Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие познавательной деятельности -когнитивное развитие детей




(Ж.Пиаже, 1969)

Ж. Пиаже выделил четыре периода умственного развития человека.

1. Сенсомоторный (чувственно-двигательный) - от рождения до 2 лет.

2. Дооператорный - от 2 до 7 лет.

3. Период конкретного мышления - от 7 до 11 лет.

4. Период формально-логического абстрактного мышления - от 1 i до 18 лет и далее.

I. Сенсомоторный период, когда главную роль в умственном развитии ребенка играют его ощущения и восприятия, Ж. Пиаже разделил на 6 стадий:

1 стадия «Упражнение рефлексов». От рождения до 1 месяца новорожденный хва­тает любой предмет, помещенный в его ладонь, сосет все, оказавшееся около рта, реагирует на резкие звуки, яркий свет и резкие движения. На этой стадии все обучение осуществляется посредством рефлекторных действий и пяти чувств. Новорожденный «упражняет» все имеющиеся у него навыки (безусловные рефлексы), многократно по­вторяя их, он не различает предметы и поступает с ними одинаково.

2 стадия «Первичные круговые реакции». В возрасте от 1 до 4 месяцев ребенок приспосабливается к окружающему миру. Это приспособление (аккомодация) выра­жается в следующих изменениях в поведении ребенка:

 

- начинает сосать палец, вначале случайно, затем целенаправленно попадая им в рот, что говорит о начале формирования системы «рука-рот», т.е. способности ко­ординировать действия руки и рта;

- у ребенка появляются разные схемы, позволяющие ему различать объекты, он начи­нает понимать, что одни предметы при сосании дают молоко, а другие - нет. Теперь, когда малыш голоден, он отвергает как объект сосания все, не дающее молока;

- ребенок поворачивает голову в направлении издаваемых матерью звуков, следит за ее перемещениями по комнате, пытается обнаружить невидимый им источник звука. Это говорит о том, что происходит формирование системы слух-зрение-движение, умение сосредоточиваться на предметах и людях. На этой стадии пропавший из поля зрения объект для ребенка перестает существовать.

 

3 стадия «Вторичные круговые реакции». В возрасте от 4 до 8 месяцев малыш вы­полняет целенаправленные действия, поведение становится более контролируемым и координируемым. Возникает понимание связи между действием и результатом, выс­траиваются простейшие причинно-следственные связи. Складываются некоторые пред­ставления о постоянстве предметов и людей, ребенок начинает понимать, что они су­ществуют и тогда, когда их нельзя увидеть. На этом этапе дети могут предвидеть мес­то появления объекта, если его перемещение скрыто.

4 стадия «Координация вторичных схем». В возрасте от 8 до 12 месяцев происходит дальнейшее совершенствование целенаправленных и произвольных действий. Ребенок координирует две старые схемы, стремится добиться желаемого результата. Теперь это уже схемы целей, а также средств и способов их достижения. Такие действия являются исследовательскими. На этой стадии ребенок иногда может предвосхищать события, искать предмет именно на том месте, где находил его в последний раз.

5 стадия «Третичные круговые реакции». В возрасте от 12 до 18 месяцев ребенок становится любознательным исследователем: он ищет новые способы взаимодействия с неизвестными предметами, перестраивает способы достижения результата при смене ситуации, использует метод проб и ошибок. Начинает искать предмет не только там, где видел его раньше, но и в других местах, так как понимает, что невидимый предмет может находиться в любом другом месте. Это начало мыслительной деятельности.

6 стадия. В возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет мышление детей полностью зави­сит от той информации, которую они получают благодаря органам чувств и двигатель­ной активности. Шестая стадия развития ребенка характеризуется появлением у него


символического мышления - способности по запечатленным в памяти малыша сим­волам предметов воспроизводить их в тот или иной момент. У ребенка начинает появ­ляться игра с предметом-заменителем, с воображаемым объектом. На этой стадии происходит совершенствование действий не только с реальными предметами, но и с их образами. Такие мыслительные операции в ряде случаев позволяют решать прак­тические задачи, не всегда прибегая к методу проб и ошибок. К концу данной стадии начинает осуществляться постепенный переход от конкретно-чувственного (нагляд­но-действенного) к образному мышлению. Это длительный процесс, он длится весь дооператорный период, и в случае затруднений дети снова прибегают к помощи дви­гательных актов, так как для них двигательные усилия - необходимый элемент поис­ка, без которого им пока никак не обойтись. С возникновением более высокой формы мышления простые формы не исчезают, но отходят на задний план, являясь фунда­ментом высокоорганизованной мыслительной деятельности.

II. Дооперациональный период - от 2 до 7 лет. В это время у ребенка появляются сим­
волические функции: язык, игра, «отсроченная» имитация, воспроизводящая события не­
которое время спустя, а также внутренняя имитация, составляющая основу образного мыш­
ления. У малыша появляется осознание действий прошлого и действий, не связанных с
непосредственным его окружением.

Мышление в данный период характеризуется:

- необратимостью, т.е. неспособностью мысленно возвращаться к исходному пункту своих размышлений;

- эгоцентризмом, т.е. неумением взглянуть на объект с позиций другого человека:

- отсутствием понятия сохранения, т.е. ребенок, фиксируя только исходное и конеч­ное состояние объекта, не регистрирует происходящие с объектом изменения, и из­мененный объект не может признать идентичным исходному;

- трансдуктивным умозаключением, т.е. малыш переходит от одного частного к друго­му частному без соотнесения с общим;

- ребенок производит классификацию по образцу и распределяет предметы по сериям.

III. Период конкретного мышления - от 7 до 11 лет. Ребенок удерживает в памяти обра­
зы предметов и действий и производит с ними мыслительные операции. Логическое мыш­
ление данного этапа характеризуется тем, что касается только конкретных предметов и
явлений. Ребенок самостоятельно производит классификации и сериации, однако он не
способен мыслить гипотезами.

IV. Период формально-логического абстрактного мышления - после 11-12 лет и в
течение всего юношеского периода. У ребенка вырабатывается формальное мышле­
ние, т.е. способность рассуждать, отвлекаясь от настоящего актуального момента.

Таким образом, совершенствование процесса мышления происходит постепенно от действий к осознанной целенаправленной деятельности с учетом постоянства объекта и пониманием причинно-следственных связей.

Способы деятельности на этих этапах также развиваются последовательно.

1 уровень - «метод силы» - ребенок применяет силовые пробы, пытаясь пропихнуть фигурку в первое попавшиеся отверстие.

2 уровень - «метод удачной дырки» - ребенок, запомнив отверстие, в которое прова­лилась одна из фигурок, старается опустить в нее все остальные На этом уровне ребенок понял, что отверстия разные.

3 уровень - «метод проб и ошибок» - ребенок последовательно пробует пропихнуть фигурку во все отверстия, пока не получит положительный результат.

4 уровень - «примеривание и зрительная ориентация» - это перцептивные спосо­бы, используя которые, ребенок оперирует не с реальным предметом, а уже с его образом. Этот уровень представляет собой переход от конкретно-умственного (на­глядно-действенного) к наглядно-образному мышлению


Таблица 7

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...