Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика ознакомления с элементами народной метеорологии в дошкольном образовательном учреждении




1. Народная метеорология – результат многовековых наблюдений людей за явлениями природы. Поэтому в народных прогнозах погоды есть много рационального, подтвержденного современной наукой.

Это за долго до нашей эры долговременные наблюдения за погодой позволили установить некоторые качественные связи между атмосферными явлениями. Потом возникло много народных примет, они существовали в форме коротких правил, нередко для лучшего запоминания были упрощены.

Многочисленные биологические исследования подтверждают, что много животных и растений в процессе эволюции получили способность воспринимать такие изменения, которых ни человек, ни современные метеорологические механизмы не чувствуют. И то, что человек, окруженный большим количеством технических устройств, не замечает совсем другие биологические механизмы, воспринимают как внешние сигналы и соответственно на них реагируют. Так, французские ученые Муссе и Вебер на основании исследований сделали вывод, что в водных бассейнах с приближением ливня появляются блуждающие лучи. Поэтому и поведение некоторых рыб перед ливнем резко изменяется. Некоторые растения тоже чувствительны к солнечной активности и могут своевременно предупредить людей про будущие изменения погоды.

Не меньше интересным природным метеорологом есть и сами люди. В их организме возник и усовершенствовался входе эволюции очень сложный «приемник», способный воспринимать большое количество раздражителей, про что свидетельствуют народные приметы, связанные с реагированием человека на изменение погоды. Сегодня много таких народных примет и предположений, подтверждаемых научными данными. Так, было замечено, что человек больной на ревматизм с повышенной нервозностью, болезнью сердца или легких, чувствует изменение погоды. А, когда руки иди колени ломит – будет изменяться погода; когда здорового человека клонит ко сну, будет дождь…

2. Интересно и своеобразно развивалась народная метеорология в России на продолжении веков. С давних времен анализировались атмосферные явления, потому что стихийные бедствия ликвидировали урожай, размывали дороги, ломали постройки. Урожай большей мерой зависел от погоды. «Не земля родить, а лето» - говорит народная пословица. В прошлом беспомощный перед явлениями природы человек приписывал погоду потусторонним силам: гроза объяснялась действиями Ильи –пророка, ветер считали Господним дыханием, а град – Господнею карой за грехи. Вместе с этим в народе издавна возникали приметы и предположения погоды, которые передавались из поколения в поколение, проверялись и дополнялись непосредственным опытом людей. Уже в XIX ст. эта наука в России достигла большого уровня развития, а народные знания из разных областей были теми отправными положения, которые способствовали ее развитию.

Народные знания в области метеорологии в России были связаны в первую очередь с разнообразной хозяйственной деятельностью и основывались на многолетних наблюдениях в природе и окружающей среде, которые, соответственно, шлифовались и выкристаллизировались «народными академиками» в приметах. На этом основании складывался своеобразный земледельческий календарь, т. е. регламент начала и окончания с/х работ относительно от погодных явлений.

Народные метеорологические знания были активными помощниками в хозяйстве сельских жителей. Вместе с этим народная метеорология включает целый ряд суеверий, связанных с религиозными представлениями людей. К ним принадлежат различные гадания на погоду и урожай, которые сложили основу «народного прогнозирования». Приведем его содержание:

Сретенье. Ясная и тихая погода в этот день (15 февраля) говорит о хорошем урожае в поле. Ветер в этот день – плохая примета.

Мефодия. Если в этот день дождь, то будет идти еще 40 суток. Насекомые прячутся в кусты – жди сильного ветра, дождя, грозы.

Ивана Купала. В ночь на Ивана Купала (7 мая) звёздно – будет много грибов. А если на Купала гроза, будет мало орехов.

Самсона. На Самсона дождь – через 7 недель опять дождь будет.

Гаврила. Сухая погода говорит о хорошей осени.

Мокрины. Именно с этим днем ассоциировали осень. Если будет идти дождь, то мокрая будет осень. Сели будет светить солнце – сухой.

Немало примет возникло благодаря наблюдениям за животными, птицами, насекомыми. Так, пчелы перед непогодой прячутся, потому что она несет им гибель.

Известно, что животные используют как своеобразные метеорологические приборы. Иногда в банках с водой специально держали жаб и по их поведению определяют погоду. Наблюдая за жизнью растений, люди заметили, что отдельные из них раскрывают свои листья или цветы в теплую погоду закрывают в холодную или в непогоду. Очень распространенной в Украине является примета о том, что «цветы сильнее пахнут перед дождем», что совершенно правильно, потому что в этих условиях растения плохо испаряют воду, испаряются лишь ароматические пахнущие вещества – эфирные масла. Это еще раз подтверждает, что живая природа это незаменимый метеоролог.

3. Формируя личность ребенка, развивая ее, нельзя обойтись без культурного наследия родного народа. Поэтому немалое внимание надо уделять приметам, работе с ними. При этом педагог должен обязательно учитывать возраст детей, особенность восприятия и усвоения знаний, представлений, очевидность явления, возможность сравнения и сопоставления, доступности для самостоятельных выводов и практических действий. Основное условие использования народных примет – наличие у детей четких осмысленных знаний про явления и объекты природы. А как донести детям достоверность примет, научить предусматривать погоду? Для этого в них следует вырабатывать привычку наблюдать за животными и растениям; перед пояснением нового всегда обращаться к опыту детей, их знаниям, напоминать нужные эпизоды из наблюдений, прогулок и экскурсий.

Учить детей определять погоду — значит учить их наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях живой и неживой природы. Основное в этой работе — установление признаков сезона, которые во многом определяют погоду: высота солнцестояния, длительность светового дня, температура воздуха, особенности облачности и осадков, состояние растительности, поведение животных. Наблюдение целесообразно начинать с явлений неживой природы, поскольку от нее зависят изменения в жизни растений и животных. Последовательное включение в содержание прогулок, экскурсий, наблюдений разнообразных ярких фактов, подводящих детей к пониманию того, что явления живой и неживой природы находятся в определенной взаимосвязи и зависимости, помогает сформировать у детей элементарное представление о ее целостности и единстве. В дальнейшем такие природоведческие знания облегчат изучение предметов естественного цикла в школе. Искаженные представления могут вызвать у детей неправильное, а иногда жестокое отношение к растениям, животным.

Собранные данные наблюдений о состоянии погоды необходимо анализировать, обобщать. Этому помогает ведение календаря погоды. В календаре целесообразно сделать три вертикальные графы: «Дни недели», «Погода», «Состояние живой природы». Первые две графы дети заполняют ежедневно, третью — один раз в конце недели, когда накопился опыт ежедневных наблюдений за растительностью и животным миром. Состояние погоды дети обозначают условными схематичными значками, а особенности поведения животных, развития растений — специальными рисунками (деревья, кусты, покров земли, замеченные насекомые, птицы » пр. ). По окончании недели воспитателю рекомендуется обсудить с детьми результаты наблюдений, отраженных в календаре природы. Опыт показывает, что даже старшие дошкольники не могут вести календарь природы изо дня в день. Целесообразнее заполнять календарь в течение одной недели каждого месяца. С помощью недельного календаря детей легко подвести к пониманию простейших закономерностей и связей в мире природы, влияющих на состояние погоды.

Чтобы учить детей способам определения погоды, воспитателю необходимо придерживаться четырех правил. Рассмотрим их.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...