Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Немецкая классическая философия. Марксизм




И. Кант. Г. Гегель. К. Маркс и Ф. Энгельс

Иммануил Кант является крупнейшим филосо­фом эпохи Просвещения и основателем немецкой классиче­ской философии. Основные его работы: «Критика чистого ра-


6 4 Глава 3. Развитие западноевропейской философ ии (основные этапы)

зума» (гносеология), «Критика практического разума» (этика), «Критика способности суждения» (эстетика).

u^nuvua Кант П 724-1804) родился в небогатой протестантской семье. SSSSSffiSS университет, где работал преподавателем до концажшК почти никогда не покидал Кенигсберга, не был женат Неизмеренный образ жизни, выполняя все свои дела по строгому рас­питию Говорят, когда он выходил на прогулку - всегда в одно и то же ^мГ™ города сверяли по нему часы. Слава его была так велика, что когда Кант умер, прощание с ним было продлено до 16 дней.

Творчество Канта подразделяют на два периода - докрити-ческий когда в его творчестве преобладали вопросы наук о природе, и критический, когда он рассматривал собственно Кософскиевопросы(после 1770г.). Ихтри:шад^ Что я должен делать? На что я могу надеяться? На первый из них отвечает гносеология, на второй - этика, третий же нахо­дится на стыке философии и религии.

Гносеология. Заслугу Канта усматривают в том, что в теории познания он впервые перенес акцент с WWgM^ познавательные способности самого человека. Существуют два мира. Действительный мир (Кант называет его ноуменаль­ным и?и миром «вещей-в-себе») мы не можем познать Мы познаем лишь мир видимости (Кант называет его феноменаль-ным или миром явлений).

Если мы посмотрим на карандаш, опущенный в стакан с водой, нам пока­жется что он сломан (из-за разницы в преломлении лучей в воде и возду­хе) Однако «ущербность» карандаша - всего лишь явление, видимость. В действительности он цел.

Такие категории, как время, пространство, качество, коли­чество, принадлежат не действительному миру (мы не знаем о нем ничего вообще), а только нашему рассудку. Мы можем по­знать лишь то, что поддается описанию при помощи этих кате-гооий т е. явления. «Вещи-в-себе» (например, бог, душа) не познаваемы (Кант называет их трансцендентными, т.е. запре-

ДСЛ ЬЭтика Хотя действительный мир недоступен для позна­ния он открывается для практического разума в виде высшего нравственного закона, основанного на долге. Его Кант называ­ет «категорический императив»:

 


 

 

§ 3.4. Немецкая классическая философия. Марксизм

Поступай лишь согласно тому правилу, следуя которому ты можешь без внутреннего противоречия желать, чтобы оно стало всеобщим за­коном1.

Только те поступки, которые соответствуют императиву, моральны и достойны человека (например, решение не отда­вать деньги, взятые в долг, не может стать всеобщим законом, поскольку в этом случае деньги в долг никто не будет давать и решение потеряет всякий смысл).

Религия. Бог — понятие трансцендентное, поэтому его су­ществование не может быть логически доказано (Кант опро­вергает известные доказательства существования бога). Одна­ко моральное поведение подразумевает вознаграждение. По­этому справедливость требует того, чтобы бог существовал.

Георг Гегель — крупный немецкий классический философ. Основными его работами являются «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук».

I

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в Штутгарте. Учился на богословском факультете Тюбингенского университета. По оконча­нии университета Гегель решил заняться преподавательской деятельно­стью и учительствовал в разных городах - Берне, Франкфурте, Йене, Нюрнберге, Берлине. В Берлинский период (с 1818 г. до конца жизни) Ге­гель достиг всеобщего признания как крупнейший философ. Умер во вре­мя эпидемии холеры в Берлине.

Основополагающее понятие гегелевской философии — аб­солютная идея, объединяющая все сущее. Понятие абсолютной идеи схоже с понятием бога. Но в отличие от бога мировых ре­лигий идея сама по себе не обладает сознанием, личностью, а обретает их только через человека. Абсолютная идея творит из себя природу, а затем человечество. Через деятельность чело­века (духовную культуру) идея познает себя. Духовная культу­ра, по мнению Гегеля, проявляется в трех формах: субъективный дух — душа, сознание, личность; объективный дух — право, мораль, нравственность; абсолютный дух— искусство, религия, философия.

Высшая ступень духовной жизни человечества — филосо­фия, в которой идея возвращается к себе, познает саму себя.

1 Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 5. С. 260.

5-1760


66 Глава 3. Развитие западноевропейской философии (основные этапы)

Развитие мира и история человечества есть развитие абсо­лютной идеи. Движущей силой этого развития является проти­воречие. Любое развитие проходит по определенной схеме: ут­верждение (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противополож­ностей (синтез). Синтез есть тезис на новом, более высоком уровне развития. Например, зерно, посаженное в землю (те­зис), превращается в росток, который не является зерном, т.е. отрицает его (антитезис). Росток в свою очередь превращается в колос, который отрицает уже росток. Колос есть отрицание отрицания (синтез). Синтез — возвращение к тезису, т.е. к тому же изначальному зерну, но уже на более высокой качественной основе.

Таким образом, Гегель разрабатывает солидную философ­скую основу для диалектики — учения о развитии и изменении. При этом в диалектическом развитии вычленяется ряд зако­нов: 1) закон перехода количественных изменений в качест­венные; 2) закон единства и борьбы противоположностей; 3) закон отрицания отрицания (действие законов можно про­следить на данном выше примере с зерном и колосом).

Рассмотрим действие законов на примере развития самой философии. 1) Большое число отдельных сходных идей обычно приводит к новому ка­чественному этапу — теории; так, отдельные диалектические идеи даосиз-|ма, Гераклита привели к цельной теории Гегеля. 2) Философия как целое существует в борьбе противоположностей — идеализма и материализма. 3) Идеализм есть критика материализма. Критикуя идеализм, мы возвра­щаемся к материализму, но на более высоком уровне, поскольку учитыва­ем ошибки наших предшественников.

Работы Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса

(1820—1885) оказали огромное влияние на всю последующую философию. Важнейшими из них являются: «Капитал», «Эко-номическо-политические рукописи» К. Маркса, «Анти-Дю­ринг», «Диалектика природы» Ф. Энгельса. Во многом марк­систская философия продолжала идеи немецкой классической мысли (например, используя диалектику Гегеля), однако в це­лом она ставила более радикальные задачи, полагая, что фило­софия должна не объяснять мир, а изменять его.


§ 3.4. Немецкая классическая философия. Марксизм 67

В основе природы человека лежит склонность к производи­тельному труду. На каждом этапе развития общества люди вступают в производственные отношения, в совокупности об­разующие экономическую систему. Именно экономическая система определяет образ жизни человека и общества. Все ос­тальное — идеи, теории, мораль, право — всего лишь надстрой­ка над экономическим фундаментом — базисом.

Вся история общества определена материальными, эконо­мическими условиями. В зависимости от них выделяются об­щественно-экономические формации: 1) первобытно-общин­ный строй, 2) рабовладельческое общество, 3) феодализм, 4) капитализм, 5) коммунизм. Движение от формации к фор­мации является прогрессивным, диалектическим развитием общества.

Смена формаций характеризуется обострением классовой борьбы между угнетенными и угнетающими группами: рабов и рабовладельцев, феодалов и зависимых крестьян, наконец, ра­бочих и капиталистов. Подобно тому как феодализм был лик­видирован революцией, когда рождающаяся буржуазия боро­лась против отмирающего класса феодалов, так и капитализм должен уступить свое место коммунизму. По мнению марксис­тов, угнетенный рабочий класс при помощи революции унич­тожит отмирающий класс буржуазии.

Идеалом для марксизма является коммунистическое обще­ство, где не будет классов (т.е. угнетенных и угнетающих), ча­стной собственности, а основным станет принцип «от каждо­го по способностям, каждому по потребностям». Комму­низм — царство свободы, напоминающее утопии Платона и Т. Мора. Практические попытки воплощения коммунистиче­ских идей в жизнь (например, в СССР) только подчеркнули их утопизм.

Хотя не все в марксизме выдержало проверку временем, многие его социологические, экономические, философские идеи актуальны и для XXI в., что признают даже убежденные противники этого течения. Несмотря на сложности с реализа­цией, идеи марксизма значительно изменили облик мира, опе­редив по своему влиянию большинство других философских систем.


5*


68 Глава 3. Развитие западноевропейской философии (основные этапы)

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. И. Кант концентрировался на способностях человека познавать мир и обозначил высший нравственный закон - категорический им­ператив.

2. Г. Гегель ввел в философию принцип развития, обосновав диалек­тический метод познания мира.

3. К. Маркс делал упор на общественные отношения, полагая, что об­раз жизни человека зависит от производственных отношений.

ЗАДАНИЯ

1. Перечислите основные идеи И. Канта в области гносеологии, эти­ки, философии религии.

2. Назовите основные идеи Г. Гегеля. Приведите примеры действия законов диалектики.

3. Назовите основные идеи марксизма. Чем, по вашему мнению, объ­ясняется влияние марксизма на общество XX в.?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...