Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие движений младенца




Первый месяц. Сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете. Начинает плавно прослеживать движущийся предмет. Прислушивается к звуку, голосу взрослого. Лежа на животе, пытается поднимать голову.

Второй месяц. Длительно сосредотачивает взгляд на лице взрослого или на неподвижном предмете. Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым (до одного метра). Поворачивает голову при длительном звуке, лежа на животе приподнимается и непродолжительно удерживает голову. Произносит отдельные звуки.

Третий месяц. Сосредоточивает взгляд в вертикальном положении на лице говорящего с ним взрослого или игрушке; комплекс оживления с ним. Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке под мышки крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах. Удерживает голову в вертикальном положении на руках взрослого. Рассматривает и пытается захватить висящую игрушку.

Четвертый месяц. Узнает мать, радуется ей. Находит глазами невидимый источник звука. Громко смеется в ответ на обращение. Захватывает висящую игрушку. Придерживает руками грудь матери или бутылочку во время кормления.

Пятый и шестой месяц. Сидит при поддержке за одну руку, а иногда и самостоятельно, но при сидении еще выражен кифоз позвоночника. Поворачивается со спины на бок и живот. На животе опирается на разогнутые руки, поднимает верхнюю часть туловища, опираясь на ладони. Ребенок начинает схватывать предметы, к которым прикоснулся не только ладонной, но и тыльной или боковой стороной кисти. Ротация между грудной клеткой и тазом создает возможность поворачиваться со спины на живот, а немного позднее и с живота на спину. Лежа на животе, ребенок вытягивает одну руку, поддерживая себя другой. Перемещает вес тела с одной руки на другую. Развивается защитная экстензия рук вперед и назад. Лежа на спине, играет со стопами. Поворачивает голову по направлению звука.

Седьмой и восьмой месяц. Самостоятельно устойчиво сидит, сохраняя равновесие. Встает на четвереньки. Поворачивается с живота на спину Делает попытки сесть самостоятельно из положения на спине. При поддержке встает на ноги, с опорой некоторое время может стоять. Реакция равновесия выражена в положении на спине, на животе, сидя. Защитная экстензия рук вперед и в стороны позволяет ребенку сидеть с сохранением равновесия и предотвращает падение. С помощью рук садится из положения на спине и на животе. Рассматривает игрушку, перекладывает из одной руки в другую. Движения носят более целеустремленный характер. Протягивает руки к матери и знакомым. Хлопает в ладоши.

Девятый и десятый месяц. Встает на колени, держась за барьер. Передвигается, держась за опору. Стоит с поддержкой, делает попытки стоять самостоятельно, ползает. Движения относительно координированы. Подражает движениям взрослых. Берет мелкие предметы двумя пальцами. Собирает разбросанные игрушки, достает игрушки из ящика, следит за падением бросаемых предметов. Наблюдает за взрослыми, машет им рукой, ест ложкой с помощью взрослых. Одиннадцатый и двенадцатый месяцы. Ходит, поддерживаемый за одну руку, делает отдельные шаги самостоятельно, но походка еще неустойчивая, часто падает. Хорошо выражена защитная экстензия рук назад. Сочетание защитной экстензии рук вперед, в стороны и назад дает ребенку возможность оттолкнуться одной рукой, чтобы сесть из положения на спине. Садится с меньшей ротацией туловища вокруг оси тела. Свободно манипулирует с предметами. Приседает, чтобы поднять упавшую игрушку. К концу первого года жизни ребенок начинает ходить. При переходе от ручных дейст­вий к орудийным в процессе практической деятельности ребенка происходит зарождение простых форм интеллектуальных операций.

Развитие внимания

Развитие непроизвольного внимания

В первые месяцы жизни у ребенка есть только непроизвольное внимание. Ребенок внача­ле реагирует исключительно на внешние раздражители, причем только в случае их резкой смены. Например, при переходе от сумерек к яркому свету, при внезапных гром­ких звуках, при смене температуры и т. п.

Начиная с третьего месяца ребенок начинает все больше заинтересовываться внешними объектами, тесно связанными с его жизнью, то есть наиболее близкими к нему.

В пять-семь месяцев ребенок уже в состоянии до­статочно долго рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в рот. Особенно заметно прояв­ление его интереса к новым ярким и блестящим пред­метам. Зачатки произвольного внимания обычно начина­ют проявляться к концу первого — началу второго года жизни ребенка. Воз­никновение и формирование произвольного внима­ния связано с процессом воспитания ребенка.

Роль игры в развитии внимания

Большое значение для развития произвольного вни­мания имеет игра. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами. Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непроиз­вольное внимание. Знакомство со все большим и боль­шим количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших от­ношениях. манипулирование с игрушками и другими предмета­ми — все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы и внимание. Игры ребенка, особенно с участием взрослого, являют­ся важнейшим условием развития внимания.

 

Причины возникновения отклонений в эмоциональном

Развитии ребенка

Срыв привычного стереотипа поведения. Изменение привычек требует от ребенка большого не­рвного напряжения и сопровождается нарушением не только эмоциональной сферы, но и всего поведения
Малыш может перестать играть, потерять аппетит, плохо спать и др. Наиболее частые отрицательные реакции наблюдаются у детей после 5-6 месяцев до 1 года 7 месяцев — 1 года 8 месяцев,так как к этому
времени у ребенка начинают формироваться доволь­но устойчивые привычки, и если их приходится ме­нять, это порой вызывает у малыша различные нару­шения возбудимости нервной системы и поведения
Так, например, приход в дом постороннего человека, переезд на новую квартиру, передача ребенка на не­сколько дней бабушке вызывают ряд временных от­рицательных реакций.

Неправильное построение режима дня ребен­ка. Если установленный ритм сна, кормления и бодр­ствования не соответствует индивидуальным осо­бенностям физического и нервно-психического со­стояния малыша или установленный режим часто нарушается взрослыми, это зачастую приводит к тому, что ребенок становится раздражительным, пла­чет по самым ничтожным поводам.

Неправильные воспитательные приемы. Если ребенка запугивают, мешают ему двигаться, если его игру все время прерывают: «не лезь», «не мешай если ребенок при каждом желании что-либо сделать получает от взрослых лишь одно «нельзя», то он бу­дет в плохом эмоциональном состоянии, будет часто раздражаться и много плакать.

Часто бывает, что ребенок в семье становится «иг­рушкой» для матери и других взрослых. Они забав­ляются с малышом, много ласкают и балуют его, иногда перевозбуждают и утомляют нервную систе­му ребенка — это также вредно отражается на его эмоциональном состоянии.

Отсутствие необходимых условий для игры и
самостоятельной деятельности.
Одной из частых причин отрицательного эмоционального состояния ребенка является дефицит сенсорных раздражений и отсутствие условий для двигательной и других форм активности, что крайне необходимо малышу. Неудов­летворение этих потребностей и ведет к возникнове­нию различных отрицательных эмоций, вследствие того что ребенок не получает достаточного количе­ства впечатлений, обеспечивающих активное состо­яние коры головного мозга и способствующих его психическому развитию.

Создание односторонней аффективной привя­занности у ребенка тоже служит часто источником его слез, его тяжелых эмоциональных переживаний. Если ребенок привык быть только с матерью, если ее
любовь выражается в том, что она постоянно держит его на руках, целует, обнимает, фиксирует на себе его внимание, то у ребенка создается исключительная привязанность к ней. И когда мать по необходимости
вынуждена на время уйти, оставить малыша с кем-нибудь другим, это вызывает у ребенка долгий неумолкающий крик.

Наконец, частой причиной отрицательного эмо­ционального состояния детей является отсутствие единого подхода к ребенку со стороны взрослых. Часто разные требования, которые предъявляют ре­бенку взрослые, разные приемы воспитания, приме­няющиеся в одних и тех же случаях, не способствуют созданию у малыша твердых, единых установок, определенного правильного отношения к окружаю­щему миру. Например, отец говорит: «Возьми каран­даш и рисуй», а мать кричит: «Не смей брать, нельзя».

 

Кризис одного года

Кризис одного года характеризуется освоением речевого действия. Организм младенца регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь же она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире. Биологоческие ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением. Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. Эмоционально проявляется в аффективности. Эмоции примитивные. При этом наблюдаются различные нарушения: 1.Нарушение всех биоритмических процессов (сон – бодрствование); 2.Нарушение удовлетворения всех витальных потребностей (например, чувства голода); 3.Эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость). Кризис не относится к числу острых.

Так, основной задачей первой стадии является установление доверия ребенка к внешнему миру; на­личие чувства доверия является основой формирова­ния положительного самоощущения. Ребенок при этом узнает, может ли он положиться на взрослых, спо­собны ли они заботиться о нем, любить его, поддержи­вать позитивные эмоции. Если этого нет, ребенок не сможет овладевать новыми видами деятельности. Если же ребенок испытывает положительные ощущения, то мир выступает для него непротиворечивым и предска­зуемым. Длится этот период от рождения до 1 года.

Контрольные задания

1. Укажите перинатальные условия развития.

2. Каковы психофизиологические особенности новорожденного.

3. Назовите психологические особенности младенца.

4. Покажите динамику психического развития в младенчестве.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...