Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История философии




 

Аблеев С. Р. Махатмы и теософия: основные философские источники этического гнозиса XIX века // Грани эпохи. (Этико-философский веб-журнал). – 2013, № 53: http: //www. facets. ru/articles8/3523. htm

От автора: Статья посвящена изучению формирования основных литературно-философских текстов теософии XIX века. Рассматриваются проблемы авторства и идейной преемственности таких известных работ как «Разоблачённая Изида», «Тайная Доктрина», «Письма Махатм», «Письма Мастеров Мудрости», «Книга Золотых правил».

 

Аблеев С. Р. Тайна происхождения человека. Сокровенная Мудрость Востока и космо-эволюционная гипотеза антропогенеза в свете новых научных тенденций // Веб-сайт «Этика во мне». – http: //etikavomne. ru/issledovaniya/tajna-proisxozhdeniya-cheloveka

От автора: Характерная черта современного этапа развития науки – кардинальный пересмотр базовых идей научного миропонимания, положенных в основу Классической научной картины мира. Новые достижения естествознания заставляют исследователей корректировать традиционные теории, которые долгое время казались совершенно обоснованными и истинными. Такое обновление науки – процесс нормальный и совершенно закономерный...

Теперь ситуация изменяется, и мы начинаем понимать, что порожденная Сокровенной Мудростью Востока космо-эволюционная гипотеза антропогенеза весьма эвристична и перспективна. Она позволяет учитывать большее количество факторов эволюции и более убедительно решает некоторые проблемы происхождения человека. Исследованиям этой гипотезы и была посвящена научная программа «Спика», некоторые выводы которой мы представляем в популярном виде в этой брошюре.

От библиографа: Автор рассматривает вопрос в свете мифологемы теософии Е. П. Блаватской и учения живой этики.

 

Абрамов П. Д. Представление о беспредельном одухотворённом мироздании в космологии буддизма и Живой Этике // Учение Живой Этики и его актуальность в современном мире / Материалы Международной научно-общественной конференции 2018. – М.: Международный Центр Рерихов, 2021. – С. 144-152. – (Серия: «Рериховская научно-популярная библиотека»).

От издателя: Докладчик рассмотрел представление о беспредельном одухотворённом мироздании в космологии буддизма и Живой Этике. Наличие высочайших миров, олицетворением которых является бесконечная мудрость, позволяет утверждать, что мироздание в буддизме, как и в Живой Этике, является одухотворённым и в своей тонкой основе пронизанным просветлённым сознанием. Мир, с одной стороны, не создан всемогущим всезнающим существом, с другой стороны, он не есть результат слепой случайности. Факторами бытия и развития Вселенной выступают: естественная причинность, природные законы, карма, воля просветлённых существ, Иерархия, абсолютная, необусловленная светоносная реальность. Поскольку человек – часть и подобие Космоса, то он в потенциале несёт в себе все космические энергии и безграничен в возможностях эволюционного творчества и восхождения.

 

Абрамова А. И. «Тайная Доктрина» Е. П. Блаватской как космологическая основа Живой Этики // Учение Живой Этики и его актуальность в современном мире / Материалы Международной научно-общественной конференции 2018. – М.: Международный Центр Рерихов, 2021. – С. 263-273. – (Серия: «Рериховская научно-популярная библиотека»).

От издателя: По мнению докладчика, Живую Этику необходимо рассматривать в контексте целостной системы космологических знаний, включающей в себя Письма Махатм, труды Е. П. Блаватской, Рерихов, Фр. Ла Дью, Б. Н. Абрамова. В докладе представлена общая схема эволюции Вселенной и человека, при этом были проведены соотношения понятий, встречающихся в Тайной Доктрине и Живой Этике, например, дифференцированный Фохат и Иерархия, Космический Магнит и Космический Разум. Глубокое и целостное понимание процессов, происходящих в глубинах космоса и соотнесенных с ними явлений во внутренней структуре человека, освещает пути преображения сознания и построения на этой основе новой, более совершенной жизни.

 

Аверьянова Т. В. Единая система Знания с древнейших времён и до наших дней. К 100-летию начала Записей Учения Живой Этики // Дельфис. – Москва, 2020, №1 (101). – С. 25-28. – Веб-публикация: http: //cosmos-mentality. ru/images/stories/news/2020. 03. 24/TVA_24. 03. 2020. pdf

От библиографа: Первоначально материал прочитан в форме доклада в рамках объединённого семинара «Философское наследие Рерихов и наука» (Москва) на расширенном заседании, посвящённом 100-летию Учения Живой Этики 24 марта 2020 года.

В статье делается попытка прослеживания традиции духовно-мистического знания от его корня в древнеиндийской религиозной философии, через различные течения в ней, александрийскую школу неоплатоников и теософию Е. П. Блаватской к учению живой этики Рерихов. Автор всецело опирается на данные из трудов Е. П. Блаватской, книг учения живой этики и писем Е. И. Рерих.

 

Александров И. Ю. «Космологические Записи» Е. И. Рерих и античная философия // Международная научно‐ практическая конференция «Рериховское наследие». Том XIV. – Санкт-Петербург: Музей-институт семьи Рерихов, 2015. – С. 433-469. – Веб-публикация: http: //roerich. spb. ru/doc/rh/RH-2014. pdf

От библиографа: В статье представлен анализ поздних космологических записей Е. И. Рерих в сопоставлении с современным естествознанием и идеями и терминологией классической греко-римской философии.

 

Александров И. Ю. Нумен и ноумен в теософии и Учении Живой Этики // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – Санкт-Петербург, 2016 (1). – С. 58-68. – Веб-публикации: 1) https: //elibrary. ru/item. asp? id=25582984, 2) https: //elib. pstu. ru/vufind/EdsRecord/edselr, edselr. 25582984

От библиографа: В статье представлен аналитический материал по сопоставлению использования названных понятий в европейской классической философии, теософии Е. П. Блаватской и учении живой этики Рерихов.

 

Александров И. Ю. Ориген и Августин в Учении Живой Этики // Международная научно‐ практическая конференция «Рериховское наследие». Том XI. – Санкт-Петербург: Музей-институт семьи Рерихов, 2013. – С. 35-37. – Веб-публикация: http: //roerich. spb. ru/doc/rh/RH-2011. pdf

От библиографа: Тезисы большой статьи, которая пока остаётся неопубликованной.

 

Герасимова И. А. Бытие мысли (по материалам Учения Живой Этики и древнерусского космизма) // Рериховское наследие: труды конференции. Т. XIX. – Санкт-Петербург: Музей-институт семьи Рерихов, 2020. – С. 41-57. – Веб-публикация: https: //roerich. spb. ru/page/rerihovskoe_nasledie__trudy_konferencii_–_t_xix_–_spb_2020

От автора: В статье исследуется природа мысли в сравнении текстов Учения Живой Этики и древнерусской книжности. Автор обращает внимание на особенности методологии Учения, в основе которой лежит принцип «разнообразия в едином». На основе научных исследований древнерусского языка показывается, что духовная лексика родного языка составляет основу представления внутреннего мира человека в текстах Учения Живой Этики. Проводятся текстовые параллели описания пространственной природы мысли в Палее Толковой и Учении Живой Этики. Представления отечественных подвижников благочестия и русских философов Серебряного века о цельном, живом знании созвучны Живой Этике. Понятия чувствознания и духоразумения раскрывают потенциальные возможности новой ступени эволюции человеческого сознания. Путь сердца, представленный в трудах подвижников благочестия, в Учении Живой Этики раскрывается в условиях современной культуры. Провиденциальное значение имеет определение вектора развития сознания в когнитивной эволюции – формирование массового (коллективного) сознания. Учение даё т ответы на многие актуальные вопросы современной жизни.

 

 

Зорина Е. В. Эзотеризм в России XX века: теоретические и этические параллели // Этика и наука будущего. На пути к духовно-экологической цивилизации. Материалы Московской междисциплинарной научной конференции. Москва, 15-16 февраля 2001 г. – Москва: Фонд «Дельфис», 2001. – С. 20-23.

 

Иванов А. В. Проблема человека в русской софиологии Серебряного века // Новая Эпоха – Новый Человек. Материалы международной научно-практической конференции. 2000. – Москва: Международный центр Рерихов, 2001.

От автора: В статье вводятся представления о гносеологическом и онтологическом аспектах понятия «метазнание». В гносеологическом плане приставка «мета» указывает на более «высокую» познавательную точку зрения, откуда целостно обозревается и систематизируется существующее знание; в онтологическом плане – на большую глубину и основательность постижения самого исследуемого предмета. С обеих этих позиций Живая Этика может претендовать на статус синтетического метазнания в рамках современной культуры. Рассматриваются ее взаимоотношения с религией, наукой и философией. Обосновывается тезис, что Живая Этика возвращает нас к аутентичному пониманию религии, как связи человека с высшими началами и принципами бытия, а сама она выполняет сегодня функции метанауки и метафилософии.

 

Иванов А. В., Фотиева И. В. От Платона – к «Живой Этике»: развитие традиций метафизики всеединства // Вестник Московского университета. – Москва, 2013, – №6, Серия 7 (Философия). – С. 40-55. – Веб-публикация: https: //altaiinstitute. ru/ivanov-fotieva-razvitie-traditsij-metafiziki-vseedinstva/

От редакции: Авторы отмечают отсутствие адекватного и целостного взгляда на человека в большинстве направлений современной философии, что усиливается общими тенденциями «децентрации». Но параллельно этому развивается платоническая линия философствования, которая, напротив, исходит из целостной трактовки человека и преодолевает узкоматериалистический взгляд на него. Она проявила себя к концу XIX века в нескольких направлениях: учение неоведанты в Индии (прежде всего, труды Свами Вивекананады и Шри Ауробиндо), русская метафизика всеединства и теософия Е. П. Блаватской, органическим развитием которой в ХХ столетии стало учение «Живой Этики». В статье выделяются исходные основания и идеи данной линии и демонстрируется их эвристичность.

 

Кожемякина Л. А. Основные понятия буддизма в свете идей философско-этического Учения Живой Этики // Учение Живой Этики и его актуальность в современном мире / Материалы Международной научно-общественной конференции 2018. – М.: Международный Центр Рерихов, 2021. – С. 254-262. – (Серия: «Рериховская научно-популярная библиотека»).

От издателя: В докладе раскрыты особенности буддийского миропонимания в контексте философской системы Живой Этики. Докладчик пришла к выводу о сходстве основных понятий буддизма и философской системы Живой Этики, таких как «учитель», «учение», «община», «карма», «сантана» (поток жизни), а также совершенствование человека, материя, энергия, сознание, мысль и др.

От библиографа: Слабой стороной доклада является попытка резкого преувеличения достижений всех четверых Рерихов «в исследовании буддийской философии, этики и искусства».

 

Лебеденко А. А. Философия сердца в русской мысли и философской системе Живой Этики // Живая Этика и наука. Т. 1 / Материалы международной научно-общественной конференции. Москва, 2007. – Москва: Международный Центр Рерихов, 2008. – С. 460-477. – Веб-публикация: http: //cosmos-mentality. ru/images/stories/books/PDF/406_577. pdf

От автора: Философия сердца – это исторически сложившаяся в духовном пространстве России концепция целостности человеческого существа на основе глубоких идей о сердце, сосредоточенных на морально-духовном аспекте личности, которые исследуют зерно, корни человеческого «Я» и связывают устройство Мироздания с внутренним пространством самого человека. Философия сердца есть глубинное явление индивидуального воспитания сердца и души эволюционирующего человека, предназначенного в дар служения миру. ... Живая Этика является новой системой познания и воспитания сердечности как высшего качества ответственности эволюционирующего человека.

 

Мазаева-Каненга А. К. О подходах и методах в исследованиях философского наследия Рерихов в свете Учения Живой Этики // Рериховское наследие: труды конференции. Т. XIX. – Санкт-Петербург: Музей-институт семьи Рерихов, 2020. – С. 127-146. – Веб-публикация: https: //roerich. spb. ru/page/rerihovskoe_nasledie__trudy_konferencii_–_t_xix_–_spb_2020

От автора: В 2020 году отмечается 100-летие с начала создания текстов Учения Живой Этики семьёй Рерихов. Современные подходы в изучении философского наследия Рерихов крайне различны. От скандальных, профанирующих утверждений в адрес их личностей и деятельности, до вдумчивого, передового подхода, органично и логично соотносящегося с развитием всех современных наук и новых этичных технологий, исторического процесса. Некоторые сложные моменты и важные аспекты методов изучения, интерпретации, понимания, интеграции в современную научную парадигму знаний, изложенных в Учении Живой Этики, их значение в неразрывной связи с историческим процессом мы постараемся рассмотреть в данной статье.

 

Митюгова Е. Л. К вопросу об истоках философского учения Н. К. и Е. И. Рерихов // Философия в России XIX – начала XX вв.: преемственность идей и поиски самобытности. – Москва, 1991. – С. 113-119.

 

Назаров В. Н. Учение Живой Этики // Назаров В. Н. Введение в эзотерику / Учебник. – Москва: Гардарики, 2008. – Глава 19. – С. 260-267. – (Гриф УМО по образованию в области инновационных образовательных программ). – Веб-публикация: https: //litgu. ru/knigi/ezoterika/127511-vvedenie-v-ezoteriku. html

От издательства: Это первый учебник по эзотерике. Его целью является анализ эзотерических учений на основе критериев достоверности эзотерического знания: а) сверхчеловеческого источника, б) инициатического опыта и в) символического языка. Таким образом, учебник представляет собой образец не апологетического, а аналитического подхода к эзотерическим учениям.

Структура учебника предполагает максимально полный охват эзотерических знаний.

Главной практической задачей учебника является формирование у студентов (и всех читателей) объективного восприятия эзотерической продукции, ориентации в потоке эзотерической литературы, способности к экспертной оценке современных эзотерических практик, основанных, как правило, на манипуляции человеческой психикой.

Книга может быть рекомендована широкому кругу читателей, интересующихся эзотерической литературой как на теоретическом, так и на практическом уровне.

 

Назарова М. Г. «Живая Этика» Н. К. Рериха – духовный мост от Запада к Востоку, от прошлого к будущему // Образ человека и мира в «Махабхарате» и «Бхагавад-гите» / Материалы международной научно-теоретической конференции. – Владимир: Кафедра философии и религиоведения ВлГУ, 2007. – С. 108-109. – Веб-публикация: http: //www. elcom. ru/~human/2007bg/00. html

От издательства: Краткое тезисное эссе на тему происхождения, содержания и значения учения живой этики Рерихов.

 

Найк С. Учение Кришны, Рерихи и Живая Этика // Учение Живой Этики и его актуальность в современном мире / Материалы Международной научно-общественной конференции 2018. – М.: Международный Центр Рерихов, 2021. – С. 108-113. – (Серия: «Рериховская научно-популярная библиотека»).

От издателя: «Живая Этика» – эти два слова несут целую Вселенную, дают новое видение нашим традициям, ценностям, вере, чувствам, особенно чувству любви и нашим связям с другими людьми. Жизнь сталкивает нас со многими вызовами и проблемами, и лишь истинное знание поможет нам справиться с ними. Когда мы читаем писания великих, мы понимаем, что всегда для нас есть мантра или наполненная глубинным смыслом символическая формула. Она позволяет расшифровать любую ситуацию и выйти из нее победителем – и эта формула дана нам в Живой Этике. Она, как и Бхагавадгита, несёт нам преображение жизни.

 

Пономаренко С. А. О философской мысли и творческой идее И. А. Ильина // Серебряная Чаша. – Выпуск 2. – Москва: Ариаварта-Пресс, 2007. – С. 205-254.

От библиографа: Статья посвящена общему описанию философских взглядов И. А. Ильина, а во второй из трёх её частей, «Живая духовность мыслителя и Живая Этика», их сопоставлению с основным кругом идей учения живой этики Рерихов.

 

Самохина Н. Е. Идеи Живой Этики в творчестве Н. К. Рериха // Пути восхождения / Материалы международных общественно-научных конференций. 1993, 1994. – Москва: Международный центр Рерихов, 1995.

От издательства: В тексте доклада рассматривается идейная преемственность главных мотивов живописного творчества Н. К. Рериха по отношению к основным положениям учения Живой Этики.

 

Самохина Н. Е. Концепция кармы в Агни Йоге // Философия и культура. – Москва: Издательство Московского государственного университета, 1994. – С. 23-28.

От редакции: Статья посвящена анализу представлений о карме в философском учении Агни Йоги и их отличию от идей кармической обусловленности бытия, характерных для классического древнеиндийского наследия.

 

Симанженкова Т. К. Доктрина Рерихов и учения «Новой Эры»: реальность и перспективы развития // Актуальные проблемы философии / Сборник научных работ студентов и молодых учёных по итогам межвузовской научно-практической конференции. – Красноярск: Сибирский государственный технический университет, 2006. – С. 83-88.

 

Субетто А. И. Меморандум Булгакова-Вернадского-Чижевского, ноосферное сознание и Живая Этика // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – Санкт-Петербург, 2014. – С. 20-33. – Веб-публикация: http: //www. trinitas. ru/rus/doc/0001/005c/00012027. htm

От издателей: Статья посвящена ноосферному духовному сознанию, опирающемуся на высшие принципы единства Истины, Добра, Красоты, Правды и Любви; социальной справедливости. Проведена сравнительная оценка Русского Космизма и Живой Этики.

Ключевые слова: живой космос, ноосферное сознание, ответственность человеческого Разума перед «живым мирозданием Космоса».

Статья опубликована в электронном журнале: Грани эпохи. 2011. № 47. Некоторые идеи ранее были опубликованы в монографии: Субетто А. И. Ноосферный прорыв России в будущее в XXI веке. – СПб.: Астерион, 2010. – 544 с.

 

Трофимова Е. А. «Свет с Востока»: буддистские мотивы в творческих исканиях Серебряного века // Научное мнение. – 2015. – №1. – С. 96-101.

От автора: Задача построения нового «синтеза» была остро поставлена в творчестве выдающихся деятелей Серебряного века. От концепта всеединства через вселенское чувство мысль русских философов модерна ведет в сферу глубинного опыта. Интерес к восточным типам духовности (буддизму) и поиск духовного синтеза проявился в творческом наследии мастеров и мыслителей Серебряного века.

Автор статьи выявляет разные направления отечественного ориентализма. Анализируя работы В. Соловьёва, Н. Ф. Фёдорова, Е. П. Блаватской, Н. К. Рериха, Е. И. Рерих, автор статьи показывает переход от внешнего стилизаторства к постижению нравственной сути буддизма, изложенной в знаменитой работе «Дхаммапада». Рассмотрено развитие буддийской концепции желания в учении Е. П. Блаватской и учении Живой Этики Рерихов. В последнем развивается идея о поэтапном, напряженном выстраивании иерархической лестницы желаний. Глубоко чувствуя повсеместное потрясение нравственности, семья Рерихов конкретизировала и во многом развила идеи Е. П. Блаватской.

В учении Рерихов происходит сближение внутреннего и внешнего, личного, персонального и космического, сближение космизма и ориентализма.

 

Трофимова Е. А. Свет синтеза: буддийские мотивы в наследии Н. К. и Е. И. Рерих // Orient. Первый выпуск. Буддизм и Россия. – Санкт-Петербург, 1992. – С. 51-56.

От автора: Автор рассмотрел буддийские мотивы в художественном и духовном наследии Н. К. и Е. И. Рерих с точки зрения возможного синтеза (полилога) духовных и интеллектуальных традиций Запада и Востока.

 

Трофимова Е. А. Странники Светлого Града (космизм В. С. Соловьёва и Н. К. Рериха) // Рериховское наследие / Международная научно-практическая конференция. – Том III. Часть 2. – Санкт-Петербург: Рериховский центр Санкт-Петербургского государственного университета, 2007. – 118-138 с. – Веб-публикация: http: //roerich. spb. ru/doc/rh/RH-2003-2. pdf

От автора: Эмблемой автобиографической рефлексии Рериха и Соловьёва, синтезирующей их жизненную судьбу и духовно-нравственные искания, мог бы стать один из наиболее часто встречающихся в живописи Рериха образов – образ Странника, Путника. Тема Пути и Путника в творчестве Рериха и Соловьёва многомерна и символична. Строки из стихотворений В. Соловьёва могли бы стать заголовками к собранию сочинений русских мыслителей-космистов. Напряжённость духовных исканий, глубина любви и сострадания, широта некоего вселенского синопсиса, универсализм и уникальное соединение поэтически-художественных дарований, воплотившихся в богатом творческом наследии и жизненном подвижничестве – основания для сопоставления двух великих деятелей русской культуры. Признание В. Соловьёвым в качестве своего учителя и «отца духовного» Н. Фёдорова, т. е. сближение с русским космизмом – лучшее доказательство глубинного родства нравственных устремленностей В. Соловьёва и Н. Рериха. Вселенский охват Соловьёва очень созвучен космическим струнам в творчестве Н. Рериха.

В статье соотносится соловьёвское и рериховское понимание роли Востока в этике. Философия Всеединства и русский космизм связаны тесно пониманием энергетических нитей бытия. В отличие от православного энергетизма русский космизм имеет более широкий диапазон визуальных приемлемостей. Философия Всеединства тесно связана с русским космизмом не только общими архетипами-мифологемами, но и глубинной потребностью жить в мифо-реальности (понимаемой нами по А. Ф. Лосеву), в мире духовно-преображенном бесконечным креативным, практическим мифотворчеством. Космос философии Всеединства и русского космизма – это Живой Космос. «Активная возможность внутреннего чувствования» полагается Соловьёвым в качестве одной из наиболее важных черт психического существа. Рассмотренная в контексте софиокосмизма Соловьёва нравственность оказывается необходимой ступенью космогонического процесса.

 

Трофимова Е. А. Этика русского космизма: между мифом и реальностью // Философия и будущее цивилизации / Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. (Москва, 2005). – В 5 томах. Том 2. – Москва: Современные тетради, 2005. – С. 490-491.

От автора: Проходящая через всю мировую культуру идея глубинной связности человека и космоса получила своеобразное преломление в философии русского космизма, не только прочно стоящей на естественно-научной базе своего времени, но и укорененной в протофилософских мифологических пластах русской культуры: организм, совесть и дух человека хранят в себе не только историю Земли, но и весь цветомузыкальный строй Космоса. В основе космизма лежит представление о живой органической связности мира, человека и человечества, пронизанной божественной цвето-музыкальной энергией и эйдетикой и наполненной личным и уникальным опытом переживания своеобразного, пульсирующего «вселенского чувства». Это мирочувствование нашло яркое воплощение в идее «Живого Космоса». Метаморфозы персонализма и космологизма – один из ключей к пониманию русского космизма.

 

Турлей Е. В. Идеи евразийства и Живая Этика // Дельфис. – Москва, 2021, №1 (105). – C. 78-82. – Веб-публикация (видеозапись доклада): https: //www. youtube. com/watch? v=gI23fcYY8N0

От библиографа: Первоначально материал прочитан в форме доклада в рамках объединённого семинара «Философское наследие Рерихов и наука» (Москва) на расширенном заседании, посвящённом 100-летию Учения Живой Этики 24 марта 2020 года.

 

Фалёв Е. В. Принципы Единого Учения в философии Возрождения // Серебряная Чаша. – Выпуск 2. – Москва: Ариаварта-Пресс, 2007. – С. 23-66.

От автора: Великие мыслители эпохи Возрождения – Пико делла Мирандола, Парацельс и Джордано Бруно – упоминаются в «Тайной Доктрине» и Живой Этике как связанные с тем же высоким Источником, из которого даются провозвестия в каждую эпоху. В данной статье делается попытка выявить и сформулировать некоторые базовые принципы Единого Учения, проходящие красной нитью через философские системы этих гениев Возрождения и соединяющие их с Теософией и Живой Этикой.

 

Фалёв Е. В. Смерть и бессмертие в учении Калачакры и в Агни-Йоге // Рериховское наследие: труды конференции. Т. XIX. – Санкт-Петербург: Музей-институт семьи Рерихов, 2020. – С. 301-306. – Веб-публикация: https: //roerich. spb. ru/page/rerihovskoe_nasledie__trudy_konferencii_–_t_xix_–_spb_2020

От редакции: В статье рассматривается понимание смерти и бессмертия в буддийской традиции Калачакра тантры и в Учении Агни-Йоги. Показано, что в основных пунктах между этими двумя учениями можно обнаружить совпадение во взглядах. Это, во-первых, представление о том, что цель человека – победа над смертью и достижение бессмертия. Во-вторых, признание присутствия бессмертного начала в человеке всегда и изначально. В-третьих, указание на причину смертности, состоящую в разделении высшего и низшего разума. В-четвёртых, сходные способы преодоления смертности через вмещение противоположений преходящего и вечного, относительного и абсолютного, причём вмещение это должно быть достигнуто в условиях земного существования. В-пятых, сходное понимание бессмертия.

 

Фалёв Е. В. Философское значение Учения Живой Этики // X Рериховские чтения «К 10-летию Учения Живой Этики», 2020 / Материалы конференции 21-23 марта 2020 г. – Новосибирск: Россазия, 2021. – С. 71-82.

От библиографа: Автор начинает с утверждения: «Учение Живой Этики позволяет философии лучше понять её собственную сущность. Философия понимается в Учении Живой Этики не как логические построения или отвлечённые спекуляции, но как искусство мышления, творческого и действенного». Далее он многосторонне раскрывает содержание, внутреннюю суть и практическое значение «искусства мышления» в учении живой этики Рерихов, как широкого комплекса познавательной и творческой деятельности от способности восприятия «идей, приходящих с высших планов существования» до их внутреннего творческого претворения и «насыщения пространства оформленной мыслью».

На базе рассмотренного материала докладчик делает вывод о вероятном особом значении рассматриваемого учения в формировании мировоззрения жизненной позиции человека грядущей «Новой Эпохи».

 

Фотиева И. В. Гносеология «Живой Этики» и Макса Шелера: сравнительный анализ // Международная научно‐ практическая конференция «Рериховское наследие». Том XIV. – Санкт-Петербург: Музей-институт семьи Рерихов, 2015. – С. 426-433. – Веб-публикация: http: //roerich. spb. ru/doc/rh/RH-2014. pdf

От автора: Среди западных философов XX века можно выделить М. Шелера, оказавшего большое влияние не только на европейскую, но и на русскую философию. При этом Шелер во многих своих аспектах оказывается близок ключевым идеям учения «Живой Этики». В статье проводится краткий сравнительно-сопоставительный анализ данных подходов в рамках темы соотношения рационального, эмпирического и трансцендентного (у Шелера – феноменологического) познания.

Вступительный тезис: Философский анализ учения «Живой Этики», связанного с именами Рерихов (который, на наш взгляд, сегодня только начинается) предполагает рассмотрение учения в контексте других философских школ и направлений. Мною с соавторами обосновывается тезис о том, что «Живая Этика» органично продолжает и развивает линию метафизики всеединства – единой непрерывной линии подлинного философствования (от Пифагора и Сократа на Западе, даосизма и конфуцианства в Китае, ведийской философии и махаянистского буддизма в Индии, вплоть до их современных интерпретаций и трансформаций), которая характеризуется рядом общих черт (базовых идей) и противостоит всем девиантным формам философии.

 

Чайковский М. Е. Мировоззрение украинского философа и просветителя XVIII столетия Г. С. Сковороды и Учение Живой Этики // Рериховские чтения / Материалы международной общественно-научной конференции. 1997. – Москва: Международный Центр Рерихов, 1999. – Веб-публикация: https: //lib. icr. su/node/1271

От библиографа: Эссе посвящено краткому изложению основного содержания философии Григория Сковороды в сопоставлении его основных моментов с положениями учения живой этики Рерихов.

 

Шелковников А. Ю. Учение Рамакришны и Живая Этика // Учение Живой Этики и его актуальность в современном мире / Материалы Международной научно-общественной конференции 2018. – М.: Международный Центр Рерихов, 2021. – С. 245-253. – (Серия: «Рериховская научно-популярная библиотека»).

От издателя: Исторически учение Рамакришны вобрало в себя несколько различных, хотя и глубоко взаимосвязанных индуистских традиций: шактизм, адвайта-веданту, бенгальский вайшнавизм. Также Шри Рамакришна Парамахамса посвящал себя постижению духовных тайн ислама и христианства, поэтому его учение в целом явило синтез основ западных и восточных религиозных традиций, став непосредственным предшественником философии Агни-Йоги, или Живой Этики.

 

Шлемова Н. А. Живая Этика Е. И. и Н. К. Рерихов // Вестник Московского государственного педагогического университета (научный журнал ВАК), серия «Философские науки», №4 (12). – Москва, 2014. – С. 95-102. – Веб-публикация: https: //proza. ru/2015/06/15/1323

От редакции: В статье раскрываются основные черты духовно-философского учения Живой Этики как целостной мировоззренческой системы, имеющей ярко выраженную этико-эстетическую направленность. Рассматривается генезис и феномен учения с точки зрения концепции космического эволюционизма, являющейся ядром Живой Этики.

 

Шлемова Н. А. Теософская традиция («Тайная Доктрина» Е. П. Блаватской) как основание философии новоевразийства // Дни Петербургской философии – 2009. Материалы конференции «Проблемы философской компаративистики». – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет, 2009. – С. 15. – Веб-публикация: http: //www. lomonosov. org/article/theosophical_tradition. htm

От автора: В этой статье мы имеем целью показать как Теософия, или Божественное Знание-Мудрость, – первые манифестации которой теряются в доисторических временах, является рациональной причиной или метафизической субстанцией всякой цивилизации, сакрализующим покровом цивилизации, если только само человечество не сбрасывает с цивилизации защитные покровы и не остаётся безоружным перед натиском им же вызванного хаоса...

Идея Космической эволюции является определяющей для этой Традиции Сокровенной Мудрости. А именно, человек в ней рассматривается не как «венец» – конечный результат Творения, а как звено в восходящей цепи Космической эволюции.

В условиях постиндустриальной цивилизации, сегодня, очевидно, только Республика Казахстан на постсоветском пространстве исполняет миссию новоевразийской цивилизации, возрождаясь как евразийская держава.

 

Шустова А. М. Живая Этика и эволюционное учение Шри Ауробиндо // Живая Этика и наука будущего / Материалы научно-практической конференции. Ярославль, 2001. – Москва: Дельфис, 2001. – С. 137-147. – Веб-публикация: http: //occ. piramidin. com/index_alf. htm

От библиографа: Автор рассматривает взаимодействие учения живой этики с учением Ауробиндо Гхоша с позиций первого.

 

Шустова А. М. Тонкое тело человека и проблема его преображения // Серебряная Чаша. – Выпуск 2. – Москва: Ариаварта-Пресс, 2007. – С. 23-66.

От автора: В статье исследуются природа и особенности тонкого тела человека, его изменения в процессе духовной эволюции. Описывается опыт уплотнения тонкого тела, предпринятый Учителями Братства Света.

 

Шустова А. М. Учение Живой Этики как культурно-исторический феномен // X Рериховские чтения «К 10-летию Учения Живой Этики», 2020 / Материалы конференции 21-23 марта 2020 г. – Новосибирск: Россазия, 2021. – С. 49-61.

От автора: Осмысление Учения Живой Этики как целостного феномена культуры находится пока ещё на начальной стадии. Тексты Учения уже давно имеют статус самостоятельного явления, и постановка задачи вписать его в пространство культуры является насущной.

Определение места, которое занимает Живая Этика в гуманитарной сфере, а также гармоничное вписывание его в уже сложившийся круг развития человеческой мысли, имеет объективные и субъективные трудности. Первая состоит в том, что оно имеет необычную природу происхождения, обладает сложной формой и достаточно трудным для понимания содержанием. Кроме того, в нём приводятся данные, которые являются для современной науки неизвестными, ни с чем не сопоставимыми.

Проблема также заключается в том, что в случае Учения Живой Этики мы имеем комплексное знание, и оно может быть раскрыто в совершенно различных академических ракурсах. Его можно рассматривать с исторической, источниковедческой, философской, социологической, культурологической, психологической, естественно-научной стороны, а также как литературный памятник. Субъективная трудность состоит в том, что разные люди воспринимают и относятся к его текстам по-разному. Здесь проявляется не только разнообразный образовательный и культурный уровень человека, но и нечто гораздо более существенное, а именно, – внутреннее расположение человека, сердечное притяжение или, наоборот, отталкивание. Здесь проявляется нечто такое, что мы можем охарактеризовать как духовную составляющую Учения Живой Этики.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...