Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бессмысленность — я могу измениться, я способен на это




Только когда человек поймет истинный контекст своего поведения, он сможет развить в себе ощущение владения собой и смысла собственной жизни. Понимание смысла нашего поведения помогает нам перестать быть движимыми пугающими, незнакомыми силами, и перейти к позиции контроля и самообладания. Мы становимся наездниками, а не теми, на ком едут. Способность объяснить свое поведение помогает человеку добиться истинно аутентичной экзистенциальной позиции. Таким образом человек развивает систему, с помощью которой он может упорядочить события своей жизни в связную и предсказуемую модель. Для него жизнь обретает смысл. Он такой, какой он есть, из-за определенных событий в жизни, которые способствовали формированию его восприятия мира.

Как сказал Скотт Рутан, “наши пациенты приходят к нам с решениями, а не с проблемами” (Rutan, 1983). Как ведущие групп, мы не должны упускать из виду тот факт, что увиденное нами с позиции терапевта является нормальной, и даже иногда творческой, адаптацией ребенка к ненормальной ситуации. Как показывает теория Салливана, ребенка формирует межличностная среда и взаимоотношения с окружающими. Если возникает конфликт между тенденциями роста ребенка и межличностными требованиями родителей, безопасности будет отдано безусловное предпочтение перед взрослением. Роберт и Мэри Гулдинг (Goulding, (1979)) разделяют это мнение в рамках терапии нового решения. Мы все в раннем возрасте принимаем решения о том, как мы будем выживать в этом мире, на основании информации, которая нам в настоящий момент доступна. К сожалению, дети зачастую вынуждены рано принимать решения на основании ошибочной информации, до того, как они в когнитивном и эмоциональном плане станут способными на это. Они подсознательно придерживаются этих решений даже после того, как изменяются обстоятельства, приведшие к такому положению. Например: “Если я тебе сейчас скажу, что я на самом деле думаю, ты меня отвергнешь. Поэтому, если я хочу выжить рядом с тобой, мама, мне придется вести себя так, как, по моему мнению, ты хочешь, чтобы я себя вел”. Если мы поможем человеку понять его позицию в жизни, и то, каким образом он пришел к этой позиции, то он обретет контроль над своей жизнью, а жизнь его обретет новый смысл. Он не будет привязан к прошлому и сможет измениться в будущем. Как заявил один из участников группы: “Я себе не нравился, потому что я думал, что я сам виноват в том, какой я есть. Теперь, когда я понимаю, почему я такой, я чувствую, что я заслуживаю от жизни большего”.

Цитата из Ялома о воле суммирует положения такой экзистенциальной позиции в группе: «Понятие воли предоставляет нам удобный конструкт для понимания процедуры освещения процесса. Интерпретирующие замечания терапевта могут быть рассмотрены с точки зрения того, как они влияют на волю пациента. Наиболее общий и упрощенный терапевтический подход заключается в нравоучительной манере. “Твое поведение, как ты сам теперь понимаешь, противоречит твоим лучшим интересам. Ты не удовлетворен, ты не этого хочешь для себя. Изменись, черт возьми! ” Ожидание, что пациент изменится, является просто продолжением морального философского верования, что если человек знает, что такое хорошо (то есть что, в самом глубоком смысле, в его лучших интересах), то он будет себя вести соответственно. Словами Фомы Аквинского: “Человек, если он действует по своей воле, действует ради какого-то воображаемого добра”. И, в самом деле, для некоторых людей это знание и это увещевание достаточно для того, чтобы произвести в них терапевтические изменения. Точнее, так обычно бывает с людьми, которые изменяются в результате краткосрочной экспериментальной группы. Однако, пациенты со значительной и глубоко укоренившейся психопатологией обычно нуждаются в гораздо большем».

Примеры фокуса “здесь и сейчас” по Ялому

Несколько клинических примеров помогут проиллюстрировать положения Ялома, касающиеся последовательного комментирования процесса, которое приводит к изменениям в участниках группы.

Экспериментальная («группа личного опыта») обучающая группа, состоящая из восьми мастеров-консультантов стационара для алкоголиков и наркоманов, собиралась раз в неделю и была рассчитана на десять сессий. На первом занятии доминировали три участника. Чак, враждебно настроенный, конфликтный выздоравливающий наркоман, сохраняющий чистоту в течение пяти лет, гневно отзывался о некомпетентности директора программы. Он провел большую часть занятия, распространяясь на тему о том, стоит ли ему возвращаться к учебе, потому что он не надеялся на изменения ситуации. Бетти, истеричная выздоравливающая наркоманка и медсестра, стаж трезвости четыре года, бесконечно говорила о своих страхах, связанных с участием в обучающей группе. Она чувствовала, что другие ее подавляют, и боялась, что они узнают, насколько она на самом деле неуравновешенна. Ширли, психиатрическая медсестра, которая была клиническим директором отделения, провела остаток занятия, подбадривая Бетти и успокаивая Чака. Ее реакция была неизменно одобряющей, и она взяла на себя задачу убедить группу в том, что все как-нибудь образуется. Ширли также посвятила некоторую часть занятия беспокойству об Энн, сотруднице отделения, которая не смогла прийти на первое занятие группы, потому что у нее дома возникло ЧП. Ширли очень старалась убедить всех в том, что Энн обязательно придет на следующей неделе. Энн действительно была в группе к началу второго занятия, но сохраняла молчание и задумчивость во время дидактической лекции. Эта часть обучающей группы была направлена на презентацию теории, и участникам предложили задать вопросы о практической части группы, которая проводилась в другое время. После завершения дидактической презентации группа перешла в другую комнату, где проводилась экспериментальная часть занятия. Посереди сессии Энн неожиданно проснулась от своей дремоты и принялась нападать на ведущего и участников, требуя объяснить, “в чем состоят групповые нормы в этой группе”. Этот взрыв очень удивил группу и перебил Бетти, которая опять была в середине истерического рассказа о своих страхах по поводу ее подавления другими участниками. Остальная часть группы с возмущением отреагировала на происшествие, причем Чак был во главе тех, кто напал на Энн, а Ширли — во главе тех, кто пытался понять и поддержать ее.

К этому моменту у ведущего было достаточно данных, собранных в наблюдениях за Энн, Бетти, Чаком и Ширли. Теперь он должен задать себе ряд важных вопросов, прежде чем он может провести участников группы через последовательность освещения процесса, разработанную Яломом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...