Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История и теория искусства. Искусствоведение




ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ИСКУССТВА

 

Искусствоведение

 

Айви П. Э. Николай Рерих и зачарованный Американский Запад // Рериховское наследие: труды конференции. Т. XIX. – Санкт-Петербург: Музей-институт семьи Рерихов, 2020. – С. 359-389. – Веб-публикация: https: //roerich. spb. ru/page/rerihovskoe_nasledie__trudy_konferencii_–_t_xix_–_spb_2020

См. также: Дельфис. – Москва, 2020, №3 (103). – C. 25-37. – Веб-публикация: http: //www. delphis. ru/journal/article/nikolai-rerikh-i-zacharovannyi-amerikanskii-zapad

От редакции: Доклад посвящё н теме влияния Рерихов на Американский Запад. Елена Блаватская, в 1875 году основавшая в Нью-Й орке Теософское Общество, в 1888 году в своё м основном труде «Тай ная доктрина» признала за Американским Западом потенциал, дающий ему возможность стать местом перерождения человечества в более духовную расу. Многие деятели начала ХХ века верили, что свя- щеннослужителями этой новой расы должны стать художники. Так, находясь в Соединё нных Штатах в период с 1920 по 1923 год и полагая, что Америка может стать домом новой синкретической культуры, Николай и Елена Рерихи создали здесь ряд серьё зных художественных учреждений и организаций. Николай Рерих создал также несколько важных художественных серий – в том числе для Чикагской оперы и по впечатлениям от поездок на Юго-Запад и в штат Мэн, в которых раскрылся его комплексный подход к развитию мировой культуры. Получившая развитие идея синтеза искусств, родившаяся из его опыта как сценического художника, осуществились в создании Института Объединё нных Искусств, Международного художественного центра Корона Мунди (лат. Венец Мира), братства художников, известного как Кор Арденс (лат. Пылающее Сердце), и, наконец, Музея Николая Рериха. В этот период он также вдохновил своими идеями ряд художников и мецантов, которые в итоге обьединились в альянс в Нью-Мексико, что- бы основать Группу Трансцендентной Живописи (ГТЖ), а также художественную школу и галерею Арсуна в Санта-Фе в конце 1930-х – начале 1940-х годов. Довольно значительным стало и влияние Рериха посредством его искусства и Учения Агни-Й оги на сообщество «Храма Человечества» – теософского поселения в Халсионе (штат Калифорния).

От библиографа: Докладчик разбирает тему художественного и духовного влияния Николая Рериха на изобразительное искусство США, сообщая при этом ряд весьма значительных фактов и явлений, остававшихся прежде вне общего поля рериховедения.

 

Баркова А. Л. Шлейф, забрызганный звёздами: мифологические универсалии в современной живописи космистов // Человек. – Москва, 2001. – № 4. – Веб-публикация: https: //yasko. livejournal. com/282248. html? ysclid=l0vaca5gib

От библиографа: Эссе посвящено мистическому творчеству современных художников-космистов на материале выставки «Свет Души», прошедшей в Москве в Центре-Музее им. Н. К. Рериха в марте 2001 года, где были представлены картины Светланы Капитоновой и Ирины Слеповой.

 

Виноградова И., Петров П. Синестезия и художественный синтез в свете учения Живой Этики // Новая Эпоха. – Москва: Международный центр Рерихов, 1995, №3 (8). – Веб-публикация: http: //www. newepoch. ru/journals/8/synesthesia. html

От библиографа: Эссе на тему синтеза воздействия и восприятия в искусстве.

 

Грибова З. П. Духовная мать «Амаравеллы» (часть 2) // Дельфис. – Москва, 2007, №3 (51). – Веб-публикация: http: //www. delphis. ru/journal/article/dukhovnaya-mat-amaravelly-chast-2

От библиографа: Для данной библиографии представляет особый интерес первая часть материала, где приводятся воспоминания Б. А. Смирнова-Русецкого о встречах молодых художников «Амаравеллы» с Николаем Рерихом в Москве в 1926 году, где тот изложил им основы учения живой этики и вручил уже опубликованные первые две книги. Текст публикуется автором по видеозаписи из собственного архива.

 

Есаулов Д. Красота и симметрия в искусстве // Электронная библиотека Высшей школы экономики и управления. – http: //occ. piramidin. com/index_alf. htm

От библиографа: В довольно кратком эссе автор обобщает данные о геометрической структурированности в природе и искусстве (главным образом изобразительном) с привлечением материалов из учения живой этики.

 

Козар В. А. Творческий синтез в искусстве и поиск новых форм жизни // Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века / Материалы Международной научно-общественной конференции. 2003. – Москва: Международный Центр Рерихов, 2004. – Т. 3. – Веб-публикация: https: //lib. icr. su/node/1136

От библиографа: Эссе о путях поиска духовного в изобразительном искусстве в некоторых проявлениях исторической ретроспективы и возможных шагах в будущее с опорой на соответствующие идеи учения живой этики и наследия Н. К. Рериха в целом.

 

Козар В. А. Образ Матери Мира в творчестве отца и сына Рерихов // 130 лет со дня рождения Е. И. Рерих / Материалы Международной научно-общественной конференции. 2009. – Москва: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2010. – Веб-публикация: https: //lib. icr. su/node/2316

От библиографа: Основное содержание эссе посвящено общему обзору формирования образа Богини-Матери в художественном творчестве Н. К. Рериха от «Царицы Небесной» до «Матери Мира».

 

Марианис А. «Вечная Женственность» в живописи Николая Рериха. (Лики Матери Мира) // Грани эпохи. (Этико-философский веб-журнал). – 2017, № 69: http: //www. facets. ru/index. htm? issue=83& article=6940

От автора: Статья посвящена отражению темы женского начала в искусстве Н. К. Рериха и связи данной тематики в живописи мастера с философскими идеями Живой Этики.

 

Маточкин Е. П. Космичность искусства и Живая Этика // Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века. Т. 3. – Москва: Международный центр Рерихов, 2004. – С. 406-420. – Веб-публикация: https: //cyberleninka. ru/article/n/kosmichnost-iskusstva-i-zhivaya-etika/viewer

От издательства: Живая Этика о творчестве как космическом феномене. Взаимосвязь положений Живой Этики о космичности искусства с духовным наследием Запада и Востока, идеями русского космизма и современными научными представлениями. Параллели этико-эстетических воззрений Живой Этики с творениями Леонардо да Винчи, Н. К. Рериха, А. Н. Скрябина и др.

 

Трофимова Е. А., Пигров К. С. Рерих и Чюрленис: космическое видение и социальная мифология Модерна. (К 140-летию со дня рождения Н. К. Рериха)//Научно-технические ведомости СПбГПУ. – Санкт-Петербург, 2014. – №4 (208). – С. 98-108. – (Серия: «Гуманитарные и общественные науки»).

От авторов: В статье эпоха Модерна рассмотрена как существенный сдвиг в различных областях культуры: от рационального, дискурсивного к сенсорному, чувственному, материально-телесному. Этот сдвиг проявился как в философии, так и в многообразных социальных практиках, включая и художественные искания (синтез, синестезия, вселенское чувство).

На примере соотношения творче ства Н. К. Рериха и М. К. Чюрлёниса показано, что интерес к мифу, архаическому, фантастическому влечет за собой изменения в художественном языке, в технике живописи. В русском Модерне космическое видение тесно связано с техническими достижениями и социальными мифами эпохи.

 

Троицкая О. Когда Мгер вернётся... Выставка Карине Асламазян в МЦР // Культура и время. – №1. – Москва: Международный центр Рерихов, 2011. – С. 182-187.

От библиографа: Эссе о творчестве художника Карине Асламазян, отразившем многие идеи и образы учения живой этики.

 

Троицкая О. Человек преображённый. Наследие В. Т. Черноволенко // Культура и время. – №1. – Москва: Международный центр Рерихов, 2011. – С. 96-135.

От библиографа: Эссе о творчестве художника Виктора Черноволенко, последователя идей учения живой этики.

 

Уроженко О. А. Визуальные образы в жизнетворчестве Елены Рерих // Центр-музей имени Н. К. Рериха. Каталог. Живопись и рисунок. Николай Рерих. Святослав Рерих. Юрий Рерих. Елена Рерих. В 2-х томах. – Т. 2. – Москва: Международный Центр Рерихов, 2010. – С. 155-201.

От библиографа: Пространная статья посвящена своеобразному анализу автоматических рисунков и записей Н. К., Ю. Н. и С. Н. Рерихов, выполненных на общих сеансах бесед с незримым Учителем в 1920-е годы, находившихся на временном хранении в Советском фонде Рерихов, затем в Международном центре Рерихов, а ныне в Государственном музее Востока. Однако, вся концепция этой работы построена на не имеющем никакого основания установочном утверждении Л. В. Шапошниковой, фактического главы Международного центра Рерихов, об авторстве Е. И. Рерих по отношению ко всему этому комплексу материалов. В то время, как на самом деле именно Е. И. Рерих, единственная из всей семьи, не имела никакого отношения к этим зарисовкам и записям (кроме формального участия в общих сеансах). Трудно представить, что автор получившегося псевдоисследования, имевшая возможность свободной работы с полным кодексом записей этих сеансов, в которых отражено и создание изучавшихся ею материалов, смогла не заметить информации об их подлинном авторстве.

Работа является ярким примером серьёзного искажения действительности в религиозно-сектантски ориентированном сознании, характеризующемся абсолютной преданностью и подчинением воле харизматичного лидера.

 

То же относится и к вариациям вышеприведённой статьи:

Уроженко О. А. Живопись и графика в пространстве жизнетворчества Рерихов // 130 лет со дня рождения Е. И. Рерих / Материалы Международной научно-общественной конференции. 2009. – Москва: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2010. – Веб-публикация: https: //lib. icr. su/node/2125

Уроженко О. А. О своеобразии визуальных образов в жизнетворчестве Е. И. Рерих и членов её семьи // Культура и время. – Москва: Международный центр Рерихов, 2009, № 4 (34). – С. 38-63.

 

Уроженко О. А. «Через искусство имеете Свет»: проблемы современного искусствознания в свете духовного наследия семьи Рерихов // Рериховские чтения / Материалы международной общественно-научной конференции. 1997. – Москва: Международный Центр Рерихов, 1999. – Веб-публикация: https: //lib. icr. su/node/1276

От библиографа: Эссе о возможной с точки зрения автора роли идей учения живой этики в теории искусства нового века.

 

Шишин М. Ю. Живая Этика и онтология искусства // Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века / Материалы международной научно-общественной конференции. – Т. 3. – Москва: Международный центр Рерихов, 2004. – С. 427-433. – Веб-публикация: https: //cyberleninka. ru/article/n/zhivaya-etika-i-ontologiya-iskusstva/viewer

От издательства: Новые тенденции в изучении наследия семьи Рерихов. Наличие предпосылок для формирования философии искусства, основанной на развитии идей Живой Этики. Особенность искусства Н. К. Рериха и С. Н. Рериха. Необходимость наличия системообразующего онтологического центра и учета значения цветовых символов в произведениях искусства.

 

Шлемова Н. А. Искусство в эпоху сердца: эстетическое в теософской традиции. [Метафизическая эстетика] // Ориентиры. Вып. 2. – Москва: Институт философии РАН, 2003. – С. 130-153. – Веб-публикация: https: //proza. ru/2014/01/31/1253

От библиографа: В эссе представлено авторское толкование метафизической сути и роли эстетики в истории искусства и философии в свете идей теософии Е. П. Блаватской и учения живой этики

 

Шлемова Н. А. Космология искусства (в концепции «Космологических Записей» Е. И. Рерих) // Единое Знание / Научно-философский и духовно-художественный веб-журнал. – 2019, октябрь 15. – http: //jezmmm. ru/philosophy/brus/2019/10/15/n-a-shlemova-kosmologiya-iskusstva-v-konczepczii-kosmologicheskih-zapisej-e-i-rerih/

От автора: В статье делается попытка эксплицировать новую универсальную методологию искусства, имплицитно присутствующую в Учении Живой Этики. Ставится задача вывести метафизические начала или основания новой универсальной эстетики синтеза, тезисно содержащейся в «Космологических записях» Е. И. Рерих. Рассматривается причинность эстетических законов, принципов и категорий, равно и принципов расширения эстетического сознания. Из Учения Живой Этики, как концепции миров, следует философия искусства как отражения эволюции миров в художественном творении. Таким образом, искусство в своей основе решает космологическую проблему. Искусство, как фактор грядущего Синтеза.

 

Шлемова Н. А. Смысл искусства в Учении Агни-Йоги //Актуальные вопросы гуманитарного и естественнонаучного образования студентов педагогических ВУЗов / Сборник научных трудов. – Москва: Московский государственный педагогический университет, 2008. – С. 48-72. – Веб-публикация: https: //proza. ru/2014/02/23/1273

От автора: Обобщим функции искусства в Учении Живой Этики.

Согласно Живой Этике, искусство воспитывает и врачует душу, будучи символом Надземного и мыслеобразом о Надземном, сообщающим целительные вибрации, обучающим восприятию эмоций радости и любви, их целебной мощи...

Искусство – явление Духа; искусство – свет. Искусство есть вершина творчества, которое есть цель человеческой эволюции.

Искусство равно Знанию, служа стимулом для возрождения духа. Искусство есть познание мыслеобразов, как путь к Высшим мирам.

Очевиден эсхатологический (теургический) смысл искусства. Суть произведения искусства – идея (эйдос). Великое искусство – необычно. Искусство – возвышает и поднимает дух. Форма в искусстве – символ как знак Невидимого мира.

Искусство – посредник между землёй и Небом.

Живая Этика сообщает о вечности произведений искусства в Тонком мире...

Искусство – условие и один из устоев Нового Мира.

 

Шустова А. М. Камень Чинтамани и его символическое изображение на картинах С. Н. Рериха // Великая семья России / Материалы юбилейной конференции. Новосибирск, 2004. – Новосибирск: Издательский центр «Россазия», 2005. – С. 56-64; Восход. – Новосибирск, 2004. – №10-11. – С. 27-30. – Веб-публикация: https: //rossasia. sibro. ru/voshod/article/18958

От автора: Среди множества полотен Святослава Николаевича Рериха есть особые, созданные в связи с важнейшими событиями в жизни семьи Рерихов. Такова написанная им в 1928 году картина «Священный Ларец» – одна из наиболее символических его картин... Николай Константинович и Святослав Николаевич Рерихи написали по четыре работы, в сюжет которых так или иначе включён Ларец. В их живописи он символизирует уникальную мировую реликвию – священный Камень Чинтамани. Этот Камень под разными наименованиями известен в сокровенных традициях почти у всех народов. Достаточно сказать, что богатая литература о Чаше Грааля непосредственно связана с явлением этого Камня.

 

Ярцева Г. Творец загадочных просторов // Восход. – №7 (171). – Новосибирск: Сибирское рериховское общество, 2008. – Веб-публикация: https: //rossasia. sibro. ru/voshod/article/19180

От библиографа: Статья о жизни и творчестве художника, последователя учения живой этики Виктора Черноволенко. Написана в связи с одноимённой персональной выставкой в Музее (Культурном центре) Н. К. Рериха в Новосибирске.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...