Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История философии




Кравченко В. В. Истоки и традиции восточного мистицизма в духовной культуре России XIX – начала XX веков / Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук (философский факультет Ленинградского государственного университета): 09. 00. 06 (философия религии). – Киев, 1990. – 153 с. – Веб-публикация: https: //search. rsl. ru/ru/record/01008125845

Из автореферата: Объектом исследования является процесс становления и развития теософского движения в России конца XIX – начала XX века. Предметом исследования являются концептуальные основы, социальная идеология и основные направления деятельности теософского общества в России.

Цель диссертационного исследования – на основании комплексного изучения существующих источников и историографии исследовать исторические условия возникновения теософского движения, его организационные и социально-политические формы, место и роль в российском общественном движении конца XIX – начала XX веков.

 

Для достижения цели потребовалось решить ряд исследовательских задач:

Провести анализ понятийного аппарата, используемого при исследовании теософского общественного движения;

Изучить и систематизировать существующие концептуальные и историографические подходы к определению формы, содержания и сущности антисистемного движения, связанного с теософией;

Раскрыть специфику и выяснить исторические истоки теософского движения в России конца XIX - начала XX века в России;

Провести системный анализ и рассмотреть основные исторические этапы развития Российского теософического общества (РТО);

Изучить организационную структуру и основные социальные направления деятельности Российского теософического общества;

Исследовать деятельность виднейших представителей теософического общества – Е. П. Блаватской, А. А. Каменской, А. Безант и многих других, сыгравших большую роль в становлении и развитии этого направления общественной мысли России;

Исследовать вклад теософского общественного движения, как в развитие общественной мысли России, так и других государств в конце XIX – начале XX века.

Исследование охватывает становление теософского движения в России с середины XIX до 30-х годов XX века, [включая деятельность околотеософских групп, таких как альманах «Оккультизм и Йога», работавший в тесном сотрудничестве с семьёй Рерихов].

Научная гипотеза исследования заключается в том, что теософское движение сыграло весьма существенную роль в общественном движении России, повлияло на умонастроения столичной и провинциальной интеллигенции и студенчества, явившись очевидной предтечей как политического глобализма, так и современных антиглобалистких тенденций.

В настоящей работе синтезированы концептуальные аспекты узловых проблем истории теософии конца XIX – начала XX века. Ее теоретическая значимость определяется возможностью применения основных выводов при изучении историками этой переходной эпохи, а также особенностей, характерных для современного исторического этапа истории России.

От библиографа: См. комментарий к докторской диссертации автора.

Кравченко В. В. Мистицизм в русской духовной культуре XIX – начала XX века / Диссертация на соискание учёной степени доктора философских наук (философский факультет Санкт-Петербургского государственного университета): 09. 00. 06 (философия религии). – Санкт-Петербург, 1998. – 381 с. – Веб-публикации: 1) http: //cheloveknauka. com/mistitsizm-v-russkoy-duhovnoy-kulture-xix-nachala-xx-veka, 2) https: //www. dissercat. com/content/mistitsizm-v-russkoi-dukhovnoi-kulture-xix-nachala-xx-veka

Из автореферата: В современной духовной атмосфере мистицизм оказывает значительное воздействие на многие процессы в общественной жизни и сознании. Разнообразные мистические, религиозно-мистические и мистико-оккультные течения и направления играют несомненную роль в современной культуре России, что обусловливает давно назревшую необходимость серьёзного научного исследования мистицизма, в том числе – в философском аспекте.

Исследование предпринято с целью обоснования значительной роли мистицизма в русской духовной культуре на рубеже XIX – начала XX веков, обозначить наиболее существенные тенденции в формировании и развитии центральных направлений мистицизма, традиционно обозначаемых как западный, восточный и формирующийся в рассматриваемый период русский мистицизм.

В диссертации впервые предпринимается рассмотрение мистицизма в русской духовной культуре на основе новой психолого-философской парадигмы, ориентированной на достижения школ трансперсональной и глубинной психологии.

Рассматривается широкий спектр разнообразных философских подходов к феномену мистики и мистицизму в русской философской мысли, место и роль мистических источников духовного знания в становлении новых форм и направлений сугубо философского исследования в творчестве конкретных русских мыслителей. Особое внимание уделено творчеству Вл. С. Соловьёва, первого философа-мистика в России, поставившего перед собой задачу построения «мистической философии». Впервые проведён историко-философский анализ малоизвестной и недавно переведенной с французского языка ранней, откровенно мистической рукописи Вл. Соловьёва " София". Исходя из рассмотрения конкретных феноменов индивидуальной духовной жизни выдающихся русских мистиков и явлений духовной культуры России конца XIX – начала XX веков, прослеживается формирование самобытной линии русского мистицизма, от его истоков (праславянское и славянское язычество, христианские и сектантские течения, масонство) вплоть до развитых систем русских мистиков.

Рассматриваются философские аспекты русского мистицизма – уникального явления не только русской духовной культуры перелома веков, но и важнейшего этапа эволюции мирового мистицизма. Прослеживается роль религиозно-мистических откровений А. Н. Шмидт. Также исследуются место и роль в русской философской мысли философско-эзотерического учения Е. П. Блаватской и теоретических аспектов мистико-практического учения Г. И. Гурджиева.

В диссертации показывается, что, как в границах религиозных исканий в системе христианского мышления (С. Булгаков, П. Флоренский, Н. Бердяев), так и в свободном поиске символистского миропонимания у А. Белого, органично развиваются заложенные в жизненном творчестве и духовном наследии Вл. С. Соловьёва основы специфической «мистической философии».

Из основных положений диссертации:

1. Автор принимает концепт мистического в той форме, которая может быть выявлена, благодаря характеристикам самоописания духовно-практических актов мистической деятельности. Это самоописание отличает целостное постижение факта соприкосновения человека с Иным, «запредельным», «таинственным», которое не может быть никогда раскрыто в процессе обычной материальной или духовно-материальной деятельности, но только – в ходе специфической мистической практики («делания»). Мистический опыт признаётся единственным прямым способом «постижения непостижимого».

2. В диссертации обоснована целесообразность типологических характеристик и различений мистицизма в следующем виде: а) мировоззренческий мистицизм: как специфический вид мировоззрения или ментальности («разлитое мистическое мироощущение»), основанный на мистике и сосредоточенный на процессе поиска путей постижения Иного (формируется в результате мистического делания и непосредственного обретения мистического опыта); б) теоретический мистицизм: как компендиум идей, представлений, концепций, теорий или законченное учение, построенное на мистике или мировоззренческом мистицизме; в) культурологический мистицизм: как историко-культурное или духовно-социальное движение, возникшее на основе того или иного мистического учения.

Диссертация даёт возможность ввести ещё одну долго замалчивавшуюся и неразработанную тему в широкий философский обиход.

От библиографа: Несмотря на то, что подходя вплотную к появлению учения живой этики Рерихов, данная диссертация не доходит до его непосредственного рассмотрения, она (в совокупности с кандидатской диссертацией автора) несомненно предоставляет его исследователям важнейший материал из области контекста того религиозно-философского течения, к которому относится это учение, а также даёт целый ряд чрезвычайно интересных методологических и интерпретационных находок.

 

Самохина Н. Е. Проблема человека в Агни-йоге. (Историко-философский аспект) / Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук (Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова): 09. 00. 03 (история философии). – Москва, 1993. – 154 с. – Веб-публикации: 1) http: //cheloveknauka. com/v/401041/a#? page=1, 2) https: //search. rsl. ru/ru/record/01000192166

Из автореферата: Цель данного исследования состоит в непредвзятом анализе основных категорий и положений философской антропологии Агни-Йоги.

В задачи настоящей работы входит анализ основных понятий «Живой Этики» и выяснение их философского генезиса, выразившееся, в частности, в сопоставлении краеугольных положений данного учения с принципами классической индийской философии.

Научная новизна данной работы состоит в сопоставлении основных положений классических древнеиндийских философских учений с трактовкой их эзотерической традицией буддизма, этико-онтологические взгляды которой были положены в основу философии Агни-Йоги.

Научно-практическое значение диссертации заключается в рассмотрении практической ценности этико-психологической концепции Агни-Йоги, проблематика которой предвосхитила многие аспекты современной экспериментальной психологии в области изучения феномена сознания и психической организации человека. Результаты данной работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях психологических и онтологических аспектов классической индийской философии и её эзотерической традиции.

 

Самохина Н. Е. Философское учение агни-йоги: космос, человек, сознание. (Историко-философский анализ) / Диссертация на соискание учёной степени доктора философских наук (философский факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова): 09. 00. 03 (история философии). – Москва, 2008. – 414 с. – Веб-публикации: 1) https: //search. rsl. ru/ru/record/01004057155, 2) https: //www. dissercat. com/content/filosofskoe-uchenie-agni-iogi-kosmos-chelovek-soznanie-istoriko-filosofskii-analiz

Из автореферата: Впервые в отечественной историко-философской науке осуществлено целостное и всестороннее исследование философского учения Агни Йоги, а также осуществлено исследование места проблемы сознания и его эволюции в философии Агни Йоги. Показаны корреляции между основными положениями теософии Е. П. Блаватской, Агни Йоги, классической индийской философии и неоведанты (интегральная веданта А. Гхоша, а также взгляды С. Вивекананды). В исследовании даётся компаративистский анализ учения Агни Йоги и представлений русских философов (В. Соловьёва, Н. Бердяева, С. Трубецкого и др. ), в особенности представителей русского космизма (Н. Фёдоров, К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский), проанализированы также параллели между учением Агни Йоги и взглядами представителей европейской философии (Платона, Лейбница, Т. де Шардена, Бергсона и др. ). Исследованы корреляции между философскими положениями Агни Иоги и научными исследованиями в аспектах избранной проблематики (Дайсон, Прибрам, Бом, Моуди, Экклз, Казначеев, Шипов и др. ) Дан анализ кардинальных понятий Агни Йоги, имеющих отношение к проблемам Космоса, человека, сознания и его духовной эволюции (Абсолют, духо-материя, тонкая материя, Монада, Атма, Буддхи, Манас, антахкарана, Акаша, чувствознание, психическая энергия, энергетические центры сознания и др. ).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...