Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль СМИ в политической системе.




Вариант №28

Средства массовой информации: один из каналов политического давления или «четвертая власть»?

I. ВВЕДЕНИЕ

Наверное, каждый из нас может согласиться с тем, что средства массовой информации (или коротко – СМИ) оказывают определенное влияние на политику. Одни считают, что это влияние очень мало, «стремится к нулю», - как сказали бы математики, - что средства массовой информации есть лишь своеобразные зеркала политической и экономической жизни общества, отражающие всю действительность происходящих событий. Но гораздо больше тех, кто утверждает обратное: влияние СМИ на политическую жизнь общества весьма существенно. Чем шире распространяются эти средства (раньше это были журналы и газеты, затем радио и телевидение... теперь даже рассылки новостей на мобильный телефон), тем все сильнее и сильнее становится их влияние. А то, на сколько велико это влияние, и будет изложено в моем реферате...

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Что такое СМИ?

С большой долей уверенности можно сказать, что средства массовой информации – это важнейший институт политической системы. В последнее время их все ча­ще именуют «четвертой властью». Политика в большей мере, чем дру­гие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена. Если экономика может функцио­нировать на основе рыночного саморегулирования, то политика не­возможна без опосредованных форм общения (газет, радио, телевиде­ния и др.). Коллективный характер реализуемых в политике целей тре­бует их обязательного осознания разделенными в пространстве граж­данами, координацию их поведения. Это практически недостижимо при непосредственном общении с людьми, здесь нужны специальные средства информации. Эти средства и называют средствами массовой информации (СМИ), средствами массовых коммуникаций (СМК) или масс-медиа.

СМИ представляют собой учреждения, создаваемые для сбора, обработки и открытой, публичной передачи с помощью специальных технических средств различной информации для широких слоев народа.

Необходимо оговориться, что принято отличать средства массовой информации от средств массового воздействия (театра, эстрады, художественной литературы и др.). Средства массового воздействия, в отличие от средств массовой коммуникации, не имеют признака систематического, регулярного включения аудитории, обращение к ним носит эпизодический характер. Но их объединяет «социальная среда, в которой они функционируют, использование языка в качестве способа передачи информации, наличие технических средств тиражирования и распространения информации, возможность сознательного регулирования процесса коммуникации».

К СМИ относятся пресса, радио, телевидение, массовые справочники, кино-, звуко-, видеозаписи, а также и некоторые иные способы коммуникации. В последнее время в Интернете появилось много специальных сайтов, отображающих на своих страницах ленты последних новостей1. Многие из них даже предлагают бесплатно подписаться на рассылку новостей по электронной почте (E-mail). Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудио-визуальные СМИ, прежде всего телевидение (сегодня практически каждая семья располагает телевизором).

Наиболее мощное воздействие телевидения объясняется рядом причин. Важнейшей из них является присущее телевидению свойство, назы­ваемое «визуальным давлением», то есть зрительным образом информа­ции. Поскольку научная и другая серьезная информация плохо совмес­тима с экранным изображением, то она остается для печатных комму­никационных средств и радио. Общая тенденция современного мира - растущее влияние ТВ и относительное ослабление воздействия на насе­ление печатной продукции и радиопередач. Так, например, в Германии граждане тратят в 5,3 раза больше времени на просмотр телевидения, чем на чтение газет. В Пермской области от 60 до 90% (!!!) свободного вре­мени взрослые люди проводят у телевизора (обленились совсем!). Телевидение лидирует среди других СМИ и по силе убеждающего воздействия, доверия граж­дан, ибо люди склонны больше верить глазам своим, чем услышанному или прочитанному («Лучше один раз увидеть, чем десять раз услы­шать»). Другой причиной является огромное повышение цен на газеты, журналы, книги (особенно в России), существующая иллюзия «бесплатности»2телевидения.

Роль СМИ в политической системе.

Какова же роль средств массовой информации в политической системе и в жизни общест­ва? Функции СМИ весьма разнообразны. Но важнейшей из них является ин­формационная. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только освещение тех или иных фактов, но и их коммен­тирование и оценку, то есть пропускание через призму своих идеологических мировоззрений. Одну и ту же новость (информацию) можно представить так, что она изменит свой первоначальный смысл.

Конечно, не все сведения, распространяемые по средствам массовой информации, носят поли­тический характер (например, прогноз погоды, развлекательные, спортивные и другие программы (но и тут без пива с прыгающей пробкой не обойтись!)1). К политической информации относится та, кото­рая имеет общественную значимость и на основе которой у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, пар­тий и других политических институтов, об экономической, культурной и других сферах жизни общества.

Существуют общепринятые нормы деятельности государствен­ных средств массовой информации. Они не могут быть рупоромисключительно правительства. Проводится четкое разграничение между понятиями «политические новости» и «политическая программа». Если политические программы могут выражать позицию различных политических сил и групп насе­ления, то для новостей действует правило строгого ограничения коли­чества комментариев ведущего: в случаях, когда избежать их невоз­можно, они должны освещать позиции различных сторон. В тексте политической информации не должно быть логических и языковых конструкций оценочного характера, не говоря уже о приемах из арсе­нала психологической войны: подтасовки фактов, убеждающей рито­рики, целенаправленной интонации и мимики, особых приемов мон­тажа и т.д. Темы сообщения и состав действующих лиц должны отра­жать всю социальную структуру общества и волнующие его, а не ка­кую-то отдельную группу проблемы.

Что касается политических программ на телевидении и радио, то в них должно предоставляться эфирное время всем различным си­лам, представленным в общественной жизни и выборных органах власти. Лишь в этом случае у оппозиции имеется полноценная воз­можность соревноваться с правительством в борьбе за умы и души граждан.

В цивилизованном мире признается, что если эти требования не выполняются, то налицо - сознательная попытка СМИ навязать общественному сознанию исключительно свое видение событий. Такой тип освещения именуетсяинформационным тоталитаризмом. Моно­польное право определять объем, содержание и характер информации, ежедневно входящей в каждый дом, дает руководству СМИ реальной власти больше,чем есть у правительства и оппозиции вместе взятых.

Многообразие функции СМИ

К другим функциям СМИ относятся:

образовательная, которая проявляется в сообщении людямзнаний,позволяющих оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно (или ложно) ориентировать­ся в сложном и противоречивом потоке информации;

социализация, связанная с усвоением людьми политических и соци­альных норм, ценностей, образов поведения, форм и методов раз­решения конфликтов. Эта функция позволяет личности адаптиро­ваться к социальной действительности;

критики и контроля, которые основываются на авторитете обще­ственного мнения. Хотя СМИ, в отличие от государственных и хо­зяйственных органов контроля, не могут применять администра­тивные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен, так как они дают не только юриди­ческую, но и моральную оценку событиям и лицам. Критика СМИ отличается широтой своего объекта. Если критика оппозиции чаще всего сосредотачивается на правительстве и поддерживающих его партиях, то объектом внимания масс-медиа являются и Президент, и правительство, и королевские особы, и сами средства массовой информации. Контрольная функция СМИ особо необходима при слабой оппозиции и несовер­шенстве системы государственного и общественного контроля;

мобилизационная функция выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или к бездействию), в их вовлечении в по­литику СМИ обладают необъятными возможностями влияния на разум и чувства людей, образ их мыслей, критерии оценок, стиль и мотивацию политического поведения.

К другим функциям СМИ относятся инновационная (приобщение населения к различным нововведениям), опера­тивная (сообщение экстренной информации к действию), формирования общественного мнения.

Перечисленные выше функции не существуют изолированно, они постоянно реализуются во всем их комплексе, всесторонне влияя на все стороны жизни общества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...