Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема самосохранения этноса в этнопедагогике




Каждая наука, пытающаяся изучать человека, обязательно опи­рается на определенную философскую базу, определенное пони­мание сущности человека. Поэтому философская антропология служит фундаментом педагогики, и в частности этнопедагогики. Антропологический принцип педагогики ориентирует на возвы­шение роли человеческого фактора, ведет к росту социальных ожиданий относительно «единичного человека», способствует учету его особенностей, интересов, предпочтений, потребностей, воз-

можностей в становлении личности. (Термин «педагогическая ан­тропология» ввел К.Д.Ушинский.) Педагогическая антрополо­гия базировалась на идее природообусловленного саморазвития как важной потребности «осуществления себя», «образования себя». Еще Аристотель отмечал, что развитие самого себя — это реали­зация основной тенденции человеческой природы — тенденции, проявляющейся в самых элементарных человеческих действиях и реакциях.

У Дж.Дьюи мы находим идею, что в педагогике следует разли­чать линию формирования и линию саморазвития. Он утверждал, что цели воспитания личности не могут быть заданы никем, кро­ме нее самой: хорошая цель — та, которая исходит от самих вос-питуемых, от их природообусловленного саморазвития. Самораз­витие само по себе — моральная цель и ценность, природообус-ловленный внутренний механизм реализации сущностных сил человека, а при определенных условиях — устойчивое свойство личности, обнаруживающее себя в стремлении к самовозвыше­нию, самопознанию, самосохранению.

Самосохранение — общий термин, используемый для обозна­чения любых моделей поведения, направленного на увеличение шансов выживания организма.

К примеру, стремление человека к самосохранению с наклон­ностью к борьбе и самозащите как проявление элементарных пси­хических способностей. Некоторые способности из перечня, со­ставленного основоположником науки о характерах Й. Галлем еще в XIX в., получили не только теоретическое, но и эмпирическое подтверждение в работах великих психологов XX в.

В проблеме самосохранения в единый комплекс связываются вопросы духовной культуры личности, ее судьбы, места в обще­стве и предназначенность.

В первобытном обществе человек принадлежал своему роду, преобладало общественное (стадное) чувство, что позволяло вы­жить. Среди очень многих человекоподобных видов выжил тот, в котором было сильно развито чувство взаимной поддержки, тот, у кого чувство общественного самосохранения брало верх над чувством сохранения личного, которое могло иногда прино­сить ущерб роду или племени (П.А.Кропоткин). Из обществен­ного инстинкта вырабатывались первые ценностные ориентации и нравственные чувства, направленные исключительно на обще­ственные интересы.

У первобытных людей поступки считались хорошими или дур­ными, смотря по тому, насколько они могли быть непосредственно полезны племени, а не виду или отдельному члену племени (Ч.Дар­вин). Человек существовал только как единица рода, принадлеж­ность роду, и родовые представления определяли его индивиду­альные интересы. Таким образом, самосохранение рода — подчине-

ние личного общественному. Речь здесь идет об осознании факта сосуществования человечества и долга человека перед самим со­бой за собственное существование.

Человеку всегда необходимо ощущать себя частью «мы», в осо­знании принадлежности к которой он ищет опору в жизни. Рас­ширяя индивидуальные границы в новой идентичности, личность ищет успокоение и устойчивость. И если общество в целом оказы­вается бессильным в удовлетворении этой потребности, уверен­ность людям дает этническая группа. В поликультурном обществе в кризисные периоды его развития именно этничность (этниче­ская общность) становится главным инструментом, посредством которого группе удается очертить наиболее заметные и надежные границы самосохранения.

Обычно для определения понятия этнической общности (на­рода) выделяют такие признаки, как язык, территория, культура и др. Взаимодействие этих признаков, их суммарное влияние на сохранение этнической общности выражаются в виде вторичного явления — этнического самосознания, которое оказывается ре­шающим для определения принадлежности отдельных людей или целых человеческих коллективов к той или иной этнической общ­ности.

Этническое самосознание характеризуется как важный компо­нент и непременное условие функционирования каждого этноса. Вместе с тем «нет оснований сводить этническое (национальное) самосознание лишь к осознанию этнической (национальной) принадлежности... Этническое самосознание включает суждения членов этноса о характере действий своей общности, ее свойствах и достижениях... Эти суждения неразрывно связаны с представ­лениями о других этносах... Таким образом, понятие этнического (национального) самосознания несколько расширяется, хотя и не смыкается, как у некоторых философов, с понятием "этни­ческого (национального) сознания"»1.

Этническое самосознание возникает и развивается вместе с самой этнической общностью, проходя различные исторические стадии, и проявляется у разных групп людей с различной сте­пенью — от слабо осознанной принадлежности к своему народу, нередко оттесняемой на задний план чувством принадлежности к другим общностям (религиозной, соседско-территориальной и т.д.), до сильно развитого национального чувства, заставляюще­го членов нации связывать свои личные судьбы с судьбой нации, подчинять свои частные интересы общим национальным интере­сам и даже жертвовать жизнью во имя этих интересов.

В этническом самосознании отражаются не только особенно­сти материальной, духовной культуры этноса и специфика его

Брошей Ю. В. Этнос и этнография. — М., 1973. — С. 98.

социального бытия. Важный компонент этнического самосознания — осознание группой своего морального и психологического единства — не только знание об особенностях своей этнической группы, но и сложные эмоциональные переживания, органически включенные в его структуру. Самоотражение этнической группы, сопровождаясь переживанием отражаемых этнодифференцирующих признаков, проявляется в целой гамме чувств, непосредственно связанных с членством в этнической группе.

Источником формирования психологической общности этноса наряду с другими элементами духовной культуры могут выступать обычаи и ритуалы. К обычаям относятся исторически сложившиеся, стереотипные формы массового поведения, которые представля­ют собой стандартные действия, воспроизводимые в неизменном виде в течение длительного исторического времени. Формой про­явления обычая служит ритуал (обряд). Способ его исполнения лишен непосредственной целесообразности и выступает лишь обо­значением (символом) определенного социального отношения (социального порядка, признания каких-либо ценностей или ав­торитетов и т.д.). В обычае действия подобного рода сочетаются с действиями непосредственно целесообразными, направленными на преобразование и использование какого-либо объекта действия. Ритуал воплощает некоторые состояния общественного знания и поэтому способствует организации индивидуальных чувств. По­средством ритуала общество не только направляет в единое русло индивидуальные переживания, приводя их в соответствие с опре­деленной ситуацией, но и обеспечивает специфический способ выражения индивидуальных чувств у членов той или иной этни­ческой группы.

По отношению к своей этнической группе чаще характерны позитивные чувства, выражающиеся в основном в любви, восхи­щении, удовольствии, ликовании и др. Однако позитивные этни­ческие чувства к собственной этнической группе не исключают критического отношения к устаревшим, изжившим себя, меша­ющим прогрессу явлениям и сторонам жизни, проявляясь в эле­ментах фольклора (пословицах, поговорках, анекдотах и пр.).

Этнокультурное самосохранение группы предполагает преду­преждение ассимиляции, понимаемой как полное исчезновение этнической группы. Члены ее часто страдают из-за низкого мо­рального духа и высокого уровня абсентеизма (неучастия), спо­собствующего ассимиляции, что особенно опасно по отношению к группам малочисленных народов.

Реальной представляется модель ассимиляции, основанная на сочетании плюрализма и конкуренции, когда различные этни­ческие группы конкурируют между собой в системе образования, при устройстве на работу, в борьбе за политическую власть. Кон­куренция на основе плюрализма будет длительным и бесперспек-

тивным процессом, который никогда не достигнет равновесия или стабильности. Существует модель ассимиляции коренных измене­ний, предполагающая, что в результате смешения различных эт­нических групп образуется некий однородный сплав.

Ассимиляция может происходить мирно, изнутри этнической группы, постепенно, с усвоением чуждой для себя культуры, пу­тем отказа от собственного языка, культуры и самобытности.

Выживание этнических групп предполагает этническую моби­лизацию, направленную на самосохранение этноса, диктует не­обходимость осуждения таких поступков, как убийство, массовое истребление людей (войны), алкоголизм, наркомания, что от­вечает потребности в сохранении, сбережении и освоении обще­человеческого культурного генофонда. В этом проявляется сила культуры как выразителя, охранителя и носителя гуманистиче­ских ценностей человечества.

Начавшийся в наше время научный, философский, педагоги­ческий поиск сопряжения научного и ценностного подходов к пониманию сущности человека и его места в бытии говорит о вызревании новой мыслительной парадигмы. Человек — субъект исторического процесса, развития материальной и духовной куль­туры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря спо­собности производить орудия труда, обладающее членораздель­ной речью, мышлением и сознанием, нравственно-эстетически­ми качествами. Анализ тенденций в развитии человека приводит к осознанию значимости аксиологического подхода.

Аксиологический подход позволяет сформулировать принцип включения категории человека во все сферы познания. В соответствии с ним приоритетной ценностью утверждается ценность человече­ской жизни. Понятие о ценности открывается во всей полноте в объективной реальности в целостном отношении человека «Я — Мир». Определяя жизнедеятельность человека, становление ин­дивидуальности среди других людей, эти отношения представля­ют определенные ценности объективной реальности.

Ценности — специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрица­тельное значение для человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях обществен­ной жизни и природы).

Внешне ценности выступают как свойства предмета или явле­ния, однако они присущи ему не от природы, не в силу внутрен­ней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем опреде­ленных социальных отношений.

По отношению к человеку ценности служат объектами его ин­тересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориен-

тиров в предметной и социальной действительности, обозначений его различных практических отношений к окружающим предме­там и явлениям.

Личностные ценности отражаются в сознании человека в форме ценностных ориентации, определяют содержание самосознания и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотно­шений людей и их поведения. Отношение к своему здоровью — один из основных показателей нравственности и гражданской зре­лости человека. В этом смысле особой ценностью обладает народ­но-педагогическая система знаний о защите от неблагоприятных для жизни природных факторов, поддержании физического и психического здоровья.

Народно-педагогические традиции наглядно демонстрируют ценность идей, лежащих в основе здорового образа жизни и этно-гигиены. Народные традиции связывают самым непосредственным образом психофизическое здоровье человека с состоянием его души. Радость, оптимизм, принятый как мировоззрение и образ жиз­ни, предписываются многими народными культурами.

Таким образом, самосохранение личности человека этнического в этнопедагогике — это процесс или особый вид деятельности, предметом которого является формирование специфической иерар­хии личностных ценностей, этнического самосознания, которые служат связующим звеном между духовной культурой этноса и духовным миром личности, между общественным и индивиду­альным бытием.

В современном пол и культурном обществе во взаимосвязи эт­нических культур проявляется объективная тенденция общекуль­турного прогресса и безопасности развития в нем человека мира. Духовные связи народов, близких по культурному происхожде­нию, тесным образом переплетены, интегрированы в общей ис­торической судьбе и объединены в едином геоисторическом про­странстве.

Безусловно, в полиэтнической образовательной среде ориен­тация на самосохранение личности как представителя конкретно­го этноса и культуры будет способствовать этнокультурному са­мосохранению и перспективному развитию групп малочисленных народов.

Задания для самоконтроля

1. Обоснуйте понятие идеала человека у разных народов с позиций аксиологии и антропологии.

2. Раскройте пути решения проблемы самосохранения в этнопедаго­гике.

3. Проведите с учащимися ситуацию-пробу «Необитаемый остров». Представьте, что вам предстоит жить на необитаемом острове. Вы

можете выбрать трех человек и три вещи, которые возьмете с собой.

Что должны уметь люди и какими должны быть вещи, которые вы выбрали, чтобы обеспечить ваше выживание на острове? Обоснуйте свой выбор. Подсказка. Социально-приемлемые позиции:

- активизация всего жизненного опыта и способностей;

- вера в свои собственные силы;

-адекватная самооценка (по материалам Г. К.Селевко, И.Н.Закато-ва, О.Г.Левина).

ГЛАВА 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...