Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7.Развитие графических навыков.




7. Развитие графических навыков.

Произношение. Если в течение первого периода обучения большое внимание обращалось на закрепление и осознание наиболее простых по артикуляции звуков и на постановку звуков, то в течение второго периода обучения наряду с продолжающейся постановкой звуков максимальное количество времени отводится на закрепление поставленных звуков и дифференциацию звуков по следующим признакам: глухие и звонкие (Ф-В, С-3, П-Б, Т-Д, К-Г, Ш-Ж); свистящие и шипящие (С-Ш, 3-Ж); фрикативные и аффрикаты (С-Ц); плавные и виб-ранты (Р-Л, P’-JT); мягкие и твердые (С-С', 3-3' и др. ). По мере включения в материал занятий все новых звуков дети не только овладевают большим количеством правильно произносимых слов, но и знакомятся с изменением форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Так, например, при закреплении правильного произношения звуков С, С', 3, 3' дети подбирают существительные к прилагательным - синий, синяя, синие, зеленый, зеленая, зеленые (синий автобус, синяя ваза, синие ленты и т. п. ), при дифференциации звуков Р-Л логопед подбирает предложения, заканчивая или самостоятельно строя которые, дети должны употребить существительные в определенных падежах (Дрова рубят... (топором). Дрова пилят... (пилой) и т. п. ).

В то же время включаются всевозможные упражнения на составление и распространение предложений по вопросам, по опорным словам, по демонстрации действия.

Постепенно в предложения включаются предлоги, особенно те, которые не всегда правильно употребляются детьми: над, под, из-за, из-под, между, через.

В конце второго периода обучения, когда все звуки речи дети уже правильно произносят, появляется возможность включить в логопедическую работу упражнения в пересказе более сложных текстов.

Сочетание тренировочных упражнений на закрепление поставленных звуков с анализом и синтезом звукового состава способствует быстрейшему введению в речь поставленных звуков.

Подготовка к обучению грамоте. Детей подготавливают к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом. Основной единицей изучения становится теперь не отдельный звук в составе слова, а целое слово. В начале второго периода обучения детей учат делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема, в которой длинной чертой или полоской бумаги обозначены слова, короткими - слоги. Из полосок составляют (или записывают мелом на доске) схемы односложных, двусложных, трехсложных слов, проводят разнообразные упражнения для закрепления навыка деления слов на слоги.

Затем дети овладевают полным звуко-слоговым анализом односложных трехзвуковых (типа мак) и двуслож-ных (типа зубы) слов, составляют соответствующие схемы. Теперь в схемах обозначаются не только слова и слоги, но и звуки. Дети узнают, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Тема. Звук С

Цель: закрепление правильного произношения звука С. Деление слов на слоги. Составление предложений по опорным словам. Образование новых слов способом словосложения.

Оборудование: фишки для составления схем; набор картинок для деления слов на слоги; таблица предложений.

1. Организационный этап.

  • Посмотрите на картинку, назовите слова со звуком С и определите позицию этого звука в слове (лес, сова, снег).

2. Постановка цели.

  • Сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране, где нас ожидают интересные встречи, но чтобы путешествие удалось, надо все знать о звуке С.
  • Что нам нужно помнить? (артикуляция и характеристика звука С).

а) - У ворот сказочной страны нас встречает Снежная Королева. Она нам предлагает запомнить и назвать только " снежные" слова из всех сказанных ею. Итак, слушайте внимательно:

снег, солнце, снегопад, сахар, снежинка*, соль, сыр, сосна, снеговик, снежок*.

Дети отбирают соответствующие картинки.

б) из всех слов подобрать картинки к данным схемам

снег сне жок сне го пад

в) — А тут нас встречает Чиполлино. Помогите ему перекинуть мостик через речку. А мостик выстроить из предложений, которые нужно составить из слов.

Соня, купить, сок. Соня, катать, коляска.

г) Перебравшись через речку по мостику, дети встречаются с Самоделкиньм. Он выстроил для птиц и зверей уютный домик в 3 этажа. На первом этаже поселятся звери и птицы, в названии которых один слог. На втором этаже — в названии которых два слога. На третьем этаже - звери и птицы, в названии которых три слога.

  • Помогите Самоделкину расселить птиц и зверей в домике (набор картинок с изображением птиц, зверей, в названии которых присутствует звук С).

3. Физминутка.

А сегодня у зимы новоселье, Пригласила нас она на веселье. Дом построен из сугроба А какой вышины? Вот такой вышины. Белый коврик у порога А какой ширины? Вот такой ширины.

4. Образование новых слов способом словосложения. Встреча с Петрушкой.

Петрушка огорчен, он получил от Знайки задание:

из двух слов составить одно.

Например: листья падают - (листопад) лес рубит - (лесоруб)* первый класс - (первоклассник)* дрова сечь - (дровосек)* снег падает - (снегопад) сено косят - (сенокос) пыль сосет - (пылесос) сам летит - (самолет) сам катит - (самокат)

Предложить придумать предложения с этими слова

ми.

5. Итог занятия.

Какой звук повторяли? Какие слова составляли из двух слов? Найти три игрушки, названные этими словами.

Тема. ЗвукЗ

Цель: закрепление правильного произношения звука 3. Звуковой анализ и синтез прямого слога. Согласование прилагательных с существительными.

" НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗООПАРК"

1. Организационный этап.

Дети стоят вокруг стола логопеда.

Ребята, мы сегодня пойдем в зоопарк. Позвоним туда, скажем, что мы выезжаем.

Логопед звонит по телефону и имитирует диалог. В конце диалога логопед огорчается и заканчивает разговор словами: " Конечно, мы постараемся помочь".

Слова, отмеченные звездочкой, предлагают назвать детям, правильно произносящим звук Р.

  • Ребята, в зоопарке случилась беда. Все звери сбежали. Нас попросили помочь. Только наш зоопарк необычный, потому что он находится у нас в группе. Давайте подойдем к столам-клеткам. Все звери оставили нам письма.

Логопед достает из конверта листок с загадкой.

  • А в письмах загадки, если вы их разгадаете, они вернутся.

Загадки:

Это что за зверь лесной встал, как столбик под сосной?

И стоит среди травы, уши больше головы? (Зайка)

Пестрой лентой притворяясь, в зелени травы скользя,

Извиваясь, изгибаясь по земле ползет...... (змея).

Он в заповеднике пасется, как вихрь по прерии несется.

Могуч, отважен, грозен он, зовется этот зверь... (бизон).

Рогатая, а не олень.

Дает молоко, а не корова. (Коза)

По ходу отгадывания загадок логопед выставляет на стол игрушки зверей.

  • Все наши звери вернулись в зоопарк. Кто живет в нашем зоопарке? (Зайка, коза, бизон, змея).

Интонационно логопед выделяет в словах звук 3.

  • Ребята, а кто из вас самый внимательный? Какой звук повторяется чаще всего во всех этих словах?... Звук 3 пришел сегодня к нам на занятие.

2. Основная часть. Знакомство со звуком 3.

1)Ребята, в нашем зоопарке есть сказочная поляна. Хотите побывать там?

(Воспитатель включает тихую музыку " Лесной ручей и шумы леса", а логопед вместе с детьми садится на ковер. )

  • Вот мы и пришли. Садитесь на полянку и закройте глаза. Слышите, как поют птицы? Но здесь живут не только птицы, но и еще кто-то. Послушайте: 3-3-3-3. Кто это звенит?.. ... (комарик)

Логопед держит в руках картинку с изображением комара.

  • - Посмотрите, я поймала этого озорника и сейчас тот, к кому он сядет на плечо, позвенит соседу на ушко. Как нужно звенеть?...

Логопед подходит к каждому ребенку и тот, соблюдая правильную артикуляцию, длительно произносит звук 3.

2)- Молодцы, хорошо помогали комарику. А теперь давайте вспомним, какие гласные звуки мы поем? И сейчас мы поиграем в игру, которая называется " Живые звуки". Для этой игры нужно четверо ребят. Ко мне подойдут те дети, чье имя я произнесу, показывая зеленый сигнал светофора.

Логопед вызывает 4 детей. Им раздаются линейки с изображением символов гласных звуков:

  • Ребята, теперь вы не просто дети, а дети-символы. Оля, какой звук изображает этот символ?

Логопед напоминает всем оставшимся детям графическое изображение гласных.

  • А Сережа будет новьм звуком. Каким? Далее логопед называет гласные звуки, а звук 3 сам становится перед гласньми.
  • Ребята, звук 3 встал около какого гласного? Что получится, если их соединить? Сколько звуков в слоге? Какой первый? Какой второй?

Образуются слоги ЗА; ЗО; ЗУ; ЗЫ.

3)- Отгадайте загадку:

От дождя спасает, а сам намокает.

Хотя намокает, но не промокает. (Зонт)

  • А у меня есть для вас волшебный зонт. Каждый из вас, если я дотронусь до него зонтом, назовет слог с нашим новым звуком и гласным, который я произнесу (30, ЗУ, ЗА).

4)- Теперь давайте вспомним потешки со звуком 3.

Потешки:

За-за-за, за-за-за - здесь стоит коза.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы — мало сена у козы.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу - отвязали мы козу.

Логопед повторяет потешки вместе с детьми, затем потешку проговаривает тот ребенок, до которого логопед дотронется зонтом. Интонационно выделяется звук 3.

(Пока логопед проговаривает вместе с детьми потешки, воспитатель раскладывает по группе 6 конвертов)

5)- А теперь подойдите все ко мне. Сейчас мы поиграем в игру " Найди конверт". Каждый конверт лежит в условном месте, и я подскажу где. Взяв конверт, вы садитесь на свое место, но конверт не открываете. Миша, твой конверт лежит между столом и стулом.... Паша, твой - на столе.... Катя, возьми конверт, который лежит под столом.... Витя, твой конверт лежит около стула.... Дима, твой - под стулом.... Оля, твой конверт - на стуле.

Игра " Четвертый лишний".

Открыв свои конверты, дети должны отложить ту картинку, которая не подходит к остальным:

1 конверт: мяч, машина, кукла, коза.

2 конверт: слон, медведь, белка, зонт.

3 конверт: кофта, шарф, варежки, змея.

4 конверт: кошка, собака, корова, ваза.

5 конверт: картошка, капуста, морковь, звезда.

6 конверт: лопата, лейка, ведро, мозаика.

Дети откладывают неподходящую к остальным картинку. Например, в первом конверте картинки с изображением мяча, машины, и куклы относятся к разряду " игрушки", и ребенок должен без труда выделить " козу", не входящую в этот разряд. Наборы состоят из таких картинок, что лишней оказывается картинка со словом, в состав которого входит звук 3.

  • Назовите лишнюю картинку. Паша, поставь свою картинку на доску.

Все дети выставляют свои " лишние" картинки, предварительно называя их.

У последнего ребенка спрашивают, какой звук повторяется во всех этих словах, предварительно ребенок перечисляет все предметы, изображенные на картинках.

6)Физминутка " Зайчики".

(Воспитатель ставит веселую музыку, и под нее дети вместе с логопедом выполняют ритмичные движения). Поднимайте плечики, прыгайте, как зайчики. Прыг-скок, прыг-скок, на травку присядем. Тишину послушаем, морковку покушаем. Тише, тише, высоко прыгай, на носках легко!

7)Логопед вместес детьми подходит к фланелеграфу, на котором прикреплены клетки. В специальное отверстие логопед вставляет картинку с изображением козы, а затем меняет ее на картинку с изображением коз.

  • Ребята, все звери вернулись к себе домой в клетки. Вот в этой клетке живет коза. А в клетках...... (козы).

Логопед заменяет поочередно животных, а дети отвечают на вопросы, кто где живет.

8)- К нам в гости хотели придти три куклы: Катя, Маша и Зоя. Как вы думаете, какая кукла к нам придет?... Ее имя начинается на звук 3.

Логопед ставит на стол куклу Зою.

  • Наша Зоя любит все озорное, забавное. Даже про ее гостей можно сказать, что они забавные. Посмотрите, кто пришел в гости к Зое? (Зайка. ) У Зои зайка какой? (Забавный. )

Логопед выставляет на стол бизона, козу и задает аналогичные вопросы.

9)- Ребята, у куклы Зои недавно был день рождения. И друзья подарили ей...... А вот что ей подарили, вы сейчас сами поймете.

" История Зои"

Зое подарили.......

Логопед показывает детям зонт и ставит около куклы.

На улииу Зоя пошла без.......

Пошел дождь и Зоя вернулась домой за своим.......

От дождя Зоя укрылась под....

Красивую ленточку Зоя привязала к.......

Вот такая история про Зою.

3. Итог занятия.

Ребята, сегодня у нас в гостях какой был звук? Вы узнали много слов с этим звуком. А сейчас назовите слова со звуком 3, которые вы запомнили.

Логопед опрашивает всех детей, и те, кто назвали слова правильно, подбирают с пола специально рассыпанные воспитателем маленькие розовые квадратики. У кого квадратиков окажется больше, тому логопед дарит зонтик, который ребенок наклеивает вечером к себе в тетрадь.

Тема. Звук Ш

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...