Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Последовательность в отработке навыков чтения определена программой по русскому языку для специальной (коррекционной) школы.




В 1-м классе у детей формируют навыки орфогра­фически правильного слогового чтения, умение отвечать на во­просы.

Во 2-м классе продолжается работа над слоговым чтени­ем с последующим переходом к чтению целыми словами струк­турно простых двухсложных слов. Детей учат пересказывать близко к тексту содержание прочитанного материала.

В 3-м классе школьники продолжают овладевать навыком чтения це­лыми словами. По мере накопления слов, воспринимаемых гло­бально, усвоения знаний об ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных учащиеся поэтапно переходят на ор­фоэпическое чтение. Они учатся читать безударное [о] как [а], оглушать звонкие согласные на конце слова, читать огоего как [ова] — [ева] и др. В этом же классе со второго полугодия школьники начинают читать несложные тексты про себя, переда­вать содержание прочитанного в лицах.

В 4-м классе закрепляют­ся навыки правильного, осознанного и выразительного чтения. Школьники читают вслух и про себя, осваивают полный и выбо­рочный пересказ прочитанного текста.

Пример урока чтения:

Урок "Сказка о потерянном времени" 4 класс речевой школы.

Тема: "Сказка о потерянном времени" Е.Л. Шварца.
(тема урока определяется в соответствии с произведением)
Тип: урока знакомство с новым произведением.
Цель: усвоение всех компонентов содержания сказки и расширение представлений об особенностях литературного произведения.

Задачи:

- познакомить учащихся с творчеством Шварца на примере "Сказки о потерянном времени" Е.Л. Шварца;

- работать над усвоением конкретного содержания сказки (I часть);

- развивать умение правильного чтения произведения и отдельных его элементов;

- учить правильному ритмоинтонационному оформлению отдельных высказываний и всего текста;

- тренировать учащихся в скорости чтения.

# формирование диалогической, монологической речи в процессе пересказа и пр.

- биография о писателе для детей, учитель постоянно пытается вовлечь детей в текст, сосредоточить внимание на тексте вспомогательной эмоциональной значимой информацией

- обсуждение заголовка, при этом важно не давать детям застревать на одной версии смысла, давать импульс к новым идеям

- разбор трудных по смыслу слов: объяснение, подбор синонимов, наглядность, привлечение жизненного опыта, через поиск структуры слова и пр.

- разбор сложных по структуре слов (#ри-кри-скри-вскри- вскри'кнет)

- игра "составь слова"

- чтение текста: первое чтение поочереди по одному предложению; после вопрос о том, что вы поняли. Затем повторные чтения: прочитай и остановись там, где как тебе кажется, заканчивается мысль; чтение по ролям; беседа: вопрос и ответ предложением из текста.
- общий вывод по тексту.

Формирование грамматических обобщений как основа развития языковой компетенции учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Составить конспект урока на тему «Слова-действия в настоящем, прошедшем и будущем времени» (2 класс).

 

Основной признак ТНР - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Для тяжелых нарушений речи характерно общее ее недоразвитие - неполноценность как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с ТНР наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.

 

Этапы усвоения материала (подготовительный, знакомство с новым материалом и его закрепление), так что не всегда можно установить границы каждого этапа.

Подготовительный этап организует наглядно-практическую деятельность учащихся и ее оформление в речь. Но уже в процессе последнего осуществляется наблюдение за теми языковыми формами, с помощью которых мы смогли отразить в речи созданную предметную ситуацию.

Изучение нового понятия в младших классах чаще всего опи­рается на наблюдение и выделение одного признака, который присущ данному языковому явлению (вопрос для выделения названия предмета, действия, признака; произнесение звука с преградой, без преграды для определения согласного или гласного звука; сильное произнесение гласного звука для дефинирования понятия ударения и др).

Некоторый языковой материал отрабатывается только практи­чески, без соответствующей терминологии, например, «Измене­ние слов по числам, падежам, лицам», «Образование слов с помо­щью приставок и суффиксов».

Учащиеся младших классов не заучивают определения язы­ковых обобщений. В процессе практических упражнений за­крепляется и запоминается тот признак, который характерен для данного явления языка. Что касается организации наблюде­ний за определенным речевым материалом, выделения призна­ка изучаемого явления и его терминологического обозначения, то, как уже говорилось выше, эта деятельность школьников слу­жит основой для осознанного усвоения первоначальных языко­вых обобщений.

Основное внимание при закреплении языкового материала уделяется речевой практике школьников, ее совершенствова­нию, коррекции речевых недостатков. При этом, несмотря на осознание некоторых признаков языкового явления, исправле­ние ошибок основывается не на знаниях, которых на этом эта­пе еще недостаточно, а на опыте, приобретаемом в процессе систематических упражнений. Так, если ученик, отвечая на вопрос «Кем работает мама?», дает ответ «Швеем», учитель про­сит других учеников исправить ошибку, а если они не находят нужную словоформу, педагог произносит предложение сам и просит повторить его.

При закреплении изученного материала реализуются два на­правления: во-первых, облечение в слова тех операций, которые дети выполняют с предметами; во-вторых, образование и закрепле­ние речевых форм, которые школьники должны научиться пра­вильно применять в речи на уровне слова, предложения, текста.

В учебниках по русскому языку большое место отводится уп­ражнениям, которые К.Д. Ушинский назвал логическими Параллельно с выполнением логических упражнений на том же речевом материале отрабатывают и языковые признаки.

 

Система практических грамматических упражнений включа­ет следующие темы:

1. Звуки и буквы.

2. Слова, обозначающие предметы. Практические упражне­ния в слово- и формообразовании.

3. Имена собственные.

4. Слова, обозначающие действия предметов. Практические упражнения в слово- и формообразовании.

5. Слова, обозначающие признаки предметов. Практические упражнения в слово- и формообразовании.

6. Предлог.

7. Родственные слова. Практические упражнения в словообра­зовании.

8. Простое предложение.

 

Формирование первоначальных языковых обобщений должно проводиться с опорой на наглядно-практическую деятельность детей. Это еще одно из Важных требований системы практических грамматических упражнений. В языке фиксируется все то, что существует в реальном миpe, аграмматизмы в пос­троении предложений, связаны в первую очередь с непониманием мира вещей и явлений и их взаимосвязей. Вот почему изучение языковых фактов на уровне первона­чальных обобщений должно опираться на наблюдения за окру­жающей действительностью.

 

Слова-действия в настоящем, прошедшем и будущем времени» (2 класс).

Конспект:

Орг момент

У: Здравствуйте, ребята, садитесь, откройте тетради, запишите число, классная работа.

Повторение

У: Миша, выйди к доске, сейчас я тебе загадаю действие, а ты его покажешь классу.

У: Что делает Миша?

Д: Он танцует

У: Что делает Миша теперь?

Д: Он плывет.

У: Миша, садись. Какой вопрос я задавала? Давайте запишем в тетрадь «Что делает? Танцует, Что делает? Плывет». Подчеркните окончания.

Учитель пишет на доске, дети в тетради.

У: Теперь выйдете к доске Оля и Ира. Что делают девочки?

Д: Они танцуют. Они плывут. Они хлопают.

У: Какой вопрос я задала?

Д: «Что делают?»

У: Девочки, садитесь. Давайте запишем «Что делают? Танцуют. Что делают? Плывут. Что делают? Хлопают» Подчеркните окончания

Учитель пишет на доске, дети в тетради.

У: Какое окончание в единственном числе?

Д: -ет

У: Какие окончания во множественном числе?

Д: -ут, -ют

У: Молодцы!

Введение в новую тему

У: Витя, что ты делал на перемене?

Р: Поливал цветок.

У: А теперь подойди к другому цветку. Что будет делать Витя?

Д: Будет поливать.

У: Что ты сделал?

Р: Я полил.

У: Молодец, садись. Помните, какие вопросы я задавала? Давайте запишем. «Что делал? Поливал, что будет делать? Будет делать? Будет поливать»

У: Мы с вами будем говорить о словах-действиях в прошлом и будущем. Витя полил – прошедшее время, Витя будет поливать – будущее.

Учитель дает детям полоски с вопросами, на доске вывешивает изображение девочки, мальчика и нескольких детей.

У: Прочитайте предложения, которые написаны на вашем листочке, к кому они относятся?

Р: Что делала? Копала. К девочке.

Ученик вывешивает свою карточку на нужное место.

У: В каком времени были вопросы и ответы?

Д: В прошедшем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...