Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выводы к главе 1. 2 Практические аспекты развития аудитивных умений старшеклассников посредством англоязычных учебных подкастов




Выводы к главе 1

 

На основе проведенного анализа научно-методической и психолого-педагогической литературы по вопросам развития аудитивных умений старшеклассников и инновационного средства обучения — подкастов можно сделать следующие выводы:

1. Учебный подкаст — это средство для прослушивания информации или её просмотр на иностранном языке на основе соответствующего учебной программе языкового и тематического содержания с целью развития навыков аудирования и умения работать с полученной информацией.

Такие дидактические характеристики подкастов как аутентичность, многоканальность восприятия, доступность, вариативность, продуктивность позволяют говорить о гибкости, многофункциональности и актуальности данного инновационного средства обучения иностранным языкам.

Особый интерес, а вместе с тем и сложность представляют учебные подкасты, создаваемые обучающимися. Такой вид деятельности позволяет разнообразить учебный процесс, выявить творческий потенциал обучающихся и ознакомить их с правилами использования информационных технологий.

2. Аудирование — это сложный умственный процесс, затрагивающий и активирующий работу важнейших психологические механизмов, протекающих в областях памяти, сознания, восприятия, анализирования и прогнозирования.  

Данный вид речевой деятельности включает в себя лингвистический, содержательный, познавательный и психологический компоненты. Целью аудирования является формирование аудитивной иноязычной компетенции, которая трактуется как готовность к восприятию иноязычной речи и способность к осмыслению содержания аудируемой информации в соответствии с определенными параметрами.

Для организации продуктивной работы по развитию аудитивных умений обучающихся, преподавателю необходимо подобрать корректный материал: учесть темп аудио- или видеозаписи, её длительность, формат и информативность.

3. Изучив основные психологические и возрастные особенности старшеклассников, можно сделать следующий вывод: работа со школьниками данного возраста, которые зачастую считающиеся взрослыми, должна строиться на принципах наглядности, доступности, интерактивности. Материал будет усваиваться легче, если преподаватель обеспечит в классе благоприятную и комфортную среду, минимизирует критику и исключит какое-либо «давление» в сторону обучающихся.

 


2 Практические аспекты развития аудитивных умений старшеклассников посредством англоязычных учебных подкастов

 

2. 1 Технология обучения аудированию на основе подкастов

 

Основываясь на предыдущей главе, посвященной развитию адуитивных умений, можно определить следующие действия преподавателя при организации и осуществления работы с данным видом речевой деятельности:

1. поиск соответствующего аудио- или видеоматериала, отвечающего уровню развития умений обучающихся, их интересам и предпочтениям;

2. анализ предполагаемых языковых, лингвистических, смысловых трудностей;

3. определение подготовительной работы перед прослушиванием записи с учетом выделенных трудностей и психологических особенностей старшеклассников;

4. установление количества прослушиваний текста;

5. определение способа контроля прослушанной информации: вербальные и/или невербальные способы контроля.

Сама модель обучения аудированию включает в себя три стадии: 1) этап до прослушивания; 2) этап во время прослушивания и 3) этап после прослушивания, каждая из которых характеризуется определенными умениями и конкретными целями [43, с. 175]. Подробнее рассмотрим каждую из представленных стадий и возможные для выполнения задания.

Стадия 1: до прослушивания

Это звено в цепочке отвечает за мотивационно-целевой аспект деятельности. По мнению ученых, именно на этом этапе обеспечиваются оптимальные условия восприятия речи без переутомления. Важным условием является направление внимания слушающих на содержание сообщения, а не на его языковую форму. То есть, необходимо создать дефицит информации — потребность в получении определенных знаний. Наличие установки стимулирует мыслительные процессы и направляет внимание на конкретные аспекты текста, тем самым обеспечивая селективность восприятия [19, с. 127].

Перед восприятием речи на слух каждый из нас владеет в большей или меньшей степени информацией, которая предоставляет нам возможность строить предположения и догадки касательно последующего повествования. Поэтому обучающихся необходимо обеспечить фоновой информацией, которая поможет им сконцентрироваться на тексте, понять общий контекст ситуации, адекватно интерпретировать услышанное/увиденное [38, с. 11].

Первым шагом в рамках данного этапа является вступительная беседа в режиме «учитель — ученики». Роль учителя заключается в ориентации обучающихся на возможное содержание записи, прогнозирование основной темы, а также в предоставлении раздаточного материала: вербального: ключевых слов, вопросов, плана и невербального: схем, распечаток, презентации.  

На втором этапе происходит снятие предполагаемых трудностей с аудио- или видеозаписи: фонетических, лексических, грамматических. Третий шаг включает в себя предъявление предтекстовой установки.

Обратимся к некоторым возможным заданиям данной стадии.

Задание 1. Прочитайте заголовок и дайте предположение о содержании подкаста.

«No gym? No problem! Burn calories, lose weight and feel great – at home! »

«Can mother nature help us when we're feeling down? » [50]

Задание 2. Посмотрите на изображения и попытайтесь определить тему подкаста (См. Приложение А).

Задание 3. Обсудить в группах вопросы. (Вопросы должны отражать основные аспекты подкаста, поэтому их формулировка должна быть корректна. )

What helps you to keep your body fit?

Is it necessary to go to the gym to be fit?

Do you know some tips to lose weight naturally and without a diet?

 

How important is nature to you?

How does being in nature make you feel?

What does " the power of nature" mean? How powerful is nature?

Задание 4. Подобрать синонимы/антонимы к данным словам.  

indoor — …

motivation — …

pros and cons — …

to prefer — …

 

advice — …

remedy — …

stressful — …

to suggest — …

Задание 5. Подобрать к данным прилагательным наиболее употребляющиеся с ними существительные.

indoor: activity, sport, market

amateur: sportsman, painter, play

stressful: lifestyle, day, task

natural: beauty, reaction, charm                                                                           

Задание 6. Проговорить скороговорку про себя несколько раз, а затем вслух.

тренировка звука [f]

If freaky Fred found fifty feet of fruit and fed forty feet to his friend Frank how many feet of fruit did freaky Fred find?

тренировка звука [w]

Whether the weather is warm, whether the weather is hot, we have to put up with the weather, whether we like it or not.

Примеры демонстрируют разнообразные виды заданий на этапе до прослушивания: некоторые из них направлены на развитие речевой догадки, другие — на формирование лексических и грамматических навыков. В Таблице 2 приводятся варианты возможных упражнений на развитие двух основных видов навыков [15, с. 72].

 

Таблица 2 — Задания на формирование лексическо-грамматических навыков

Формирование лексических навыков Формирование грамматических навыков
— соединить слово с его дефиницией; — образовать однокоренные слова; —заполнить пропуска в тексте, используя новые слова; — выразить значение слова; — определить значение нового слова по контексту. — раскрыть скобки и выбрать соответствующую форму глагола; — заполнить пропуски в тексте, используя верную форму глагола/прилагательного или необходимый предлог, артикль, местоимение; — объяснить употребление выделенных в тексте грамматических форм; — восстановить в предложении редуцирующиеся грамматические формы.

 

Также задания могут быть направлены на развитие фонетических навыков, речевого слуха или внутреннего проговаривания:

— прослушать и повторить слова за диктором со зрительной опорой или без нее;

— прослушать слова и поднять руку, когда услышите определенный звук;

— прослушать предложения и поднять определенную карточку, с указанием интонационного типа предложения: утвердительное, вопросительное, отрицательное;

— прослушать слова и поставить в них ударения;

— прослушать слова и отметить в списке услышанные;

— прослушать и определить порядок слов в предложении;

— проговаривание про себя, а затем вслух скороговорок, стихов [32, с. 153].

Что касается развития языковой догадки и вероятного прогнозирования, задания могут включать в себя:

— прослушать начало предложения и придумать по смыслу корректное окончание;

— прослушать прилагательные и назвать наиболее часто употребляемые с ними существительные;

— прослушать фрагмент текста и найти место, в которое его необходимо вставить в соответствующем графическом тексте;

— к каждому ключевому тезису подобрать слова и, прослушав фрагмент, определить, насколько верно они подобраны.

Для развития оперативной памяти и внимания могут быть использованы следующие задания:

— прослушать текст, содержащий фактические данные (имена собственные, цифры, даты, географические названия), и по мере слушания фиксировать эту информацию для использования её в пересказе;

— прослушать и повторить за диктором фразы, длина которых состоит из 10 и более слов;

— прослушать текст и повторить его по принципу «снежного кома» (первый ученик повторяет первое предложение, а каждый следующий — все, что было сказано до него + новое предложение);

— прослушать текст и восстановить его содержание, по ключевым словам;

— прослушать список слов и повторить те, которые удалось запомнить;

— при прослушивании описании картинки/фотографии отметить несоответствия с её изображением;

— в процессе прослушивания письменно фиксировать, встречающиеся названия цветов/животных.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...