Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

JI.П. Голубева. Развитие речи неговорящих детей




JI. П. Голубева

Развитие речи неговорящих детей

Развитие произносительной стороны речи и обучение чтению и письму

Развитие произносительной стороны речи находится в тес­ной взаимосвязи с развитием понимания речи, с работой над развитием представлений, восприятий, чтением, письмом. Расширение кругозора, уточнение восприятий, представле­ний, чтение, письмо способствуют более быстрому овладению речевой функцией, а развитие произносительной стороны речи позволяет полнее познавать окружающий мир.

Речевой аппарат у неговорящего ребенка вял, пассивен — слишком долго он бездействовал. Поэтому в работу по разви­тию устной речи включаются артикуляционные упражне­ния, которые будут способствовать отработке в фонетическом отношении звуков (не следует только эти упражнения делать самоцелью). Примерными упражнениями могут служить те, которые применялись при обследовании, и помещенные в конце данного раздела. Отработка гласных а, у, о, ы, и будет также способствовать большей четкости речевых движений и явится началом письма, чтения, «говорения».

Перед зеркалом устанавливаем артикуляцию отрабаты­ваемого звука, а именно: на а — широко открывается рот; на у — вытягиваются вперед плотно сжатые губы; на о — губы округляются; на ы — губы растягиваются, челюсти несколь­ко раздвинуты, язык отодвинут кзади; на и — язык упира­ется в зубы нижней челюсти, в средней части выгибается. После того как понята установка того или иного гласного зву­ка, для быстрейшего усвоения его пользуемся таким прие­мом — попеременно логопед ребенку, а ребенок логопеду да­ют задания: а) по артикуляции перед зеркалом произнести соответствующий звук; б) написать его печатным шрифтом, так как ручная умелость у ребенка недостаточна; в) прочитать написанную букву; г) по написанной букве дать артику­ляцию звука; д) из разложенных букв подать требуемую;

е) установить в прорези картона букву по заданию (задания даются сначала перед зеркалом, а затем только на слух);

ж) поставленную в прорези букву прочитать; з) читать в дан­ной книге сочетания гласных; и) в разрезной азбуке разы­скать эти гласные.

Одновременно с этой работой для развития различных сто­рон речи показывается большое количество картинок с изо­бражением предметов в разных действиях, состояниях. Для развития же произносительной стороны речи картинки отби­раются с изображением таких предметов, к которым можно применить то или иное звукоподражание. Например, лого­пед говорит: «Это паровоз. Он кричит: у... у... у... А вот ребе­нок плачет: а... а... а... У мальчика болят зубы, и он кричит: о... о... о... Мальчик заблудился в лесу и зовет: ay... ay... ay... Маленький ребенок лежит и кричит: ya-ya-ya. Девочка ловит мяч: an-an-an. Собака лает: ам-амам. Корова мычит: мы-му- му. Автомобиль гудит: би-би-би, а самолет — ррр... Мальчик бьет в барабан: бум-бум-бум. Мальчик стреляет из ружья: паф- паф-паф. Петух кричит: ку-ка-ре-ку. Девочка смеется: ха-ха- ха. Гусь гогочет: га-га-га».

Логопед рассказывает небольшое стихотворение «Гуси», в котором слова-звукоподражания га-га-га и да-да-да произ­носит ребенок. За один раз для отработки берутся два-три звукоподражания и затем, по мере отработки, добавляются новые. Словесная память на начальном этапе речевого раз­вития у ребенка очень плоха, и для совершенствования про­изношения, для накопления словесного запаса требуется многократное произнесение, поэтому применяются раз­личные приемы, способствующие этому. Звукоподражания записываются в тетрадь, составляются из разрезной азбуки, записываются на плакатики, на бумажные полоски (запи­сывают взрослые печатным шрифтом). Организуются раз­личные игры. Логопед, например, спрашивает, как кричит паровоз, как зовет мальчик, который заблудился в лесу, как девочка смеется и т. д. Каждое звукоподражание ребенок должен произнести многократно, чтобы тем самым совершен­ствовать речевой аппарат. Логопед спрашивает, кто кричит: га-га-га, уа-уа-уа и т. п. Ребенок должен показать соответ­ствующую картинку. Ребенок произносит какое-нибудь зву­коподражание — логопед подает ребенку соответствующую

картинку. Читаются записанные на плакатиках звукоподра­жания, а затем подбирается к звукоподражанию картинка, к картинке — плакатик со звукоподражанием. Продергива­ются в прорезь картона бумажные полоски, на которых друг под другом написаны звукоподражания; каждое появившее­ся в прорези слово прочитывается и записывается в тетрадь. Диктуется звукоподражание и записывается в тетрадь. При­бавляются последовательно слова вот, на, дай и записы­ваются на плакатики. Логопед спрашивает, где собака, как собака лает, а ребенок подает картинку и произносит соот­ветствующее слово.

В домашних условиях ребенка заставляют чаще произ­носить эти слова. Подавая просимое, ребенок обязательно должен произносить: вот, на. Взрослые не должны давать ребенку просимое им, пока он не скажет: дай. Таким обра­зом определится, уточнится и значение этих слов, так как иногда ребенок, умея произнести дай, на, употребляет их не­правильно, т. е. когда нужно попросить, говорит на, а отда­вая, — дай. Слова мама, папа, баба также записываются на плакатики и указанным уже способом прорабатываются. Слова тут, там прорабатываются отдельно, чтобы не спу­тались понятия. На этом этапе можно начать проработку уменьшительных имен существительных. Вначале это будет имя данного ребенка, имена родственников, приятелей, наи­более легкие по своему звукосочетанию (Тата, Вова, Оля, На- та, Галя, Катя и т. п. ).

Дальнейшее накопление слов идет по фонетическому принципу, т. е. слова подбираются на каждом этапе речево­го развития такие, которые ребенок может произнести без особого затруднения, хотя, может быть, и не полностью, не выговаривая еще правильно тех или иных звуков. Слова должны иметь конкретное значение, широкое обиходное при­менение, способствовать развитию речевого аппарата, посте­пенному овладению всеми звуками в процессе говорения (свистящими, шипящими, р). Кроме того, надо учесть, чтобы из этих слов на начальном этапе можно было составлять пред­ложения без грамматических изменений слов. Берутся, на­пример, слова: дам, дым, дома, авто, сани, мяч, суп, соль, иди и т. п. Количество плакатиков с написанными на них сло­вами увеличивается, ребенок, перебирая их, читает —

произносит слова. Составляется из плакатиков большое ко­личество примерно таких предложений: Наша, иди; иди, тут авто; а вот дом; и тут дом, и там дом. Галя, иди, на суп; вот соль. Оля. сани там, дай сани! Папа и мама дома и т. п.

Ребенок зарисовывает в свою тетрадь значение предложе­ний. Взрослые записывают их на бумажные полоски для про­дергивания в прорезь картона.

Благодаря доступности произнесения, многообразию ус­военных приемов у ребенка создается речевая активность, он начинает пытаться повторять многосложные слова и слова с несколькими согласными подряд. Преподносить слова ребен­ку нужно полностью, не искажая, расчленяя на слоги. Ребе­нок же произносит их по своим возможностям, например: трамвай — «тавай*, рука — «юка», «люка», стол — «той», «толь», яблоко — «ябико» и т. п. Для повторения ребенку дается большое количество слов — названий предметов и явлений окружающей действительности и обиходных слов. Основная задача — подвести его к осознанию, что каждому предмету, явлению есть свое название. На плакатики же за­писываются слова, наиболее правильно произносимые, тре­бующиеся в обиходе, заинтересовавшие ребенка. Остальные слова логопед записывает у себя, и на каждом из последую­щих занятий эти картинки предъявляются, слова произно­сятся и таким образом совершенствуются в фонетическом от­ношении. Логопед при этом учитывает появившийся тот или иной «трудный» звук (шипящий, л, р), то или иное сочетание и для закрепления подбирает соответствующие слова, упраж­нения с ними.

Для упражнения артикуляционного аппарата применя­ются те слова, которые способствуют совершенствованию звуков. Чтобы заинтересовать ребенка в более частом повто­рении, проводится игра с отобранными картинками, как в обычное лото со словами {у кого, у меня, дай, на). Слова бе­рутся из прорабатываемого раздела и из подготовляемого для проработки. При этом учитываются произносительные воз­можности ребенка. Трудные в фонетическом отношении сло­ва откладываются до укрепления его произносительных воз­можностей. Так, например, при проработке частей тела та­кие слова, как ухо, нос, даются раньше, а подбородок, бро­ви — позднее. Самостоятельно появившиеся у ребенка слова также записываются на плакатики — для дальнейшей тре­нировки. Нужно подчеркнуть, что значение каждого отра­батываемого в фонетическом отношении слова дается ребен­ку во всем его многообразии. После того как накопится слов 100—150, которые ребенок может прочитать, написать, про­изнести, одновременно с дальнейшим увеличением словар­ного запаса проводится работа по овладению чтением и пись­мом с учетом основного принципа, что овладение грамотой должно способствовать развитию произносительных возмож­ностей ребенка, общему его развитию. К этому времени у ре­бенка имеется навык письма букв, произнесения их по от­дельности и в слогах, и поэтому можно подойти вплотную к обучению чтению и письму. Начинаем со слогов. Слоги на, да, га, ха уже ему знакомы. Из слов папа, мама, баба, Вова, Тата выделяем слоги па, ма, ба, ва, та. Слоги пишутся на отдельных бумажках в двух-трех экземплярах. Начинается систематическая работа. Логопед выставляет один слог, ре­бенок должен подставить другой, чтобы получить слово. Все слоги смешиваются, и ребенок выбирает те, которые нужны для составления вышеуказанных слов. Составляются новые слова (ва та, ха та, па-на-ма и др. ). Написанные на плака­тиках слова разрезаются на слоги, слоги смешиваются, и из них опять составляются слова; ребенок читает и значение их срисовывает в свою тетрадь. Составляются слоги из разрез­ной азбуки. Составляется табличка слогов только с гласным а (па, та. ма, на). Прибавляются новые согласные к гласно­му а. В тетради заводится страничка, на которой один под другим (сверху вниз) пишутся слоги из всех согласных с глас­ным а. По мере прохождения слогов с другими гласными (о, у, ы, и и т. д. ) они будут подписываться с правой стороны на строчке соответствующего согласного и читаться слева на­право и сверху вниз (а пока на ней, кроме слогов с а, ничего не пишется). Увеличивается количество слов из слогов с этой гласной (сама, мала, рада, капала, катала, палата, Ната­ша). Они также записываются в тетрадь. Для убыстрения ус­воения слогов применяются различные приемы.

1. Логопед пишет в тетради ребенка один под другим все слоги, произнося вслух. Затем называет тот или иной слог, а ребенок должен написать его на той строчке, где этот слог написан. Ребенок называет слог, а логопед пишет.

2. На узкой полосе картона слева один под другим пишут слоги на, ва, ма, па, да, ка, са. Справа к верхнему углу полосы прикрепляют на нитке слог ша. По заданию (логопед — ребен­ку, ребенок — логопеду) присоединением слога ша к тому или иному слогу образуются слова (ка ша, на ша и т. п. ).

3. Слог ша пишут справа, а на полосках бумаги — выше­указанные слоги. Бумагу протягивают в прорезь, и каждый появившийся слог образует со слогом ша слово, которое прочитывает ребенок.

4. Вырезаются два картонных диска. На одном из них по краям пишутся с промежутками те же слоги. В другом (чис­том диске такого же размера) вырезают в каком-нибудь мес­те края частичку, равную слогу, и на правом углу пишут слог ша. Диски складывают вместе, в середине скрепляют узелка­ми нитки, чтобы они легко могли вращаться. При повороте диска с вырезкой слог ша останавливается рядом с тем или иным слогом (остальные слоги закрывают диском), и обра­зуются те же слова (ка ша и т. п. ).

5. Подписать вышеуказанные слоги один под другим. В отдалении, на середине, против этих слогов написать слог ша, линиями соединяя слоги, образуем слова — ка ша и т. п.

6. Дают задание ребенку самостоятельно составить из всех имеющихся слогов с гласным а возможные слова и записать их в тетради.

7. Читают прямые слоги в данной книге. На этом этапе под­водим ребенка к определению количества слогов в слове. Вы­писывая слова под диктовку, некоторое время следует черточ­кой отделять один слог от другого. Составляют предложения из плакатиков со словами с гласными а, с привлечением уже проработанных слов, например: Наташа сама катала сани; наша Тамара мала; папа, мама и баба дома: Маша рада; Да­ша дала мяч; На, Наташа, мяч и т. п. После усвоения слогов с гласным а переходим к слогам с гласным о. В тетради, на одной из страниц которой один под другим написаны слоги с а, запи­сываются рядом, с правой стороны, на соответствующей строчке слоги с о. При подборе слог слоги с гласной а также могут входить в составляемые слова. Возможности для при­думывания предложений теперь уже большие. Перебирая плакатики, ребенок может самостоятельно составлять предло­жения и записывать их в тетрадь. Читают слоги сов данной книге. Потом берут слоги с гласными у, ы, и. Работа протекает по тому же принципу, применяются те же упражнения, прие­мы. Наряду с чтением слов на плакатиках слова отыскивают в букварях, детских книгах. Систематически читают букварь для школ глухонемых С. А. Зыкова. Новые слова выписывают на плакатики.

Вышеописанная работа позволяет ребенку знать буквы, не называя их. Поэтому усвоение букв в изолированном виде не потребует много времени. Проделываются такие упраж­нения:

а) дается картинка, изображающая, например, дом с под­писью крупными печатными буквами. Ниже слово пишется с пропуском о (д-м), еще ниже с пропуском д ( ом) и еще ниже с пропуском м (до ). Ребенок в каждом слове должен выста­вить недостающую букву;

б) даются буквы, например о, х, у; а, г, о, н; у, р, а, к и т. д., т. е. каждый раз те буквы и столько их, сколько требуется в слове (ухо. нога, рука и т. п. ). Ребенок составляет из этих букв слова и записывает в тетрадь;

в) на правом конце прорези пишется ом, а на полоске одна под другой буквы с, к, б, л, т. Протягивая полоску, мы обра­зуем слова сом, ком, лом, бом, том;

г) назвать предметы из того или иного общего понятия, начинающиеся с установленной буквы, например мебель с буквы с (стол, стул, сундук), овощи с буквы к (капуста, кабачки, картофель);

д) по предложенной картинке с отдельными предметами написать названия предметов. Слова по буквенно-звуковому составу должны быть легкими. При этом все время проводит­ся анализ слов.

Списываются в тетрадь таблички из данной книги со сло­гами прямыми, обратными, закрытыми, с несколькими со­гласными подряд, на дифференциацию звонких и глухих ши­пящих и свистящих, мягких и твердых. Так как мы имеем дело с атипичным развитием ребенка, необходимо обратить внимание на слоговую работу, иначе эта необходимость мо­жет впоследствии неблагоприятно отразиться на правильно­сти письма и чтения. Приемом, как описано со слогом ша, прорабатываются слова, у которых первый слог закрытый, а последний слог ка (мыш ка, кош ка, пол ка, пал ка, сум ка и т. п. ). Эта проработка важна для правильности чтения. Про­должается проработка собственных имен. Так как с самых первых слов выясняется значение каждого слова, то на дан­ном этапе можно углубить эту работу, давая слова, отли­чающиеся одной звуко- буквой, слова с соответствующими парными звуко- буквами, изменение значения слов в зависи­мости от ударения. Текст вначале читает логопед, а когда ре­бенок овладеет чтением и устной речью в достаточной степе­ни, с заданиями, указанными в данной книге, он сможет справиться самостоятельно. Материалом для чтения, а сле­довательно, и для произношения будут служить слова-под­писи к картинкам, слова-предложения, статейки различных букварей, предложения к лото действий, временных, про­странственных представлений, загадки, помещенные в дан­ной книге. От чтения слов, фраз на плакатиках, предложений в данной книге, статеек из букварей переходим к чтению ста­тей из книги для чтения «Родная речь» и, наконец, к чтению детских книг. При чтении необходимо обращать внимание на технику чтения. Нужно следить, чтобы ребенок читал чет­ко, правильно произносил звуки, умел делить слова на сло­ги. Надо внушить ребенку, что дело не в одной быстроте чте­ния, а в том, что читать нужно правильно: не пропускать букв, слогов, не заменять одни буквы другими, не комкать звуки в слогах с сочетанием нескольких согласных. Дости­гается это систематической работой над словом, анализом слов. С самого начала речевой работы выявляется осмысле­ние каждого прочитанного слова. Каждая прочитанная фра­за разбирается с помощью вопросов: кто, что делает? куда пошел? с кем пошел? и т. п. Ответ ребенок сначала ищет в прочитанном предложении, в книге, а затем составляет его самостоятельно. Ребенок читает сначала толь­ко вслух, а затем его необходимо приучить читать и про себя.

Вопросу подбора книг для чтения надо уделять особое вни­мание. Нужно, чтобы в книге были яркие, точные и четкие рисунки, чтобы действия и состояния изображенных пред­метов были просты, доступны пониманию, содержание кон­кретно, эмоционально насыщенно, изложено литературным языком, напечатано хорошим шрифтом. Надо научить ребен­ка любить книгу, бережно обращаться с ней, научить нахо­дить ответы в книге, познавать через книгу мир.

В заданиях при письме уже не ограничиваемся составле­нием или переписыванием отдельных фраз, а даем списыва­ние стихов, маленьких рассказов. Выполняются некоторые письменные задания по школьным учебникам, даются дик­товки. Возможны такие виды письменных работ: 1) пись­менные ответы по содержанию, 2) описание предложенной картинки, 3) переложение прочитанной небольшой статей­ки, 4) сочинение на заданную логопедом тему.

Каждой письменной работе предшествует подробный уст­ный разбор и составление фраз.

Развитие связной устной речи протекает, таким образом, от звукоподражания к слову и предложению в зависимости от произносительных возможностей. Упражнения речевого аппарата, многократное повторение слов устно, в чтении, письме постепенно приводят к фонетически правильному произнесению слов. В большинстве случаев специальной по­становкой звуков нам не приходилось заниматься, так как звуки совершенствовались в процессе говорения. Нужно только не допускать, чтобы закреплялась неправильная (у некоторых детей) тенденция высовывать язык при произ­ношении свистящих и то, д, а также боковое произношение шипящих и р. При обнаружении этого следует соответствую­щие упражнения речевого аппарата проделать более тщатель­но. В случаях же, когда тот или иной звук не дифференци­руется в процессе говорения, постановка его протекает обычным порядком. Иногда задерживается звук р. Но он хо­рошо отрабатывается в сочетаниях со звуками то, д. Нужно больше давать упражнений с этими сочетаниями. В процес­се развития устной речи у алаликов обнаруживается стой­кий аграмматизм. Имея уже словесный запас, ребенок без соответствующей проработки может, например, сказать: на книга, посадил дед репка, я стоит и т. п. Поэтому с самого начала речевой работы мы стремимся развить умение стро­ить предложения грамматически правильно. Первые пред­ложения составляются из слов, не требующих согласования (Мама, вот папа. Мама тут, а папа там и т. п. ). Когда да­вались слова дай, на, то названия предметов подбирались та­кие, у которых окончание в винительном падеже не изменя­ется (мама, дай стул, на стул, мяч, лук, перо и т. п. ). При игре в лото ставится вопрос У кого? У меня кукла. Через некоторое время эта же игра проводится уже с названием предмета. У кого шапка? — У меня шапка. Дай шапку. На шапку, т. е. к слову дай, на присоединяется название любого предмета, исходя из словесного запаса ребенка, в согласован­ной форме. Обращается внимание на то, что при употреб­лении выражений на, дай не говорят шапка, ложка, книга и т. п., а шапку, ложку, книгу и т. п. Затем составляются пред­ложения и записываются в тетрадь. Логопед дает ряд слов и предлагает составить предложения со словами дай, на, при­соединив какое-нибудь имя собственное, сначала устно, а по­том записать предложения в тетрадь. Предъявляется требо­вание, чтобы это согласование вводилось в речь и в домашних условиях. Составляются предложения с вопросами у кого? что? У мальчика шапка. У девочки кукла. У кошки котя­та. У Вовы самолет и т. п. К картинкам, которые брались в начале речевого развития для произнесения звукоподража­ния, составляются ребенком предложения, грамматически правильно оформленные. С родовыми окончаниями знако­мим при проработке имен собственных, временных представ­лений (прошедшее время). Проработка действий и состояний предмета связывается с изменением формы глагола; прора­ботка пространственных, временных, количественных пред­ставлений требует изменения окончания в словах. Грамма­тических терминов мы не даем, так как задача логопеда за­ключается в том, чтобы научить ребенка правильно говорить и тем самым подготовить его к школьным занятиям. Наша практика показывает, что если хорошо отработаны основные грамматические формы (спряжение, склонение, родовые окончания и т. п. ), то этого достаточно для усвоения правиль­ной устной и письменной речи. Остальные формы усваивают­ся в процессе речевой практики. Так как каждое слово, каж­дая фраза после произнесения записываются, то у ребенка создается как бы свой индивидуальный букварь, который по­зволяет многократно повторять один и тот же материал и тем самым совершенствовать произношение. Овладение грамо­той в процессе развития произносительной стороны речи спо­собствует этому развитию. <... >

Работа с картинкой дает богатый речевой материал. Начав с называния предмета на данной картинке, выявления значе­ния слова, определения качества, состояния или действия предмета, составления предложения с этим словом, подво­дим ребенка к работе по группе картинок. Сначала рассмат­ривается каждая картинка данной серии отдельно, указыва­ются все предметы на картинке, их действия, взаимосвязь между ними. Логопед задает вопросы по данной картинке, помогает ребенку в составлении ответов на них сначала уст­но, а затем эти ответы записываются в тетрадь. После такого разбора устанавливается последовательность действий в кар­тинках, составляется устно целый рассказ, который затем записывается. Когда таким образом будут проработаны все серии, картинки смешиваются, и ребенок должен разложить их по сериям, ответить на вопрос логопеда по картинке лю­бой из серий. Логопед показывает одну картинку, ребенок должен найти остальные из данной серии. Логопед ведет рас­сказ, включая события из различных серий, ребенок уста­навливает порядок этих серий. Одновременно совершенству­ется и свободная, разговорная речь. Если он вначале отвечал односложно, а вопросов задать не мог, то в дальнейшем во­просы и ответы произносятся развернуто. Поощряют за­давание вопросов. С вниманием выслушивают высказыва­ния, сообщения. В результате увеличения словесного запаса у ребенка должна возникнуть первая стадия вопросов (что это? ), которая затем переходит во вторую стадию — стадию установления взаимосвязей между предметами и явлениями (почему? ). Эти вопросы ребенка означают, что процессы ус­воения устной речи у него развиваются, и овладение речью в дальнейшем идет более быстрыми темпами, так как ребенок полноценно включается в речевую жизнь окружения. Рече­вое общение с детьми и взрослыми, чтение книжек приводят к тому, что он легко включается в школьную среду.

Голубева Л. П. Из опыта работы с неговорящими деть­ми. — М., 1951. — С. 32—41.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...