Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В развитии речи ребенка раннего возраста




• Пассивная речь в развитии опережает активную.

• Ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое назва­
ние.

• На границе второго и третьего года жизни ребенок, сам

того не понимая, как бы интуитивно «открывает», что слова в предложении связаны между собой.

• Происходит переход от многозначности детских слов
к первым функциональным обобщениям, построенным на ОСНО

ве практических действий.

• Фонематический слух опережает развитие артикуляции.
Ребенок сначала научается правильно слышать речь, а затем пра

вильно говорить.

• Овладевает синтаксическим строем языка.

• Развиваются функции речи, происходит переход от индика
тивной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции
речи.

щийся
 

Чем характеризуется кризис трех лет? Кризис трехлетнего возраста — этап онтогенеза, сопровождаю­тся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся лич-


 

 


ностных новообразований у детей и переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.

Одной из характерных особенностей этого возраста являются возникающие у ребенка после двух лет негативизм, упрямство, непослушание, строптивость, т. е. симптомы, которые составля­ют кризис трехлеток. Проявление этих реакций можно, по всей видимости, рассматривать как зарождение потребности в призна­нии, уважении, так как, по словам Л. С. Выготского, ребенок на­стаивает не по содержанию желания, а потому, что он сказал. Действительно, одним из первых слов детского словаря в этом возрасте является слово «нет». Оно позволяет ребенку выразить свое несогласие, нежелание, дает ему возможность сопротив­ляться желанию родителей делать все за него, выразить свое пра­во на самостоятельность, автономию.

Отделение себя от других людей, сознание собственных воз­можностей через чувство овладения телом, ощущение себя ис­точником воли приводят к появлению нового типа отношения ребенка к взрослому. Он начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет пользоваться теми же правами, что и взрослые: выпол­нять такие же действия, быть таким же независимым и самостоя­тельным. Например, трехлетний Андрюша заявляет: «Когда я выясту (вырасту) большой, я буду сам чистить зубы. Я буду пли-возить (привозить) вам тойт (торт). Я буду сажать Киюшу на шкаф. Я буду писать и читать большие книжки». Ребенок гово­рит о будущем. Но в действительности это вовсе не означает, что он собирается ждать, когда он вырастет.

Желание быть самостоятельным выражается не только в предлагаемых взрослым формах («Сделай это сам. Ты уже боль­шой и можешь это сделать»), но и в упорном стремлении посту­пить так, а не иначе, ощутив прелесть и возбуждающую тревогу от волеизъявления. Эти чувства столь захватывающи, что ре­бенок открыто противопоставляет свои желания ожиданиям

взрослых.

Рассмотрим еще один пример. К концу.раннего возраста Ярослав вдруг открыл для себя сладость от противостояния близ­ким взрослым. Ничего не говоря, не возражая, вдруг в самых неожиданных местах стал останавливаться как вкопанный. Если его брали за руку и просили идти дальше или стремились взять на руки, он начинал безудержно сопротивляться и громко рыдать. Если его оставляли в покое, спокойно смотрел по сторонам, на­блюдал за происходящим вокруг. Мог даже перекусить, если ему предлагали, а он проголодался. Но не сходил с места. Взрослый мог уйти. Ярослав оставался стоять. Однажды это противостоя­ние продолжалось 1 час 40 минут. Крупные капли надвигавшего-


ся ливня в этот раз позволили стать аргументом к тому, что пора уходить. (По материалам В. С. Мухиной.)

Считается, что проявление упорства есть упрямство и негати­визм, направленные главным образом против близких взрослых. Действительно, негативная форма поведения редко адресуется к другим взрослым и не касается сверстников. Ребенок бессозна­тельно рассчитывает на то, что проявление упорства и испыта­ние близких не принесут ему серьезного ущерба.

I Испытание собственной воли, открытый негативизм и уп­рямство имеют разные нюансы в поведении. В первом случае ре­бенку можно помочь испытывать самого себя, предложив ему ва­рианты трудных ситуаций, которые он должен сам для себя опре­делить. Ощущать себя источником своей воли — важный момент в развитии самопостижения.

Негативизм и упрямство развиваются внутри отношений взрослых и ребенка. Когда ребенок начинает чувствовать себя способным действовать самостоятельно достаточно успешно, он стремится сделать «сам». Попытки обращаться с ребенком в рам­ках сложившихся прежде отношений могут привести к поддер­жанию негативизма и упрямства. Именно взрослый как более социализированный человек должен в каждом отдельном случае найти выход из детского противостояния, ведущего к чувству глубокого переживания ребенком своего обособления от других. Ведь настаивая на своем, ребенок не только реализует свою само­стоятельность, но и впервые испытывает отторжение от других, которое провоцирует он сам, своей волей или дурным поведе­нием.

Кризис трех лет возникает в результате определенных дости­жений в личностном развитии ребенка и невозможности его дей­ствовать по освоенным прежде способам общения с другими людьми. Но именно переживания кризиса обостряют сензитии ность ребенка к чувствам других людей, учат не только паныкам позитивного общения, но и навыкам приемлемых форм обособ ления себя от окружающих, учат рефлексии на себя и других лю дей, умению сравнивать себя с другими людьми в ситуации об­щения в социальном пространстве, контролируемом принятыми в обществе правами и обязанностями, выражаемыми для детско­го сознания в столь значимых словах, как «можно» и «нельзя».

Возникающие в процессе развития и особым образом прочув­ствованные в условиях кризиса новообразования (развивающая­ся и осознаваемая собственная воля; способность к обособле­нию; рефлексивные способности и др.) готовят ребенка к тому,

чтобы стать личностью.

Л. С. Выготский описывает характеристики кризиса 3 лет.


 
 


Первая из них — негативизм. Ребенок дает негативную реак­цию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен: Главный мо­тив действия — сделать наоборот, т. е. прямо противоположное тому, что ему сказано). Но это не непослушание.

Вторая характеристика кризиса 3 лет — упрямство. Это реак­ция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрос­лым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство — не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упря­мый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.

Третья характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам, — обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого рань­ше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать люби­мую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются ста­рые привязанности к вещам), и т. п.

Следующая характеристика — строптивость — близка к нега­тивизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков).

Своеволие — т. е. ребенок хочет делать все сам; но это не кризис первого года, где ребенок стремится к физической самостоятельно­сти, теперь он стремится к самостоятельности намерения, замысла.

Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с роди­телями; по Л. С. Выготскому, «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».

Деспотизм диктует свое поведение (если в семье один ребе­нок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему.

Все эти явления могут проявляться с разной интенсивностью.

Основными новообразованиями раннего детства являются иг­ровые действия с предметами и первая форма игровой деятельно­сти «Я сам», что проявляется в тенденции к самостоятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...