Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие нормы в возрастной психологии




Развитие в онтогенезе, как мы уже видели, не является линейным поступательным процессом. В этой связи возникают два проблемных вопроса, во-первых, о показателях развития, и, во-вторых, об отклонениях в развитии и о психологической норме.

Ведущая деятельность - с позиций деятельностного подхода к изучению психики - та деятельность, с которой на данном этапе развития связано появление важнейших психических новообразований, в русле которой развиваются другие виды деятельности и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности. Понятие использовано для построения периодизации развития психики, основанной на поочередной смене ведущей деятельности, которая в одном возрастном периоде обеспечивает преимущественное развитие мотивационно-потребностной, а на сменяющем его этапе - сферы операционально-технической. Смена ведущей деятельности означает переход на новую стадию. Основной механизм при этом - сдвиг мотива на цель, превращение того, что выступало как одна из целей, в самостоятельный мотив. Предполагалось, что каждому периоду соответствует четко фиксированная ведущая деятельность:

1) непосредственное общение младенца со взрослыми;

2) предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве;

3) сюжетно-ролевая игра дошкольного возраста;

4) учебная деятельность школьников;

5) профессионально-учебная деятельность юности. Критическое рассмотрение представлений о роли ведущей деятельности в возрастном развитии не предполагает отрицания ее значения, но подвергает сомнению представления о жестком закреплении определенной ведущей деятельности, выделенной в каждом возрастном этапе. В зависимости от социальной ситуации развития в группах разного уровня и состава (рабочая молодежь, учащиеся, «неформалы», несовершеннолетние правонарушители и пр.) ведущий характер могут принимать различные виды деятельности, опосредуя и формируя межличностные отношения. При этом следует различать:

1) ведущую деятельность, призванную формировать общественно ценные психические новообразования (педагогический подход к проблеме ведущей деятельности);

2) ведущую деятельность, которая реально формирует эти новообразования (психологический подход).

Задержка психического развития - парциальное (частное) недоразвитие высших психических функций, могущее, в отличие от олигофрении, быть временным и компенсироваться при коррекционных воздействиях в детском или подростковом возрасте.

Причинами задержки психического развития могут выступать:

1) дефекты конституционального развития ребенка - из-за которых он начинает отставать от сверстников в физическом и психическом развитии (гармонический инфантилизм);

2) различные соматические заболевания (физически ослабленные дети);

3) органические поражения центральной нервной системы (дети с минимальной мозговой дисфункцией).

У таких детей в силу цереброастении, психомоторной расторможенности и аффективной возбудимости значительно снижаются работоспособность, память и внимание; затрудняется усвоение навыков чтения, письма, счета, речи. Также появляются эмоциональные и личностные нарушения.

Отклонение психического развития - неадекватное формирование психологического опыта, вызванное сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение, и пр.) или поражениями центральной нервной системы (умственная отсталость, задержки психического развития, двигательные нарушения, речевые нарушения, и пр.). Возникают как результат перенесенных ребенком вредных воздействий (родовая травма, тяжелая инфекция).

Здесь различаются:

1) первичные нарушения (снижение слуха, зрения, интеллекта) - имеют органический характер и требуют медицинской коррекции;

2) вторичные нарушения, основанные на первичных - как правило, носят системный характер и поддаются педагогической коррекции.

При первичном нарушении происходит отставание в сроках формирования психических функций и качественные отклонения в их развитии. Нарушается развитие всех познавательных процессов (восприятия, наглядного и словесно-логического мышления), развитие навыков общения и формирование самоконтроля; затормаживается ход смены ведущей деятельности. В частности, предметная деятельность у глухих и слабослышащих детей становится ведущей лишь к пяти годам, у детей умственно отсталых - вообще к концу дошкольного возраста.

У всех аномальных детей наблюдаются дефекты речевого развития. При этом отклонения психического развития могут обусловливаться незначительными первичными нарушениями. Например, при снижении слуха до невосприятия речи шепотом уже возможны существенные нарушения речевого развития. При своевременном корректирующем воздействии может достигаться полное восстановление или же замещение нарушенной вторичной функции; но спонтанноФй компенсации дефекта, как правило, не бывает.

 

Умственное развитие - совокупность знаний, умений и сформированных при их усвоении умственных действий; свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение в определенном объеме новых знаний и умений.

Наличный уровень умственного развития - это состояние познавательных и творческих возможностей индивида. Информация об уровне умственного развития может быть получена путем длительных психолого-педагогических наблюдений или же путем проведения диагностических испытаний с помощью специальных методик. Так, критериально-ориентированное тестирование позволяет, не охватывая уровня умственного развития в целом, установить, насколько он достаточен для усвоения учебных программ и выполнения заданий конкретной учебной и профессиональной деятельности, выявить пробелы в знаниях и указать способы их устранения.

При анализе уровня умственного развития нужно исходить из принципа неразрывности связи и взаимной обусловленности содержания и формы мышления (Л. С. Выготский). Нарушение этой связи снижает эффективность мышления. Если содержание мышления отражает существенные стороны социальной и культурной среды, где проходили жизнь и деятельность индивида, то усвоением этого содержания предопределен сформированный у него уровень умственного развития, и его умственные способности могут оказаться недостаточными для усвоения нового содержания.

Однако своеобразие уровня умственного развития обусловлено не только факторами онтогенеза, но и природными психофизиологическими особенностями индивида. Это обнаруживается в деятельности мышления и, в частности, в складывающейся мотивации предпочтения индивидом неких видов деятельности.

По наличному уровню умственного развития, как правило, невозможно определить, сколько времени и усилий понадобилось индивиду для его достижения.

Контрольные задания

1. Назовите факторы психического развития.

2. Дайте определение движущих сил психического развития.

3. Перечислите общие закономерности психического развития.

4. Сформулируйте основные проблемы возрастной периодизации

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...