Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Формирование научной и информационной культуры социального работника




Цель изучения данной темы:определить необходимость в развитии информатизации социальной работы через развитие информационной культуры личности.

Содержание темы: Информатизация социальной работы; Информационная культура личности.

Информатизация социальной сферы современного российского общества является естественноисторическим, стремительно развивающимся социальным процессом, атрибутом нового информационного образа жизни. Информационные технологии в последние годы радикально изменяют производство, образование, быт, досуг, удовлетворение социальных потребностей и способы социальной адаптации и социализации индивидов и групп.

Сегодня в России процесс информатизации достиг такого уровня, когда под его влиянием трансформируется социальная система и социальная структура. Постепенно формируются условия для активного, целенаправленного использования информационных технологий в социальной сфере. Происходит их доместикация: по данным ВЦИОМ уже в каждой третьей российской семье есть персональный компьютер или ноутбук, а по оценкам фонда «Общественное мнение» пользователями сети Интернет являются 29% населения России старше восемнадцати лет. Реализуется целый ряд мероприятий по информатизации социальной инфраструктуры в рамках федеральных и региональных целевых программ, приоритетных национальных проектов, информационного законодательства. Вместе с тем, этот процесс в России пока носит во многом неконтролируемый, стихийный характер, в результате чего государством упускается уникальная возможность его использования в целях снижения уровня информационного неравенства, повышения гражданской активности индивидов, культурного и духовного возрождения общества, достижения социальной стабильности.

Процесс внедрения и использования информационных технологий в социальной сфере России значительно тормозится и развивается неравномерно из-за ряда проблем, изучение и систематизация которых крайне важны с точки зрения необходимости их эффективного решения. Научный анализ этих проблем раскрывает возможности вовлечения в процесс информатизации всех социальных групп населения, независимо от возраста, доходов и места жительства; ориентации реализуемых в обществе мероприятий по внедрению и использованию информационных технологий на сохранение и развитие социокультурных ценностей и российской ментальности, защиту физического и психического здоровья населения; создания действенного механизма применения информационных технологий в государственном и муниципальном управлении с целью развития и более полного использования человеческого потенциала страны.

Исследование процесса информатизации социальной сферы позволяет рассматривать влияние информационных технологий на сферу воспроизводства человека как личности системно, выявлять проблемы, противоречия, тенденции и перспективы развития этого процесса на современном этапе развития общества, выявлять взаимосвязь с государственной политикой и различными социальными явлениями (такими как бедность, безработица, социальная дезадаптация, социальная депривация, фрустрация и др.), и, наконец, на этой основе рекомендовать пути решения возникающих проблем.

Реализация приоритетных национальных проектов ускорила процесс информатизации социальной сферы. Уже сейчас активным ходом идут информационно-технологичесие реформы в образовании, не отстают медицина, ЖКХ, АПК. ИТ-нововведения также коснулись строительства и некоторых отраслей сельского хозяйства. Однако большая часть мероприятий по внедрению информационных технологий все еще впереди.

Предлагаемые ИТ-компаниями информационные системы управления в различных отраслях, в том числе в медицине, образовании, области ЖКХ, социальном управлении, дают возможность модернизации механизмов управления, позволяют не только оперативно и обоснованно принимать решения, но и эффективно прогнозировать ситуацию, а сама информация становится понятной и удобной для восприятия. С помощью интерактивных технологий и сервисов можно осуществлять обработку фактической информации, взаимодействие с обслуживающими организациями, удаленный контроль и интерактивное взаимодействие всех участников процесса.

В настоящее время возможно расширение информационного управления до создания единой интегрированной управленческой системы государства, включающей в себя федеральные ведомства, региональные и местные органы власти, учреждения всех уровней и частные управляющие компании. Например, проекты информатизации медицинских учреждений предлагают не только внедрение в лечебных учреждениях электронных историй болезни, ведение электронного реестра оказанных медицинских услуг, персонифицированный учет медикаментов, но и формирование статистической и экономической документации в первичном звене и переход к электронному документообороту в регионе и даже в стране.

Информатизация - шаг к реформе социальной сферы. Необходимость внедрения информационных технологий (ИТ) в социальной сфере страны представляется очевидной. Сбор, обработка и анализ информации необходимы и для разработки адекватных политических решений в этой области, и для привлечения инвестиций, и для обеспечения контроля со стороны государства, и, в конечном счете, для создания сервисной модели государства, способной предоставить гражданам разнообразные социальные услуги.

Основным поставщиком информации для федеральных ведомств являются местные органы власти и первичное звено предоставления социальных услуг. От их способности обеспечить своевременное получение достоверной информации во многом зависит успешное решение глобальных задач, стоящих перед государством. Применение современных информационных технологий (ИТ), позволяющих более эффективно хранить и обрабатывать все возрастающие объемы информации, предъявляет к техническим средствам для обработки этой информации более высокие требования. Однако оснащенность компьютерной техникой и информационными технологиями органов и учреждений социальной защиты населения, первичного звена медицинских и образовательных услуг и муниципальных органов власти до сих пор не соответствует решаемым задачам - компьютерный парк данных учреждений состоит из технических средств, находящихся на грани физического и морального старения. Важную роль прямой поддержки и финансирования развития элементов информационной инфраструктуры, имеющих социальное значение, должно сыграть государство.

В рамках реализации приоритетных национальных проектов для достижения поставленных целей также очевидна ведущая роль информационных ресурсов. На рынке информатизации медицинских, образовательных услуг, ЖКХ существует значительное количество систем, разработанных с учетом мирового опыта их использования. Однако опыт внедрения и распространения данных систем в нашей стране пока незначителен. Отсутствие фактического спроса на автоматизированные системы в социальной сфере аналитики связывают с отсутствием единой государственной политики в области информатизации, нерешенности вопроса о правовом статусе существующих информационных баз данных и ИТ-систем.

В национальных проектах в части государственной политики по реформированию жилищного строительства, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и развитию агропромышленного комплекса не рассматриваются услуги информатизации и автоматизации процессов, применения информационных технологий. В приоритетном национальном проекте "Здоровье" одним из основных направлений является "Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью", однако затраты на информатизацию отрасли отдельной строкой не предусмотрены. Тем не менее, работа в данном направлении уже ведется, хотя и носит скорее локальный характер.

Проектами предусмотрены меры по расширению доступности для граждан медицинских, образовательных и других социальных услуг, основанных на современных информационных технологиях. Осуществляется поставка и обновление технических средств как централизованно - из федерального бюджета, так и самостоятельно - региональными и муниципальными властями. В рамках проекта "Образование" важными мероприятиями становятся разработка и размещение в открытом доступе в интернете информационных образовательных ресурсов, укомплектование школьных компьютерных классов (не менее 2 500 ежегодно), подключение школ к сети интернет (по 10000 ежегодно), приобретение компьютерного оборудования и поставка его в общеобразовательные учреждения. Все это позволит создать техническую основу для внедрения современных образовательных технологий.

Информационная система - часть системы управления. Перспективы развития социальной сферы связаны с ее информатизацией и технологизацией, с использованием информационных технологий при решении задач государственного управления. Отраслевые системы информационного обеспечения управления в России пока находятся в стадии становления. Внедрение электронной системы информационного взаимодействия позволит объединить существующие базы данных в органах здравоохранения, образования, занятости, социальной защиты и других структурных подразделениях социальной сферы. Разработка единой информационной системы требует интеграции на единой платформе всех существующих в первичном звене информационных систем. При этом в первую очередь необходимо создание адекватной законодательной базы и обеспечение технологическими ресурсами.

Будущее информатизации за системами, объединяющими учреждения первичного звена, территориальные органы управления и территориальные отделения управляющих компаний. Широкие возможности представляет разработка решений, основанных на интернет-технологиях и единой системе электронного документооборота, интегрированной с этими решениями. Именно в таком направлении в развитых странах развиваются информационные системы, обслуживающие крупные географически распределенные структуры.

В России в настоящий момент развивается несколько интересных проектов в данном направлении. Мининформсвязи предлагает принять новый стандарт, который позволил бы еще на этапе строительства обеспечивать возводимое жилье современной инфраструктурой, с помощью которой в дальнейшем можно обеспечить контроль энергопотребления, тепла и т.д. Создание единой универсальной социальной карты гражданина Российской Федерации может стать базовой опорой для предоставления множества социальных сервисов: от широко используемой уже оплаты проезда на всех видах транспорта до расчета за жилищно-коммунальные услуги. В Пензенской области с 2005 года реализуется областная межведомственная программа создания единого информационного пространства в области здравоохранения. В регионе внедрена телемедицинская сеть, которая позволила объединить 26 центральных районных больниц и обеспечить их специалистам консультации 6 ведущих клиник по 40 профилям. Внедряется видеоконференцсвязь, к которой в настоящий момент подключены 6 лечебно-профилактических учреждений.

В качестве основы разработки информационных решений и баз данных в области ЖКХ специалисты называют существующую в настоящее время систему расчетно-кассовых центров (РКЦ), которые встроены в информационную инфраструктуру и на муниципальном уровне, и на уровне субъектов Федерации. В 2007 году был проведен конкурс Минпромэнерго на разработку технического регламента требований к программно-аппаратному комплексу учета энергоресурсов в ЖКХ. Кроме нормативно-правовой базы, в данном направлении необходимо создание и технологической базы, способной обеспечить возможность контроля над расходованием и экономией энергоресурсов как конечными пользователями, так и управляющими компаниями.

Информационные системы позволяют государству, прежде всего, быть в курсе проблем, возникающих у населения, и оперативно решать их, а гражданам, в свою очередь, обеспечить доступ к информации о деятельности органов государственной власти и условиях для интерактивного информационного взаимодействия с ними. Благодаря развитию информационных технологий и процессам модернизации государства в последние годы радикально изменились подходы к решению задач социального управления. Достижение целей повышения эффективности управления социально-экономическим развитием, обеспечения контроля над расходованием и экономией энергоресурсов, учета нуждающихся в оказании социальной помощи, предоставления льгот различным категориям граждан, прогнозирования в области социальной политики - вопросы, которые возможно эффективно решать с помощью информационных технологий.

Благодаря национальным проектам процесс модернизации затронул отрасли сельского хозяйства, строительства, системы образования и здравоохранения, сферу государственного управления. При этом своевременность доступа и получения информации становится чрезвычайно важным фактором эффективности принятия ключевых управленческих решений. Обладание информацией - точными, достоверными данными о предмете деятельности - все чаще выступает залогом успеха в самых различных начинаниях. Информационное обеспечение приоритетных направлений государственной политики приобретает особую значимость, так как является важным фактором успеха проводимых экономических реформ и социально-политических преобразований.

Понятие "информационная культура" вошло в научный оборот в конце 80-х - начале 90-х годов XX века. Причина популярности данного тезиса заключалась в понимании последствий дисбаланса общественного развития в период информатизации, в понимании последствий преобладания технологических тенденций, о которых в настоящей работе уже упоминалось. Информационная культура выступила своего рода социальной технологией, направленной на обеспечение безболезненной адаптации к условиям естественной динамики информационной среды, на построение комфортных, сбалансированных и устойчивых отношений всех элементов социума и окружающей информационной сферы. Именно ИК способна стать механизмом поддержания гомеостата в условиях информационного общества. Между тем, вполне закономерен вопрос: кто же является субъектом, носителем информационной культуры? Можно говорить в данном случае и об информационной культуре личности, и об информационной культуре общества, причем последнее понятие может быть использовано применительно к информационной культуре как всего общества, так и его отдельных составляющих, групп: электората, молодежи, профессиональных групп и т.п. Однако содержание понятия информационная культура ИК всегда будет напрямую зависеть от того, кто же является ее субъектом: конкретная личность, отдельная группа или общество в целом. Именно этот момент будет определяющим и при рассмотрении механизмов влияния информационной культуры на эффективность социальных технологий, и, прежде всего тех технологий, в основе которых лежит информационное воздействие социально-информационных технологий.

Итак, ИКЛ - это комплексная, целостная, системная характеристика, в которой психологические, когнитивные, аксиологические, процессуальные аспекты взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимоопределяемы.

Литература: 5, 18, 20, 22, 34, 43.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...