Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чем отличается толерантная личность от интолерантной




(по работам Г. Оллпорта*)

 

Деление людей на толерантных и интолерантных является достаточно условным. Крайние позиции встречаются довольно редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее, склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить различия между толерантной и интолерантной личностями и характеризовать их.

1. Знание самого себя. Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между «Я-идеальным» (то есть, представлением о том, каким бы я хотел стать) и «Я-реальным» (представление о том, какой я есть), чем у интолерантного человека (у которого «Я-идеальное» и «Я-реальное» практически совпадают). Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках, поэтому менее удовлетворены собой. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех своих бедах обвинять окружающих. В связи с этим потенциал для саморазвития у них выше. Интолерантный человек замечает у себя достоинств больше, чем недостатков, поэтому во всех проблемах склонен обвинять окружающих.

2. Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить в согласии как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, своих инстинктов. Над ним как бы нависает ощущение постоянной угрозы. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Поэтому не стремится защищаться от других людей и групп. Отсутствие угрозы или убежденность, что с ней можно справиться - важное условие формирования толерантной личности.

3. Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он не властен над судьбой. Он убежден, например, что многие вещи объясняет астрология. Ему легче думать, что что-то совершается с ним, а не им. Толерантные люди, напротив, убеждены, что судьба зависит не от расположения звезд, а от них самих. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они несут ее сами. Интолерантные стремятся снять с себя ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них. Эта особенность связана со стремлением во всем обвинять других лежит в основе формирования предрассудков в отношении других групп - не я ненавижу и причиняю вред другим, это они ненавидят и причиняют вред мне.

4. Потребность в определенности. Интолерантные личности делят мир на две части - черное и белое. Для них не существует полутонов, есть только два сорта людей - плохие и хорошие, только один правильный путь в жизни. Они делают акцент на различиях между «своей» и «чужой» группами. Они не могут относиться к чему-то нейтрально, все происходящее либо одобряют, либо нет. Толерантный человек, напротив, признает мир, в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения.

5. Ориентация на себя - ориентация на других. Обнаружилось, что толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, в фантазиях, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях толерантные люди склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кем-то прятаться. Исследования психологов показали, стремление принадлежать к общественным институтам у интолерантных людей выражено значительно сильнее, чем, у толерантных. Многие исследования обнаруживают положительную связь между существованием у человека предрассудков и высоким «патриотизмом». Была показана связь между национализмом и ненавистью к меньшинствам в нацистской Германии.

6. Приверженность к порядку. Психологи обнаружили, что интолерантный человек чересчур большое значение придает чистоплотности, хорошим манерам, вежливости. Для него важно, чтобы во всем был порядок. Для толерантных людей эти качества не представляют такой большой ценности и отходят на второй план.

Нацисты чрезвычайно важную роль отводили добродетели. Гитлер проповедовал аскетизм. В соответствии с нацистскими убеждениями вся жизнь человека должна протекать согласно протоколу. Другие же народы постоянно упрекали в непорядочности, аморальности, нечистоплотности.

Интолерантный человек не только любит порядок вообще, он особенно любит социальный порядок. В своем стремлении при надлежать партии, национальности, группировке он находит безопасность и определенность, в которых он так нуждается. Эта принадлежность дает ему защиту от постоянного беспокойства.

7. Способность к эмпатии. Способность к эмпатии определяется как социальная чувствительность, умение давать верные суждения о других людях.

Что является основой эмпатических способностей, точно не определено. Возможно, это продукт благоприятной семейной атмосферы, развитых эстетически и этических чувств, высоких социальных ценностей.

В одном из экспериментальных исследований выявлялась способность к эмпатии у толерантных и интолерантных студентов. В течение 20 минут студенты одного пола и возраста беседовали на разные темы друг с другом наедине. Каждый формировал свое представление о собеседнике. После беседы экспериментатор просил студентов заполнить опросник, выявляющий степень толерантности, за своего собеседника. Оказалось, что интолерантные студенты оценивали своих партнеров по эксперименту подобно своим собственным убеждениям, Т.е. они выглядели в их глазах более интолерантными, чем были на самом деле. Толерантные студенты оказались точнее в своих суждениях о людях - они более адекватно оценивали как толерантных, так и интолерантных собеседников.

8. Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой - важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.

9. Авторитаризм. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Когда американских студентов просили назвать людей, которых они считают великими, интолерантные назвали имена лидеров, имевших контроль и власть над другими (Наполеон, Бисмарк), в то время как для толерантных свойственно называть артистов, ученых (Чаплин, Эйнштейн). Интолерантную личность устраивает жизнь в упорядоченном, авторитарном обществе с сильной властью. Интолерантной человек считает, что внешняя дисциплина чрезвычайно важна. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.

 

Таким образом, выделяются два пути развития личности: толерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представление о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, ощущением нависшей угрозы, потребностью в порядке, желанием сильной власти. Другой путь - путь человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

 

5. Толерантность вокруг меня

 

Цели:

- определить как проявляется нетерпимость вокруг нас в ближайшем окружении и в мировых масштабах;

- способствовать формированию навыков выхода из конфликтных ситуаций.

 

Предварительная подготовка:

Классу до начала данного урока рекомендуется разделиться на несколько групп, каждая из которых получает задание рассмотреть дома один из мировых конфликтов арабо-израильский, чеченский, иракский.

Ход занятия:

 

Часть1

 

1. Вводное слово учителя.

Жизнь в современном обществе требует от человека умения выработать собственное мнение, выражать свою позицию ясно и уверенно, различать факт и его интерпретацию, признавать и учитывать потребности и права других, толерантному отношению к образу жизни окружающих людей, умения взаимодействовать, приходить к согласию и кооперироваться для достижения общих целей. Толерантность необходима нам ежедневно, она проявляется в отношениях дома, в школе, на улице. Взаимодействуя с окружающими, мы постоянно попадаем в сложные ситуации, в которых бесспорно не избежать конфликтов. Конфликт является неизбежным уже потому, что мы разные и не сразу можем понять друг друга, но мы должны научиться толерантно выходить из конфликта, принимать то, что другой человек непохож на нас, при этом не терять чувство собственного достоинства. Именно это чувство собственного достоинства и является той основной ценностью, которую все берегут и пытаются отстаивать в конфликте. Все пытаются заявить, что они тоже существуют на этом свете и желают поступать по-своему, а окружающий мир в чем-то мешает этому. Выйти из конфликта, не потеряв главной ценности человека – достоинства, очень сложно.

2. «Мозговой штурм».

Вспомните, когда вы чувствовали, что ваше достоинство унижают окружающие? Именно тогда возникали конфликтные ситуации. Расскажите, какие конфликты могут возникать в нашей повседневной жизни. Конфликтные ситуации записываются на доску.

Примечание: если в классе нет доверительной обстановки и ученики «закрыты», то надо быть очень осторожным, т.к. во время этого задания могут всплыть очень сложные внутриклассные конфликты, которые вряд ли удастся разрешить на уроке. В этом случае учитель может сам предложить ученикам конфликтные ситуации. Например:

  • Твой друг, подруга попросил/а у тебя одежду и порвал/а ее.
  • Твой младший брат изрисовал твои учебники ручкой.
  • Твои друзья пошли в кино, а тебя не позвали.
  • Твой учитель незаслуженно обвинил тебя, что ты списал/а контрольную у соседа.
  • Вы с другом договорились встретиться на улице. Ты прождал/а его полчаса, а он так и не пришел.
  • Тебе говорят, что твоя одежда не подходит тебе по цвету (или еще по какой-то причине).
  • Твоя подруга разболтала всем, твой секрет
  • Мама не отпускает тебя гулять (на дискотеку)
  • Тебя не пускают в школы без сменной обуви, а ты ее оставил дома

 

3. Двум или трем добровольцам предлагается разыграют одну из этих ситуаций и попытаться найти выход из конфликта. Добровольцам на подготовку дается 5 минут. Они уходят в конец класса или в коридор, где продумывают сценку-представление конфликтной ситуации.

Пока они готовятся, все остальные записывают схему, как выходить достойно из конфликтной ситуации. На каком-нибудь отвлеченном конфликте.

Пример: мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду.

Схема выхода из ситуации:

1) Начни разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая тебя не устраивает: «Когда ты накричала на меня при ребятах».

2) Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе: «Я почувствовал себя неудобно».

3) Скажи человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя: «поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей».

4) Скажи, как ты себя поведешь в случае, если человек изменит или не изменит свое поведение: «тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям».

 

4. Далее все смотрят на ситуацию, разыгранную учениками, и обсуждают, удалось ли ребятам в сценке найти достойный выход из конфликта.

- Как можно было, используя записанную нами схему, выйти из этой конфликтной ситуации?

 

5. Весь класс разбивается по парам и пытается проиграть одну из конфликтных ситуаций, написанных на доске.

Примечание: Можно дать на выбор три-четыре ситуации и посмотреть разные пути выхода из конфликта.

Далее всем классом обсуждается, как удалось выйти из этих ситуаций. Чей выход оказался наиболее удачным и почему?

 

Учитель рассказывает о схеме решений конфликтов, которой пользуются конфликтологи.

Существует несколько путей решения конфликтной ситуации:

1. Конкуренция (эгоизм) – тогда вы ставите свои интересы выше другого человека и будете с ним соревноваться. Из конфликта выйти будет довольно сложно в такой ситуации выигрывает только одна из сторон конфликта. Может в этой ситуации, это будете и вы, но в следующей раз ваш противник будет относиться к вам совершенно также как вы к нему в настоящий момент, т.е. не будет учитывать ваших интересов.

2. Приспособление (альтруизм) – вы отказывается от собственных интересов во имя выхода из конфликта, во имя «мира». Это хорошо, если при этом не пострадают ваше достоинство, ведь конфликт начался именно из-за него. Если вы после такого решения конфликта страдаете от того, что ваше чувство собственного достоинства унижено вышли ли вы из конфликта?

3. Избегание (соглашательство) – и вы и ваш партнер не решают проблемы, вы отказываетесь от своих интересов, чтобы не столкнуться в ссоре. Проблема не решается достоинство обоих осталось оскорбленным, в итоге, в конфликте обе стороны являются проигравшими

4. Компромисс – вы отказывается от части собственных интересов, для выхода из конфликтной ситуации, но и сами идете на некоторые уступки во имя интересов других людей. В этом случае в конфликте выигрывают оба и вы и ваш партнер.

5. Сотрудничество – самый лучший путь выхода из конфликта. Вы учитываете и свои интересы и интересы других, используя их для дальнейшего развития общества и саморазвития.

На схеме мы можем показать это следующим образом:

 

 

Учитель предлагает вспомнить те ситуации, которые участники обсуждали в парах и спрашивает к какому решению пришли учащиеся в своих парах.

 

Часть 2

 

1. Класс делится на группы. Каждая рассматривает один из мировых конфликтов:

- Арабо-израильский;

- Чеченский;

- Война в Ираке;

- конфликт Грузии и Северной Осетии;

Задача разработать план выход из конфликта. Чтобы это задание было выполнено хорошо, рекомендуется либо дать ученикам домашнее задание посмотреть материалы прессы о данных конфликтах, либо подготовить материалы, которыми можно пользоваться на уроке. Работу лучше организовать методом метаплана.

«Метаплан»

Учащиеся делятся на группы по 5-8 человек. Группам для работы предоставляется яркие фломастеры (маркеры) и по листу бумаги формата А0 (лист ватмана). Затем, предлагается написать на листе обсуждаемую проблему урока и разделить лист на 4 части. Учитель последовательно озвучивает вопросы, раскрывающие проблему, которые обсуждаются группой в режиме «мозгового штурма» в течение 5 - 7 минут, результаты обсуждения в виде тезисов записываются на листе в соответствующем квадрате. Вопросы должны помочь выяснить «что происходит?», «почему это происходит?», «как должно быть?» и «каким образом добиться желаемого результата?». Затем итоги работы в группах обсуждаются коллективно всеми учащимися.

 

Оформленный метаплан может выглядеть следующим образом

Чеченский конфликт

Что происходит 1. массовый террор с обеих сторон 2. … Почему это происходит 1. Политические выгоды 2. …
Имеющиеся условия (ресурсы) для улучшения ситуации 1. усталость от войны, попытки демократических выборов 2. … Предложения 1. поддержка внутричеченских политических сил, готовых к конструктивному диалогу. 2. …

 

2. Итоговая рефлексия.

Почему проявляется нетерпимость вокруг нас?

Как мы можем противостоять ей?

 

 

Итоговое занятие.

 

Цель: Подведение итогов курса «Уроки толерантности».

 

Методические рекомендации: Итоговое занятие желательно провести в неформальной обстановке, за чашкой чая. В такой атмосфере, легче будет обменяться впечатлениями от занятий. При невозможности организации неформального общения занятие может быть проведено в рамках урока.

 

Варианты итогового занятия.

 

Вариант 1. Упражнение «Вспомнить все».

Учащиеся сидят в кругу. Учитель бросает мячик любому из учеников в руки и задает ключевые вопросы по курсу. Ученик, которому бросили мяч, отвечает на вопрос, бросает мяч другому и задает вопрос по изученным темам и т.д., либо возвращает мячик учителю и тот задает вопрос следующему ученику.

Вариант 2. Упражнение «Поэма о толерантности».

Класс делится на несколько групп. Каждой группе выдается лист бумаги формата А3. Вверху листа пишется тема «Толерантность». Каждый по порядку пишет свои 2-3 рифмованные строчки по теме, загибает лист «гармошкой» и передает лист следующему. Когда группы выполнят задание, можно предложить обменяться листами между группами и продолжить работу. В заключение «поэмы» зачитываются.

Вариант 3. Упражнение «Акростих».

Класс делится на группы, каждой группе выдается лист бумаги.

На листе вертикально записывается слово толерантность, группе необходимо «расшифровать» каждую букву слова, чтобы в итоге сложилось единое представление о понятии.

Например:

Т - творчество

О - обсуждение

Л – любовь к ближнему

Е - единение
Р - радость

А - активность

Н - ненасилие

Т - терпимость

Н - надежда

О - осмысление

С - симпатия

Т - товарищество

Ь
ЛИТЕРАТУРА

Асмолов А. Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000

Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.

Бондырева С.К. Колесов Д.В. Толерантность. Введение в проблему. М., 2003.

А.Н. Иоффе. Многообразие понимания толерантности. – М., ИД «Камерон»,2004

На пути к толерантному сознанию/ Отв.ред. А.Г.Асмолов. – М., 2000

Нетерпимость в России / под ред. Г. Витковской, А. Малашенко. М., 1999.

Нетерпимость и враждебность в российском обществе. Рабочие материалы для учителя. Вып. 1-5. М., 2000-2001.

Первые шаги. Лондон, 1997.

Права ребенка и толерантность использование сообществ в рамках обучающего процесса: Пособие для учителя 8-10 классов. Ростов-на-Дону, 2002.

Права человека: Методика преподавания в школе (9-11 классы). Пермь, 2004.

Преподавание прав человека в 6 – 8 классах средней школы: Книга для учителя. Т. 1. М., 2000.

Солдатова Г.У. Шайгерова Л. А. Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. М., 2000.

Толерантность – мой шаг. Информационный сборник для учащихся 8-10 классов. Ростов-на-Дону, 2002.

Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.

Уолцер М. О терпимости. М., 2000.

Уроки прав человека. Пермь, 2002.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М., 1998.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...