Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика методов, приемов и средств обучения русскому языку школьников с тяжелыми нарушениями речи.




 

Традиционные методы обучения:

· связанные с источниками получения знаний учащимся (слово учителя, беседа, анализ языковых явлений, упражнения по русскому языку, работа с учебниками и учебными пособиями, самостоятельная работа учащихся);

· методы обучения, ориентированные на характер познавательной деятельности учащихся (репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, продуктивный, исследовательский).

Специфические методы и приемы (приоритетное формирование разговорной речи на начальных этапах обучения, умения слушать вопросы, правильно отвечать на них и самому задавать их, целенаправленное и грамотное использование наглядного материала, в том числе широкое применение различных схем, символов, сигнальных карточек и др.).

Специальные методы обучения:

· наглядные

· практические

· словесные

· игровые

Методы, приемы, средства обучения выступают как заключительные, итоговые кате­гории, благодаря которым реализуются цель и задачи педагоги­ческой работы, ее содержание. Выбор и использование методов связаны с конкретными организационными формами занятий, успешность их применения обусловлена и тем, как спланирован материал, определена последовательность его усвоения. Тер­мин «методика» - совокупность, система методов, приемов, средств обучения.

Понимание термина «методика» является суженным, а поэтому и не­точным. Правильным же и точным оно будет, если в дополнение к указанному присоединим органическую связь методов с такой педагогической категорией, как принципы обучения. Принципы обучения дают научно-теоретическую базу конкрет­ной методике, включая и выводы, относящиеся к особенностям развития детей, процессу овладения языком, к самому языково­му материалу. Эти принципы носят обобщенный характер, само их применение может быть осуществлено лишь в конкретных условиях работы учителя и требует самостоятель­ности в педагогических решениях. Изучение принципов (как и всей методики в целом) и создает предпосылки для овладения ими на практике, в том числе и в вопросах выбора, оценки, при­менения тех или иных методов, приемов и средств обучения. Принципы обучения, реализуясь в методах, слу­жат теоретическим основанием их выбора и использования и оп­ределяют главный вопрос методики «как, каким образом учить?». Они позволяют ответить на него обоснованно, почему надо поступать так, а не иначе.

В специальной методике обучения русскому языку учащихся с тяжелыми нарушениями речи наряду с особыми, специфиче­скими методами и приемами есть и такие, которые используют­ся и в других типах школ (во всех школах применяются метод наблюдений за изучае­мым языковым материалом, беседа, игровые приемы, связное изложение материала учителем, упражнения). В качестве средств обучения разных категорий детей используются устная и письменная речь, наглядные пособия, технические средства (диафильмы, кинофильмы и пр.). На уроках обучения грамоте применяется метод с тем же названием, что и в методике массо­вой школы: звуковой аналитико-синтетический. Даже в работе по таким специфическим разделам специального обучения, как «Обучение произношению», «Формирование грамматического строя речи», используются некоторые из тех же методов и прие­мов, которые используются и в других типах школ.

Эта специфич­ность обусловлена особыми задачами, содержанием, организа­цией и принципами обучения языку детей с глубоким речевым недоразвитием. Поэтому было бы неправильным (как это иног­да можно обнаружить в некоторых пособиях) делить методы на общие и специальные. Это можно сказать и о средствах обучения, таких, например, как письменная речь или наглядные средства.

Письменная речь в специальной школе является не только предметом овладения, но и дидактическим средством, которое несет важную коррекционную функцию в формировании устной речи, а также речи в целом и словесного отвлеченного мышле­ния '. Наглядные средства, наряду с использованием их в иллю­стративной роли, в значительно большей мере привлекаются для обеспечения реальной основы при семантизации лексики, предложений, текста и подведении детей к наглядно-действен­ным, образным, а затем и словесно-понятийным обобщениям.

Метод беседы модифицируется так, что в процессе его использования требуется введение письменной речи и наглядных средств.

И другие методы и приемы, например игровые, в примене­нии при обучении речи и изучению языка в специальной школе получают специфическую окраску.

Изучения методы, используемые в специальной школе, условно можно было бы разделить на те, которые ▪слу­жат формированию и коррекции речи (например, методы и при­емы обучения произношению или приемы формирования лекси­ческого состава и грамматического строя), а также ▪методы, ис­пользуемые при решении тех же задач, что решаются массовой школой. Ко вторым относятся: методы изучения грамматики, фонетики, правописания.

Имеются и другие классификации методов и приемов. На­пример, когда за основу деления взят такой признак, как сопря­женность того или иного способа обучения с определенными его средствами. Так, можно выделить методы, которые по преиму­ществу включают наглядные приемы (демонстрация, наблюде­ния, кино и пр.) или словесные (беседы, чтение материала учеб­ника и др.). Чаще же всего приходится говорить о так называе­мых «смешанных», наглядно-словесных методах (наблюдения или демонстрации, сопровождающиеся беседой, чтением и т. д.).

Возможно деление методов на устные и письменные. Однако и здесь деление оказалось бы условным, так как чаще всего приходится исполь­зовать в обучении обе формы речи как средство ее развития.

Классификацию методов обучения: методы обучения грамоте, произношению, форми­рования грамматического строя, изучения грамматики и т. д. Особыми задачами, содержанием и ме­тодическими требованиями, предъявляемыми к их реализации на каждом отдельном участке работы.

Классификация оправданна. Рассмотрение методов применительно к разделам программы со­ставляет задачу последующих (частных или специальных) ча­стей курса специальной методики русского языка.

 

10. Тематика и планирование уроков произношения. Составить конспект урока «Дифференциация С-Ш».

 

Одна из основных задач программы по произношению — воспи­тание у школьников четкой, внятной, выразительной речи. Ра­бота осуществляется в нескольких направлениях на специальных уроках произношения и на индивидуальных занятиях, между ко­торыми существует тесная связь. На индивидуальных занятиях преодолеваются индивидуальные речевые затруднения учащихся, препятствующие усвоению программы на уроках произношения и грамоты.

Одной из важных задач программы является овладение пра­вильным произношением звуков речи. Последовательность их ус­воения определена в программе в зависимости от артикуляцион­ной сложности. Поэтому большое внимание уделено различным уп­ражнениям, направленным на развитие подвижности и четкости движений артикуляционного аппарата.

В процессе усвоения звуковой стороны речи большую роль играет полноценное фонематическое восприя­тие, развитию которого уделяется особенно большое внимание в первые годы обучения.

Также предусматривается обучение детей правиль­ному слитному произношению слов постепенно возрастающей зву­ковой сложности. Правильно произносимые слова, должны упо­требляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.

Развитию умения анализировать звуковой состав речи уделя­ется большое внимание при обучении. Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, пони­мать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой.

Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, мягкости-твердости, звонкости-глухости и т. д.).

Программа (фронтальные занятия) имеет два раздела (кроме подготовитель­ного класса), которые тесно связаны между собой:

1. Формирование навыков произношения звуков и развитие фо­нематического восприятия.

2. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова.
Работа по этим двум направлениям на уроках произношения идет параллельно.

Существенной особенностью работы является то, что к урокам произношения все учащиеся должны уметь правильно произносить намеченные к изучению звуки.

Состав учащихся первых классов речевой школы неоднороден, (так как часть детей переходит из подготовительного класса и дет­ских садов, часть из I класса массовой школы). Поэтому программа I класса построена с учетом неоднородного состава детей: в I классе повторяются все звуки речи, однако на более сложном звуковом и словарном материале. Для дифференциации выделены все пары сходных звуков.
Одной из основных особенностей обучения в I классе является тесная связь усвоения звуков и обучения грамоте, причем усвое­ние произношения звуков всегда предшествует изучению букв.

Продолжается работа по закреплению материала из програм­мы по развитию речи.

Во II классе закрепляется правильное произношение всех зву­ков в словах и предложениях любой сложности (в соответствии с программами). Заканчивается работа над дифференциацией зву­ков (берется сразу несколько звуков, наиболее сложных для раз­личения: [т] — [ч], [ч]—|[щ], мя — мья и т. д.).

С III класса работа над произношением сводится к коррекции недостатков речи на индивидуальных занятиях.

Основная задача индивидуальных логопедических занятий в подготовительном — III классах — работа над звуковой стороной речи, т. е. комплекс подготовительных упражнений, коррекция звукопроизношения, слоговой структуры слова; развитие фонематиче­ского восприятия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...