Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Некоторые выводы. ?! Вопросы и задания. § 13. Освоение человеком культуры




Некоторые выводы

 

1. Многообразие культур и их ориентация на про-дуктивный диалог — основные условия успешного развития мировой культуры. 2. Культура восточных славян — динамичный и богатый, хотя и противоре-чивый мир. 3. Белорусская культура — это культур-ное пограничье между Западом и Востоком, имеющее благоприятные возможности для самостоятельного творческого развития. 4. Важные черты белорусского менталитета: толерантность, терпеливость, рассуди-тельность, сдержанность.

 

?! Вопросы и задания

 

1. Каковы, на ваш взгляд, основные предпосылки диалога культур Запада и Востока?

 

2. Определите характерные черты развития русской куль-туры.

 

3. Назовите известных вам деятелей белорусской культуры.

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


102 Тема 2. Культура человека и общества

4. Каковы, на ваш взгляд, основные особенности развития белорусской культуры?

 

5. Сравните менталитет русского и белорусского народов.

 

6. Какое влияние на менталитет белорусов оказала природа родного края?

 

 

§ 13. Освоение человеком культуры

 

Вхождение человека в мир культуры. Культура—это сверхприродная реальность. Она, как мы уже отме-чали, складывается в процессе совместной жизнедеятель-ности людей. Вхождение человека в культуру начинается

 

с момента его рождения, поскольку жизнь ребёнка проте-кает во многом не так, как жизнь детёнышей животных. Он окружён множеством искусственно созданных вещей; кормят и поят его тоже по-особому. Годовалого ребёнка приучают к прямохождению, хотя от природы он приспо-соблен к перемещению на четырёх конечностях. Однако существует надбиологическая потребность, состоящая в том, чтобы освободить руки для более важных дел, чем простое передвижение. В дальнейшем это будут руки тока-рей или скрипачей, каменщиков или скульпторов — руки культурного человека.

 

У ребёнка развиваются специфические человеческие функции органов речи, слуха, зрения. Они обеспечивают языковое общение, чтение текстов и т. д. Ребёнку приви-ваются определённые привычки, правила поведения, у не-го формируются различные качества, которые делают его культурным существом. Этот процесс совпадает, как вы уже знаете, с образованием личности. В процессе образо-вания природным задаткам и возможностям человека при-даётся новая направленность. Они развиваются так, чтобы человек действительно стал носителем, а в дальнейшем и творцом культуры. Для новорождённого культура являет-ся чем-то внешним, и только благодаря образованию она становится внутренним качеством человека как личности. Процесс образования продолжается в течение всей жизни. В каждом возрасте решаются свои задачи образования.

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


§ 13. Освоение человеком культуры 103

Направленность развития личности в процессе образова-ния во многом зависит от типа культуры. Каждая культура имеет свои ценности, идеалы, способы жизни и действия. От того, каковы они, зависит усиление одних и ослабле-ние других черт личности. Например, североамериканская культура требует от личности энергичности, раскованности

 

в общении, уверенности в себе. Эти качества необходимы для успешной социализации в американской культуре. Индийская культура, как свидетельствуют высшие образцы её духовности, отстаивает иные ценности: созерцательное отношение к миру, пассивность, замкнутость и самоанализ. Но, конечно, на повседневном уровне она тоже ориентиро-вана на жизненно-практические ценности.

 

Каждая культура определяет не только формы трудо-вой, хозяйственной деятельности человека, но и традици-онные способы отдыха, получения удовольствий, расслаб-ления. Так, итальянцы в новогоднюю ночь развлекаются, выбрасывая в окно старые вещи, скопившиеся в доме за год. Но есть и много общего в культурах разных народов в отношении того, что считать достойным или недостойным, что относится к подлинным жизненным ценностям, а что, наоборот, разрушает порядок в жизни, лишает её ценности и смысла. Так, у всех народов в почёте добросовестный труд, нравственная зрелость, образованность.

 

От самого индивида, а не только от внешних условий, зависит, станет ли он полноценным членом общества, разовьёт ли в себе лучшие качества, станет ли человеком культуры или превратится в изгоя или разрушителя куль-турных ценностей. Чтобы стать настоящей личностью, гражданином, надо овладеть теми ценностями, которые выработала культура, освоить её содержание, осознать силу её традиций и идеалов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...