Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Синхронизация деятельности подразделений, исполнителей. Совершенствование организации рабочих мест, их обслуживание. Оптимизация организации рабочего места социального работника




Цель изучения данной темы:сформировать представление о рабочем месте социального работника как функциональном соотношении обязанностей социального работника и средств для их поддержания.

Содержание темы: Рабочее место как функциональное соотношение обязанностей социального работника и средств для их поддержания. Понятие «норма» труда и рабочего времени в социальной работе. Эргономические принципы взаимодействия человека и рабочего места, позволяющие устранить потери рабочего времени, рационализировать труд.

Рабочим местом называют совокупность функций и средств, достаточных для их выполнения. Функции отображаются в обязанностях и ответственности за их выполнение, а средства - в праве и власти. Рабочее место имеет структуру, элементы которой должны быть сбалансированы.

Функции Средства

Обязанности Права

 

Ответственность Власть

Сбалансированность рабочего места означает, что его функции должны быть обеспечены средствами и не должно быть средств, не связанных с какой-либо функцией. Обязанности и права должны быть взаимно уравновешены. Ответственность должна обеспечиваться соответствующей властью, и наоборот.

Для того чтобы рационально организовать труд социального работника, планировать его, распределять все рабочее время между видами или направлениями деятельности, необходимо иметь представление об определенной мере труда, то есть мере затрат труда по его количеству и качеству, по каждому участку деятельности, по каждому виду. Мерой труда является рабочее время. Деятельность сотрудников учреждения по социальной защите не меньше чем любая другая деятельность нуждается в определении количественных и качественных пропорций труда, в измерении количества труда, необходимого для оказания тех или иных услуг, в определении меры труда, то есть затрат рабочего времени, необходимых для оказания услуг в целом и для выполнения каждой отдельно взятой работы (процедуры).

Сущность нормирования труда состоит в установлении меры труда, требуемого на выполнение определенной работы в наиболее рациональных организационно-технических условиях. Нормирование труда выступает как средство формирования общественно необходимых затрат рабочей силы на производство каких либо услуг в системе социальной работы.

Необходимость нормирования труда в социальной работе обусловлена необходимостью расчета количества структурных подразделений, количества и меры загрузки рабочих мест. Это также основа для определения требующейся учреждению численности работников с учетом их профессионального состава, уровня квалификации, движения кадров.

Являясь мерой труда, нормы труда становятся также и мерой вознаграждения за труд. Нормирование труда выступает мерой соотношения затрат и результатов труда, так как, будучи одним из элементов организации заработной платы, определяет, какой объем затрат труда и какие его результаты должны соответствовать установленному размеру заработной платы в конкретно организационно-технических условиях.

Любая трудовая норма должна определяться с учетом данных науки и передового опыта. Обоснование нормы предполагает, что при разработке каждого ее вида следует анализировать и учитывать все факторы, зависящие от процесса деятельности и ее исполнителей и влияющие на величину затрат труда, а также в единстве рассматривать и одновременно оптимизировать технологический и трудовой процессы, нормативные величины затрат труда.

В настоящее время для деятельности социального работника не определены психофизиологические нормы труда. При их разработке необходимо обеспечить нормальный уровень интенсивности труда, рациональный режим труда и отдыха, исключить влияние на организм работников вредного воздействия окружающей среды в интересах сохранения их здоровья и высокой работоспособности. Весь комплекс норм должен учитывать специфику труда социального работника, разделять специфику деятельности, учитывать профессиональные риски и категории граждан с которыми работает специалист. К психофизиологическим факторам относятся интенсивность и напряженность труда, тяжесть работы, степень утомления и т.д. Нормы труда должны способствовать защищенности работников от чрезмерной интенсивности труда.

На этапе становления социальной работы как деятельности и научной дисциплины не менее актуальным является социальной обоснование норм труда, которое предусматривает необходимость учета их влияния на рост квалификации, культурно-технологического и образовательного уровней специалистов, развитие и поддержание содержательности и привлекательности труда, развитие творческой инициативы работников сферы социального обеспечения.

Труд связан и с использованием определенных, специально создаваемых человеком предметов. Это - внешние средства деятельности. В ус­ловиях производства они представлены различными техническими устройствами. Все внешние средства деятельности можно разделить на три группы:

­ средства, обеспечивающие получение информации человеком через зрительный, слуховой или другой сенсорный канал;

­ средства, обеспечивающие ввод информации человеком посредством своих двигательных органов или голоса;

­ средства, рекомендующие выбор того или иного варианта деятельности.

Адаптация внешних средств деятельности имеет целью обеспечить выполнение человеком необходимых действий и операций наилучшим образом, т.е. без ошибок, своевременно с сохранением заданных параметров скорости и усилий. Эта адаптация осуществляется в основном на этапах проектирования и создания рабочего места.

Процесс труда требует согласования всех его элементов, поэтому внешние условия деятельности (социальная и физико-химическая среда) должны быть адаптированы к человеку (к внутренним условиям деятельности).

Адаптация физико-химической среды осуществляется путем созда­ния в производственных помещениях определенного микроклимата (температура, влажность, скорость движения воздуха; газовый состав воздуха, давление воздуха, а также световой и акустической среды). Адаптация должна обеспечить (в обычных наземных условиях) осущест­вление не только жизненно важных организменных функций, но и ощущение комфорта, высокую активность и работоспособность человека.

Температура. Произведенное в организме тепло обеспечивает осу­ществление обменных процессов и деятельности. Калорийность пищи должна перекрывать энергозатраты примерно на 20%. Тепловое взаимодействие организма человека с внешней средой осуществляется как поддержание теплового баланса. В зависимости от конкретных условий тепло может быть выделено организмом во внешнюю среду и (или) по­лучено из нее. Возможные пути отдачи-получения тепла: через излучение, через воздушный поток (конвекция), через соприкосновение с поверхностями твердых тел (кондукция). Через испарение с поверхности кожи и слизистых происходит только отдача тепла вовне.

Для расчета теплового режима условий деятельности используется шкала эффективной температуры. По этой шкале диапазон ощущений "комфорт - дискомфорт" человека при разной тяжести работы (т.е. при разной теплопродукции организма) соотнесен с одновременным воздействием собственно температуры воздуха, его относительной влажности и скорости движения. Естественно, должна учитываться и теплоизоляция тела (т.е. теплозащитные свойства одежды).

Газовый состав воздуха. Человеческий организм приспособлен ды­шать природной газовой смесью. В дыхательном газообмене организма с внешней средой поддерживается состояние динамического равновесия парциального давления газов в системе: "вдыхаемый воздух - альвеолярный воздух - артериальная кровь - венозная кровь - выдыхаемый воздух. В процессе работы нормальное осуществление обменных процессов обеспечивается при условии, что содержание кислорода во вдыхаемом воздухе не будет ниже 19%, а углекислоты - не выше 0,5%.

Давление. В обычных помещениях, в наземных условиях давление одинаково с внешним давлением. Среднее значение атмосферного дав­ления для равнинных условий, как известно, составляет -760 мм рт.ст. В условиях же высокогорья, например, на высоте 3000 м над уровнем моря оно составляет 526 мм рт.ст. Жителям равнин требуется несколько дней для адаптации к условиям высокогорья, а жителям высокогорья - к равнинным условиям. В этот период происходит перестройка в системах гемодинамики, дыхания, обменных процессов.

Быстрые небольшие изменения давления, подобные тому, что имеют место в вагоне метро, в скоростном лифте, в салоне воздушного пасса­жирского лайнера, могут привести к нарушению выравнивания давления в воздухосодержащих полостях тела (особенно полости среднего уха) с внешним давлением. Серьезных неудобств это не создает, если возникающая разница в давлениях не превышает 1,5 мм рт.ст.

Световые условия. Большинство видов трудовой деятельности рассчитано на человеческое зрение. Адаптация световых условий направлена на создание наилучших для конкретного вида деятельности возможностей осуществления зрительных функций. Для этого необходима прежде всего достаточность общего и местного освещения. В зависимости от характера деятельности уровни общей освещенности в производственных помещениях устанавливаются в пределах 100 - 500 лк. На рабочих поверхностях в зависимости от характера работы уровень ос­вещенности может быть намного выше. Так, например, при чертежных работах он устанавливается в пределах 1000 - 1500 лк. Однако иногда адаптация световых условий связана с необходимостью минимизации (до 5 лк.) освещенности в помещении и на рабочей поверхности. Это обычно связано с деятельностью по обнаружению сигналов малой яркости на экранах систем наблюдения. Для нормальной зрительной работы необ­ходима определенная равномерность освещенности, характеризующаяся отсутствием резких перепадов яркости в зрительном поле. Спектральный состав световых потоков в производственных помещениях также имеет немаловажное значение. Наилучшая работоспособность зрения обеспечивается в желто-зеленой части спектра. Общие светоцветовые условия в производственном помещении формируются и за счет цвета оборудования, стен, потолка, пола. В целом адаптация этих условий имеет существенное значение не только для успешности выполнения зрительной работы, но и для самочувствия человека и его поведения.

Акустические условия. Слуховые ощущения возникают при звуковом воздействии и зависят от величины давления на барабанную перепонку и частоты колебаний, создаваемых акустическими волнами. Акустические условия определяют успешность деятельности человека со звуковыми и речевыми сигналами. Общее состояние человека и его работоспособность также существенно зависят от акустических условий. Естественно, что при адаптации акустических условий учитываются особенности деятельности. Так, например, для заводских цехов уровни шума могут быть около 70 дБ, в помещениях конторско-канцелярского типа и пультов управления - не более 60 дБ, а в учебных классах и в больничных палатах - не более 40 дБ.

Адаптация микроклимата, световых и акустических условий деятельности как бы приближает производственную среду к благоприятной естественной среде обитания человека. Это - оптимизирующая адаптация. Однако производственные условия, технизация повседневной жиз­ни, загрязнение природной среды ведут к тому, что в отношении некоторых факторов оптимизирующая адаптация как таковая невозможна. Может проводиться лишь защитная адаптация, при которой минимизируется или исключается действие этих факторов. Примерами этого могут служить ускорения, радиоактивные излучения и др. Кроме того, ряд видов деятельности человека изначально предполагает наличие особых условий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...