои роли и поступки со стороны, проведут аналогии с реальной жизнью.

2) Если и «брюнеты» и «блондины» отреагируют индифферентно на ситуацию предложенную учителем, не желая что-то изменять в школьной жизни, никак это не мотивируя, то учитель сам предлагает новые правила школьной жизни

Например, они могут быть такими:

«Так как органы образования думают о природосообразном развитии личности, то с начала следующего учебного года для всех брюнетов, обучающихся в средних школах перевести на сокращенный вариант программы по математике, физике, химии, истории, географии, иностранному языку. Программы по этим предметам сократить вдвое в среднем звене школы. В старшие классы брать только учеников «блондинов», т.к. «брюнеты» не справятся со сложной программой.

Школьным педагогическим коллективам продумать изменение критериев оценивания знаний: для «брюнетов» требования должны быть ниже.

Для брюнетов увеличить количество часов на уроки труда и физической культуры.

Для блондинов повысить требования в старших классах школы, т.к. у учителей освобождается время для работы со способными учениками.

Продумать систему общественно-полезных мероприятий для учеников с темными волосами, чтобы уже в среднем школьном возрасте формировать опыт трудовой деятельности.

После того, как ученикам будет дан такой материал, учитель предлагает группам высказать отношение к предложениям государственных органов управления образованием. Если же ученики не выскажут своего отношения, то эти правила «будут приняты в школах». Кто больше пострадает от этих правил люди со светлыми или темными волосами? После обсуждения этих вопросов можно также перейти к беседе, показав всю абсурдность ситуации деления по внешним признакам, предложенной в начале игры.

Примечание. В зависимости от психологического климата в классе и от других факторов направленность обсуждения может изменяться. Учителю следует это учитывать при организации дискуссии. Вот некоторые возможные варианты.

Вариант 1. «Блондины» оказались достаточно толерантны. Среди предложенных ими правил нет ни одного, направленного на дискриминацию «брюнетов». Те, в свою очередь, ущемлены самим фактом такого разграничения и настроены агрессивно. В результате определенных игровых действий, пользуясь тем, что они представляют большинство «брюнеты» могут даже добиться для себя приоритетного статуса.

В таком случае целесообразно задать вопрос: «Что будут делать «брюнеты», если их предложения будут дискриминацией для «блондинов»? «Насколько будет это способствовать развитию общества?»,

Вариант 2. Разделение по внешнему признаку не воспринимается участниками игры; каждая группа считает, что она имеет право участвовать в образовательной области на равных основаниях.

Можно задать вопрос: «Как в реальной жизни складываются отношения между большинством и меньшинствами?». При этом можно отметить, что в обыденной жизни мы сильнее реагируем на внешние признаки, выдающие принадлежность к какой-либо национальности, чем на бюрократические формальности (запись в паспорте и т. п.). Причем гораздо быстрее мы замечаем, те признаки которые являются особенными для человека, т.е. выделяют его в меньшинство.

Вариант 3. «Блондины» могут предложить полностью отделить блондинов от брюнетов (как для усиления дискриминации, так и из гуманных соображений: с целью предотвратить возможные конфликты и т. п.).

В этом случае логичен вопрос: «Может ли избегание взаимодействия рассматриваться как выход из создавшегося положения, особенно, если одну из сторон это не устраивает?».

После обсуждения проектов, предложенными группами идет голосование, скорее всего на голосовании победят «брюнеты» - т.к. их численное большинство.

После голосования уместно задать вопрос насколько устраивает всех данный документ, если кого-то не устраивает, то он может высказаться о том, какие дальнейшие действия будут приняты. Количество высказываний о жизни после принятии законов должно быть небольшим, т.к. это уже проектирование новой игровой ситуации. Однако лучше если будут такие высказывания, т.к. они помогут лучше провести рефлексию.

Далее необходимо сказать, что «психологические данные», предложенные учителем не более чем ввод в игровую ситуацию и выдуманы специально, чтобы поднять проблемы нетерпимости большинства и меньшинства. Затем можно переходить к рефлексии.

2. Рефлексия

Учитель ставит ряд вопросов, которые могут повлечь за собой дискуссию:

Кто на ваш взгляд являлся в игре меньшинством? Всегда ли меньшинство – те, кого численно меньше?

Какие группы вы можете выделить в жизни как большинство и меньшинство? (богатые и бедные, отличники и все остальные, религиозные и национальные меньшинства и т.д.)

Могут ли возникать ситуации, когда меньшинство диктует правила жизни большинству?

Как вам кажется, в какой группе, быть комфортнее, в большинстве или меньшинстве?

Особое внимание обращается на необходимость формирования мировоззрения, включающего в себя терпимость, отрицание насилия в отношениях между людьми, уважение человеческого достоинства. Это можно сделать с помощью следующих вопросов.

Часто ли мы оказываемся в ситуации меньшинства? Нарушение прав меньшинства, отказ учитывать интересы меньшинства приносит вред или пользу для большинства? Как сделать так, чтобы диалог между большинством и меньшинство был конструктивным? Всегда ли правильно решение большинства (демократический принцип)? Как избегать диктата меньшинства или большинства?

Следует обсудить нравственный императив: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».

В процессе беседы желательно отработать следующие понятия: «инакость», «предрассудок», «меньшинство», «демократия».

 

3. Если в конце занятия останется время, можно поднять проблему отверженности меньшинств среди большинства. Для этой цели предлагается небольшое игровое упражнение«Можно мне внутрь?»[4]. Применение этой игры самое широкое. В смоделированном контакте каждый сможет пережить чувство принадлежности к доминирующей группе или чувство исключения из нее; узнать каковы возможности «большой» группы при включении или исключении меньшинства.

Все, кроме одного добровольца, берутся за руки и встают в круг. Учитель вызывает добровольца, который должен попытаться попасть внутрь. Можно поставить условие, что силу применять нельзя. События могут развиваться самым различным образом. Чаще всего люди, стоящие в кругу держатся крепко, не давая ни малейшей возможности постороннему попасть в круг. Доброволец пытается протиснуться между ними, подлезть, умолять, чтобы его пустили. Некоторые применяют силу. Игра заканчивается, когда он будет внутри или сдастся. Если очевидно появление неприятных чувств, игру лучше не продолжать.

После окончания игры имеет смысл поставить вопросы:

- Почему не пускали сразу добровольца, хотя условия не пускать не было?

- Как чувствовал себя доброволец?

- Каково это – быть вне круга?

- Каково это – быть в кругу?

- Какую стратегию использовал доброволец?

- Чувствовал ли кто-то себя плохо в кругу из-за того, что кто-то хочет пройти, а его не пускают? Как уговорили самих себя оставить его вне круга?

- Говорили ли люди в кругу между собой? О чем?

- Какая группа в нашем обществе самая сильная, а какие «вне ее?»

- Какую стратегию нужно использовать меньшинствам (просить вежливо, унижаться, творить, применять силу)?

 

Итоги бывают различны:

1) «изгой» не попадает, даже если применяет силу;

2) «изгой» входит в круг силой;

3) «изгой» входит при помощи просьб и унижений;

4) «изгой» входит при помощи доказательств или даже без сопротивления «круга».

Вопросы для всех: «Легко ли войти в круг?»

Вопросы к группе: «Почему впустили?» или «Почему не впустили?»

 

Богатые и бедные

 

Цели:

- раскрыть экономическую основу неравенства;

- выявить разные подходы к понятию равенства и определить соотношение понятий «справедливость» и «равенство».

Ход урока:

Ролевая игра «Справедливое неравенство» [5]

Игровая ситуация. Прошло 200 лет, шел XXIII век. Земля уже не могла прокормить человечество и люди, используя межзвездные корабли, стали переселяться в новые миры. И вот один из межзвездных кораблей с колонистами столкнулся случайно с крупным астероидом и был вынужден сесть на одной из неизвестных планет. После первых исследований стало ясно, что атмосфера планеты подходит для дыхания, выращивания растений, на планете достаточно ресурсов для жизни. Однако все изобретения XXIII века погибли во время аварии, связь с Землей утрачена, корабль считают погибшим и не будут искать. Стало всем окончательно ясно, что скорее всего всю жизнь прилетевшие люди и их потомки будут жить на этой планете. Важнейшей задачей становится сохранить хоть какие-то остатки цивилизации и создать основы новой, пока на этой планете не существующей.

Все ученики класса – колонисты, потерпевшие кораблекрушение, которые оказались на необитаемой планете. Прошел первый год трудной совместной жизни в новых условиях. Многого за этот год удалось добиться: построить жилье, исследовать планету, вырастить первый урожай. Возникла проблема: как делить произведенные продукты. Идет общее собрание, на котором вырабатываются принципы выживания, в том числе условия совместного производства и распределения продуктов питания. Время для собраний довольно ограничено т.к. скоро наступит зима. В то же время, решение, принятое на совете группой, является очень важным, т.к. именно сейчас закладываются принципы нового общества, новой цивилизации. От того, какие решения будут сейчас приняты, зависит дальнейшая жизнь не только тех людей, которые сейчас присутствуют на совете, но и их детей, внуков и правнуков.

Игра строится на основе трех основных допущений:

1. Все люди потребляют равные количества (примерно).

2. Все люди производят неравные количества.

3. Все работают на пределе своих возможностей.

Первое допущение не абсолютно, но вполне корректно (в столовой все получают равные порции). Второе допущение самоочевидно. Молодой, квалифицированный, энергичный произведет больше старого, ленивого, неквалифицированного. Третье условие – необходимо для понимания общественных законов. Принимается, что экономика находится на пределе производственных возможностей, все ресурсы, которые присутствуют использованы. Бесспорно, в реальной жизни такая точка не достижима, но в игре мы признаем, что лентяев нет, потерь нет, все произведенные продукты распределяются внутри системы.

•• Ход игры.

Класс делится на пять групп. Каждая группа по условию производит определенное количество продуктов питания:

  производство потребление
     
     
     
     
     
     

Ученикам необходимо обсудить сначала в группах, а затем в классе «стратегию выживания». Для этого каждая группа должна в течение 10 - 12 минут:

1) составить в группе и предложить всему классу таблицу распределения продуктов;

2) предложить кто будет распределять продукты и по каким принципам;

3) предложить как будет организованно управление колонией.

Группам предлагается задуматься над следующими вопросами. Справедливо ли, что все будут получать равное количество продуктов? Как реализовать равенство?

После обсуждения этих вопросов в группе каждая группа делает презентацию своих предложений, каждой группе дается не более 3-4 минут (решение нужно принимать быстрее – скоро начнется зима!). Вопросы задаются только на уточнение, все расширенные комментарии и оценки пресекаются учителем, который модерирует дискуссию. После презентации группы должны методом консенсуса определить таблицу распределения продуктов. Метод консенсуса означает, что если хотя бы одна из групп не согласна с предложением, то оно не принимается. Класс, так или иначе, пытается принять решение. В ходе обсуждения учителю необходимо помочь ученикам раскрыть противоречия и проблемы, возникающие в отношениях богатых и бедных.

Очевидно, что первая группа производит избыток (богатство), который определяется как превышение производства над потреблением. А другие группы производят недостаток (превышение потребления над производством). Поэтому участники игры неизбежно встанут перед следующими вопросами.

Имеют ли право малопроизводящие группы на излишки, произведенные другими? Может ли первая группа отказаться от поддержки слабых групп? Будет ли справедливым, если большинство объявит, что любое его решение будет обязательным для всех? Имеет ли меньшинство какие-либо права? С другой стороны, справедливо ли, если малопроизводящие группы, особенно 5-я (дети, старики, инвалиды), будут обречены на вымирание? Как определить прожиточный минимум, ведь каждый считает для себя минимумом определенное количество продуктов?

Если большинство примет решение насильственно изымать все излишки у производителей и делить их поровну, рано или поздно производители начинают производить столько, сколько потребляют, — 300 единиц. Остальные продолжают производить столько, сколько производили ранее (по условиям все работают на пределе своих возможностей). Общее производство сокращается на целых 40%, соответственно сокращается и потребление:

  производство потребление
     
     
     
     
     
     

Ясно, что это путь тупиковый, нельзя сделать всех одинаково богатыми. Вообще уравнять людей можно только в бедности, и только через насилие. Для этого необходимо разрушать семью, отношения наследования; вводить совместное производство, коллективное распределение продуктов.

И богатые люди, и очень бедные являются меньшинством, к которому надо терпимо относиться. Можно сказать, что богатство – это испытание для человека. Сумеет ли богатый человек остаться терпимым к окружающим, чутким к их проблемам, сумеет ли разумно распорядиться своим богатством. При этом богатый должен понимать, что деньги, вложенные в социальные проблемы, создают в обществе стабильность, обеспечивают устойчивое развитие экономики. Богатство ради богатства тоже недолговечно, так как, в конце концов, не имеет смысла. Очевидно, необходим поиск некой золотой середины, которая в целом устроила бы всех.

Учителю следует учитывать, что при проведении игры возможны два крайних варианта. В первом дети, озабоченные собственным выживанием, откажутся помогать друг другу. Очевидно — и учитель должен это доказать, — данный путь рано или поздно ведет к всеобщему вымиранию. Во втором случае (особенно в дружном классе) дети могут провозгласить «коммуну». Необходимо продемонстрировать утопизм идеи «уравнительного счастья», показать, что община если и гарантирует выживание, то на самом минимальном уровне и сдерживает развитие цивилизации, хотя это значительно лучше, чем война всех против всех.

••• Рефлексия. После того как класс будет выведен из игры, в первую очередь, требуется спросить, успел ли класс принять решение методом консенсуса. Если решение не принято, то на Совете было зря потеряно время, и колония не пришла к единому мнению и, скорее всего, обречена на голод или впадет в состояние конфликта. Если группа за отведенные 35 минут успела все-таки выработать решение консенсусом, и в решении не было ни одного пункта, против которого проголосовала бы какая либо из групп, то нужно узнать, кто считает, что его мнение не учитывалось в общем решении. Почему было трудно договориться? Почему все-таки вы согласились отказаться от каких-то своих убеждений? Как можно выстроить справедливое общество? Насколько справедливо устроено наше современное общество? Можем ли мы приблизить построение нового справедливого общества в России. В ходе обсуждения можно подсказать детям идею прогрессивного налогообложения, ввести понятие «социального государства», обсудить роль правительства, плюсы и минусы демократии и т. д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...