Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В чем состоит эгоцентризм детского мышления (поЖ. Пиаже)?




Понятие эгоцентризма ввел Ж. Пиаже. Он установил, что дети дошкольного возраста не способны увидеть окружающее


чужими глазами, понять, как видит окружающий мир другой че­ловек.

Но эгоцентризм — весьма широкое понятие, и, кроме позна­вательного эгоцентризма, характеризующего процессы восприя­тия, мышления и воображения, люди страдают и другими его формами: моральным и коммуникативным эгоцентризмом, ког­да даже взрослые зачастую не способны понять, что у других мо­жет быть другая точка зрения на одно и то же явление. В общении с другими они сосредоточены только на своих переживаниях и проблемах. Обычно у взрослых проявляется моральный и ком­муникативный эгоцентризм потому, что в детстве не была прове­дена децентрация (т. е. избавление ребенка от познавательного

эгоцентризма).

Как же формируется у детей ориентация в пространстве? Родившийся ребенок обладает чувствительностью, позволяю­щей ему начать познание окружающего мира. Но первоначаль­но, как указывал Г. Гегель, «это чистая чувствительность. Она бесконечно богата и вместе с тем абсолютно бедна. Это нечто, в котором уже содержится все и еще нет ничего. О предмете, ко­торый дан в чистой чувствительности, мы не можем ничего ска­зать, на него можно лишь указать рукой».

По мере роста и социализации ребенка начинается процесс развития чувствительности, основанный на принципе диффе­ренциации. В частности, ребенок постепенно овладевает умени­ем ориентироваться в окружающем пространстве. На чем основано это умение?

С математической точки зрения умение ориентироваться в пространстве — это способность указать положение точки на плоскости или в пространстве или же установить взаимное рас­положение точек и фигур относительно друг друга. Заметим, что в математике для решения этих двух задач всегда задается соот­ветствующая система координат.

Следовательно, есть два вида ориентации в пространстве: 1) установление положения объекта на плоскости или простран­стве относительно субъекта познания; 2) установление взаимно­го расположения объектов на плоскости или в пространстве.

Каким же образом человек осуществляет указанные два спо­соба ориентации в пространстве?

В первом случае субъект является тем центром, относительно которого он сам устанавливает положение в пространстве того или иного объекта познания. Во втором случае субъект выступа­ет в роли оценщика взаимного положения визуально восприни­маемых объектов. Таким образом, роль познания в этих двух ви­дах ориентации принципиально различная.


Для ориентации первого вида человек обладает естественной системой координат: раздвинутые в стороны руки — первая ось координат (вправо-влево); имеющаяся в теле человека осевая линия, делящая тело на две симметричные половины, — вторая ось координат (вверх-вниз); наконец, перпендикуляр к телу, со­впадающий с направлением взора, — третья ось координат (впе­ред-назад).

С помощью такой природной системы координат человек определяет положение любого предмета относительно себя — своего тела. При этом, если познание ограничивается ориента­цией в горизонтальной плоскости, то вся плоскость делится на четыре сектора. О предмете, находящемся в секторе А, говорят, что он «справа от меня», о предмете, находящемся в секторе В, говорят, что он «впереди меня», в секторе С — «слева от меня», и, наконец, в секторе D — «сзади (позади) меня».

Для оценки взаимного расположения предметов на плоскости или в пространстве (второй вид ориентации) человек также стро­ит (но уже многомерную) систему координат, а именно:

1) с помощью аккомодации человек по направлению взора
строит первую ось координат, которая позволяет определить от­
носительную дальность предметов на данной оси: «Этот предмет
ближе, а тот дальше»;

2) по оси расположения предметов на некоторой линии он
устанавливает: «Эти предметы находятся по одну или по разные
стороны отданной линии — оси»;

3) по вертикальной оси он устанавливает: «Этот предмет
выше расположен (ниже), чем другой» или: «Этот предмет нахо­
дится над (под) другим»;

4) по концентрическим окружностям, за центр которых при­
нят некоторый предмет, человек устанавливает: «Этот предмет
находится внутри, а тот вне окружности» и т. д.

Взрослый человек с развитыми восприятием и мышлением владеет этими двумя видами ориентации в совокупности, в един­стве, пользуясь то одним из них, то другим, то обоими вместе. Растущий же ребенок овладевает ими постепенно, на протяже­нии многих лет; и сначала он овладевает элементами второго вида ориентации: научается оценивать расположение предме­тов по отношению к какому-то центру (началу координат). Этим центром может быть не только он сам, но и какой-то фик­сированный предмет принятый за центр. Ребенок тем самым устанавливает, что предмет, положение которого определяется, может быть ближе (дальше), выше (ниже), правее (левее), над (под) и т. д. относительно центра или на какой-то оси, идущей от этого центра.


В возрасте двух-трех лет ребенок начинает понимать, что у него есть правая и левая руки, его тело имеет две симметричные поло­вины, у него есть передняя и задняя, верхняя и нижняя части тела. Тем самым он неосознанно устанавливает, что его тело есть система координат для ориентации в пространстве. Затем он на­учается видеть окружающие его предметы в своей природной си­стеме координат — устанавливать, как расположен любой объект относительно данной системы координат.

Только после этого можно говорить об эгоцентризме (в смыс­ле Ж. Пиаже), когда ребенок в состоянии свободно ориентиро­ваться относительно себя самого, своего тела, но не может ска­зать (вообразить и выразить словами), как видит окружающие предметы другой человек, находящийся в другой позиции, чем

он сам.

Дж. X. Флейвелл так охарактеризовал задания, которыми пользовался Ж. Пиаже: «Дается задание смотреть на некоторую сцену из данной точки А и одновременно представить себе, как она выглядит с другой точки зрения — В (например, располо­женной сзади раздражителя). Наиболее частая реакция при ре­шении этой задачи в раннем детстве состоит в том, что ребенок просто дает эгоцентрическое представление своей собственной

перспективы».

Для того чтобы ребенок мог решить эту задачу и установить ориентацию в пространстве первого вида другого человека, нахо­дящегося в ином положении, чем он сам, ему необходимо мыс­ленно построить природную систему координат для этого чело­века и определить положение предметов в реальном простран­стве или на макете в данной воображаемой системе. В этом и состоит вся трудность заданий на эгоцентризм.

С другой стороны! эгоцентризм детского мышления проявля­ется в неумении слышать и учитывать чужую точку зрения. Про­цент эгоцентрической речи в спонтанной речи детей раннего возраста очень велик. По мнению Ж. Пиаже, ребенок высказы­вает мысль не с целью, чтобы его поняли, а как бы для себя. Ему не нужен собеседник, достаточно иметь слушателя. В споре ребе­нок еще не может учитывать точки зрения другого. Постепенно процент эгоцентрической речи снижается, а к 7 годам такая речь почти не проявляется. Чем лучше выстроена воспитательная ра­бота с детьми и чем больше дети общаются друг с другом, тем быстрее уходит из их форм общения эгоцентрическая речь.


Глава7

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...