Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Западноевропейский иррационализм




«Философия жизни». Фрейдизм. Экзистенциализм

В развитии западной философии XIX - начала XXI в. можно выделить два течения. Рациональное течение про­должает идеи Нового времени с их опорой на разум, науку, со­циальный прогресс. Однако со временем разработка оружия массового поражения, экологический кризис и другие пробле­мы все более усиливают разочарование в науке и разуме. Ирра­циональное (от лат. irrationalis - неразумный) течение на место разума ставит волю, жизнь, существование, бессознательное и т.д. Основными направлениями иррационализма являются философия жизни, фрейдизм и экзистенциализм.

У истоков философии жизни находится творчество Артура Шопенгауэра (1788-1860). В своей работе «Мир как воля и представление» он писал, что мир неразумен, неупорядочен, нелогичен. Им управляет неразумная слепая воля. Человеком также правит не разум, а воля, стремящаяся к удовлетворению желаний. Поскольку далеко не все из них можно удовлетво­рить, человеку суждено постоянно страдать (здесь ощущается


§ 3.5. Западноевропейский иррационализм 69

увлечение Шопенгауэра индийской философией). Искусство и философия — два пути облегчения человеческих страданий.

Собственно «философия жизни» как влиятельное направ­ление формируется в творчестве немецкого мыслителя Фрид­риха Ницше (1844-1900). Жизнь нельзя понять разумом, ее можно лишь переживать. Наиболее ярко она проявляет себя в человеческих страстях, желаниях, экстазе, «воле к власти», ин­стинкте самосохранения, творчестве и т.п. Однако человечест­во в своей массе отказывается от свободной жизни, предпочи­тая безопасность, стадность, подчинение лидерам и лицемер­ную мораль. Первопричины этой унылой полужизни Ницше усматривает в идеях христианства и Сократа. Христианство сформировало «мораль рабов», призывая к подчинению вла­сти, униженности, «страху божию»; Сократ же утверждал, что страсти следует укрощать разумом.

Необходимо отказаться от лживых норм, стадных ограни­чений, рациональных подсчетов и реализовать свою «волю к власти», т.е. начать жить полной жизнью. В этом Ницше усмат­ривал путь к человеку будущего — «сверхчеловеку».

В своих работах Ницше отказывается от научности, пользу­ясь художественным языком. Для понимания его идей лучше обратиться к первоисточникам, чем к комментариям. Приве­дем для примера некоторые его мысли:

Культура — лишь тонкая яблочная кожура над хаосом.

Наш долг — это право, которое другие имеют на нас.

Убеждения более опасны для истины, чем ложь.

Истина — это неопровержимые человеческие заблуждения.

Падающего — толкни.

Идешь к женщине — бери плетку.

Бог умер.

Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком.

Он — средство, а не цель.

Фрейдизм (или философия психоанализа) — направление иррационализма, основателем которого является австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939), который ввел в философию понятие бессознательного. В наиболее общем ви­де, согласно Фрейду, структуру психики можно представить в виде трех уровней:


70 Глава 3. Развитие западноевропейской философии (основные этапы)


§ 3.5. Западноевропейский иррационализм



 


Сверх-Я Сверхсознател ьное Законы, запреты, мораль, традиции
Я Сознание Ясно осознаваемые мысли, желания и т.д.
Оно Бессознательное Тайные, неосознаваемые желания, мысли, комплексы

По мнению Фрейда, у каждого есть тайные желания. В дет­стве человек учится их подавлять под воздействием запретов, законов и т.д. Однако они не исчезают (даже если кажется, что они полностью забыты), а остаются в бессознательном, где ожидают своего часа. Бессознательные желания, по Фрейду, имеют ярко выраженный сексуальный характер. Хотя человек и не осознает их, они часто заявляют о себе в сновидениях, в юморе, оговорках.

Бессознательное можно представить в виде комнаты ожидания, сознание -в виде приемного кабинета, а сверхсознательное - в виде охранника каби­нета. Охранник не пропускает нежелательных посетителей (мысли и же­лания) в кабинет, но он может на время отойти. Тем не менее рано или поздно он вернется и изгонит назойливых клиентов.

Сознание является полем борьбы между бессознательными сексуальными желаниями и запретами сверхсознательного. Первые периодически «всплывают» в сознание, вторые вытес­няют их обратно. Постоянное подавление желаний может при­вести к срывам (как в паровом котле, где не открывается предо­хранительный клапан) - неврозам, истерии и т.д. Поэтому сек­суальные импульсы должны быть или «выпущены на свободу» (реализованы в сексуальных действиях), или сублимированы (т.е. перенесены на другие, возвышенные объекты, например на творчество).

Философия Фрейда оказала значительное влияние на евро­пейскую культуру XX в., сопоставимое только с влиянием марксизма.

Экзистенциализм (от лат. existential — существование) — ир-рационалистическое философское течение XX в., выдвига­ющее на первый план абсолютную уникальность человеческо­го бытия.

Истоки экзистенциализма содержатся в учении датского мыслителя XIX в. Серена Къеркегора (1813-1855). Существовать для него — значит быть вне толпы, постоянно реализуя свой сво-


бодный, не связанный ничем и никем выбор. В жизни человек может пройти три стадии развития. Две первые стадии - эстети­ческая (чувственность, любовь к наслаждениям и моде), этиче­ская (выбор свободы, а вместе с ней и ответственности) связаны с постоянным ощущением отчаяния и ограниченности человека, которое преодолевается только на третьем этапе — религиозном, когда человек вступает в личный, интимный диалог с богом.

Классиками экзистенциализма считаются немецкий фило­соф Мартин Хайдеггер (1889-1976), французские философы Жан Поль Сартр (1905-1980) и Альбер Камю (1913-1960). Ос­новная проблема экзистенциализма - проблема личного выбо­ра человека в состоянии духовного кризиса. Подлинно сущест­вовать значит не пытаться соответствовать ожиданиям других, а жить своей жизнью «здесь и сейчас».

В пограничной ситуации (перед лицом смерти, в моменты глубоких душевных потрясений) многое, казавшееся важным (карьера, богатство и т.д.), становится бессмысленным. Челове­ку раскрывается его сущность, определяемая не нормами, а осознанием своей конечности: страхом, тревогой, безысход­ностью. Человек обречен на одиночество и свободу: в этом мире он может опереться только на себя. Он может отказаться от сво­боды, стать «как все», но только ценой отречения от себя как от уникальной личности. Свобода — тяжкое бремя, поскольку под­разумевает личную ответственность за каждый поступок. Чело­век сам творит себя и свою жизнь-он есть то, как он поступает.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Согласно Ф. Ницше, жизнь нельзя понять разумом, ее можно лишь переживать, подчиняясь страстям, желаниям, экстазу, «воле к вла­сти».

2. 3. Фрейд ввел в философию понятие бессознательного, полагая, что в нем концентрируются вытесненные сексуальные желания.

3. Экзистенциализм выдвигает на передний план уникальность каж­дого человека, творящего самого себя в ежесекундном свободном вы­боре.

ЗАДАНИЯ

1. Выделите общие моменты в различных иррационалистических на­
правлениях. Назовите основные различия в идеях этих направлений.

2. Перечислите основных представителей каждого направления.
Сформулируйте их основные идеи.


< Л РАЗВИТИЕ РУССКОЙ

Ё ^ТФИЛОСОФИИ (ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ)

Русская философия является составной частью мировой философ­ской мысли, и рассматриваемые в ней проблемы не изолированы от мировых традиций. Тем не менее ее история, как и история любой другой философии (например, французской или немецкой), имеет свою специфику.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...