Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Веймарская республика в Германии




К концу первой мировой войны в Германской империи начал нарастать политический кризис: в последний год ее существования сменилось 4 канцлера.

Революционные события 1917 года в России нарушили атмосферу «национального единения», насаждавшуюся сверху. Возросло количество экономических забастовок и антивоенных выступлений.

Демократические круги требовали либерализации государственного режима, прекращения войны. Это не могла не учитывать правящая верхушка.

В октябре 1918 года рейхстаг принял законы «о парламентаризации», которые несколько ограничили полномочия кайзера, в частности он теперь без согласия парламента не мог объявлять войну и заключать мир. Ограничивались и его полномочия в отношении имперского канцлера: право назначения и отстранения его от должности переходило к парламенту.

«Самореформирование» государства распространилось и на избирательную систему: было расширено число избирателей за счет отмены некоторых ограничений избирательного права.

В начале ноября 1918 года в условиях роста антивоенных настроений Гинденбург, начальник генерального штаба, решил активизировать военные действия, чтобы добиться перелома в войне в пользу Германии.

В Киль, главную базу германского флота, поступил приказ: флоту выйти в море и союзников разгромить. Однако матросы, информированные о революционных событиях в России, отказались повиноваться: на кораблях и в казармах в ночь на 4 ноября были созданы матросские и солдатские советы. Войска, посланные в Киль для подавления бунтовщиков, перешли на их сторону.

Через несколько дней антиправительственные выступления охватили всю страну. Основными требованиями выступавших были: отречение императора, создание демократических правительств — имперского и союзных государств, заключение перемирия.

На местах стало формироваться двоевластие: с одной стороны возникали советы рабочих и солдатских депутатов, а с другой — в немецких государствах, входивших в империю, местные ландтаги (представительные учреждения) формировали свои демократические правительства.

9 ноября 1918 года массовые антиправительственные выступления охватили Берлин. В этот день здесь после бегства императора Вильгельма за границу было объявлено о создании двух республик.

Сторонник московских коммунистов К. Либкнехт с балкона императорского дворца провозгласил Германию «социалистической республикой». А один из лидеров социал-демократов из окна рейхстага провозгласил ее «свободной немецкой республикой». Однако в результате соглашения между советами и социал-демократами было создано единое «революционное правительство» Германии — Совет народных уполномоченных.

Возглавили его социал-демократы — бывший шорник Ф. Эберт (назначенный М. Боденским своим преемником на посту имперского канцлера) и Г. Гаазе.

Встал вопрос о дальнейших путях государственного строительства. В связи с этим левые требовали передачи власти советам, а остальные — проведения выборов в национальное собрание (в том числе старые партии).

Совет народных уполномоченных созвал в конце ноября конференцию представителей правительств, возникших в союзных германских государствах после падения монархии.

На конференции было решено для определения государственного устройства страны сформировать на основе всеобщего избирательного права учредительное собрание. А до этого должен был продолжать функционировать бундесрат для контроля за действием правительств всех союзных государств.

Идея о созыве учредительного собрания была поддержана всегерманским съездом советов в декабре 1918 года. Он также высказался за передачу всей власти Совету народных Уполномоченных. Было решено 19 января 1919 года провести выборы в национальное учредительное собрание.

Против этого выступили крайние левые, в том числе коммунисты. В начале января 1919 года они попытались вооруженным путем захватить власть в Берлине, но это им не удалось. Неудачно закончилось и стремление коммунистов и их сторонников закрепиться в отдельных регионах Германии: созданные ими Бременская и Баварская советские республики просуществовали недолго.

Совет народных уполномоченных издал ряд актов, направленных на улучшение правового и экономического положения рабочих и служащих, в том числе указ о коллективных договорах, комитетах рабочих и служащих и разрешении трудовых споров от 23 декабря 1918 года.

На основании указа правительства от 12 ноября 1918 года об учреждении имперского ведомства хозяйственной мобилизации, было издано распоряжение о регулировании времени работы индустриальных рабочих (23 ноября 1918 года). Оно установило, что «постоянное время дневной работы, с исключением перерывов, не может превышать 8 часов».

13 ноября 1918 года был принят указ о попечении о безработных, в соответствии с которым «империя» и «союзные государства» должны были предоставить «средства общинам и союзам общин, чтобы содействовать в оказании помощи безработным» (старше 14 лет), если вследствие полной или частичной безработицы их доходы «упали настолько, что они не в состоянии поддерживать необходимый жизненный уровень». При этом специально оговаривалось, что «лица женского пола получают помощь только, если они живут производительным трудом».

6 февраля 1919 года в тихом провинциальном Веймаре начало работу национальное учредительное собрание.

10 февраля 1919 года им был принят закон «О временной имперской власти», который легализовал право этого собрания провозгласить в Германии республику, принять ее конституцию и обеспечить развитие государства по парламентскому пути.

Закон предусмотрел объединение германских государств в «союз народов» на договорной основе. Договоры между ними должны были утверждаться ранее созданным комитетом германских государств, который стал выполнять функции бундесрата. Он также должен был оказывать национальному собранию (парламенту) содействие в законодательной деятельности.

В феврале 1919 года Ф. Эберт был избран президентом, а Шейдеман сформировал общегерманское коалиционное правительство, получившее вотум доверия.

А в марте был утвержден «переходный закон» относительно правопреемства новой Германии. В нем говорилось о том, что все нормативно-правовые акты, ранее изданные в стране и не противоречащие этому закону и другим актам национального учредительного собрания, сохраняют свое юридическое значение.

Был принят и закон «О регулировании угольного хозяйства». Он предусмотрел создание из представителей предпринимателей, шахтеров и потребителей угля имперского угольного совета. Перед ним ставилась задача регулирования «в интересах общества» вопросов угледобычи, условий и оплаты труда шахтеров, сбыта угля и цен на него.

Национальное учредительное собрание также приняло законы «о социализации» электротехнической и калийной промышленности.

Затем оно утвердило общий закон о социализации. В нем провозглашалась возможность перевода законным путем и за вознаграждение в «общественную собственность» «созревших» для этого промышленных предприятий, предусматривалась также возможность государственного регулирования производства и распределения.

Но основной задачей национального учредительного собрания было принятие новой конституции. В подготовке ее проекта приняли участие ведущие правоведы Г. Прейс и М. Вебер, а так же Ф. Эберт. В частности, по его настоянию был расширен перечень прав и свобод, которые конституция предоставила германским гражданам.

Она была принята 31 июля и 11 августа 1919 года вступила в силу. Это была одна из самых демократических конституций в мире в то время.

В преамбуле конституции нашли отражение принципиально новые правовые установления. Это положения «о народном единстве», «народном суверенитете», «свободе» и «социальной справедливости». Они подрывали ранее существовавшую династическую форму организации государственной власти.

Отвергалось положение прежней конституции (1871 года) о Германии как о «союзе династий». Бывшие «союзные государства» получали наименование «земель» и становились субъектами германской федерации.

Конституция имела такую структуру: часть первая регламентировала устройство и задачи империи; часть вторая — основные права и обязанности немцев, имелись также переходные и заключительные положения.

Положения о правах и обязанностях германских граждан вопреки традиции конституционного строительства сознательно были помещены во второй части конституции. Составители ее проекта исходили из того, что вначале должно быть создано государство, которое обеспечит защиту прав и свобод.

Веймарская конституция была построена на принципах демократизма, федерализма, предоставления гражданам основных прав и свобод, преемственности с конституцией 1871 года.

Хотя в конституции Германия именовалась «империей», но на самом деле она становилась республикой. Об этом, в частности, говорилось в статье 1: «Германская империя — республика. Государственная власть исходит от народа».

Это была федеративная республика, которая состояла «из территории германских областей (земель)». Каждая земля была самоуправляющейся территорией. Ей предоставлялось право иметь свою конституцию, законодательный орган и правительство.

Впервые в истории конституционного строительства в основной закон было включено положение, которое встречается в большинстве современных конституций. «Общепризнанные положения международного права, — говорилось в ее статье 4, — имеют значение обязательных составных частей имперского германского права».

Конституция разделила властные полномочия между федеральными и земельными органами, установила верховенство имперского права над законодательством земель.

К законодательной деятельности федерации было отнесено решение всех важнейших вопросов. Статья 6 определила те вопросы, которые принадлежат «исключительно законодательству империи», в том числе внешние сношения, оборона, гражданство, денежное обращение, таможенное дело, почта и телеграф.

В статьях 7-11 определялись другие вопросы, по которым федерация должна была осуществлять законодательную деятельность, в том числе в сфере уголовного и гражданского права, судопроизводства, рабочего права, торговли, промышленности, железных дорог, искусства, налогов.

Однако по этим же вопросам могли законодательствовать и ландтаги — представительные собрания земель.. При этом в статье 13 подчеркивалось, что «имперское право имеет перевес над областным правом».

«Каждая область, — говорилось в статье 17, — должна иметь республиканскую конституцию. Народное представительство должно избираться на основе всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права... гражданами.., мужчинами и женщинами на началах пропорционального представительства».

Согласно конституции высшая власть в стране принадлежала избираемому на основе всеобщего избирательного права рейхстагу, депутаты которого имели свободный мандат.

Главой государства становился президент, избираемый населением на 7 лет с правом переизбрания. Компетенция президента определялась конституцией весьма широко. Он мог распустить рейхстаг, командовал вооруженными силами, представлял Германию в международных отношениях, назначал и увольнял федеральных чиновников и офицеров.

«Если какая-нибудь область, — было записано в статье 48, — не выполняет обязанностей, возложенных на нее конституцией или имперскими законами, то президент империи может понудить ее к этому с помощью вооруженной силы».

Здесь же говорилось о том, что президент «может принимать меры, необходимые для общественной безопасности и порядка, в случае надобности с помощью вооруженной силы».

В компетенции президента было и назначение и увольнение рейхсканцлера и по его предложению общегерманского правительства. Однако функционировать они могли только при согласии на это рейхстага.

Статья 60 предусмотрела создание второй палаты германского парламента: «для представительства германских областей в законодательстве и управлении империи образуется рейхсрат». Число представителей земель в нем должно было определяться численностью их населения.

Согласно конституции 1919 года «имперские законы издавались рейхстагом» (статья 68) по инициативе федерального правительства или членов рейхстага. Президент имел право принятый им закон «поставить на народное голосование».

В статье 74 речь шла о том, что «рейхсрат имеет право опротестования законов, принятых рейхстагом». Однако если после этого он принимал их повторно большинством в 2/3 голосов депутатов, то президент был обязан в течение трех месяцев или подписать их или «распорядиться о производстве народного голосования» по ним.

Статьи VII отдела конституции 1919 года содержали нормы, регламентировавшие вопросы, связанные с юстицией. Для отправления правосудия учреждались верховный государственный суд и областные суды. «Исключительные суды, — подчеркивалось в статье 105, — не допускаются. Никто не может быть изъят из ведения своего законного судьи».

Предусматривалось создание административной юстиции — и общегосударственной, и в областях «для защиты отдельных лиц от распоряжений и требований административных учреждений».

Устанавливались независимость судей и подчинение их только закону. Судьи должны были занимать свои должности пожизненно. Отстранить их мог только суд.

Значительная часть конституции содержала нормы, гарантировавшие гражданам Германии достаточно широкий набор демократических прав и свобод. Каждый немец получил право в любое время эмигрировать за границу. Он не мог «быть выдан иностранному правительству для суда или наказания».

Статья 113 определила, что «иноязычные части населения империи не должны быть стесняемыми законодательными и административными мерами в их свободном национальном развитии, в особенности в употреблении их родного языка, в преподавании, внутреннем управлении и суде».

Основной закон квалифицировал брак «как основу семейной жизни, сохранения и размножения нации», которая строится на равноправии полов.

Обязанности германских граждан по отношению к государству определялись в основном в общей форме в статьях 133 и 134: «Все граждане обязаны, согласно законам, отбывать личные повинности в пользу государства и общины. Воинская повинность определяется постановлениями имперского военного закона... Все граждане без различия принимают участие в государственных тяготах соразмерно своим средствам и согласно закону».

Для всех молодых германцев устанавливалось обязательное бесплатное образование в народных школах и школах второй ступени. Преподавание религии могло включаться в программу школьного образования на основах добровольности и учителей, и учеников.

Веймарская конституция имела и социальную направленность. «Рабочая сила, — говорилось в ней, — состоит под особым покровительством империи» (статья 157).

«Рабочие и служащие, — устанавливалось в статье 165, — призваны на равных правах совместно с предпринимателями участвовать в установлении условий заработной платы и труда, а также в общем хозяйственном развитии производительных сил».

Рабочим и служащим предоставлялось право «для защиты своих социальных и хозяйственных интересов» создавать рабочие советы предприятий, а также окружные рабочие советы для отдельных хозяйственных отраслей и имперский рабочий совет.

В первые годы существования Веймарской республики социальные вопросы занимали важное место в ее деятельности. 4 февраля 1920 года был принят важный закон социального назначения — «закон о производственных советах». Он предусматривал создание на всех предприятиях, на которых постоянно было занято не менее 20 наемных работников, производственных советов. Они должны были состоять из совета рабочих и совета служащих.

Закон поставил перед производственными советами предприятий такие задачи:

1. «Содействие советами руководителю предприятия, чтобы вместе с ним добиться, возможно, более высокого состояния производства».

2. «Содействие в народно-хозяйственных предприятиях введению современных методов труда».

3. «Сбережение предприятия от потрясения... при спорах производственного совета... с нанимателем».

4. «Слежение за всем, что угрожает жизни и здоровью нанявшихся».

5. «Содействие взаимопониманию нанявшихся с нанимателем и выступление в защиту свободы союзов для нанимаемых».

Деятельность Веймарской республики проходила в нелегких условиях. В июне 1919 года она подписала с победителями тяжелый для нее Версальский мир. По нему она вернула Франции Эльзас и Лотарингию и утратила свои колонии в Африке. Она не могла теперь иметь армию численностью свыше 100 тысяч военнослужащих.

Версальский мир наложил на Германию огромные репарационные платежи, которые были снижены и рассрочены только в 1930 году. Они подрывали экономику, не давали возможность улучшать материальное положение населения.

Катастрофические последствия для германской экономики имел также мировой экономический кризис, разразившийся в 1929 году. Он усилил не только экономическую, но и политическую нестабильность. Обычным явлением были стачки, путчи, политические убийства, неповиновение властям.

Политическая нестабильность также была следствием неприятия Веймарской республики большинством немцев, которые считали ее порождением позорного Версальского мирного договора. Бытовало мнение, что его заключили ее создатели — «ноябрьские предатели», среди которых было немало германских граждан еврейского происхождения, сознательно приведших страну к краху. Нередко требовали ликвидации Веймарской республики, разрыва унизительного Версальского договора и расправы с «ноябрьскими заговорщиками».

Многим немцам были не по душе политическая нестабильность, их мало радовали свободы, предоставленные им Веймарской конституцией. Известные своей преданностью и законопослушностью немцы между свободой и порядком выбирали второе. Это относилось и к большинству германской интеллигенции и студентов.

Политическую нестабильность увеличивало и то, что конституция и другие нормативно-правовые акты не ограничивали националистических, шовинистических и милитаристских сил. Это привело к небывалому росту их пропаганды, не мешало их активной деятельности.

Политической нестабильности способствовало и то, что в Веймарской республике не был реорганизован старый бюрократический государственный аппарат, в котором было мало ее активных сторонников.

Объяснялось это в основном тем, что составители основного закона включили в него статью 130, которая устанавливала «несменяемость» старых государственных служащих. Они могли беспрепятственно занимать свои должности до достижения пенсионного возраста.

Враждебно к Веймарской республике был в основном настроен и командный состав вооруженных сил, продолжавший военную службу с кайзеровских времен.

Способствовало политической нестабильности в Германии и острейшее противоборство между основными политическими силами. Левые силы были разъединены и вели между собой борьбу не на жизнь, а на смерть (социал-демократы и коммунисты).

В результате в Веймарской республике сложился паралич государственной власти, безнаказанность и вседозволенность были повседневным явлением.

В марте 1920 года имел место военно-монархический путч Каппа-Лютвица, направленный на то, чтобы вооруженным путем свергнуть демократический режим Веймарской республики. Он был разгромлен, а его организаторы едва успели бежать из столицы.

5 января 1919 года в Мюнхене возникла немецкая рабочая партия. Основателями ее были журналист К. Хоррер и слесарь А. Декслер. В сентябре 1919 года ее членом стал бывший ефрейтор А. Шикльгрубер, в жилах которого текла и еврейская кровь. Это был будущий А. Гитлер, которому удалось оттеснить руководителей партии и добавить к ее наименованию «национал-социалистическая».

Встав во главе партии, А. Гитлер сформулировал ее программу в 25 пунктах и изложил ее в своем выступлении на митинге 24 февраля 1920 года в Мюнхене.

Гитлер оказался мастером публичного воздействия на массовую аудиторию. Его выступления отличались убедительностью и исключительной эмоциональностью.

В 1920 году в качестве флага партии было принято знамя древних ариев — красное полотнище, а на нем белый круг с черной свастикой. В партии была внедрена система вождизма (фюрерства). Партийные функционеры назначались сверху — главным партийным вождем (фюрером) и только ему подчинялись.

Была введена централизованная система партийных рангов и званий. Доступ в партию строго контролировался — в нее допускались только «расово полноценные немцы», исповедовавшие идеологию национал — социализма. Партия строилась как строго централизованная организация, в которой распоряжения фюрера не обсуждались, а выполнялись.

После всеобщей забастовки в 1923 году национал-социалисты предприняли неудачную попытку захватить государственную власть в Германии («пивной путч»). После этого они временно изменили тактику, чтобы по возможности конституционным путем захватить власть.

Она получила наименование «битва за рейхстаг» и направлена была на завоевания большинства депутатских мандатов в парламенте. Этого старались добиться с помощью создания массовой национал-социалистической немецкой рабочей партии.

В центральном звене ее было создано два отдела с четко определенными функциями и задачами. Первый готовил захват национал-социалистами власти в государстве и ликвидацию демократических институтов Веймарской республики. Задачей второго отдела была подготовка партийно-государственного аппарата, который будет функционировать после того, как национал-социалисты станут у руля государственной власти.

Централизованное управление в партии строилось по территориальному принципу. Были созданы 34 областные партийные структуры (гау), в том числе четыре на территориях за пределами Германии, возвращение которых в ее состав национал-социалисты ставили одной из своих основных задач. Во главе их стояли назначенные фюрером гаулейтеры, а в округах — крейслейтеры.

Строго централизованная партия национал-социалистов стала напоминать собой военную организацию. Средствами воздействия на членов партии и на все население стали эффектно организованные массовые мероприятия — митинги, собрания, факельные шествия, парады, спортивные мероприятия.

Из-за политических, экономических и финансовых трудностей руководителям Веймарской республики пришлось вскоре после ее создания встать на путь резкого сокращения государственных расходов на социальные нужды, использовать для управления недемократические методы, перекладывать на плечи населения государственные экономические и финансовые проблемы.

В период действия чрезвычайного законодательства (до марта 1924 года) с помощью декретов была установлена правовая основа налоговой, финансовой и социальной политики государства.

Оно отказалось от функции поддержки безработных. Органы власти теперь могли запрещать забастовки. Декретом от 21 декабря 1923 года был фактически отменен 8-часовой рабочий день. А наниматели получили право в любое время увольнять своих работников.

Сокращение государственных социальных расходов и увеличение налогов привели к сбалансированности бюджета. Тем не менее, с выплатой репараций победителям были большие проблемы.

Переговоры с ними об их урегулировании закончились принятием трудного для жителей Германии плана Дауэса. По нему победители предоставили ей для восстановления ее экономики 16 млрд. марок кредита. Однако за это они взяли под свой контроль бюджет страны, деятельность Рейхсбанка и железных дорог.

Основными источниками для выплаты репараций теперь были налоги и пошлины на товары массового потребления, доходы от работы промышленных предприятий и железных дорог Германии. План Дауэса дал положительные результаты: в стране начался промышленный рост, который продолжался более 3 лет. Были осуществлены меры по модернизации предприятий, повышению конкурентоспособности их продукции.

Сохранялся высокий удельный вес государственного сектора в экономике: в 1929 году в нем работало около 2 млн. человек. Хотя принцип государственной «опеки» над экономикой все больше терял свою силу, он не исчез. До середины 1926 года действовали декреты «о надзоре над ценами» и «о предотвращении банкротств». Для стимулирования экономики государство предоставляло частному бизнесу дотации, займы и государственные гарантии.

После парламентских выборов 1924 года было сформировано правительство Г. Лютера, в составе которого не было социал-демократов, но были впервые после революции в него включены представители правых. Наступление реакции проявилось и в том, что после смерти Ф. Эберта президентом был избран старый монархист фельдмаршал Гинденбург.

Острейшее политическое противоборство парализовало работу парламента, правительственная власть была нестабильной и часто менялась.

Это привело к тому, что основным носителем государственной власти стал президент, наделенный конституцией обширными полномочиями. Он назначал «президентские кабинеты» и управлял Германией посредством своих чрезвычайных указов. В 1932 году он издал 66 таких указов, а рейхстаг — только 5 законов. Пользуясь статьей 48 конституции, президент перманентно вводил чрезвычайное положение, что еще больше расширяло его власть.

При выборах президента в 1932 году социал-демократы совершили политическую ошибку: они помогли Гинденбургу, бывшему начальнику генерального штаба Германии в годы первой мировой войны, которому Веймарская республика была как кость в горле, добиться переизбрания на президентский пост.

Мировой экономический кризис особенно остро проявился в Германии. Результатом его были глубокие социально-политические потрясения. Катастрофический обвал производства привел к тому, что количество безработных увеличилось до 9 млн. человек, подавляющая часть которых не имела никаких средств к существованию. Сильно пострадали и средние слои населения: миллионы мелких производителей разорились, а сотни тысяч служащих и чиновников оказались без средств существования.

Промышленные и финансовые круги требовали сокращения государственных расходов на социальные нужды и усиления помощи государства частному бизнесу.

Результатом экономического кризиса был и дальнейший рост политической нестабильности, еще большее ослабление государственной власти. В марте 1930 года в рейхстаге распалась «большая коалиция» с участием социал-демократов.

Началась эволюция парламентской системы, государственного строя Веймарской республики. Было сформировано правительство во главе с одним из лидеров партии центра Брюнингом, которое не опиралось на большинство в рейхстаге.

Оно опиралось лишь на «доверие президента» и управляло с помощью его чрезвычайных декретов, то есть оно было «президентским кабинетом». Произошли значительные изменения также в сфере законотворчества. Значение законотворческой деятельности рейхстага сильно упало. Ведущее значение приобрело законотворчество президента путем издания чрезвычайных декретов.

Кабинет Брюнинга встал на путь антипарламентских методов правления, что создало условия для демонтажа в дальнейшем Веймарской демократической государственной системы.

Правительство прежде всего боролось с кризисом сокращением бюджетных расходов на социальные нужды. Были снижены пособия по всем видам социального страхования, сокращена оплата труда государственных служащих.

С другой стороны правительство усилило государственное регулирование экономики, в том числе путем государственного кредитования промышленного производства и крупного землевладения.

Чтобы повысить конкурентоспособность германских товаров на внешних рынках чрезвычайный декрет 1931 года предусмотрел снижение на них цен и учреждение должности государственного комиссара по ценам.

Когда обострился кризис кредитно-финансовой системы, новым чрезвычайным декретом был учрежден пост государственного комиссара по надзору за банковской системой и в отношении ее начала производиться политика санирования, то есть оздоровления.

Она заключалась в том, что государство приобретало акции банков, которые оказались на грани банкротства. Санирование также производилось в отношении промышленных кампаний. Для этого использовались внешние кредиты и средства для репараций по Версальскому мирному договору, выплату которых Германия прекратила в, 1931 году.

Антикризисная политика правительства Брюнинга вызвала противоречия внутри политического блока, который» его поддерживал. А в октябре 1931 года был создан Гарцбургский фронт, который объединил различные националистические группы, в том числе и А. Гитлера.

Правда, он оказался недолговечным из-за требования фюрера и его покровителей из промышленных и финансовых кругов заменить Брюнинга на посту главы правительства «твердым канцлером и твердыми людьми вокруг него».

Стремление национал-социалистов к захвату власти усилилось после их успеха во время парламентских выборов в сентябре 1930 года. Весной 1932 года Гитлер принял участие в президентских выборах, но президентом был переизбран Гинденбург.

Однако значение в политической жизни Германии национал-социалистической немецкой рабочей партии возрастало. Она все активнее выступала против «большевизма», «ноябрьских преступников», учредивших Веймарскую республику. Она требовала ликвидации унизительной для Германии Версальской системы, подавления демократического движения.

Гитлер и его сторонники проповедовали установление «национального социализма». Они изображали себя как партию «социальной справедливости» и «революционного обновления общества». Среди их лозунгов были также уничтожение «спекуляции и ростовщичества», государственная гарантия «обеспечения старости» и «трудовой деятельности».

Национал-социалисты призывали и к национализации крупных промышленных кампаний, к ликвидации «нетрудовых доходов», участию работающих «в прибылях крупных предприятий».

Эти лозунги находили все более заметный отклик у тех, кому они адресовались, особенно у мелких и средних производителей в городе и деревне.

Усилило позиции национал-социалистов среди крестьянства включенное в их программу положения о необходимости издания закона «о безвозмездном отчуждении земли» в пользу всего общества, о прекращении «спекуляции земель», об отмене арендной платы за пользование землей.

Оказывая активное пропагандистское воздействие на население национал-социалисты одновременно создавали свои организации насилия и террора против своих противников.

Национал-социалистическая немецкая рабочая партия крепла организационно и численно. Она стала массовой к концу 1932 года: количество ее членов возросло до 850 тысяч.

Между тем, политический кризис в стране усиливался: возрастало, в том числе в промышленных и финансовых кругах, недовольство бездействием парламента, правительственной чехардой, малоэффективной деятельностью правительства, ростом стачечного движения и влияния коммунистов. В этих условиях все большую популярность приобретал лозунг национал-социалистов о всевластии государства.

Преемником Брюнинга на посту канцлера стал другой деятель партии центра фон Папен, правительство которого тоже не имело большинства в рейхстаге и продолжало управлять с помощью чрезвычайных президентских декретов.

В конце первой мировой войны резко изменилось государственное устройство Германии: вместо конституционной монархии в ней была учреждена демократическая Веймарская республика. Ее деятельность проходила в исключительно трудных условиях объективного и субъективного характера, что обусловило недолговечность ее существования (14 лет).

Германия (1933-1939 гг.)

Во время парламентских выборов в июле 1932 года национал-социалисты набрали наибольшее число голосов избирателей — 13,8 млн. и получили 230 депутатских, мандатов в рейхстаге. Однако они не имели большинства и вскоре добились роспуска парламента и проведения новых внеочередных выборов.

Национал-социалисты надеялись во время выборов в ноябре 1932 года добиться большинства в рейхстаге и затем сформировать свое правительство. Но надежды их не оправдались — наоборот число подданных за них голосов уменьшилось до 11,3 млн.

Было сформировано последнее правительство Веймарской республики, возглавлявшееся генералом Шлейхером и подвергавшееся критике со всех сторон. Идея сильной государственной власти стала доминирующей, и 30 января 1933 года президент Гинденбург назначил главу национал-социалистов Гитлера рейхсканцлером.

В течение первых двух лет пребывания его на посту главы правительства была произведена реорганизация политической и экономической структуры Веймарской республики. В это время происходили политическая унификация и административная централизация нацистской системы господства, формирование системы насильственного подавления противников.

Первое правительство, которое возглавлял Гитлер, было коалиционным — оно включало представителей и правых партий, что мешало ему осуществлять свою программу. Поэтому на 5 марта 1933 года были назначены новые выборы в рейхстаг, во время которых национал-социалисты активно использовали «административный ресурс», который применяют в странах СНГ многие их руководители во время выборов.

Несмотря на это национал-социалистам не удалось добиться большинства в парламенте. Тогда Гитлер, нарушив Веймарскую конституцию, изгнал из парламента депутатов-коммунистов и других депутатов, несогласных с его действиями.

Под его давлением «усовершенствованный» рейхстаг 24 марта 1933 года принял закон «О наделении правительства Гитлера чрезвычайными полномочиями».

После этого национал-социалисты начали планомерное разрушение парламентско-демократической системы Веймарской республики, подготовку «нового порядка», который представлял собой террористический режим.

Первоначально для этого использовались предусмотренные Веймарской конституцией «чрезвычайные меры» на основе президентских полномочий. Статья 48 конституции послужила основой для чрезвычайного декрета «О защите немецкого народа», подписанного президентом для защиты «общественного спокойствия».

Для оправдания чрезвычайных мер Гитлер использовал поджог рейхстага, в котором обвинили коммунистов. Для подавления «вредных для государства коммунистических насильственных действий» были изданы два новых чрезвычайных президентских декрета — «против измены германскому народу и против изменнических действий» и «о защите народа и государства».

Они предоставили имперскому правительству право лишать полномочий земельные правительства, брать на себя их полномочия, издавать акты, которые нарушали основные конституционные принципы и свободы.

Выборы в рейхстаг стали простой формальностью. В пронумерованных избирательных бюллетенях была фамилия только одного кандидата, предложенного национал-социалистами. Депутаты парламента, а затем и все государственные чиновники, были обязаны приносить клятву верности Гитлеру.

Безвластный рейхстаг «единодушно» штамповал все, что ему предлагалось от имени фюрера и возглавляемых им органов. В начале, правда, национал-социалисты стремились представить строительство тоталитаризма как результат «народного волеизъявления». Для этого проводились «всенародные плебисциты», результаты которых, одобрявшие действия национал-социалистов, определялись ими еще до их проведения.

Государственный аппарат постоянно находился под контролем партийного: партийные чиновники одновременно занимали посты и в государственном аппарате. Кроме этого, лейтеры — уполномоченные национал-социалистической немецк

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...