Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На общее психическое развитие ребенка?




В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка, скла­дываются другие виды деятельности, которые потом приобрета­ют самостоятельное значение.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольно­сти психических процессов. Так, в игре у детей начинают разви­ваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредото­чить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребен­ка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую

10-6714


ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок невнимателен к тому, что требует от него игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изго­няется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональ­ном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосре­доточению и запоминанию.

Игровая ситуация и действия с ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета — он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-замес­тителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Посте­пенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умствен­ном плане. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане

представлений.

В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоот­ношений ребенка в сюжетио-ролевой игре ложится в основу осо­бого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависи­мости от этого строить свое собственное поведение.

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития во­ображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать одни предметы другими, брать на себя различные роли. Все это способствует развитию воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже необязательны предметы-замести­тели, так же как необязательны и многие игровые действия. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может протекать во внутреннем плане. Например, шестилетняя Катю­ша рассматривает фотографию, где изображена девочка, кото­рая подперла пальчиком щечку и задумчиво смотрит на куклу. Кукла посажена возле игрушечной швейной машины. Катюша говорит: «Девочка думает, как будто ее куколка шьет». Своим объяснением маленькая Катя обнаружила свойственный ей са­мой способ игры.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотно­шениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться


ш правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способ­ствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Продуктивные виды деятельности ребенка — рисование, кон­струирование — на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветер сдувает висящие яблоки и т. д.

Интерес к рисованию, конструированию первоначально возни­кает именно как игровой, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес пе­реносится на результат деятельности (например, рисунок), и она освобождается от влияния игры.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учеб­ная деятельность, которая позднее становится ведущей деятель­ностью. Элементы учения вводит взрослый, они не возникают непосредственно из игры. Дошкольник начинает учиться иг­рая — к учению он относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебны­ми действиями. Принципиально иное, чем к игре, отношение к учению взрослых постепенно, исподволь перестраивает и от­ношение ребенка к нему. У дошкольника появляется желание учиться, и складываются первоначальные умения.

В игре ребенок постигает специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по сво­ей чувственной природе с обозначаемым предметом, и икони-ческие знаки, чувственные свойства которых визуально прибли­жены к замещаемому предмету.

Индивидуальные условные знаки и иконические знаки в игре берут на себя функцию отсутствующего предмета, который они замещают. Разная степень приближенности предмета-знака, за­мещающего отсутствующий предмет, и замещаемого предмета способствует отработке знаковой функции речи: опосредствую­щая взаимосвязь «предмет — его знак — его наименование» обо­гащает смысловую сторону слова как знака.

Действия замещения, кроме того, способствуют развитию у ребенка умения свободно обращаться с предметами и использо­вать их не только в том качестве, которое было усвоено в первые годы детства, но и по-другому (чистый носовой платок, напри­мер, может заменить бинт или летнюю шапочку).

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.


Рефлексия — это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с об­щечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступка­ми, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватно­му поведению человека в мире людей.

Игра способствует развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выпол­няется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в боль­ницу, ребенок плачет и страдает как пациент и доволен собой как хорошо исполняющий роль. Двойная позиция играющего — исполнитель и контролер — развивает способность соотносить свое поведение с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, предвидя реакцию других людей.

Какое значение

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...