Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правило первое. Правило второе. Правило третье




Правило первое

Знакомить детей с совокупностью различных признаков погоды, сезонными изменениями в мире природы, учить обнаруживать связи и зависимости между этими признаками и явлениями. Это правило часто нарушается, потому что воспитатели, особенно начинающие свою педагогическую деятельность, предпочитают знакомить детей с признаками состояния погоды следующим образом: в понедельник организуют наблюдение за явлениями неживой природы (отмечают, какого цвета небо, есть ли облака, тучи, солнце, ветер, осадки и т. д. ); во вторник планируют знакомство с растениями (рассматривают листья, хвою на деревьях, кустах; отмечают изменение окраски и т. д. ); в среду привлекают внимание детей к наблюдениям за птицами и т. п.

Однако только при организации наблюдения за разнообразными признаками погоды воспитатель сумеет направить внимание детей на установление связей и зависимостей между этими признаками. Например, в ясный осенний день дети наблюдают за листопадом: листья, при легком дуновении ветра, отрываются от ветки, кружатся в воздухе, шуршат под ногами. А во время дождя листья темнеют, тяжело падают на землю, ветер не несет их по дорожке, тропинке, они не шуршат. Все эти признаки погоды и изменения в природе дети усваивают чувственным путем, а связи между ними лежат на поверхности, легко обнаруживаются даже младшими дошкольниками, если их познавательную деятельность направляет взрослый.

Правило второе

Расширять представления дошкольников о том, почему надо наблюдать за состоянием погоды, зачем нужны знания о погоде. Если детям понятна цель наблюдения, то эффективность его возрастает.

Прежде всего следует активизировать личный опыт детей: предложить им подумать, как от состояния погоды зависит жизнь людей (что они одевают, обувают, какие игрушки дети могут взять на прогулку и т. п. ). Уже детей 4—5 лет можно спросить о том, кому из тружеников особенно важно знать о предстоящей погоде. С помощью наводящих вопросов дети назовут моряков, летчиков, хлеборобов, скотоводов, строителей, геологов, т. е. вспомнят те профессии, которые связаны с необходимостью знать погодные условия. Кроме бесед рекомендуется для размышления предлагать детям различные ситуации.

Например, утром до работы мама постирала белье. Куда его повесить: в ванной или на балконе? Что бы ты посоветовал? Почему?

Или: ты с родителями собираешься в воскресенье поехать на дачу (пойти в парк, в туристический поход и т. п. ). Почему важно знать накануне, какой будет погода завтра? Как можно заранее узнать сводку погоды?

Постепенно педагог подводит детей к пониманию того, что от состояния погоды зависит быт и труд людей многих профессий. Поэтому взрослые внимательно слушают сводки погоды по радио, телевидению, читают их в газетах. Детям надо внушить, что при желании можно научиться определять, какой будет погода, предвидеть ее изменения.

Правило третье

В ходе наблюдений за состоянием погоды воспитатель должен продумывать и задавать детям разнообразные вопросы, побуждающие к сравнению, сопоставлению различных признаков, к высказыванию собственных догадок, предположений о причинах тех или иных явлений, о связях и зависимостях между ними. Важное значение имеют художественные средства (сравнения, метафоры, эпитеты), которые использует педагог, чтобы усилить впечатления детей от восприятия природы. Образная поэтическая речь обостряет наблюдательность дошкольников.

Правило четвертое: необходимо отражать сезонные изменения природы в деятельности детей (ведение календаря природы, изобразительная деятельность, составление рассказов, придумывание загадок о состоянии погоды, сезонных изменениях в поведении животных и реакциях растений).

Старшие дошкольники уже способны усвоить элементарные представления о зависимости теплой или холодной погоды от высоты солнцестояния. Так, детям можно предложить заметить, где находится солнце в определенное время суток (например, перед возвращением воспитанников с дневной прогулки). Если делать это регулярно один-два раза в неделю, то дети убеждаются в том, что весной солнце начинает подниматься все выше и выше, летом стоит прямо над головой, а осенью его путь с каждым днем все короче и короче. Отсюда легко сделать вывод о том, что чем выше поднимается солнце на небе, тем дольше оно греет землю, поэтому погода теплее. И наоборот, низкое солнцестояние связано с похолоданием. Однако нельзя объяснять детям признаки теплой или холодной погоды только высотой солнцестояния. По собственному опыту они знают, что летом бывают холодные дни, заморозки на почве, а зимой — потепление, вызывающее оттепели. Некоторые причины таких отклонений от нормы в погоде можно объяснить детям, если знакомить их с облаками, тучами, ветром. Так, старшие дошкольники могут, например, понять, что летом, когда облака или тучи закрывают солнце, они тем самым задерживают тепло его лучей, поэтому становится прохладно.

Облака и тучи интересны для наблюдений. Дети могут следить за их движением; сравнивать по цвету, форме; наблюдать, как из туч идет снег, дождь. По состоянию облаков и туч можно предсказывать погоду, что доступно и детям дошкольного возраста. Например, кучевые, облака — белые, пушистые. Когда они плывут высоко в небе и имеют небольшие размеры — жди хорошую погоду. Но вот они обложили все небо, опустились ниже к земле — быть дождю.

Познакомьте детей с перистыми облаками. Когда они плывут высоко в небе и то исчезают, то вновь появляются — это признак хорошей погоды. Если же перистые облака зависают над землей и увеличиваются в размерах — это к дождю.

Слоистые облака напоминают плотную полосу тумана. Обычно они плывут низко и кажутся мрачноватыми. Наблюдая за ними, скажите детям, что эти облака редко бывают предвестниками ненастья.

В элементарной форме можно познакомить детей с ветром и его влиянием на погоду. Прежде всего на конкретных примерах надо подвести детей к пониманию, что у ветра бывает разная сила. Для этого надо использовать несложные приспособления, имитирующие флюгер. Например, на длинную палку прикрепить ленту. С помощью этого самодельного флюгера, установленного на участке детского сада, можно организовать наблюдения за тем, как ветер меняет свое направление: дует то в одну, то в другую сторону. Силу ветра хорошо продемонстрировать детям, наблюдая метель, сугробы, засыпанные снегом дорожки.

Можно провести с детьми и такую работу.

1. Предложите детям подумать, почему в летний жаркий день горожане стремятся пойти в парк, в лес. Пусть они задумаются над тем, где жарче: в лесу, парке или на улицах города? Почему?

2. Расскажите детям о том, что есть приборы, которые помогают предвидеть погоду. Покажите простейший из них — барометр.

3. Посоветуйте родителям ваших воспитанников сводить детей на метеорологическую площадку, показать ее оборудование.

4. Вместе со старшими дошкольниками смастерите простой флюгер. Понаблюдайте за изменением силы и направления ветра.

5. Подберите иллюстративный материал и побеседуйте с детьми о том, как люди используют силу ветра в труде, быту, играх и развлечениях.

6. Прочитайте детям стихотворение И. Токмаковой «Ветрено! ».

Ветрено, Ветрено,

Вся земля проветрена!

Ветер листья с веток

Разогнал по свету:

Липовый, Березовый,

Желтый лист и розовый,

Красный, Разноцветный,

Старый лист газетный...

Солнечно, Ветрено...

Ветрено! Ветрено!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...