Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 55 «Литр и килограмм» (1 урок)




Предметные задачи:

- знакомство с существованием такой физической характеристики, как плотность (масса связана с объёмом посредством плотности);

Формирование УУД: Познавательные УУД: использование рисунков при выполнении заданий

Пропедевтика: физические свойства тел Регулятивные: умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты Коммуникативные: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, управлять действиями партнёра Личностные: ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей

Повторение: единицы измерения массы (кг, г) и единицы измерения объёма (л)

Методы и приемы организации деятельности учащихся: организация самостоятельной работы учащихся по заданиям учебника, проведение демонстрационных опытов.

Учебно-методическое обеспечение: У-1, Т-1; оборудование для опыта № 1: рычажные весы, две чисто промытые стеклянные литровые банки, пресная вода, объемом не менее 1 л; коробка, для мороженого вместимостью 1 л; литровые бутылки с растительным маслом.

 

 

Вводная часть урока

• Учащиеся читают тему урока «Литр и килограмм». Просим учеников высказать предположения о том, чему будет посвящен урок. Ожидаемый ответ: Взаимосвязи и взаимозависимости между такими величинами как литр и килограмм.

Продолжение урока

Задание № 333 (У – 1, с. 97)

• Предлагаем ученикам прочитать задание, рассмотреть иллюстрацию и ответить на вопрос: Чему равен объём воды на левой чаше весов и её масса? Ожидаемый ответ: Объем воды на левой чашке весов равен 1 л. Масса этой воды равна1 кг, так как весы оказались в состоянии равновесия после того как на левую и правую часть рычажных весов поставили по одинаковые пустые банки, затем в одну банку налили 1 л воды, а в другую «поместили» гирю, массой в 1 кг. (При наличии времени сами проводим этот демонстрационный опыт для учеников) • Делаем вывод, что 1 литр пресной воды имеет массу 1 кг.

 

 

Задание № 334 (У – 1, с. 97)

• Сами задаём вопросы из учебника, фиксируя ответы учащихся на доске.

•Сколько граммов в 1 кг? 1 кг = 1000 г

• Если масса 1 л воды составляет 1 кг, то какую часть литра составляет 1 г воды? 1 л воды – 1 кг, 1 кг = 1000 г 1000 г – 1 литр воды 1000 г – 1000 куб. см.

1 г – 1 куб см. Вывод: 1 г воды составляет одну тысячную часть литра, то есть 1 куб. см.

Задание № 335 (У – 1, с. 97)

• Учащиеся читают задание и делают вывод: поскольку бензин поднимается на поверхность воды, он легче воды, следовательно, 1 л бензина легче 1 л воды.

 

Задание № 336 (У – 1, с. 97)

Прежде чем учащиеся прочитают задачу, показываем учащимся коробку, для мороженого вместимостью 1 л.

• Учащиеся читают задачу, делаем ее краткую запись на доске: Вместимость 1 кор. – 1 л

100 кг мороженого – 120 кор.

Что тяжелее: 1 л мороженого или 1 л воды?

• Даем время на самостоятельное нахождение требование задачи, затем выслушиваем желающих ответить.

Ожидаемый ответ: в коробочки вместимостью 1 л расфасовали 100 кг мороженого и для этого привезли 120 коробок.

Если в коробки по 1 л разлить 100 кг воды, то потребуется 100 таких банок. Следовательно, 1 л воды тяжелее, чем 1 л мороженого.

 

Задание № 337* (У – 1, с. 97)

• Вызываем к доске трёх учеников, которые рассматривают бутылки с растительным маслом и записывают данные о массе (она может варьироваться от 920 г до 940 г) и объёме (1 л) растительного масла в бутылках. Заносим данные в таблицу, заранее приготовленную на доске:

Название масла …. …… …..
Объём (л) 1 л 1 л 1 л
Масса (г) 920 г 920 г 920 г

∙ Далее рассуждаем так: на бутылках указана вместимость – 1 л, это значит, что объём масла, который может уместиться в данной бутылке равен 1 л, а вот масса растительного масла, указанного на каждой бутылке меньше 1 кг. Значит, если бы масса масла была равна 1 кг, то 920 г вошло бы в бутылку и 80 г осталось.

• Просим учащихся прочитать задачу и ответить на ее требование, опираясь на результаты другого опыта (пауза)

Ожидаемый ответ: растительное масло плавает на поверхности воды, следовательно, оно легче воды. 1 кг воды помещается в 1 л, а для того, чтобы поместить1 кг вещества, которое легче воды, потребуется больший объем.

Подводим итог: в 1 литре растительного масла меньше, чем в 1 кг.

 

Задание на дом: № 140 – 142 (Т – 1, с. 75)

 

 

 

Урок 56-57 «Разные задачи» (2 урока)

Самостоятельная работа №4

Предметные задачи:

- обучение решению нестандартных задач;

Формирование УУД: Познавательные УУД: выполнение заданий посредством логических рассуждений, с использованием рисунков, схем, состоящей из точек и отрезков, их соединяющих.

Пропедевтика: решение логических задач. Регулятивные: умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты Коммуникативные: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, управлять действиями партнёра Личностные: ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей

Повторение: объем, вместимость

Методы и приемы организации деятельности учащихся: беседа, цель которой выработка плана решения задач, организация самостоятельной работы учащихся по заданиям учебника и тетради. Учебно-методическое обеспечение: У-1, Т-1.

 

Вводная часть урока

• Предлагаем учащимся прочитать тему урока, сообщаем, что на уроке мы будем решать задачи посредством рассуждений, используя схемы, краткие записи, рисунки, цветные карандаши. Разрешается использовать любые средства, которые нам помогут ответить на требование задач.

Продолжение урока

Задание № 338 (У – 1, с. 98)

– Просим учеников прочитать задачу и найти объяснение, как с помощью двух банок вместимостью 5 л и 2 л налить в кастрюлю 1 л воды с помощью процедуры «переливания».

Ожидаемый ответ, к которому возможно прийти в результате совместных усилий:

1) Из водопроводного крана наполняем водой пятилитровую банку.

2) Считая пятилитровую банку резервуаром заполняем водой двухлитровую банку (в пятилитровой банке останется 3 л воды), выливаем из неё воду и вновь заполняем водой (в пятилитровой банке останется 1 л воды)

• Записываем решение задачи с помощью выражения: 5 л – 2 л – 2 л = 1 л

 

Задание № 339 (У – 1, с. 98)

– Учащиеся сначала самостоятельно читают задачу, затем, читаем сами и фиксируем на доске::

Можно выбрать поздравительную открытку: №1, №2, №3, №4 (4 возможных варианта).

Каждую из открыток можно отправить в конверте – А, или Б, или В. – Предлагаем ученикам самостоятельно записать в тетрадях возможные варианты выбора открыток (4 возможных варианта) к каждому из случаев возможный вариант выбора конвертов.

Проверяем на доске: 1-А, 1-Б,1- В; 2-А, 2-Б, 2-В; 3-А, 3-Б, 3-В; 4-А, 4-Б,4-В.

– Подсчитываем количество возможных вариантов сочетания открыток и конвертов (12). Формулируем ответ: Маше придётся выбирать из 12 возможных вариантов.

– Спрашиваем, а можно ли было решить задачу, не перебирая все возможные варианты?

– Ожидаемый ответ: Из четырех открыток нужно выбрать только одну, следовательно, число вариантов - 4. Каждую из 4-х открыток можно запаковать в один из 3-х конвертов: 4 ∙ 3 = 12.

 

Задание № 145 (Т – 1, с. 77)

– Учащиеся самостоятельно читают и решают задачу. Даём время на выполнение, проверяем устно, требуя развернутых пояснений: Каждая из 12 девочек может выбрать себе в танцевальную пару одного из 10 мальчиков. То есть у одной девочки 10 возможных вариантов.

У 12 девочек в 10 раз больше: 12 – 10 = 120 (пар) – различных танцевальных пар мальчик – девочка могут образовать учащиеся этого класса Ответ: 120 пар.

 

Задание № 340 (У – 1, с. 98)

– Просим учеников самостоятельно прочитать задачу и устно ответить на первое требование: как с помощью двух банок вместимостью 3 л и 2 л налить в бак 17 л воды.

Ожидаемый ответ:

1) Наполнить водой трёхлитровую и двухлитровую банки (всего получиться 5 л воды) и вылить воду в бак.

2) Повторить процедуру «переливания» ещё 2 раза (в баке окажется 15 л воды).

3) Наполнить водой двухлитровую банку и дополнить 15 л воды до 17 л – Просим прочитать второе требование задачи: запиши решение задачи в виде суммы нескольких слагаемых, где в качестве слагаемых используются только числа 2 и 3, а значение суммы равно числу 17. Предложи три варианта решения (пауза)

– Проверяем на доске, вызывая желающих учеников:

1) 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 3 = 17

2) 2 + 2 + 2 + 2 + 3 + 3 + 3 = 17

3) 2 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 17

Делаем вывод, что любой из трех вариантов является и ответом на первое требование задачи.

 

Задание № 143 (Т – 1, с. 76)

– Просим учеников прочитать задачу и объяснить, как с помощью двух сосудов вместимостью 8 л и 3 л поровну разделить между двумя семьями 12 л кваса, находящегося в соответствующем сосуде.

Ожидаемый ответ:

Если 12 л кваса надо разделить на 2 семьи, то каждой семье должно достаться по 6 л.

Из двенадцатилитрового сосуда берем и переливаем с помощью трехлитровой банки в восьмилитровую банку 6 л (2 раза по 3 л). В двенадцатилитровом сосуде останется 6 л кваса.

 

Задание № 341 (У – 1, с. 98)

– Сами читаем задачу, затем с помощью учеников и записываем на доске частичное решение задачи:

Масса одной детали по утвержденной норме– 900 г

Масса одной бракованной детали – 910 г

Каждый рабочий укладывал детали в один из трех ящик.

Для проверки взяли 1 деталь из первого ящика, 2 детали из второго и 3 детали из третьего ящика. Общий вес деталей составил 5420 г. А должен быть 900 г∙ 6 = 5400 г. Следовательно, в одном из ящиков бракованные детали. В каком ящике бракованные детали? В первом? Во втором? В третьем?

–Даем время на завершение решения задачи.

– Устно проверяем решение, спрашивая желающих ответить.Ожидаемый ответ: если бы все детали, взятые для контрольного взвешивания, были стандартные, то они должны были бы иметь массу 5400 г, так как 900 г ∙ 6 = 5400 г.

По условию задачи известно, что они весят 5420 г, то есть реальная масса больше, чем стандартная на 20 г (5420 г – 5400 г = 20 г).

Так как одна бракованная деталь на 10 г тяжелее стандартной, очевидно, что имеется 2 бракованные детали.

Вспоминаем, что из первого ящика взяли 1 деталь, из второго – 2, из третьего – 3. Бракованные детали во втором ящике.

 

Задание № 342* (У – 1, с. 99)

– Сами читаем задачу и сообщаем, что она похожа на предыдущую задачу и для ответа на вопрос задачи также потребуется набор для контрольного взвешивания.

– Предлагаем ученикам составить контрольный набор для взвешивания, если известно, что было 4 линии (пауза)

– Спрашиваем желающих ответить: Контрольный набор для взвешивания будем формировать так: 1 упаковку с первой линии, 2 упаковки со второй линии, 3 упаковки с третьей и 4 упаковки с четвёртой линии: 1 + 2 + 3 + 4 = 10 (уп.)

Итак, для контрольного взвешивания взяли 10 упаковок. Если бы все детали, взятые для контрольного взвешивания, были стандартные, то они должны были бы иметь массу 5400 г (900 г ∙ 6 = 5400 г). По условию задачи известно, что они весят 5420 г, то есть реальная масса больше, чем стандартная на 20 г (5420 г – 5400 г = 20 г). Так как одна бракованная деталь на 10 г тяжелее стандартной, очевидно, что в контрольном взвешивании имеется 2 бракованные детали.

Значит, бракованные детали лежат во втором ящике.

 

Задание № 343 (У – 1, с. 99)

– Сообщаем учащимся, что эту задачу будем решать методом графического моделирования, просим прочитать задачу и рассмотреть схему.

– Спрашиваем, как можно подсчитать число возможных маршрутов от дома к берегу реки? Даем время на групповое решение. Спрашиваем желающих ответить.

Ожидаемый ответ: надо подсчитать число отрезков, которые приводят «на берег реки»

– Проецируем на доску схему (с. 99) и выясняем, что на схеме 9 отрезков, которые приводят «на берег реки» к семи точкам (показывая на схеме каждый из девяти отрезков и все семь точки).

Следовательно, существует 9 возможных маршрутов, по которых можно от дома добраться до берега реки.

– Обращаем внимание учащихся, что число точек «на берегу реки», а их 7, меньше, чем число маршрутов, а их – 9, так как к одной и той же точкев двух случаях из семи ведут 2 маршрута.

 

 

 

Задание № 344 (У – 1, с. 99)

– Предлагаем ученикам прочитать первую часть задания: изобразите в тетради в виде схемы, состоящей из точек и отрезков, их соединяющих, ситуацию, которая описана в формулировке задачи.

– Читаем задачу вслух, учащиеся чертят схему в тетрадях, а мы на доске:

1) Нужно поставить 2 точки, которые показывают количество упаковок;

– –

 

2) Из каждой точки – «упаковки» провести по 3 отрезка, концы которых

(точки), будут изображать коробки;

– –

 

– – – – – –

3) Из каждой точки – «коробки» нужно провести по 6 отрезков, концы которых (точки) будут изображать карандаши;

 

– –

 

– – – – – –

 

 

4) Подсчитываем по схеме искомое число карандашей (36) – Просим учеников прочитать вторую часть задания: запишите решение задачи в виде одного выражения, вычислите ответ задачи и сравните его с тем числом, которое получили с помощью схемы.

– Даём время на выполнение задания, проверяем устно или на доске: 6 – 3 – 2 = 36 (к.) – в двух упаковках Ответ: 36 карандашей.

– Делаем вывод, что число карандашей (36), полученных с помощью схемы равно числу карандашей, полученных в результате вычислений (36).

 

Задание № 144 (Т – 1, с. 76)

– Учащиеся читают задачу и объясняют, как отмерить время равное 4 минутам (для варки яйца), с помощью песочных часов на 3 минуты и на 7 минут (пауза)

Ожидаемый ответ: одновременно переворачиваем песочные часы на 7 минут и на 3 минуты и наблюдаем, как только закончится песок в часах, рассчитанных на 3 минуты, погружаем яйцо в кипящую воду. В этот момент в часах, рассчитанных на 7 минут останется песка ровно на 4 минуты (7 мин – 3 мин = 4 мин) После того, как закончится песок в часах на 7 минут нужно вытащить яйцо из кипящей воды.

 

Задание № 146 (Т – 1, с. 77)

– Учащиеся читают задачу, с помощью отрезков соединяют возможные варианты рукопожатий и подсчитывают их число.

– Даём время на выполнение задания, проверяем по схеме, проецируя на доску тетрадь одного из учеников или заранее заготовленную схему:

Акоп – Ваня

Петя – Нарек – Коля

 

(1) Акоп-Петя (Петя-Акоп), (2)Акоп-Коля (Коля-Акоп)

(3)Акоп-Нарек (Нарек-Акоп), (4) Ваня-Петя (Петя-Ваня),

(5)Ваня-Коля (Коля-Ваня), (6)Ваня-Нарек (Нарек-Ваня). Ответ: 6 рукопожатий.

 

Задание № 147 (Т – 1, с. 77, а)

– Учащиеся читают задачу, с помощью отрезков изображают ситуации, описанные в формулировках задач.

– Даём время на выполнение задания, проверяем по схемам, проецируя их на доску:

а) – Стакан – Чашка – Кувшин

 

– Кофе – Сок – Чай

Задание № 147 (Т – 1, с. 77, б) Выписываем условия:

1) Машина – не в красной, и не в зеленой коробке Это жёлтая или синяя коробка

2) Пистолет – не в красной, и не в жёлтой коробке Это синяя или зелёная коробка

3) Мяч не в синей, и не в зелёной коробке

Это красная или жёлтая

4) Между желтой и красной коробкой синяя или зелёная.

Предположим, что это синяя коробка и в ней находится пистолет.

 

Проводим дальнейшее рассуждение по схем

 

Жёлтая   Синяя
Зелёная

Красная

машина пистолет мяч кукла

Задание на дом: № 148, 149 (Т – 1, с. 77 – 78)

Примечание: задание № 150 (Т – 1, с. 79 – 80) является практической задачей и выполняется на усмотрение учителя на отдельном уроке и во внеурочной деятельности на заседании расчётно-конструкторского бюро.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...