Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практические занятия для студентов отделения сокращенной подготовки (заочной формы обучения) и отделения целевой подготовки




Тема 1. Причины и условия экономической преступности (2 час)

План

1. Понятие и процессы детерминации экономической преступности.

2. Классификация причин и условий экономической преступности.

3. Социальная обусловленность причин экономической преступности.

4. Взаимосвязь с коррупционной преступностью.

Задание для подготовки к практическому занятию

При подготовке ответа по данной ключевой теме учебного курса необходимо иметь в виду, что проблема экономической преступности - это проблема не только сегодняшнего дня и возникла она задолго до перехода нашей экономики на рыночные отношения. Преступления в сфере экономики совершались и в советские времена (в УК РСФСР, например, были специальные главы: «Хозяйственные преступления», «Должностные преступления» и т.д.).

Кроме законодательных просчетов в период реформ конца 1980-х и начала 1990-х годов, приведших к переводу экономики страны на рыночные отношения без адекватного социально-правового регулирования и контроля, надо учитывать также влияние организованной преступности, профессиональной и коррупционной преступности; все более тесного смыкание экономической преступности с политической и даже с терроризмом.

Практические задания

1. Изучите Закон СССР 1988 г. «О кооперации в СССР». Оценить его значение и влияние на уровень экономической преступности в период его действия в стране.

2. Проработайте статейный материал в рамках указанной темы в научно-практических журналах: «Прокурорская и следственная практика», «Российский криминологический взгляд», «Законность», «Российская юстиция», «Государство и право» и др. Выявить различные научные подходы к пониманию причинно-следственного обоснования феномена экономической преступности.

3. Подготовьте доклад или сообщение о наиболее значимых публикациях ученых о причинах и условиях экономической преступности как в 1990-х, так и в 2000-х годах.

В процессе занятия студенты будут разбиты на две группы, которые после подготовки будут в виде дискуссии отстаивать свою точку зрения.

Тема 2. Предупреждение экономической преступности (2 часа)

План

1. Криминологический прогноз экономической преступности.

2. Взаимосвязь преступности в сфере экономики с организованной преступностью.

3. Пути совершенствования уголовно-правовых и иных организационно-правовых мер борьбы с экономической преступностью.

4. Международное сотрудничество в борьбе с экономической преступностью.

5. Воспитание нового типа предпринимателя: проблемы и перспективы.

6. Возможности социального контроля в сфере предупреждения экономической преступности.

Задание для подготовки к практическому занятию

Подготовка к рассмотрению во многом дискуссионных вопросов данной темы предполагает заключительный вывод по предшествующей аналитической работе по выявлению причин и условий экономической преступности. Это, прежде всего, прогноз рассматриваемого вида преступности на ближайшую перспективу (2-5 лет) как в количественном, так и в качественном отношении, что потребует наличия статистических данных за предшествующий десятилетний период.

Студентам требуется рассмотреть перспективу трансформации экономической преступности в транснациональные организованные формы. Выделить условия, способствующие этому процессу как в России, так и за рубежом.

Дать характеристику так называемых оффшорных экономических зон, функционирующих во многом на криминальной основе.

Подумать о возможности воспитания личности предпринимателя нового типа, не только эффективного собственника, стремящегося к личной наживе и нередко в ущерб обществу, но и патриотически настроенного, творчески относящегося к делу, пекущемуся о благе родного Отечества, порядочному во всех отношениях.

Практические задания

1. Выполните криминологический прогноз по отдельным видам экономической преступности на ближайшие пять лет.

2. Выделите факторы, способствующие расширению взаимосвязи преступности в сфере экономики с организованной преступностью

3. Дайте оценку эффективности международного сотрудничества в борьбе с экономической преступностью. Какие на Ваш взгляд нужно ввести новые формы сотрудничества или усовершенствовать действующие для активизации деятельности в сфере предупреждения?

4. Определите перспективную, на Ваш взгляд, фундаментальную основу воспитания предпринимателя нового типа: проблемы и перспективы формирования личности современного предпринимателя. Насколько важна роль государства в этом процессе?

5. Каким по форме и содержанию видится вам возможность социального контроля в сфере предупреждения экономической преступности?

В процессе занятия студенты будут разбиты на две группы, которые после подготовки будут – одни предлагать меры, другие их оспаривать и в виде дискуссии отстаивать свою точку зрения.

3.4. Самостоятельная работа студента

Модели (особенности) самостоятельной работы студентов

очной формы обучения по отдельным темам курса

Название темы Задание для самостоятельной работы студента Формы контроля преподавателем
  Понятие экономической преступности     Описать предмет исследования данного раздела криминологии и дать криминологическую оценку исторических аспектов экономической преступности. Выделить особенность и важность экономики как социального института в государстве, четко представлять сущность теневых экономических отношений. Найти примеры теневой экономики в современной России. Уяснить и четко формулировать определение экономической преступности на основе конкретно выбранного научного представления, выделять и классифицировать признаки данного явления. На основе логических рассуждений обосновать соотношение понятий экономической и корыстной преступности. Предложите несколько вариантов структуры экономической преступности. Ответ обоснуйте. Использование метода активного диалога со студентами, позволяющего выявить возможные непонимания ключевых вопросов темы. Разбитие студентов на малые группы для отстаивания своего видения основополагающих позиций в теоретическом представлении экономической преступности.    
  Общая характеристика экономической преступности в России Провести сравнительный криминологический и уголовно-правовой анализ Раздела VIII УК РФ («Преступления в сфере экономики»). Выяснить, исчерпываются ли, с вашей точки зрения, преступления в сфере экономики составами преступлений, перечисленными в Разделе VIII УК РФ? Ответ обоснуйте. Классифицировать преступления в сфере экономической деятельности по различным основаниям. Дать оценку проводимых в последнее время изменений уголовного законодательства в отношении экономических преступлений и определить, Выявить, насколько приведенные изменения соответствуют современной экономической ситуации в России. Подготовка докладов (сообщений), по результатам исследований. Заслушивание и обсуждение докладов о результатах сравнительного криминологического и уголовно-правового анализа преступлений в сфере экономики и оценке изменений уголовного законодательства в отношении экономических преступлений за последние 2 года, представление преподавателю письменной работы. Доклады сопровождаются компьютерными презентациями.
  Причины и условия экономической преступности Изучить Закон СССР 1988 г. «О кооперации в СССР» и оценить его значение и влияние на уровень экономической преступности в период его действия в стране. Проработать статейный материал в рамках указанной темы в научно-практических журналах: «Прокурорская и следственная практика», «Российский криминологический взгляд», «Законность», «Российская юстиция», «Государство и право» и др. Подготовить доклад или сообщение о наиболее значимых публикациях ученых о причинах и условиях экономической преступности как в 1990-х, так и в 2000-х годах. Заслушивание и обсуждение докладов о причинах и условиях экономической преступности в 1990-е и 2000-е годы. Направленная дискуссия на предлагаемые темы: «Альтернативные варианты перехода России на рыночные отношения». «Цена экономической преступности и проблемы ее измерения». Представление преподавателю письменной работы.
  Криминологическая характеристика личности экономического преступника   Провести сравнительный анализ личности экономического преступника с личностями преступников иных категорий. Сделать криминологический анализ личностей, совершающих преступления в сфере экономики следующих видов: а) преступления против установленного порядка уплаты налогов и (или) сборов, таможенных и иных платежей; б) преступления, посягающие на общественные отношения в сфере кредитования; в) преступления, нарушающие порядок осуществления предпринимательской или иной деятельности. Выделить общие и особенные характеристики исследуемых личностей. Составить классификацию жертв экономических преступников. Заслушивание и обсуждение докладов по криминологической характеристике экономических преступников, совершающих конкретные виды преступлений. Направленная дискуссия на тему «Психологические особенности личности экономических преступников и возможности коррекции их морально-нравственных установок с целью предупреждения делинквентных проявлений».
  Криминологическая характеристика должностных преступлений   Выполнить уголовно-правовой и криминологический анализ следующих преступлений должностных лиц, посягающих на осуществление предпринимательской деятельности: Обратить внимание на сложность составов этих норм, во многом носящих отсылочный характер к многочисленным нормам гражданского права. Дать характеристику личности должностного лица, совершающего рассматриваемые преступления. Назвать причины и условия, способствующие совершению должностных преступлений в сфере предпринимательства. Сформулировать систему про­филактических мер, которая позволила бы противодействовать преступности должностных лиц в сфере предпринимательства. Представление преподавателю письменной работы. Заслушивание и обсуждение докладов (сообщений) по различным криминологическим аспектам должностных преступлений. Направленная дискуссия на тему «Проблемы и перспективы предупреждения преступности должностных лиц».
  Криминологическая характеристика преступлений против собственности Дать общую характеристику преступлений против собственности. Выделить характерные особенности личности преступников, совершающих преступления против собственности. Привести примеры преступлений против интеллектуальной собственности, используя различные информационные источники, в том числе материалы официального сайта МВД РФ и сети Интернет. Сделать оценку изменений уголовного законодательства РФ, произведенную Федеральным законом РФ от 1 июля 2010 г. № 147-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», в результате которых УК РФ дополнен тремя новыми статьями – 1701, 1851 и 2851, а ст. 1852 – частью третьей. На основе использования методов экстраполяции и экспертных оценок разработать поисковые и нормативные прогнозы преступлений против собственности на следующий календарный год. Представление преподавателю письменной работы. Заслушивание и обсуждение докладов о состоянии преступности, направленной против собственности как в целом по стране, так и в Кировской области. Направленная дискуссия на тему «Проблемы и перспективы предупреждения преступлений против интеллектуальной собственности».
  Предупреждение экономической преступности Проанализировать нормативную базу в сфере предупреждения экономической преступности и статистику преступности. Составить доклад об основных результатах борьбы с экономической преступностью в стране и отдельном субъекте федерации (по выбору студента) за последние 4 года. Представление преподавателю письменной работы. Заслушивание и обсуждение докладов о состоянии предупреждения экономической преступности в стране и отдельном субъекте федерации (можно на примере Кировской области). Направленная дискуссия на тему «Проблемы и перспективы предупреждения экономической преступности: российские закономерности и региональная специфика».

Модели (особенности) самостоятельной работы студентов

заочной формы обучения, в т.ч. отделения целевой и сокращенной подготовки по отдельным темам курса

Название темы Задание для самостоятельной работы студента Формы контроля преподавателем
  Понятие экономической преступности   Выделить особенность и важность экономики как социального института в государстве, четко представлять сущность теневых экономических отношений. Найти примеры теневой экономики в современной России. Уяснить и четко формулировать определение экономической преступности на основе конкретно выбранного научного представления, выделять и классифицировать признаки данного явления. На основе логических рассуждений обосновать соотношение понятий экономической и корыстной преступности. Предложить несколько обоснованных вариантов структуры экономической преступности. Использование метода активного диалога со студентами, позволяющего выявить возможные непонимания ключевых вопросов темы. Разбитие студентов на малые группы для отстаивания своего видения основополагающих позиций в теоретическом представлении экономической преступности.    
  Общая характеристика экономической преступности в России Провести сравнительный криминологический и уголовно-правовой анализ Раздела VIII УК РФ («Преступления в сфере экономики»). Выяснить, исчерпываются ли, с вашей точки зрения, преступления в сфере экономики составами преступлений, перечисленными в Разделе VIII УК РФ? Ответ обоснуйте. Классифицировать преступления в сфере экономической деятельности по различным основаниям. Дать оценку проводимых в последнее время изменений уголовного законодательства в отношении экономических преступлений и определить, Выявить, насколько приведенные изменения соответствуют современной экономической ситуации в России. Подготовка докладов (сообщений), по результатам исследований. Заслушивание и обсуждение докладов о результатах сравнительного криминологического и уголовно-правового анализа преступлений в сфере экономики и оценке изменений уголовного законодательства в отношении экономических преступлений за последние 2 года, представление преподавателю письменной работы.  
  Причины и условия экономической преступности Изучить Закон СССР 1988 г. «О кооперации в СССР» и оценить его значение и влияние на уровень экономической преступности в период его действия в стране. Проработать статейный материал в рамках указанной темы в научно-практических журналах: «Прокурорская и следственная практика», «Российский криминологический взгляд», «Законность», «Российская юстиция», «Государство и право» и др. Подготовить доклад или сообщение о наиболее значимых публикациях ученых о причинах и условиях экономической преступности как в 1990-х, так и в 2000-х годах. Заслушивание и обсуждение докладов о причинах и условиях экономической преступности в 1990-е и 2000-е годы. Направленная дискуссия на предлагаемые темы: «Альтернативные варианты перехода России на рыночные отношения». «Цена экономической преступности и проблемы ее измерения». Представление преподавателю письменной работы.
  Криминологическая характеристика личности экономического преступника   Провести сравнительный анализ личности экономического преступника с личностями преступников иных категорий. Сделать криминологический анализ личностей, совершающих преступления в сфере экономики следующих видов: а) преступления против установленного порядка уплаты налогов и (или) сборов, таможенных и иных платежей; б) преступления, посягающие на общественные отношения в сфере кредитования; в) преступления, нарушающие порядок осуществления предпринимательской или иной деятельности. Выделить общие и особенные характеристики исследуемых личностей. Составить классификацию жертв экономических преступников. Представление преподавателю письменной работы.  
  Криминологическая характеристика должностных преступлений   Выполнить уголовно-правовой и криминологический анализ следующих преступлений должностных лиц, посягающих на осуществление предпринимательской деятельности: Обратить внимание на сложность составов этих норм, во многом носящих отсылочный характер к многочисленным нормам гражданского права. Дать характеристику личности должностного лица, совершающего рассматриваемые преступления. Назвать причины и условия, способствующие совершению должностных преступлений в сфере предпринимательства. Сформулировать систему про­филактических мер, которая позволила бы противодействовать преступности должностных лиц в сфере предпринимательства.   Представление преподавателю письменной работы.  
  Криминологическая характеристика преступлений против собственности Дать общую характеристику преступлений против собственности. Выделить характерные особенности личности преступников, совершающих преступления против собственности. Привести примеры преступлений против интеллектуальной собственности, используя различные информационные источники, в том числе материалы официального сайта МВД РФ и сети Интернет. На основе использования методов экстраполяции и экспертных оценок разработать поисковые и нормативные прогнозы преступлений против собственности на следующий календарный год. Представление преподавателю письменной работы.  
  Предупреждение экономической преступности Проанализировать нормативную базу в сфере предупреждения экономической преступности и статистику преступности. Составить доклад об основных результатах борьбы с экономической преступностью в стране и отдельном субъекте федерации (по выбору студента) за последние 4 года. Предложить свои варианты предупреждения экономической преступности на уровне общих и специальных мероприятий. Представление преподавателю письменной работы.  

Примечание: подготовленные доклады (письменные работы) по темам 4-7 могут быть заслушаны в процессе проведения обсуждения проблем предупреждения экономической преступности на занятиях по темам 2 и 3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...