Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анатомическое строение артикуляторного аппарата




Отметить наличие и характер аномалий в строении:

а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.);

в) челюсти;

г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный);

д) твердое небо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);

е) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);

ж) язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).

СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ

1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию):

- поднять брови вверх («удивиться»);

- нахмурить брови («рассердиться»);

- прищурить глаза;

- надуть щеки («толстячок»);

- втянуть щеки («худышка»);

- отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.


2. Состояние артикуляторной моторики (выполнение движений по подражанию):

а) губы - «улыбка», «трубочка»;

б) язык - широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»;

в) мягкое небо - широко открыть рот и зевнуть.
Отметить следующие параметры движений:

а) наличие или отсутствие движений;

б) тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение);

в) объем движений (полный, неполный);

г) способность к переключению от одного движения к другому;

д) замены движений;

е) добавочные и лишние движения (синкинезии);

ж) наличие тремора, гаперсаливации, отклонений кончика языка.

СОСТОЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИЙ

(с 3 лет)

1. Дыхание:

а) тип неречевого и речевого дыхания (диафрагмальное, грудное, ключичное и др.);

б) объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный);

в) частота речевого дыхания (в норме, учащенное, замедленное);

г) продолжительность речевого выдоха (в норме, укороченный).

2. Характеристика голоса:

а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);

б) тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.);

в) атака голоса (твердая, мягкая);

г) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).

ОСОБЕННОСТИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

(при наличии фразовой речи)

1. Темп (нормальный, быстрый, медленный).

2. Ритм (нормальный или аритмия).

3. Паузация (правильная, нарушенная -деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки).

4. Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).

III. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

(с 3 лет)

1. Показать на картинках предметы, называемые логопедом:

стол - стул косы - козы

папа - баба корка - горка

точка - дочка миска - мишка

2. Произнести как собака, когда она рычит «р-р-р» (из ряда звуков).

IV. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ

ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

1. Пассивный словарь:

а) понимание конкретных существительных (показать по словесной инструкции
логопеда предметы, части предметов, части тела и т.п.);

б) понимание обобщающих слов (с 3 лет) (выбрать предметы или картинки по темам
«Игрушки», «Посуда», «Одежда»);


в) понимание действий:

- показать на картинках, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.п.; -выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади куклу» и др.).

2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках: чашка - чашки, гриб - грибы, кукла - куклы, мяч - мячи).

3. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами НА, В, ПОД, ЗА (с 3 лет) («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т.п.).

4. Понимание соотношения между членами предложения (с 3 лет): (показать палочкой карандаш, карандашом палочку, палочкой машину).

5. Понимание значений существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (показать на картинках: дом - домик, ложка - ложечка, мяч - мячик, кукла - куколка).

V. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

1. Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).

2. Активный словарь:

а) существительные (назвать предметы, картинки по темам «Игрушки», «Посуда»,
«Одежда», «Обувь», «Животные», «Семья» и т.д.);

б) глагольный словарь (назвать по картинкам, что делает мальчик: ест, спит, играет,
рисует, пьет, гуляет и т.д.);

в) прилагательные (с 3 лет) (назвать по картинкам цвет, величину, вкус и др. качества
предметов).

3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи):

а) употребление форм единственного и множественного числа существительных в
именительном падеже:

стол - столы мяч - мячи

кукла - куклы рука - руки

шар - шары глаз - глаза

б) употребление формы единственного числа существительных в винительном падеже
без предлога (назвать по картинкам: «Вижу мяч, куклу, дом, собаку и т.д.»);

в) употребление формы единственного числа существительных в родительном падеже
без предлога. Назвать по картинкам:

Это хвост кого? (лисы) Это сумка кого? (мамы) Это машинка кого? (мальчика) Это уши кого? (зайца)

г) согласование прилагательных в форме единственного числа с существительными
мужского и женского рода (с 3 лет). Назвать цвет предметов:

красный шар синий карандаш

красная машина синяя чашка

д) употребление предложно-падежных конструкций (с 3 лет) с предлогами В, НА, ПОД,
ЗА (назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации действий с
предметами);

е) употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Назвать маленький предмет по картинкам:

стол - столик нос -...

дом -... ложка -...

кукла -... кровать -...

 


VI. СОСТОЯНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

(обследуется при наличии фразовой речи)

Логопедическое заключение:


Дата


Логопед


 


ЛОР

Невропатолог.

Психоневролог


КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДНЕВНИК ЛОГОПЕДА

(заполняется два раза в год: в январе и в июне)

 

       
       
       
       

 


КАРТА

обследования детей от 2,5 до 4 лет

с задержкой психомоторного и речевого развития

(Составитель Л.Г. Богданова)

Данная карта обследования предназначена для обследования детей младшего дошкольного возраста с задержкой психомоторного развития и речевого развития коррекционным педагогом специализированных дошкольных учреждений.

Карта предусматривает задания различного уровня сложности в зависимости от возраста ребенка.

В процессе исследования коррекционный педагог использует различные методы, изучение медицинской и педагогической документации, наблюдение, беседу, совместную игровую деятельность с ребенком, игровые упражнения.

Для обследования детей используются предметы (различной величины, формы, цвета), игрушки, музыкальные инструменты, картинки, речевой материал.

Время обследования ребенка специалистом составляет не более 15-20 минут ежедневно.

Анализ полученных результатов обследования позволяет установить этиологию нарушений, уточнить симптоматику, а также механизмы нарушений психических и речевых функций.

АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ

Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________

Дата рождения, возраст________________________________________________________

Домашний адрес______________________________________________________________

Из какого ДОУ поступил_______________________

(№ ДОУ, район)

Решение медико-педагогической комиссии от____

Протокол №___________________ принят на срок_

Диагноз медико-педагогической комиссии________

Дата заполнения карты ____________________________________________

Коррекционный педагог ____________________________________________

Решением РМПК от_________________ продлен срок пребывания в группе

Члены РМПК______________________________________________________

Решением РМПК от___________________________________________________________

выпускается с________________________________________________________________

в ___________________________________________________________ (тип школы, ДОУ)

Ответственный за выпуск______________________________________________________

Члены РМПК


АНАМНЕЗ

Мать______________________________________________ возраст при рождении ребенка

Отец______________________________________________ возраст при рождении ребенка

Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у
родителей ___________________________________________________________________

Данные о нарушениях у родителей и родственников________________________________

От какой беременности ребенок_________________________________________________

Протекание беременности (токсикоз 1 половина, 2 половина беременности, падения, травмы,
психозы, хронические соматические заболевания, инфекции)_______________________

Роды (срочные, досрочные, стремительные, быстрые, обезвоженные)_______________

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)

Когда закричал ребенок________________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия (синяя, белая)________________________________________

Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимость, несовместимость резус-
фактора матери и ребенка) _____________________________________________________

Вес и рост при рождении ______________________________________________________

Вскармливание (когда принесли кормить)________________________________________

как взял грудь________________________ как сосал __________________________

наблюдалось ли срыгивание, поперхивание______________________________________

Грудное вскармливание до ____________________________________________________

Выписались из роддома______________ если задержались, то почему

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...