Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прогноз растений. Наблюдения за «живыми барометрами»




Прогноз растений

В процессе эволюционного развития у животных и растений выработалась способность чутко реагировать на всякие изменения погоды, сулящие добро или зло живым существам. Научившись предугадывать эти изменения, животные смогли приспособиться к ним, заранее притаиться в укрытии, оберегать себя от опасности.

У растений сложились защитные реакции на неблагоприятные для них погодные факторы (дождь, ненастье).

Как привлечь внимание детей к наблюдению за «живыми барометрами» — теми растениями и животными, которые предсказывают погоду, ее изменения? Прежде всего надо подобрать наиболее распространенные в данной местности «живые барометры», которые доступны длительным наблюдениям. Это сделать несложно, поскольку они довольно часто встречаются как в сельской местности, так и в городах, поселках. Например, одуванчик. Его желтые соцветия и белые шапочки настолько обычны, что дети часто не обращают на них внимания. А одуванчик — отличный «живой барометр». Дети любят дуть на белые головки этого растения и смотреть, как разлетаются легкие пушинки-парашютики. Но это только в сухую погоду. А перед дождем как ни дуй, пушинки остаются на месте. Почему? Оказывается, чувствуя изменение погоды, одуванчик складывает свою пушистую головку как зонтик.

У разных типов растений свои реакции на изменение погоды. Детей старшего дошкольного возраста можно познакомить со многими из иих. Одни растения, чувствуя приближение непогоды, закрывают, складывают свои цветки, как будто хотят спрятаться от дождя. Это кислица, фиалка, календула и др. Иные растения (костяника, папоротник орляк и др. ) сигнализируют о перемене в погоде состоянием листьев: поникшие, загибающиеся вверх — перед ненастьем; завертывающиеся вниз — при приближении хорошей погоды. Есть растения, которые «плачут» перед дождем. Детям это можно показать на примере клена: у черешков листьев, в месте их прикрепления к веткам, появляются мелкие капли жидкости. Наконец, некоторые растения перед ненастьем начинают сильно пахнуть (жимолость, горицвет и др. ).

Однако дети должны знать, через какое время сбудется прогноз растений — предсказателей погоды, насколько он верен. Самые краткосрочные прогнозы у календулы, одуванчика, фиалки, кислицы — за несколько часов они подают свои сигналы. Клен начинает «плакать» за 3—4 дня до ненастья, горицвет усиливает запах за 9—12 часов, а жимолость — за 15—20 часов.

При правильной организации наблюдений уже дети средней группы могут усвоить некоторые способы предсказания погоды растениями. Например, полевой вьюнок с утра смотрел на солнце своим белым граммофончиком, а перед обедом вдруг «зажмурился»: закрыл глазок! Почему? Он боится дождя. Значит, скоро может начаться дождь.

Наблюдения за «живыми барометрами»

Старшие дошкольники уже знакомы с прибором барометром, а знания о растениях, предсказывающих изменения погоды, они могут усвоить по аналогии с этим чувствительным прибором. Им можно назвать и показать распространенные в данной местности растения — «живые барометры», предложить самостоятельно понаблюдать за ними, а заметив изменения в их внешнем виде, состоянии, проверить, верен ли был их прогноз.

Наблюдения за жизнью, особенностями поведения многих птиц, насекомых, зверей также помогут детям в определении погоды. Часто предметом наблюдения становится муравейник. Муравьи за несколько часов «узнают» о приближении ненастья, готовятся к нему: прячутся от дождя, плотно «закрывают» почти все «двери» своего дома.

Интересны наблюдения за дождевыми червями. К наблюдениям за ними можно привлечь даже малышей. Червей называют «дождевыми» потому, что их можно увидеть только перед дождем или во время его. Почувствовав изменение влажности воздуха, они выползают из своих норок. Почему они так себя ведут, пока неизвестно даже ученым. Но это служит приметой надвигающегося ненастья.

Чутко реагируют на изменения погоды многие птицы, наблюдать за которыми можно даже в городе. Например, воробьи. Настроение этих птиц зависит от предстоящей погоды: перед теплой, сухой погодой воробьи веселы, подвижны; в ожидании дождя — купаются в пыли, вялые, сидят нахохлившись. Серой пеленой затянуто небо, моросит дождь, а воробьи вдруг расчирикались — скоро наступит ясная погода!

Зимой старших дошкольников можно привлечь к наблюдению за тем, как воробьи прячутся в укрытие, под стрехи, утепляют свои «квартиры». Это верный признак приближения морозов, метелей.

Наблюдения за серыми воронами также предскажут детям изменения в погоде. Предчувствуя их, вороны даже каркают по-разному: перед дождем кричат глухо, а перед ясной погодой — звонко. Перед дождем вороны сидят на заборе, суку сгорбившись, опустив вниз крылья.

Летом можно привлечь детей к наблюдениям за ласточками: перед ненастьем они летают низко, почти касаясь земли. Старшие дошкольники уже могут понять причину этого, поскольку знают, что ласточки — насекомоядные птицы, а перед ненастьем насекомые затаиваются в траве или летают очень низко (комары, мошки). Охотясь за ними, ласточки опускаются к земле.

Старшим дошкольникам доступно понимание того, что насекомые чутко реагируют на изменение погоды: вьются в воздухе, летают, порхают, когда тепло приближается, и, напротив, прячутся, затаиваются, предчувствуя непогоду. Не научись они этого делать — ветры, дожди, бури, ураганы сбивали бы и смывали их.

Целесообразно учить детей пользоваться не одним, а несколькими «живыми барометрами», что позволяет дополнять, перепроверять показания одного «сигналами» других.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...