Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2. Система работы по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста.




 

Работа по экологическому воспитанию детей осуществляется по следующим направлениям:

- Организация совместной деятельности взрослого с детьми (в организованной образовательной деятельности и в организации образовательной деятельности в ходе режимных моментов).

- Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

- Взаимодействие с семьей (родительское собрание, консультация, папки – передвижки).

Для развития экологической культуры большое значение имеет организованная образовательная деятельность. На занятиях у детей формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Это является важным условием овладения детьми элементарными способами познавательной деятельности и развития их умственной активности и самостоятельности. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни. В своей работе я использую перспективное планирование с учетом возрастных возможностей детей. ( Приложение 1).

Основное средство познания природы - наблюдение. Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний - установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.

Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения, обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение я всегда сопровождаю точной речью, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, я обязательно регулирую его по времени, объему и содержанию. Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Во время наблюдений и экскурсии расширяются представления детей о деревья (растениях) - клен, береза, яблоня, рябина, развивается наблюдательность за птицами, насекомыми, знакомятся с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев). (Приложение 3).

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра привлекает ребёнка больше, чем любая другая деятельность. В ней происходит развитие эмоциональной сферы, напрямую связанной с отношениями. В связи с эти для нас представляются важными мысли Л. А. Венгера о том, что в игре ребёнок проживает и переживает воображаемые события. Следовательно, пережитая в игре ситуация становится собственным эмоциональным опытом ребёнка. Игра оказывает на ребёнка развивающее воздействие. Все игры содержат определённые умственные задачи. Игры носят познавательный и воспитательный характер, развивают память, внимание. Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «У медведя во бору», «Лиса в курятнике», «Зайка серенький сидит», «Мишка косолапый», «Хитрая лиса». Своим примером учу детей передавать в играх – имитациях характерные движения и звукоподражания, игровые действия (собираем ягоду; прыгаем, как зайчики; закружились, как снежинки; летят птички). Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания являются дидактические игры. В процессе которых, дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о явлениях природы, животных, растениях. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют умению играть вместе.

Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные. Предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). В качестве примера таких игр можно назвать " Вершки и корешки" " Путаница", " Чудесный мешочек", " Узнай на вкус" и т. д. В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

Младшим детям хорошо давать несложные задания (" Найди по листу дерево", " Узнай на вкус", " Найди такой же по цвету", " Принеси желтый листок", " Разложи листочки по порядку: самый большой поменьше, маленький" и т. д. ), которые позволяют упражнять детей в различении предметов по качествам и свойствам. Задания способствуют формированию сенсорики, развивают наблюдательность. Проводятся они со всей группой детей и с ее частью. ( Приложение 6).

Настольно-печатные игры - это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки (" Зоологическое лото", " Фрукты и овощи", " Четыре времени года", " Растения", " Подбери листок" и т. д. ).

В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним (у детей формируется умение по слову восстанавливать образ), а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются в повседневной жизни.

Словесные игры - это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Провожу их для закрепления у детей знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых играх знания о природе обобщаются и систематизируются. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, снег, глина, камешки, шишки и т. д. ). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт. Руководя такой игрой, я даю знания детям не в готовом виде, а с помощью поисковых действий.

Строительные игры могут служить основанием для постановки опытов, которые организую с целью разрешения возникающих вопросов: почему в одних условиях снег лепится, а в других - нет? Почему вода бывает жидкой и твердой? Почему лед и снег превращаются в воду в теплом помещении? И т. д. ( Приложение 7).

Для того чтобы в игровой, занимательной форме познакомить малышей с окружающей природой, закрепить знания о ней, воспитать бережное отношение к объектам природы, мною создана картотека физкультминуток и пальчиковой гимнастики, которую широко применяю в своей работе. Дети с удовольствием выполняют упражнения и быстро запоминают необходимую информацию. ( Приложения 8, 9).

Чтение художественного произведения помогает обогащать детей знаниями, учить глубже всматриваться, в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает мне воспитывать этические представления - любовь и бережное отношение природе. Книга о природе учит и эстетическому восприятию окружающего, этому помогают образный язык произведений и иллюстрации художников. (Приложение 2, 5). Во время чтения слежу за восприятием детей. В случае ослабления внимания сразу привлекаю малыша вопросом по содержанию книги, показом иллюстрации.

     Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости, содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней.

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. В процессе труда стараюсь формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. Трудовая деятельность детей в природе у нас регулярна, систематически усложняется ( уборка сухих листьев, веточек; зимой — очистка участка от снега, высадка лука, фасоли, гороха, семян цветов и т. д. ). Для меня важно приобщить к труду каждого ребенка. Но физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям.

Самостоятельная деятельность – явление полностью свободное для ребенка, но не свободное для взрослого, который создает условия для безопасной свободы ребенка, т. е. предметно-пространственную развивающую образовательную среду, обеспечивающую выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющую ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Для закрепления пройденного материала детям были созданы тематические альбомы: «Времена года», « Домашние и дикие животные», «Растения», «Цветы», « Строение цветка, дерева», « Экологические знаки». Так же были сделаны макеты: «Ферма», «Аквариум», «Птичий двор». Во время игр у ребенка развивается познавательный интерес, любознательность, активность, самостоятельность. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же правильное поведение в природе.

   Развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе, научить любить и беречь природу возможно только при совместных усилиях с родителями. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Поэтому в группе мы организовали уголок для родителей, где размещаем материал экологического содержания        (консультации, рекомендации по чтению художественной литературы экологического содержания. (Приложения 2, 4). Родители охотно участвуют в выставках («Поделки из природного материала», конкурсы рисунков                 «времена года»); принимают активное участие в природоохранных акциях       ( посади цветок, сохраним елочку, поможем птицам).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...