Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расчет количества рабочих постов




Участок (площадь) помещения, занимаемая автомобилем в плане, называется постом. Посты подразделяются на рабочие, вспомогательные и посты подпора.

На рабочих постах выполняются основные элементы или отдельные операции технологического процесса ТО, ТР, диагностирования, для этого они оснащаются необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментами (оснасткой).

На вспомогательных постах выполняются подготовительные работы (пуск и прогрев двигателя, обогрев автомобиля, подготовка автомобиля к покраске и т. п.), а также работы, которые не были выполнены на рабочих постах или когда они заняты.

Как правило, на АТП организуют несколько универсальных (тупиковых или проездных) постов и столько же звеньев (бригад) рабочих, специализирующихся по видам работ ТО, по агрегатам, системам автомобиля. Обязательным условием при организации работ по этому методу является кратность сменной (суточной) программы по ТО данного вида числу постов (автомобиле мест) и, следовательно, числу переходящих специализированных звеньев рабочих.

Сущность такой формы организации ТО-1 или ТО-2 заключается в следующем: если сменная программа ТО-1 (N 1 CM) равна 12 обслуживаниям, то число специализированных звеньев и число постов зоны ТО-1 (П 1) может быть равно 2, 3, 4. Или при числе постов зоны ТО-2 (П 2), равном 3, сменная программа ТО-2 (N 2 ) должна быть равна 3 или 6 обслуживаниям, т. е. для зоны ТО-2 отношение N2 / П 2 не должно превышать 2, а быть равным 1 или 2.

Такая организация ТО более прогрессивна, хотя полностью недостатки метода универсальных постов она не устраняет, так как применение высокопроизводительного оборудования затруднено или его требуется большое количество.

Сущность метода специализированных постов состоит в том, что весь объем работ данного вида ТО распределяется по нескольким постам. Посты и рабочие на них специализируются либо по видам работ (контрольные, крепежные, смазочные и т. д.), либо по агрегатам, системам автомобиля. Кроме того, на АТП организуются отдельные специализированные посты, на которых производят определенные виды работ или операций независимо от вида ТО. Это могут быть централизованные посты смазки, посты для контроля и установки передних колес; для контроля и регулировки тормозных качеств автомобиля; прокачки тормозной системы и т. д.

Трудоемкость работ для каждого звена подбирается с таким расчетом, чтобы они начинали и заканчивали работы одновременно на всех постах. После выполнения предусмотренного объема работ специализированные звенья меняются местами, т. е. переходят со своим инструментом, приспособлениями на Другие посты по установленной схеме, используя при этом специальные передвижные тележки.

Число переходов Nпх в общем случае будет на единицу меньше числа постов П 1 данной зоны ТО, т. е.

(4.7)

Посты подпора организуются при поточном производстве ТО и предназначены для обогрева автомобилей, уточнения предстоящего объема работ, исключения сквозняков в зонах ТО.

Посты ТО, ТР и диагностирования могут быть универсальными или специализированными.

На одном посту может быть одно или несколько рабочих мест (зон), обслуживаемых рабочим (рабочими) данного поста.

Расчет числа рабочих и вспомогательных постов должен производиться раздельно для каждой технологически совместимой группы подвижного состава и раздельно по видам работ ТО и ТР.

Число рабочих постов для выполнения мойки, ТР или диагностированию и определяется по следующей формуле

, (4.8)

где NЕОс – суточная программа ЕО для технологически совместимой группы подвижного состава;

a – коэффициент технической готовности подвижного состава;

0,75 – коэффициент «пикового» возврата подвижного состава;

tв – продолжительность выполнения работ, ч (принимается равной продолжительности возврата подвижного состава в предприятие или может быть принята по табл. 2.9);

NY – производительность моечного оборудования, принимается по характеристикам оборудования.

Общее число постов углубленной мойки, уборочных работ ЕО, работ ТО-1, ТО-2, общего и углубленного диагностирования, разборочно-сбо­рочных и регулировочных работ, сварочно-жестяницких, деревообрабатывающих и малярных работ ТР определяется в общем виде по формуле

(4.9)

где Тi – годовой объем работ данного вида, чел.-ч;

Кн – коэффициент неравномерности загрузки постов (см. табл. 4.1);

Дрг – число рабочих дней в году соответствующей зоны (участка);

С – число смен работы в сутки (там же);

Тсм – продолжительность смены (там же), ч;

Рср – принятое среднее число рабочих на одном посту (табл. 4.3);

hп – коэффициент использования рабочего времени поста (табл. 4.2).

При расчете числа постов следует учитывать следующее: рассчитанное число постов должно быть целым числом, число рабочих постов зон ТО при работе в одну смену не должно превышать 5, так как большее число постов приведет не только к увеличению производственных площадей, но и к увеличению количества одноименного оборудования, оснастки и т. д.

Таблица 4.1 – Коэффициенты неравномерности
загрузки постов Кн (по ОНТП)

Типы рабочих постов Списочное количество подвижного состава ДТП, ПАЮ
до 100 100-300 300-500 500-700 700-1000 свыше 1000
Посты ЕО 1,2 1,15 1,12 1,1 1,08 1,05
Посты ТО-1 и ТО-2, общего и углубленного диагностирования 1,10 1,09 1,08 1,07 1,05 1,03
Посты ТР, регулировочные и разборочно-сборочные 1,15 1,12 1,10 1,08 1,06 1,05
Сварочно-жестяницкие, малярные, деревообрабатывающие 1,25 1,20 1,17 1,15 1,12 1,1

 

Таблица 4.2 – Коэффициент использования рабочего
времени постов hп (по ОНТП-01-86)

Типы рабочих постов Число смен работы в сутки
     
Посты «СО» уборочных работ 0,98 0,97 0,96
То же, моечных работ 0,92 0,90 0,87
Посты ТО-1, Т0-2 на поточных линиях 0,93 0,92 0,91
То же, индивидуальные 0,98 0,97 0,96
Посты Д-1.П2 0,92 0,90 0,87
Посты ТР:      
регулировочные, разборочно-сборочные (неоснащенные специальным оборудованием), сварочно-жестяницкие, деревообрабатывающие, разборочно-сборочные (оснащенные специальным оборудованием) 0,93 0,92 0,91
окрасочные 0,92 0,90 0,87

 

Таблица 4.3. Среднее число рабочих (Рср)
на одном посту (по ОНТП-01-86)

Типы рабочих постов Типы подвижного состава
Легковые автомобили Грузовые автомобили Автобусы Прицепы и полуприцепы
Посты ЕО:        
уборочных работ   2-3 2-4  
моечных работ     1-2  
Посты ТО-1   2-3 2-4  
Посты ТО-2   3-4 3-4  
Посты ТР:        
регулировочных и разборочно-сборочных работ   1-1,5 1-1,5  
сварочно-жестяницких работ   1-1,5 1-2  
малярных работ 1,5 1,5-2 1,5-2,5  
деревообрабатывающих работ 1-1,5 -  
Посты Д-1, Д-2   1-2 1-2  

* Для автобусов особо большого класса.

** Для автобусов особо малого класса и грузовых особо малой грузоподъемности.

 

Примечание. Значение Рср может быть дробным числом, но кратным общему числу рабочих, занятых в одной смене.

Поэтому, оперируя числом смен, продолжительностью смены и средним числом исполнителей на одном посту, можно принять оптимальное число постов для соответствующей зоны ТО.

Нецелесообразным также будет иметь на АТП, например, два однотипных поста диагностирования, разборочно-сборочных и других работ, работающих в одну смену. В таких случаях организуется один пост, работающий в две-три смены.

При работе зоны ремонта в несколько смен с неравномерным распределением объемов работ по сменам расчет числа постов следует вести по наиболее нагруженной смене.

В этом случае в формулу включается дополнительно показатель объема работ, выполненных в наиболее нагруженную смену (gсм) показатель «С» исключается, т. е.

(4.10)

Например, если во вторую смену планируется выполнение 60% общего объема работ, то gсм составляет 0,6.

В зоне ТР следует предусматривать специализацию постов по их назначению (см. табл. 3.2) или в соответствии с типажом зон ТР, разработанных институтом НИИАТ. По рекомендациям Гипроавтотранса на АТП следует предусматривать специализированные посты по каждому виду работ ТО и ТР подвижного состава при их расчетном количестве 0,9 и более.

Так, при расчете числа специализированных постов по каждому виду работ ТР должно соблюдаться неравенство

(4.11)

где Птр – общее число постов ТР;

Сс.п –доля.

При этом универсальные посты ТР оснащаются осмотровыми канавами и являются вспомогательными постами.

Аналогично определяется число специализированных постов зон ТО-1 и ТО-2 для каждого вида (наименования) работ

(4.12)

где Пспi – общее число постов соответствующей ТР;

Сс.п – доля, специализированных постов для данного вида, %.

4.2.1. Организация и содержание постовых работ ТР

Работы по ТР выполняются по потребности, которая выявляется в процессе работы на линии, при контроле автомобилей на КТП, в процессе диагностики и ТО.

Наиболее распространенным методом текущего ремонта является агрегатно-узловой. В отдельных случаях при ремонте подвижного состава применяется индивидуальный метод ремонта.

Подвижной состав ремонтируется на универсальных или специализированных тупиковых или проездных постах (табл. 4.4). Последние представляют собой прямоточную канаву с подъемниками для вывешивания осей и рекомендуются при ремонте автопоездов, так как мелкий ТР прицепов и полуприцепов в объеме 20-25% ТР тягача целесообразно проводить без расцепки автопоезда.

Таблица 4.4. Примерное соотношение индивидуальных и
специализированных рабочих постов для выполнения
разбора-сборочных и регулировочных работ
ТР (по ОНТП-01-86)

Наименование видов работ ТР Процентное соотношение количества рабочих постов
автомобилей прицепов и полуприцепов
Замена двигателей 11-13 -
Замена и регулировка узлов двигателя 4-6 -
Замена агрегатов и узлов трансмиссии 12-16 18-20
Замена и регулировка приборов освещения, электрооборудования и системы питания 7-9 9-10
Замена узлов и деталей ходовой части 9-11 17-21
Замена узлов, деталей рулевого управления и регулировка углов установки управляемых колес 12-14 -
Замена и регулировка узлов и деталей тормозной системы 10-12 16-18
Замена и перестановка колес 8-10 15-17
Замена деталей кабины и кузова 7-9 10-12
Прочие работы, выполняемые на универсальных постах 9-11 8-10
Всего    

 

Для сложного ремонта организуют специализированные посты ремонта прицепов и полуприцепов (рис. 4.6) в отдельной от автомобилей зоне или в одной зоне, но на специально выделенных для них постах.

На постах зон ТР выполняются в основном контрольные, разборочно-сборочные, сварочные и другие работы, которые составляют для автомобилей и автобусов 44-50 % общего объема работ по ТР, для прицепов и полуприцепов – 65 % (см. табл. 4.4).

Специализация постов ТР позволяет максимально механизировать трудоемкие работы, снизить потребности в однотипном оборудовании, улучшить условия труда, использовать менее квалифицированных рабочих, повысить качество работ и производительность труда на 20-40%.

При разработке рекомендаций по специализации постов ТР должны учитываться следующие факторы:

– технологическая однородность ремонтных работ;

– общность используемого оборудования;

– расчетное количество постов по каждому виду работ ТР составляет не более 0,9;

– специфические условия выполнения работ и др.

 

 

Рис. 4.6. Схема специализированного поста для ТР прицепов (полуприцепов):

1 – гайковерт для гаек стремянок; 2 – шкаф для инструмента; 3 – стеллаж для деталей; 4 – упор для колес; 5 – слесарный верстак; 6– тележка для снятия колес; 7– гайковерт для гаек колес; 8 – тележка для снятия и постановки рессор; 9 – тележка для баллонов; 10 – гидравлический пресс; 11 – сварочный трансформатор; 12 – стол электросварщика; 13 – защитный экран; 14 – стеллаж для сварочного оборудования; 15 – бак для тормозной жидкости; 16 – стеллаж для крепежных деталей; 17 – ларь для обтирочных материалов; 18 – гидравлический домкрат

 

К примеру, специфика ТР газовой аппаратуры требует создания специализированных постов по ТР и организации работы на них специальных ремонтных рабочих.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...