Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О.А. Хейкинен. Работа с моторными алаликами дошкольного возраста




О. А. Хейкинен

Работа с моторными алаликами дошкольного возраста

Работа с моторными алаликами строится на общих прин­ципах дошкольной работы, кроме того, вводятся специфиче­ские разделы с моторными алаликами: развитие спонтанной речи и слухового внимания, увеличение пассивного и актив­ного словаря ребенка, развитие общей и речевой моторики, логопедическая работа. Параллельно занятиям в группе должна проводиться и работа с родителями ребенка. Одной из центральных задач дошкольной работы с моторным ала- ликом является воспитание у него речи: эту работу надо начинать с того, чтобы вызвать у ребенка внимание к речи окружающих и потребность в спонтанной речи. Для этого надо поставить ребенка в соответствующие эмоциональные условия. Момент «вызывания речи» является для педагога наиболее трудным и ответственным. (Здесь же встает вопрос о выборе дидактического материала. )

Развитие слухового внимания является одной из первых задач в работе с моторными алаликами.

С самого начала надо фиксировать внимание ребенка на речи педагога и окружающих. Чтобы облегчить ему эту за­дачу, нужно, чтобы речь, обращенная к нему, была немного­словна, понятна и выразительна. Такая речь легче доходит до ребенка и обогащает его пассивный словарь. Работа по раз­витию слухового внимания тесно связана с развитием спон­танной речи алалика.

Повторенная много раз в одной и той же ситуации фраза вызывает у ребенка желание повторить ее. В новой ситуации ребенку опять нужно напоминать уже произнесенное слово.

Вначале, когда начинают появляться у ребенка первые слова или фразы, не следует исправлять произношения, что­бы не затормозить желание говорить. Однако педагог должен сам четко и правильно повторить неправильно произнесен­ное слово.

Позднее, когда ребенок уже усвоил технику произноше­ния звуков и их сочетаний, нужно требовать правильного произношения во всех случаях.

Кроме вызывания спонтанной речи у ребенка в процессе эмоциональной игры и путем подражания и повторения на­до еще суметь стимулировать его речь в разных ситуациях.

Развитие спонтанной речи и слухового внимания обогащает словарь ребенка, сначала пассивный, а потом и активный. Если ребенок не понимает значения какого-нибудь слова, связь про­изнесенного слова с предметом или действием закрепляется на нескольких примерах: предметах, иллюстрациях и путем дра­матизации.

Для развития слухового внимания и спонтанной речи у мо­торного алалика дошкольного возраста самым подходящим материалом являются игрушки, подвижные и настольные иг­ры и связанная с ними речь, которая обогащает и пассивный, и активный словарь ребенка.

Вначале вся работа строится на игровом материале, понят­ном, интересном и эмоционально захватывающим. Все игро­вые процессы должны быть максимально оречевлены, внача­ле очень короткими фразами, словами и даже отдельными звуками и звукоподражаниями.

Проводятся все игры коллективно, так как в коллектив­ной эмоциональной игре легче изживается характерный для моторных алаликов речевой негативизм и скорее привива­ются новые слова. Эмоция и движения способствуют выяв­лению речи.

Полезно начинать с самых простых подвижных игр, на­пример «Игра в поезд», «В лошадки», «Пилить дрова», «Иг­ра в мяч» в нескольких вариантах вначале с простыми, а затем постепенно усложняющимися заданиями и речевым материалом. (Все подвижные игры преследуют также и вто­рую цель — развить общую моторику алалика. )

Игрушки служат самым лучшим материалом для обогащения словаря ребенка. Каждую игрушку нужно использовать многообразно, повышая интерес ребенка к игрушке и к свя­занной с ней речи. Игрушки должны быть красивые и разно­образные, чтобы уже одним своим видом они могли привлечь его внимание и стимулировать к игре и речи. (Например, кук­лы, набор животных, транспорт, посуда и т. д. )

Набор игрушек, изображающих домашних животных, очень хорошо использовать с совсем не говорящими детьми для звукоподражания, очень легкого, эмоционально окра­шенного, с которого начинается работа с этой группой детей. Звукоподражания могут быть использованы и как переход к логопедической работе, к звуковым упражнениям.

Настольные игры: лото, предметные лото глаголов и фраз, домино, парные картинки, разрезные картинки, «летающие колпачки» и др. также служат богатым материалом для обо­гащения словаря ребенка и развития речи. Например, игра «Летающие колпачки» развивает моторику, приучает к эле­ментарным правилам коллективной игры, к счету и дает воз­можность внести в словарь ребенка такие легкие слова, как « попал», «не попал», «мимо», «плохо», «снова», в опреде­ленной ситуации.

В начале работы, пока дети еще не говорят, вместо них говорит педагог, во время игры называя предметы, цвета и т. п. Он дает инструкции, спрашивает, а дети только выпол­няют, указывают и отвечают на его вопросы кивком, жестом или звуком.

Рассматривание картинок и беседа по ним также развива­ют в ребенке умение слушать, понимать и вызывают у него спонтанную речь. Отдельные картинки рассматриваются де­тально, и если ребенок не говорит, педагог его спрашивает, а ребенок лишь указывает — жестом или кивком.

Картинки, иллюстрирующие рассказ или сказку, рассмат­риваются менее детально, чтобы не разбивать общего впечат­ления от рассказа. Если картинка заинтересует ребенка, он непременно сам «начнет рассказывать», т. е. даст возмож­ную для него спонтанную речь. Когда рассказывает детям пе­дагог, он должен первоначально проводить эту работу тоже по картинкам или на конкретном материале. Рассказывать нужно короткими, легкими фразами, которые ребенок мог бы легко усвоить и даже повторить. Рассказ нужно разнооб­разить вопросами, на которые ребенок отвечает, как может.

Чтение коротких рассказов с иллюстрациями должно быть выразительным и прерываться вопросами. Если читаются стихи, нужно дать детям почувствовать их ритм.

Работа начинается по всем разделам одновременно, но логопедической работе должны предшествовать некоторые подготовительные занятия. Надо сначала научить ребенка внимательно слушать и выполнять задания, дисциплиниро­вать его поведение, чтобы он мог сосредоточить свое внима­ние на работе, возбудить интерес к занятиям и развить его общую моторику. Кроме подвижных игр в дошкольной груп­пе должны быть введены ритмика и занятия по ручному тру­ду, развивающие мелкие движения пальцев.

Подражание и развитие крупных движений помогают пе­рейти к более мелким движениям и, наконец, к артикуля­ционным занятиям.

Расстройства речи в детском возрасте. / / Под ред.

М. Л. Шкловского. — Петрозаводск, 1940. — Т. IV.

С. 104—107.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...