Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления в теории познания




Возможность познания мира. Чувственное и рациональное в познании. Ненаучные способы познания

Исходным для теории познания является во­прос «Познаваем ли мир?» В зависимости от ответа на этот во­прос выделяют две философские позиции — пессимистиче­скую и оптимистическую.

Пессимистическая позиция формируется в античной фи­лософии и в законченном виде отражается в скептицизме Пир-рона, который не доверял ни чувствам, ни разуму. В дальней­шем сомнения по поводу познаваемости мира выражали Эразм Роттердамский, Мишель Монтень и др. Скептицизм в принци­пе не отрицает возможности познания мира, но выражает со­мнение в том, что это может быть сделано при помощи тех средств, которыми мы располагаем. Основы для скептической аргументации были предложены еще в Древней Греции: чувствам нельзя доверять, поскольку у разных людей могут быть разные ощущения (например, то, что нравится одному, вызывает отвращение у другого);



Глава 6. Гносеология (теория познания)


§ 6.3. Основные направления в теории познания 127


 


чувствам нельзя доверять из-за того, что Органы чувств посто­янно обманывают нас (например, преломление лучей света на границе воздушной и водной сред создает обман зрения - ис­кажение предмета);

нельзя доверять и разуму, поскольку любое доказательство опирается на данные, которые тоже нужно доказать, и так до бесконечности. Следовательно, доказать ничего нельзя, если только не принять на веру бездоказательные аксиомы или дог-

маты.

Агностицизм (от греч. agnostos - непознаваемый) - более сильный вариант пессимизма - течение, которое отрицает по­знаваемость объективного мира1. С обоснованием этой пози­ции в середине XVIII в. выступил английский философ Дэвид Юм (1711-1776). Он полагал, что невозможно логически дока­зать, что или кто вызывает наши ощущения - материальные предметы, наше сознание или бог. Поэтому этот вопрос следу­ет оставить открытым и честно признать, что мы ничего не можем знать об источнике наших знаний. Яркий пример агно­стицизма - философия И. Канта, согласно которому действи­тельный мир (или мир «вещей-в-себе») принципиально непо­знаваем. Все, что мы можем познать, - лишь «феноменальный мир», т.е. мир видимости, до неузнаваемости искаженный на­шими чувствами и опытом.

Все, что видишь ты, - видимость только одна, Только форма - а суть никому не видна. Смысл этих картинок понять не пытайся -Сядь спокойно в сторонку и выпей вина.

Омар Хайям, персидский философ и поэт (1048-1 М5)

Однако большая часть философов настроена более опти­мистично и считает, что, хотя у человечества имеются далеко не все ответы на загадки природы, оно все глубже и глубже про­никает в ее тайны. Однако и здесь не существует единства по

1 Часто этот термин употребляется и по отношению к религии. Если верующие верят в существование бога, а атеисты не верят в него, то агностики просто воздер­живаются от ответа, указывая, что невозможно доказать ни то, что бог есть, ни то, что его нет.


поводу того, чему принадлежит решающая роль в познании — чувствам или разуму.

Сенсуалисты (или эмпирики) полагают, что новое знание можно получить только на основе чувственного опыта, разум же замкнут в сфере уже известного.

Так, в умозаключении вывод, основанный на разуме и за­конах логики, не дает никакого приращения знаний по сравне­нию с посылками. Например, какое новое знание мы получаем из вывода «золото проводит электрический ток», если мы и так знаем, что «все металлы электропроводны»? Более того, за­ключение о том, что металлы электропроводны, нельзя полу­чить только при помощи разума. Для этого нужно провести со­ответствующие опыты. Следовательно, опыт и чувства первич­ны и идут впереди всяких логических рассуждений.

(

Фрэнсис Бэкон, критикуя рациональную логику, назвал классические логические силлогизмы «бесплодными девственницами», указывая, что никакой пользы от логики в науке нет.

Рационалисты (сторонники первенства разума в познании) указывают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны.

Бертран Рассел приводит такую притчу о недостоверности нашего каждо­дневного повторяющегося опыта. Некой курице хозяин ежедневно прино­сит зерно. Отсюда она делает эмпирический вывод о том, что появление хо­зяина обозначает появление еды. Но однажды хозяин появляется с но­жом...

Хотя опыт подтверждает, например, что брошенный камень всякий раз летит вниз, это еще не доказывает, что он не сможет после очередного броска полететь вверх. Для доказа­тельства необходим разум и теоретические расчеты (в данном случае — теория гравитации). Опыт и чувства много раз обма­нывали человечество; это касается, например, представлений о форме Земли или о вращении Солнца вокруг Земли. Более того, никаких новых данных чувства не могут получить без предварительной помощи разума. Ученый, который не приме­няет разум, а опирается только на чувства, будет собирать все, что видит: разрозненные факты вне логической связи друг с



Глава 6. Гносеология (теория познания)


§6.4. Истина, ложь, заблуждение 129


 


другом, и это будет чем угодно, но только не наукой. Опыт тео­ретически нагружен: любой эксперимент или научное наблю­дение подразумевают разумную гипотезу и цель, иначе они бессмысленны. Следовательно, разум и логические рассужде­ния первичны и идут впереди всяких чувств и опыта.

Сенсуализм и эмпиризм противоречат друг другу, однако их можно рассматривать и как дополняющие друг друга направле­ния, составляющие единство противоположностей. В таком ра­курсе, основанном на диалектическом методе, вопрос о первич­ности чувств или разума в познании снимается и они могут рас­сматриваться как две стороны единого процесса познания мира.

Помимо чувств и разума, признанных наукой в качестве ос­новных способностей человека, позволяющих получить новое знание, некоторые философы выделяют и ненаучные способы познания.

Интуиция как способность получить новое знание «по наи­тию», «в озарении» обычно связывается с бессознательным. Это означает, что процесс решения важной проблемы может проходить и на неосознаваемом уровне; например, Д.И. Мен­делеев (1834-1907) увидел во сне периодическую систему эле­ментов. Однако решение проблемы в интуитивном познании приходит не само собой, а на основе прошлого опыта и в про­цессе напряженных размышлений над проблемой. Человек, серьезно не занимающийся проблемой, никогда не решит ее при помощи «озарения». Интуиция находится на границе на­учных и ненаучных форм познания.

Остроумие имеет особое значение в познании как творче­ская способность замечать точки соприкосновения разнород­ных явлений и совмещать их в едином, радикально новом ре­шении. Большая часть философских теорий (как и научных изобретений) основана именно на тонких и остроумных реше­ниях. Остроумие по своим механизмам принадлежит к спосо­бам художественного познания мира.

Вера в религиозной философии является способом позна­ния «истинного мира» и собственной души. Настоящая и креп­кая вера создает сверхъестественную связь между человеком и истиной. Более того, сами «символы веры» в любой религии признаются непререкаемыми истинами, а вера в них делает не­нужной чувственную и рациональную проверку. «Верую, что-


бы знать», - говорил средневековый схоласт Ансельм Кентер-берийский (1033-1109).

Мистическое озарение в мистических вариациях филосо­фии является путем к истинному познанию и трактуется как прорыв из «тюрьмы» окружающей человека действительности в трансцендентное, истинное бытие. Например, в неоплато­низме такое озарение понимается как экстаз, где душа челове­ка сливается со своим божественным источником. В мистиче­ских учениях существуют многочисленные духовные практики (медитации, мистерии), которые в итоге должны обеспечить выход человека на новый уровень познания.

Наука относится скептически к ненаучным формам позна­ния, однако некоторые философские течения считают, что нельзя ограничивать познание только чувствами и разумом.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Исходным для теории познания является вопрос о познаваемости мира. Скептицизм выражает сомнения в познаваемости; агностицизм говорит о принципиальной непознаваемости мира.

2. Возможность познания мира при помощи чувств утверждает сенсуа­лизм, при помощи разума — рационализм. Современная философия рассматривает чувства и разум как две стороны единого процесса по­знания.

3. К ненаучным способам познания относят интуицию, остроумие, веру, мистическое озарение и т.д.

ЗАДАНИЯ

1. Назовите основные характеристики различных взглядов на позна­ваемость мира.

2. Перечислите способы ненаучного познания мира. Укажите, в каких ситуациях и ради каких целей они могут применяться.

§ 6.4. Истина, ложь, заблуждение

Понятие истины. Критерии истины. Абсолютная и относительная истина. Ложь и заблуждение

Познание — это творческая духовная деятель­ность, целью которой является постижение истины. Традици­онно истина понимается как соответствие мыслей и высказыва-


•> - 1760



Глава 6. Гносеология (теория познания)


§ 6.4. Истина, ложь, заблуждение



 


ний действительности. Данная концепция истины называется классической и восходит к идеям греческих философов Платона и Аристотеля.

|

Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, - лжет. Платон

I

Говорить о сущем, что его нет, или о не-сущем, что оно есть, - значит го­ворить ложное; а говорить, что сущее есть и не-сущее не есть, - значит го­ворить истинное. Аристотель

Польско-американский логик и математик Альфред Тар-ский (1902-1984) выразил классическую формулу истины та­ким образом: высказывание «Р есть С» истинно, если Р есть С. Например, высказывание «Золото - металл» истинно, если золото действительно является металлом. Истинность и лож­ность, таким образом, относятся к нашим мыслям и высказы­ваниям, а не к фактам реального мира.

Для того чтобы доказать истинность того или иного утвер­ждения, необходимо каким-то образом проверить его. Средст­во такой проверки называется критерием истины (от греч. kriterion - мерило для оценки). В истории философии были предложены различные критерии отличения истинного от ложного (табл. 6.1).

1. Сенсуалисты (П. Гольбах, Л. Фейербах) опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверя­ется только чувствами, а не абстрактными теориями.

2. Рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза) считали, что чув­ства способны вводить нас в заблуждение, и искали основы для проверки высказываний в разуме. Основным критерием исти­ны становились ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания являлась математика, где каждый вывод тре­бует четких доказательств.

3. Дальнейшее развитие рационализм находит в когерент­ной концепции (О. Нейрат, К. Гемпель), согласно которой критерием истины является согласованность рассуждений с об­щей системой знаний. Например, «2x2 = 4» истинно не потому,


что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится в со­гласии с системой математических знаний.

4. Сторонники прагматизма (У. Джеймс, Р. Рорти) считают
критерием истинности эффективность знаний. Истинное зна­
ние — это знание проверенное, которое успешно «работает» и
позволяет добиться успеха и практической пользы в ежеднев­
ных делах.

I

Истиной прагматизм признает то - и это единственный его критерий ис­тины, — что лучше всего «работает» на нас, ведет нас, что лучше всего под­ходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта. Если религиозные идеи выполняют эти условия, если, в частности, окажется, что понятие о Боге удовлетворяет им, то на каком основании прагматизм будет отрицать бытие Божие? У. Джеймс

5. В марксизме (К. Маркс, Ф. Энгельс) критерием истины
выступает практика (от греч. praktikos — деятельный, актив­
ный), взятая в самом широком смысле как всякая развиваю­
щаяся общественная деятельность человека по преобразова­
нию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.).
Только проверенное практикой и опытом многих поколений
утверждение признается истинным.

6. Для сторонников конвенционализма (А. Пуанкаре,
М. Полани) критерием истины является всеобщее согласие по
поводу утверждений. Так, научной истиной считается то, с чем
согласно подавляющее большинство ученых.

Табл и ца 6.1. Критерии истины в разных философских концепциях

 

Концепция истины Определение истины Критерии истины
Классическая Истина.есть соответст­вие мыслей и высказы­ваний действительности Чувственный опыт и/или ясность и отчет­ливость
Когерентности Истина есть согласован­ность знаний Согласованность с об­щей системой знаний
Прагматическая Истина есть практиче­ски полезное знание Эффективность, прак­тика
Конвенциональная Истина есть соглашение Всеобщее согласие

V*


132 Глава 6. Гносеология (теория познания)

Некоторые предложенные критерии (согласованность, эф­фективность, согласие) выходят за пределы классического по­нимания истины. В этом случае можно говорить о неклассиче­ской (соответственно когерентной, прагматической и конвен­циональной) трактовке истины. Марксистский принцип практики пытается соединить воедино прагматизм и классиче­ское понимание истины.

Поскольку у каждого критерия истины имеются свои не­достатки, все критерии можно рассматривать и как взаимодо­полняющие: в таком случае истиной однозначно можно на­звать только то, что удовлетворяет всем критериям.

Известны и альтернативные трактовки истины. Так, в ре­лигиозной философии говорится о сверхразумной истине, ос­нованием которой является Священное Писание. Многие со­временные течения (например, постмодернизм) вообще отри­цают существование какой-либо объективной истины.

Современная наука придерживается классической трактов­ки истины и считает, что истина всегда объективна (не зависит от желаний и настроений человека), конкретна (не бывает исти­ны «вообще», вне четких условий), процессуальна (находится в процессе постоянного развития). Последнее свойство раскры­вается в понятиях относительной и абсолютной истины.

Относительная истина - это знание, которое приближенно и ограниченно воспроизводит действительность. Абсолютная истина - полное, исчерпывающее знание о действительности, которое нельзя опровергнуть. Развитие науки характеризуется стремлением к абсолютной истине как к идеалу, однако окон­чательное достижение этого идеала невозможно: действитель­ность невозможно исчерпать до конца, а с каждым новым открытием возникают и новые вопросы. В то же время каждое открытие является шагом к абсолютной истине: в любой отно­сительной истине есть какая-та часть истины абсолютной.

Так, в высказывании Демокрита «мир состоит из атомов» содержится момент абсолютной истины, однако в целом исти­на Демокрита не абсолютна, поскольку не исчерпывает реаль­ности. Современные представления о микромире и элементар­ных частицах более точны, однако и они не исчерпывают ре­альности в целом. Каждая подобная истина содержит как часть относительной истины, так и часть абсолютной.


§ 6.4. Истина, ложь, заблуждение 133

Подходы, согласно которым истина только относительна, ведут к релятивизму, если же считается, что она только абсо­лютна, — к догматизму.

Абсолютную истину в широком ее понимании нельзя путать с вечными, или банальными, истинами, такими, как «Сократ — человек» или «Скорость света в вакууме — 300 тыс. км/с». Веч­ные истины являются абсолютными только по отношению к конкретным фактам, а для более значительных положений, на­пример для научных законов, а тем более для сложных систем и действительности в целом полных и исчерпывающих истин не существует.

Помимо понятия «истина» в русском языке также употреб­ляется понятие «правда», которое гораздо шире по своему смыслу: правда есть соединение объективной истины и мо­ральной справедливости; это высший идеал не только для на­учного познания, но и для поведения человека. Согласно В.И. Далю, правда есть «истина наделе, истина во благе».

Ложь и заблуждение выступают противоположностью истины и обозначают несоответствие между суждением и действитель­ностью. Различие между ними заключается в факте преднаме­ренности. Так, заблуждение есть непреднамеренное несоответ­ствие суждений действительности, а ложь — преднамеренное возведение неверных представлений в истину.

Поиск истины, таким образом, может пониматься и как процесс постоянной борьбы с ложью и заблуждением.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. В классической концепции истина понимается как соответствие мыслей и высказываний действительности.

2. В качестве критериев истины в разное время предлагались чувствен­ный опыт; ясность и отчетливость; согласованность с системой зна­ний; эффективность; опыт; общее согласие.

3. Абсолютная истина — это полное, а относительная истина — непол­ное знание о действительности. Достижение абсолютной истины не­возможно, но каждая новая относительная истина может быть шагом к абсолютной.

ЗАДАНИЯ

1. Дайте определения категорий истина, ложь, заблуждение.


134 Глава 6. Гносеология (теория познания)

2. Перечислите критерии истины. Попробуйте указать их преимуще­ства и недостатки.

3. Назовите виды истины, дайте их характеристику.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...