Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рождение русской философии




Специфика русской философии. Предфилософия. Философия XVIII в.

Специфика русской философии обусловлена особенностями исторического развития страны:

о русские философы питали устойчивый интерес к практиче­ским философским вопросам - проблемам морали, права, со­циального и государственного устройства;

о философские идеи часто находили выражение в форме худо­жественного творчества, литературной критики, публицисти­ки. Многие из них излагались иносказательно, в аллегориче­ской форме, что было связано с интеллектуальной несвободой и жесткой цензурой;

о формирование русской философии проходило с заметным от­ставанием от мировых тенденций. Устойчивые интеллектуаль­ные связи России с Западной Европой оформились достаточ­но поздно - в XVIII в. Однако и после этого философию жест­ко контролировали, усматривая во многих ее идеях реальную опасность для власти (как самодержавной, так и советской).

На самом раннем этапе развития русской мысли еще нельзя говорить о философии как о теоретической системе. Тем не ме­нее в известных текстах (преимущественно богословского ха­рактера) присутствуют самобытные идеи, которые являются в полной мере философскими. Соответственно период IX-XVII вв. можно назвать периодом русской предфилософии. Ее


§ 4.1. Рождение русской философии 73

особенностями являются: 1) тесная связь с христианским веро­учением, воспринятым от Византии; 2) художественно-образ­ный характер.

Оригинальные идеи были выдвинуты в XI в. митрополитом Илларионом в работе «Слово о законе и благодати». Здесь Илла­рион писал о двух принципах общественного устройства: о строгом подчинении закону (в духе Ветхого Завета) и о благо­дати как о свободном выборе и любви к Богу (в духе Нового За­вета). Даже самое строгое выполнение законов, ритуалов и церковных предписаний без любви в душе и внутреннего по­нимания есть рабство перед законом, и оно не ведет к спасе­нию. Благодать выше закона — она, как солнце, светит всем, уравнивая людей и народы и указывая, что нет ни высших, ни низших, ни отвергнутых, ни избранных, а «земля русская» на равных включена в мировой исторический процесс.

Огромное значение для последующей философской и по­литической мысли имела разработанная в XVI в. Филофеем доктрина «Москва — третий Рим»:

| Два Рима подоша, третий стоит, а четвертому не бывать1.

Филофей пишет, что наследником Римской империи и за­падного христианства стал Константинополь — центр христи­анства восточного. Преемницей разоренного Константинопо­ля, третьим и последним хранителем христианской духовности в ее изначальном, незамутненном виде должна стать Москва. В целом доктрина Филофея есть проявление рождающегося национального самосознания в русской теоретической мысли.

В философии XVIII в. появились серьезные теоретические системы, сопоставимые с лучшими западными образцами. Ре­формы Петра I, «прорубившего окно в Европу», позволили России выйти из состояния культурной изоляции и приоб­щиться к общемировому цивилизационному процессу. Скла­дывались тесные интеллектуальные связи с Западной Европой, прежде всего в сфере образования и науки. Известные евро­пейские ученые преподавали в России, русские студенты полу­чили возможность продолжить образование за рубежом.

1 Памятники древнерусской литературы. М., 1982. С. 16.


74 Глава 4. Развитие русской философ ии (основные этапы)

Особенностями русской мысли XVIII в. можно назвать 1) от­граничение предмета философии от богословских размышле­ний; 2) высокий интерес к естествознанию; 3) возрастающее внимание к проблемам познания в целом; 4) осмысление сущ­ности человека. В целом философия XVIII в. развивается в об­щеевропейском русле, решая проблемы, поставленные Новым временем.

В наиболее полном виде основные проблемы эпохи были рассмотрены в учении М.В. Ломоносова.

Михаил ВасильевичЛомоносов(\7\\-\765)рояипся на севере России, вАр-хангельской губернии, в семье богатого помора. Чувствуя с детства тягу к знаниям, он отправился с обозом из Холмогор в Москву, где был принят в Славяно-греко-латинскую академию. В числе лучших студентов был на­правлен для продолжения образования в Академию наук в Петербурге, а затем в университеты немецких городов Марбурга и Фрейбурга. По воз­вращении в Петербург Ломоносов продолжает занятия в Академии и вско­ре становится первым русским академиком. В числе образовательных про­ектов ученого - создание Московского университета (ныне МГУ им. М.В. Ломоносова). Работы Ломоносова, заложившего фундамент рус­ской науки, широко переводились и пользовались признанием в Европе.

Отграничивая научное знание от богословия, Ломоносов писал:

Создатель дал роду человеческому две книги. Первая - видимый сей мир, им созданный. Вторая книга - Священное Писание. Не здраво рассудителен математик, если он хочет Божескую волю вымерять цир­кулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалты­рю можно научиться физике или химии1.

Такой подход освобождал науку от опеки религии. Этому же способствовала философская позиция деизма, которую Ло­моносов разделял со многими деятелями европейского Про­свещения.

В центре научно-философских взглядов Ломоносова - кор­пускулярная (атомно-молекулярная) теория строения материи. Помимо этого, он утверждал, что природа и материя находятся в состоянии постоянного движения и развития, а все вещи - в состоянии взаимосвязи. Последняя идея подводит Ломоносова к формулировке закона сохранения материи и движения:

1 Ломоносов М.В. Поли. собр. соч.: В 11 т. 1952. Т. 6. С. 235.


§4.1. Рождение русской философии 75

Если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то дру­гого. Так, сколько материи прибавляется какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю от бодрствования и т.д. Так как это всеобщий закон приро­ды, то он распространяется и на правила движения1.

В отличие от многих ученых Ломоносов не ограничивал се­бя только опытом и экспериментом — его привлекали глубин­ные, философские основания познания. В гносеологии он был сторонником гармонии опыта и разума.

На развитие отечественной философской и общественной мысли также оказали значительное воздействие произведения А.Н. Радищева.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) родился в дворянской поме­щичьей семье, учился в Москве и Петербурге. В 1766 г. он был направлен на учебу в Германию, где познакомился с трудами немецких и француз­ских просветителей. По возвращении в Россию Радищев разрабатывает широкий спектр философских, этических, политических проблем; ито­гом этой работы стало произведение «Путешествие из Петербурга в Моск­ву» (1790), где автор изображает рабское положение миллионов россий­ских крестьян. После публикации книги Радищев «за злоумышление на государство» был приговорен к смертной казни, позже замененной ссыл­кой в Сибирь. После амнистии 1797 г. он попытался вернуться к общест­венно-политической деятельности, но, потерпев неудачу и преследуемый злословием, покончил с жизнью, оставив записку: «Потомки отомстят за меня...»

Центральным философским произведением Радищева яв­ляется трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии» — своеобразное обобщение знаний и гипотез о сущности челове­ка, известных в Европе к концу XVI11 в. Эта работа закладывает основы русской философской антропологии.

В «Путешествии из Петербурга в Москву» философ говорит о свободе и равенстве как о неотъемлемой и неотчуждаемой сущности человека, продолжая на русской почве социальные традиции европейского Просвещения.

Идеи М. Ломоносова и А. Радищева о познании, науке, че­ловеке оказали значительное влияние на русскую философию последующих столетий.

1 Ломоносов М.В. ПисьмоЛ. Эйлеру от 2 июля 1748 г.//Антология мировой фи­лософской мысли: В 4 т. М., 1970. Т. 2.


76 Глава 4. Развитие русской философии (основные этапы)

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. На раннем этапе (TX-XV1I вв.) русская философия развивается в русле христианского богословия.

2. К XVIII в. русская философия становится частью мировой мысли и разделяет основные идеи европейской мысли Нового времени.

ЗАДАНИЯ

1. Перечислите основные специфические черты русской философии. Прокомментируйте их.

2. Назовите особенности предфилософии IX-XVII вв. и философии XVIII в. Сравните их и объясните причины различий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...