Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.3 Концептосфера российского политического дискурса в условиях цифровой трансформации общества




Среди понятий, выделенных лингвистами, мы также можем найти те, которые относятся к политике. Так, в " антологии понятий" описываются такие понятия русского языка, как " закон", " страх", " Наказание", " Преступление", " собственность", " труд" [В. И. Карасик и И. А. Стернина. 2007. ]. Понимание понятий в эпистемологии радикально отличается от лингвистического. Семантическая реконструкция концептов здесь направлена не на выявление инвариантных структур менталитета, а на реализацию тех инициатив, которые порождают концепты - новые " кластеры значений". Поэтому такие характеристики понятий для эпистемологии столь же важны, как, во-первых, авторство, которое порождает новые, нетрадиционные семантические перспективы, во-вторых, интенциональность понятий, т. е. их направленность на понимание определенного, объективного содержания (независимо от того, направлено ли оно на природные объекты или на другого человека), в-третьих, их интерсубъективность, т. е. признание другим человеком, микрогруппой или макрообществом, в-четвертых, наполнение их новым значением или нетрадиционными перспективами значения, концепция которых приводит к формированию концептов. Понимание понятий в рамках эпистемологии происходит не только в рамках языковой картины мира и вербализованных концептов менталитета (это первичный слой, определяемый лингвистикой), но и благодаря формированию автором специального тезауруса, который позже (часто спустя годы и десятилетия) получает признание и становится общепризнанным. Если мы обратимся к анализу концепций в их отличии от теоретических концепций, мы сможем навести мосты между психологией и эпистемологией, избавиться от иллюзий " эпистемологии без знакомого предмета".

 

Базовой единицей дискурса является понятие, которое может быть истолковано как логико-семантический компонент глубинной семантической структуры отдельной теоремы или их цепочки. Этот компонент характеризует акт понимания, его выражение в общении и результат, полученный в общении. Последнее немыслимо без достижения понимания, вне концепции, в которой постигается смысл речи и высказываний другого участника общения. Со своей стороны, и он, совершая акт понимания, в ходе диалога вырабатывает концепцию, выражающую его понимание смысла моего высказывания, моей речи. Концепции - это не только общие " топосы", которые формируются в ходе диалога и обеспечивают его нормальное функционирование. В то же время — это акты восприятия смыслов проблемы, речи в единстве речевого высказывания.

Понимание концепции равенства включает в себя призыв к реальной общественно-политической жизни, к повседневным представлениям людей о равенстве и, наконец, к философским и политическим концепциям, в которых эти идеи, как само собой разумеющиеся, получили свое теоретическое развитие [Сидорина Т. Ю. 2005. стр. 95. ]. Коррекция повседневных представлений о равенстве невозможна без прояснения противопоставления " МЫ" и " они" – двух (как минимум) социальных групп, одна из которых считает себя " более равной" по сравнению с другой, доминирует в политической жизни, а другая не принадлежит к той же области [Шуц А. 2002. С. 5-46. ]. Сравнение социальных групп, принадлежащих к разным областям (гетерогенным), означает, что концепция равенства определяет отношения между социальными группами, хотя отнесение их к разным областям (разные системы отсчета, как сказал бы физик) создает много проблем в экспериментах по гомогенизации.

Равные возможности, объективно предоставляемые социально-политической системой, не равны равному доступу к социальным возможностям, отсутствию контрастов в доходах и условиях жизненного пути. Равенство возможностей не означает, что у каждого есть возможность повысить свою компетентность и квалификацию. Поэтому в философии политики появилось различие между возможностями - благоприятными и неблагоприятными, между возможностями и вероятностью достижения целей, основанных на самореализации личности. Иными словами, в политических концепциях фиксируются разрывы между объективными возможностями и субъективными возможностями, незначительность субъективного и объективного значений в понимании постулата равных возможностей. Сам Шутц связывает различие между объективными возможностями и субъективными возможностями с различием между тем, что является единицей социальной системы (личность как социальная роль, ее роль ожидания и компетентности) и каковы характеристики субъективных возможностей (принадлежность человека к разным группам, разные ожидания, надежды и страхи, связанные с этим). Поэтому совпадение объективных возможностей и субъективных возможностей крайне редко: " одна и та же возможность существует только с объективной точки зрения" и " субъективные возможности неравны" (с. 44).

Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН, подчеркивает, что принцип равенства не исключает различий в поведении индивидов, в индивидуальных качествах людей (в таланте, физических и умственных способностях и т. д. ). Он исключает социальные и политические виды неравенства, основанные на таких характеристиках, как язык, политические убеждения, национальное и социальное происхождение, цвет кожи, раса, пол, имущественное положение и т. д. Эти характеристики стали ключевыми при определении (Раздел 33) дискриминации: " дискриминация включает любое поведение, основанное на дифференциации, основанной на естественных или социальных категориях, которые не имеют ничего общего с индивидуальными способностями или достоинствами или с конкретным поведением индивида". Это довольно широкое определение подробно описано в разделе 37: " дискриминация может быть описана как неравное обращение и неправомерное поведение, выражается в отказе в правах и социальной симпатии к членам определенной социальной категории, или в наложении особого бремени, или в предоставлении льгот только членам другой категории, создавая неравенство между теми, кто принадлежит к привилегированной категории, и другими".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...