Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Визуальные субмодальности




Шаг1.

Воссоздайте в своем воображении тот же самый образ, который вы делали ярче.

Шаг 2.

Сейчас вместо изменения яркости, приблизьте данный образ. Сделайте его настолько близким, насколько вы можете представить, не изменяя его.

ШагЗ.

Снова обратите внимание на сопровождающие этот Процесс чувства.

136_________________Использование состояний сознания

Шаг 4.

Теперь отдалите образ от себя, сделайте его как можно более далеким, но убедитесь, что все равно можете четко его представлять.

Шаг 5.

Что вы чувствуете, смотря на этот далекий образ?

Большинство людей испытывают более интенсивные чувства, когда образ становится ближе. И наоборот, напряжение чувств спадает, когда образ удаляется. Я снова подчеркиваю, что речь идет о большинстве. Никто из людей не реагирует одинаково, поэтому мы должны пройти через эксперименты, чтобы понять, какой из них даст нам наибольшую пользу. Один и тот же эксперимент можно повторять, используя различные субмодальности.

Что случится, если вы поменяете размер внутреннего образа? Представьте, что вместо 4-х дюймового экрана вы используете 82-х дюймовый. Затем вернитесь в исходное положение. Скорее всего, ваши чувства станут интенсивнее, когда образ станет больше и наоборот. Проделайте то же самое с цветом. Сначала сделайте цвета более живыми и отчетливыми по сравнению с оригиналом, если это возможно. Затем попробуйте поменять изображение на черно-белое. Вы почувствовали перемену в своих чувствах при изменении внутренней картины? Как изменялись чувства при изменении яркости, расстояния и размера? Убедитесь, что вы вернули образ в начальное состояние.

Я знаю, что такие мысленные эксперименты могут показаться вам странными. Если вы в первый раз экспериментируете со своими чувствами и мыслями, вам это может показаться еще и немного удивительным. Вот почему я хочу бережно, шаг за шагом провести вас через весь процесс.

Состояния понимания______________________ ______137

Были ли вы удивлены эффектом, который оказало простое изменение яркости? Вдумайтесь в слова «яркий» и «тусклый» (и им подобные), в то, как мы их используем. В нашем языке существует множество выражений и идиом с этими словами, но они никак не связаны с визуальной образностью. Например, все мы слышали выражение «блестящее будущее», также мы слышали и о «темном прошлом». Вы когда-нибудь слышали, что люди помнят о своем «блестящем далеком прошлом»? Я так не думаю. То же самое происходит с размером и цветом. Люди, рассказывая о пережитом или даже о людях и желая произвести впечатление, употребляют выражения «красочный», «больше, чем жизнь». И так же, негативно говоря о явлениях или людях, мы употребляем слова «нудный» и «маленький». Большинство из нас предпочитают находиться «на расстоянии» от проблемы, особенно если она находится прямо перед нами. После выполнения эксперимента вы узнали, почему мы так говорим.

Язык является отражением нашего опыта. Опыт начинается с чувств и внутренних информационных процессов. Некоторые лингвисты утверждают, что мы используем язык, имеющий происхождение в чувствах, возникших из-за определенных переживаний. А на чувства, несомненно, оказывают влияние ощущения. Язык отражает эти процессы в гораздо большей степени, чем мы это можем себе представить. Прислушиваясь к тому, что говорят люди, вы можете по-настоящему открыть свои глаза (или уши) на их мысли и чувства. То же самое происходит с чтением и письмом.

Важно то, что изменение одной модальности может повлечь за собой изменение в другой, и даже в ощущениях. Например, увеличивая яркость мысленного образа, мы одновременно увеличиваем интенсивность наших чувств. Происходят качественные и количественные изменения, которые к тому же полностью находятся под

В русском языке существуют другие эквиваленты данным словам и выражениям (Прим. пер. ).

138________________Использование состояний сознания

нашим контролем. Для вас должно стать очевидным, что мельчайшее изменение в одной субмодальности может повлечь за собой огромные перемены в вашем опыте. Только это одно изменение может помочь вам изменить ваши чувства насчет чего-либо, позволит вам экспериментировать с ними, чтобы приспособить их к вашим потребностям. Здесь представлен список самых главных субмодальностей, за которым следует их краткое описание и способ их изменения.

Визуальные субмодальности

Яркость Фокус
Расстояние Слайд
Размер Изображение в движении
Очертания Движение/Скорость
Расположение Ассоциативность
Направление Дисассоциативность
Контраст Трехмерное изображение/
  Плоскость
Ясность Рамка/ее отсутствие
Цвет Другое?

О яркости мы уже говорили. Это то же самое, что и яркость в теле-изображении. В некоторых случаях она может изменяться и внутри самого образа. То же самое относится и к контрасту. Некоторые люди называют это четкостью изображения.

Примерно то же самое означает ясность изображения, но она может различаться внутри образа: некоторые его части могут иметь более ясное изображение. То же самое относится к фокусу. Некоторые люди не могут отличить фокус от ясности, поэтому давайте подумаем о них, как фотографы. Картина может находиться в фокусе, но не быть ясной, или же быть очень отчетливой, но не находиться в фокусе. Большинство трудностей в понимании таких различий происходит из нашего ограниченного использования языка (но не нашего ограниченного опыта).

Цвет обозначает то, что мы видим. Эта картина черно-белая или цветная? Превалируют ли какие-нибудь цвета, важны ли они для вас каким-то образом?

Состояния понимания

Очертание означает как очертания самого образа, так и его отдельных частей. То же самое можно сказать о размере, расстоянии и расположении. Например, ваш мысленный образ может быть прямоугольником 2x3 фута, длиной примерно 6 футов, находящимся прямо перед вами, а рядом с ним может находиться круг диаметром в один фут, расположенный на расстоянии 18-ти дюймов от вашего лица.

Важно также, воспринимаете ли вы данный образ как застывшую сцену (слайд или фотография) или же как двигающееся изображение. Также имеет значение пространственное восприятие образа: оно может быть плоским, двухмерным, как фотография или трехмерным, как слайд или голограмма. Если это движущийся образ, то важны скорость и направление его движения. Например, движение может быть в точности таким, как вы его помните, или замедленным. Реже движение может происходить в обратной последовательности (что в некоторых обстоятельствах бывает очень полезно; вы можете испробовать это на движении воспоминаний о неприятных событиях и выяснить, что произошло). Иногда вы видите образ не прямо перед собой, а в другом направлении (возможно вверху или слева). Возможно также, что направление образа и его движения поменялось.

Иногда мы видим свой внутренний образ, словно в рамке. Иногда он словно обрывается на каком-то отрезке, не имея ни рамки, ни другой обрамляющей его линии. Другие образы могут быть панорамными, охватывающими нас, словно мы находимся внутри их.

Последнее и, может быть, самое важное, это ассоциации. Ассоциативный образ это такой образ, который позволяет вам видеть в точности то, что происходило на самом деле (обычно панорамный вид этого события). Другими словами, вы видите происходящее своими глазами. Дисассоциативный образ прямо ему противоположен. Вы смотрите на себя в этом образе глазами другого человека. Чтобы понять это лучше, представьте себя, находящимся с группой людей в одной комнате. Вас за-

Использование состояний сознания

писывают на видеопленку. То, что вы видите, находясь в комнате — ассоциативный образ. То, что вы увидите на пленке — дисассоциативный образ, так как вы видите себя со стороны, снятым на камеру. Сейчас вы представляете, о чем идет речь, когда люди говорят вам, что им нужна другая перспектива или новая точка зрения? Они могут говорить о смене ассоциативных образов в своем мышлении на дисассоциативные. Это может стать самой коренной и полезной переменой. Позже мы к этому еще вернемся.

Аудиальные субмодальности

Помните также, что изменение субмодальностей действует во всех чувствах, а не только во внутренних образах. Мы начали с визуальных субмодальностей, потому что для большинства людей это проще (США самое визуально ориентированное общество в мире). Внутренние аудиальные (звуковые) изменения настолько же важны, как и визуальные. Вы только должны понять, какие изменения окажутся наиболее полезными для вас. Здесь вам дано хорошее начало.

Эксперимент: Регулирование внутренних звуков и чувств

Шаг 1.

Вспомните снова воодушевивший вас опыт из вашего прошлого. Это может быть КЙ. КЭ. Я- нибудь ситуация или событие и чувство притока энергии и воодушевления, сопровождающие ее. Как я сказал раньше, важно представить это, словно вернувшись опять в то время, переживая эту ситуацию вновь. Но теперь настало время убедиться, что в эту ситуацию включены и другие люди.

Вам будет легче, если вы вспомните конкретный разговор, голоса людей или другие звуки, являющиеся частью данной ситуации. Это может быть человек, чей го-

Состояния понимания

лос вас очень ободрил, когда вы слышали его в последуй раз. Это должен быть человек, который вам очень нравится, и которого вы глубоко уважаете. Ситуация не имеет значения. Важно, чтобы вы испытывали сильные чувства в той ситуации и чувствовали то же самое и сейчас. Некоторым людям проще вспомнить визуальный образ, и даже чувства, сопровождающие данную ситуацию, чем голоса и звуки.

Шаг 2.

Убедитесь, что мысленно вы ясно слышите голоса, по возможности свой и другого человека. Уделяйте особое внимание качеству голосов и произносимым словам. Они произносятся тонким голосом или басом? Громко или тихо? В каком направлении они идут? Они глухие, глубокие, бубнящие или чистые? В них присутствует определенный ритм? Убедитесь, что вы на самом деле знаете, как они звучат, когда вы слышите их в своей голове.

ШагЗ.

Сейчас внимательно прислушайтесь к своим чувствам. Убедитесь, что чувства, сопровождающие эти голоса настолько же отчетливы, как и в предыдущем эксперименте.

Шаг 4.

Теперь, когда вы знаете, что вы чувствуете, слушая эти голоса, измените громкость. Сделайте так, чтобы ваш внутренний разговор звучал громче, чем это было на

самом деле.

Шаг 5.

Что вы чувствуете теперь? Обращайте внимание на каждое изменение в интенсивности и качестве ваших чувств при усилении громкости.

Использование состояний сознания

Шаг 6.

Сейчас поменяйте громкость, сделав ее очень слабой. Почувствуйте разницу.

Шаг 7.

Если это разговор, происходящий между вами и другим человеком, усильте громкость голоса другого человека, оставив громкость своего голоса на прежней позиции или даже сделав его тише. Что происходит у вас внутри, когда вы производите эти изменения? Вы чувствуете изменения в своих чувствах?

Почти для каждого человека это представляет собой очень сильный показатель того, как мы можем воздействовать на наши чувства с помощью внутренних звуков. Это относится ко всем звукам, а не только к голосам. Вы можете регулировать громкость любых звуков в своем сознании — музыки, телефонного звонка, тиканья часов, школьного звонка, двигателя машины, сирены, шумящей толпы, молнии, ветра, дождя и многих других. У многих из нас эти звуки отложились в сознании. Они стали важной частью нашего опыта, так же как и визуальные образы и голоса.

Не вызывает сомнений, что другие субмодальности настолько же важны, как громкость. Особенно в отношении голоса. Тональность голоса человека, называемая тембром, может быть для нас самым выразительным элементом. В качестве быстрого эксперимента, представьте себе кого-то, чей голос пугает вас и делает нерешительным.

Внимательно прислушайтесь к звукам этого голоса и проверьте вызываемые ими чувства (возможно, чтобы лучше проделать данный эксперимент, вам лучше закрыть глаза). Затем, не изменяя слова, громкость, направление и что-либо еще, придайте ему темп и тональность речи известного героя мультфильмов Дональда Дака. Не обнаружили ли вы себя тихонько посмеивающимся над этим голосом?

Состояния понимания

Трудно бояться или смущаться из-за человека, который разговаривает как персонаж глупого мультфильма. Это общепризнанно. Даже если он произносит слова, которые произносил на самом деле, вы не можете воспринимать его всерьез. Логически вы изменили качество полного переживания данного голоса, хотя вы всего лишь поменяли форму (качество звука), а не содержание (слова). Другой звук, другие чувства, другое состояние. Уловили мысль? Здесь представлен список и объяснение основных аудиальных субмодальностей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...