Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития детей




(Е.М. Мастюкова, 1981)

 

Возраст, месяцы Основные показатели довербального и вербального развития
  Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком
  Улыбка при общении
  Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление
  Дифференцированность комплекса оживления, смех
  Дифференциация направления звука, певучее гуление
  Лепет
  Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик - вызванная реакция
  Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов ба-ба. да-да. па-па. ма-ма и т.п.
  Общение с помощью жестов, игра в «ладушки»
  Ситуационное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослым, использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией
  Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением
' 12 Использование 3-4 «лепетных слов» с соотнесением; понимание простой инструкции, допол­няемой жестом
  Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста
  Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов
  Показывает 3 части тела, использует фразу из 2 слов, словарный запас - 20 слов
  Показывает 5 частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, неадекватно использует местоимения я, ты. мне; предложения строит из 2 слов
  Адекватно использует местоимения я ты, мне, повторяет две цифры в правильной последо­вательности, имеет понятие «один»
  Словарный запас 250 слов, использует предложение из 3 слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов: выполняет задания типа «Положи кубик под чашку». «Положи кубик в коробку»

При определении возрастных границ появления того или иного феномена указывается тот крайний рубеж. ко*да он должен быть сформирован у всех нормальных детей

Обследование детей проводится в динамике. Дети, стойко отстающие на один возрастной период относятся к группе риска. Ребенок, не пользующийся фразовой речью к 30 месяцам, должен быть обяза­тельно проконсультирован врачом (детским невропатологом или психоневрологом) и логопедом.


Таблица 4

Шкала оценки понимания речи

(Е.М. Мастюкова, 1990)

 

Уровни Возраст Основные показатели понимания речи
  3-6 месяцев Ребенок прислушивается к голосу взрослого, адекватно реагирует на интона­цию, узнает знакомые голоса
  6-10 месяцев Ребенок понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам («Поцелуй маму», «Найди папу», «Дай ручку», «Нельзя») и т. д
  10-12 месяцев Ребенок понимает названия отдельных предметов
  12-14 месяцев Ребенок узнает изображения отдельных предметов
  15-18 месяцев Ребенок узнает изображения отдельных предметов на сюжетных картинках
  2 года 6 меся­цев Ребенок понимает обозначения действий в различных ситуациях («Покажи, кто сидит, кто спит»); двухступенчатую инструкцию («Пойди на кухню и принеси чашку»); значение предлогов в привычной ситуации («На чем ты сидишь?»)
  2 года 6 меся­цев - 3 года Ребенок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее
  к 4 годам Ребенок понимает сложноподчиненные предложения, значение предлогов вне конкретной, привычной ситуации

Таблица 5

Схема системного развития

(Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова,

I---------------------------------------------------------------------------- 1------------------------------------- Г------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 1------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1

 

 

 

 

 

 

    к Развитие предложений (фразы) Усвоение частей речи
    Возрас Объем и типы предложений Грамматический строй Существительные Глаголы
    з        
    1 ш Отдельные Нет Названия лиц, пред- Несколько позже су-
  SS СО Ф и! О и аморфные сло-   метов ществительных появ-
  IS ва в роли пред-   (22 слова) ляются названия дей-
I 0СЛ01 ЦЛОЖ< СО Ю ложений (29 слов)     ствий «ди», «бух» (5 слов)
13 аморфь >рней II 1год 1 год        
    Объединяет в Нет Несклоняемые Появляются неспря-
      одном предло-     гаемые формы во
S £0 I О (И ГГ is жении два     2-ом лице единствен-
£5 II si аморфных сло-     ного числа повели-
Предло Двухсловь предложе! 1 год 8 меся 1 год 10 мес ва (87 слов)     тельного наклонения: «дай», «ниси», «ди», «писи»
      Состав предло- Появляются первые Начинают разграни- Появляются первые
      жения до 3-4 грамматические отно- чение употребляться грамматические фор-
      слов шения между словами: падежи существи- мы у 18 глаголов: по-
  Ш     согласование имени- тельных: винитель- велительное накло-
  о с :яцев -   тельного падежа суще- ный с окончанием -у, нение 2-го лица един-
  о   ствительного с глаго- именительный мно- ственного числа, ин-
      лом, развиваются раз- жественного числа с финитивов, настоя-
  5. о ф * 5 — О га   ные подчинения глаго- окончанием -ы, -и щее и прошедшее
  ■е-   лу (сказуемому). Мно- (фонетически всегда время 3-го лица
  ф л *2   гие предложения стро- -и), иногда предлож- единственного числа
! со О. 2СЧ,   ятся аграмматично. По- ный с окончанием -е; (окончание -em. -um,
  Ф ч-   является словоизмене- суффиксы уменьши- -а). Часто опускаются
        ние тельности приставки. Первые
предл ( а         возвратные глаголы
'«туры     Состав простого предложения Развивается морфоло­гическое членение Усваиваются датель­ный и творительный Усваивается число в изъявительном на-
О.     (до 5-8 слов). слов. Употребляются падежи. Усваиваются клонении, изменение
о о   Появляются одни окончания на мес- «главенствующие» по лицам (кроме 2-го
  Iсо га 1 го —г ~Г бессоюзные те других в пределах падежные окончания лица множественного
    «1 О Н ф ф т- СО сложносочинен- одного синтаксического единственного числа: числа). Разграничи-
 
ные предложе- значения: «лоском» -у, -е, -а, -ом, реже ваются настоящее и
  fi «I I О ния, затем (ложкой), «вилком» -ой. Во множествен- прошедшее времена.
  года года предложения с союзами (вилкой), «сипут» (сы-пят). Суффиксы -ok-, ном числе (фоне­тически -и) В прошедшем време­ни смешивается род
  О О со о > CM <N   -чик- и др.    

нормальной детской речи

Т.Б. Филичева, 1990)

 

Усвоение частей речи   Усвоение звуковой сторо­ны языка Отдель­ные на­блюде-
          ния ре-
Прилага­тельные Местоимения, наречия Служебные слова Слоговая структура Звуки Стечения согласных бенка над яв­лениями языка
  9          
Нет Нет Нет Часто воспроиз­водят один слог в слове (удар­ный) или два одинаковых сло­га «га-га», «ту­ту» Ударные гласные: а, о, у, и; м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, с Нет Нет
Нет Нет Нет Воспроизводят­ся двухсложные Согласные звуки х, п, й. Появляются в середине Нет
      слова. В трех­сложных словах часто опускается один из слогов «мако» (молоко), Часто в сло­ве опускает­ся начальный или конечный согласный некоторых слов: -льк-, -СЬК-, -ПК-, -цьк-  
      «иська» (яичко) звук    
Прилагатель- Вот, там, где Нет предло- В трехсложных К двум годам Большинство Нет
ные появля- («де»), ещё, хоро- гов и союзов. словах все еще сложные стечений со-  
ются с двух шо, («ласо»), не на- Частицы ка, опускается ино- твердые н, т, гласных за-  
лет без согла- до, надо, и др. да, то, не гда слог, чаще д мещаются  
сования с су- Большинство лич-   предударный:   одним звуком  
ществитель- ных местоименных   «кусу» (укушу),      
ными, чаще в форм употребляют-   может сохра-      
именительном ся правильно с мо-   няться количе-      
падеже един- мента своего появ-   ство слогов в      
ственном чис- ления. Иногда сме-   четырехсложных      
ле мужского и шиваются личные   словах      
женского ро- местоимения (о се-          
дов бе говорит в треть-          
м ем лице)          
(23 слова). Личные местоиме- Предлоги: в, В многосложных Согласные Все еще не Нет
Отсутствует ния усвоены. Наре- на, у, с. Сою- словах чаще твердые с, л, усвоены, хо-  
согласование чия больше, мень- зы: и, то, а, опускаются затем глас- тя некоторые  
с существи- ше, короче, скорее потому что, предударные ный ы, со- группы со-  
тельными;   тогда, когда слоги, иногда, гласные в, р, гласных про-  
употребляют-     приставки: «ци- з. Смешение износятся  
ся преимуще-     пилась» (заце- артикуляци- правильно  
ственно по-     пилась), «лину- онно близких    
сле существи-     лись» (огляну- звуков    
тельных.     лись)      
Множествен-            
ное число -          
только в име-            
нительном            
падеже            

 

            7
      Развивается Появляются сложно- Усвоены «главенст- Усваиваются все
      строй сложного подчиненные предло- вующие» падежные формы возвратных
    I предложения жения, усваиваются служебные слова. Ос­тается не усвоенной категория рода. К трем годам усвоен в основ- окончания формы множественного чис­ла существительных: ов, -ами, -ах. Начи­нается влияние скон- глаголов и боль­шинство приставок, на месте одних приставок упот­ребляются другие:
    л   ных чертах граммати- чания существитель- «искрасил» (вы-
    к   ческий строй родного ных II склонения -ов красил), «растем-
        языка. Дальнейший на окончания сущест- нело» (потемне-
    со 2 со   темп его формирования вительных других ло); унификация
    га g о см   замедляется склонений: «ламповзз. Начинают усваи­ваться другие падеж­ные окончания: -а (рога), -я (стулья); суффиксы увеличи-тельности, принад­лежности приставок
      Развитие строя Разграничение одно- Продолжается влия- Часто нарушается
      сложносочинен- значных морфологиче- ние окончания суще- чередование зву-
      ного и сложно- ских элементов по ти- ствительных II скло- ков в основах:
еской о с; о   подчиненного пам его склонения и нения -ов на оконча- «ачисту» (почищу).

 

  предложения спряжения, например: ния существительных Частицы не опус- з- га X     -ов, -ев, -ей, нулевая других склонений. каются. Неологиз- га п X ю     флексия. Собственные Иногда сохраняется мы с использова- 2 -я i     словоформы, слово- неподвижное ударе- нием приставок: га § а. 5 Ss с;     творчество («ежинята» ние при словоизме- «намокрил» (намо- эение Г| систе о ш X х     - ежата, «мамонтенок» нении («на KOiHe»); чил), «искомочил»

 

 

    - маленький мамонт, ошибки в чередова- (смял в комок)

 

о     «водопадит» - сильно ниях звуков и в по-   ш и ш о     течет вода) становке ударений.   > >       При словоизменении сохраняется основа: «пени» (пни), «левы» (львы)  

Таблица 5 (продолжение)

 

             
С трех лет ус- Отмечаются сме- Правильное Нарушаются ред- Согласные Заканчи- Нет
танавливается шения рода у ме- употребле- ко, главным обра- ч, ш, ж, щ. вается  
согласование стоимений: «мая ние простых зом в малознако- твердый ц усвоение  
прилагатель- папа» (мой папа), предлогов и мых словах   групп со-  
ных с сущест- он, она, (о яблоке, многих сою-     гласных  
вительными в свинье) зов: чтобы,        
косвенных па-   если, пото-        
дежах. Появ-   му что и др.        
ляются крат-            
кие причастия            
Имеет место Усваивается Предлоги по,   Звуковая   После трех
нарушение со- сравнительная до, вместо,   сторона   лет оценка
гласования степень наречий после. Сою-   речи ус-   чужого и
существитель-   зы что, ку-   воена   своего
ных среднего   да, сколько,   (верхняя   произно-
рода с прила-   столько.   граница   шения.
гательными.   Частица бы   нормы)   Вопросы о
Усваивается   в условном       значении
сравнительная   наклонении       слов
степень прила-            
гательных     i     '

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...