Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Зависимость. 2. Контрзависимость. 3. Разрешение вопросов власти/авторитета. 4. Стадия реальной сплоченности. 5. Взаимозависимость




1. Зависимость

Для этой фазы самую значительную роль играют безопасность и доверие. Подобно болтовне на вечеринке, общение между членами группы будет большей частью направляться их желанием быть принятыми. То, что они говорят, не имеет такого смысла, как их заинтересованность представить себя в качестве ценного и важного для группы человека. И, как и на вечеринке, поборов свою первую тревогу, они спросят: «Как, Вы сказали, Вас зовут? » Теперь они готовы общаться на более серьезном уровне.

На этой фазе участники очень сильно полагаются на ведущего. Они приходят в группу с ожиданием, что группа каким-то волшебным образом сможет им помочь. Но они также боятся, что группа возьмет над ними верх и травмирует их, как сделали когда-то их родители. Их фантазия об излечении будет озвучена при попытке получить от ведущего группы то, что они хотели получить от родителей в прошлом. Многие надеются, что они получат принятие, подтверждение, и не будут отвергнуты группой. Зачастую это все, чего они хотят. Часто просто услышать от группы, что с ними все в порядке, достаточно для укрепления их чувства Я, и для многих это поначалу будет терапевтично.

Часто участники будут использовать группу для укрепления определенных недостаточно развитых сторон себя. В частности, Кохут делал особое ударение на интуитивном стремлении человека восстановить фрагментированное эго и дефектное Я. Их интуитивная фантазия состоит в том, что их чувство Я будет восстановлено и укреплено благодаря взаимодействию и принятию группой.

 

2. Контрзависимость

Хотя группа может переместить фокус на более эмоционально возбуждающие вопросы, доминирует по-прежнему страх интимности. Члены группы будут испытывать ведущего и группу, дабы убедиться, что им не грозит унижение и другие опасности. Их главным вопросом по-прежнему является «Буду ли здесь принят я и то, что я скажу? » Они должны прийти к осознанию того, что границы группы четко установлены и надежно управляемы.

3. Разрешение вопросов власти/авторитета

После того, как в группе наконец выражен и проработан гнев, развивается стадия псевдосплоченности. В группе заметна надежда, и центральное место в этой фазе ее развития занимает Бионовское базовое допущение спаривания (см. Главу 14).

4. Стадия реальной сплоченности

Это — та фаза, к которой так стремится группа, но, к сожалению, она только временна. Однако, пока она продолжается, все будет теплым, искренним и аутентичным. Но именно когда группа начинает ощущать, что будут еще сплоченней, она распадается. Этого следует ожидать. Если ведущему группы необходимо иметь постоянную, безопасную и доверчивую группу (и верить в нее), он будет разочарован. Это подобно тому, как мать во время стадии сепарации/индивидуации у своего ребенка требовала бы, чтобы тот сидел у нее на коленях и хорошо себя вел. Ведущий группы не должен вмешиваться в эту стадию развития, но должен быть способным контейнировать агрессию и гнев группы, не позволяя им реализоваться в пагубном поиске козла отпущения.

5. Взаимозависимость

Алонсо (1985 г. ) описывает эту стадию как пограничное существование группы. Среди участников постоянно происходит расщепление и проективная идентификация. Кажется, что группе и ее ведущему чего-то не хватает. Люди грозятся уйти из группы. Среди них возникает конкуренция и борьба. Члены группы изменяются, и проработка их групповых конфликтов на этой стадии происходит по спирали. Те же самые вопросы всплывают и проявляются вновь. Каждый раз по мере того, как противоречие прорабатывается в группе, участники переходят на более глубокую стадию, и так до тех пор, пока их конфликты не разрешатся.

Группа вступает в финальную стадию зрелости. У каждого участника есть возможность узнать, что он независим и отделен от группы.

Принцип «Я должен усвоить, что могу прожить без вас, прежде чем я смогу быть близким с вами» переживается на более глубоких уровнях. Ключ — это сепарация. Это процесс искупления и прощения. Члены группы осознают, что «никто — ни ты, ни я — не совершенен». Несмотря на это, группа и ее участники в конце концов осознают, что, не будучи совершенными, они все же достаточно хороши.

6. Завершение

Завершение — это последняя стадия лечения и событие, которое, при правильном подходе, может дать важные терапевтические результаты для всей группы, а не только для тех людей, которые ее покидают. И наоборот, если неверно подойти к этому событию, оно может спровоцировать множество ужасных последствий как для тех, кто уходит, так и для тех, кто остается. Плохо проведенное завершение может вызвать продолжительный волновой эффект в целой группе, который будет отдаваться на всем протяжении ее жизни, еще долго после того, как уходящий покинул ее. Поскольку завершение — это такое значительное событие, а обсуждение его правильного проведения часто игнорируется, критически важным является, чтобы ведущий группы эффективно руководил этим событием. Завершение приобретает еще большую значимость для группы и ее членов, потому что (за исключением тех редких случаев, когда перестает работать вся группа) это необычно для людей — иметь возможность попрощаться с кем-то, кто уходит от них по-хорошему. Окончание работы в группе — это публичное событие, и для нашего общества редкость, чтобы люди справлялись с чьими-то уходами здоровым и честным образом. Завершение позволяет пережить это не только уходящему, но, что еще более важно, дает оставшимся членам группы возможность поучаствовать в происшествии, которое может быть новым и очень сильно коррективным опытом по целому ряду причин.

О завершении работы, особенно в индивидуальной терапии, часто думают в контексте готовности пациента прекратить лечение.

Хотя это является существенным компонентом также и в групповой терапии, сам процесс завершения (размышление, обсуждение, объявление и уход) имеет гораздо больше значения для группы. В отличие от индивидуальной терапии, где уходят от психотерапевта, уход из группы означает, что уходят от пациента, или, правильнее сказать, от многих пациентов.

Это дает совсем другой набор и более обширный ряд эмоциональных стимулов, чем можно получить, когда один индивид покидает одного психотерапевта. Несмотря на существенные отличия между событием и процессом, важно перечислить некоторые идеальные цели, которых необходимо достичь, прежде чем люди будут считаться готовыми к завершению. Некоторые из наиболее часто приводимых целей перечислены ниже:

1. Поняты и проработаны сопротивление и перенос. Это значит, что участники с меньшей вероятностью будут остро реагировать на авторитет и на интимность. Однако, понятно, что перенос никогда не разрешается полностью. Мы все — трансферентные животные. Индивиды не только понимают источники своего сопротивления (сопротивления изменениям, инсайтам, реальности и т. д. ), но также готовы и хотят освободиться от него.

2. Ослабевают защиты, и участники могут быть более гибкими в своих реакциях на других людей. Они меньше полагаются на примитивные защиты (такие, как отрицание) и способны использовать другие защиты более высокого уровня (такие, как сублимация). Изменения во всеохватывающих паттернах или стилях включают менее стереотипные и автоматические защитные реакции, более гибкое и адаптивное применение защит, меньшую опору на ограниченные защитные механизмы.

3. Влечения сублимируются, устанавливается фрустрационная толерантность. Всемогущество ослабляется, и достигается способность признавать ограничения (в случае алкоголика это означает: «Я не могу пить»). Достигается тестирование и принятие реальности, вместе со связанными с этим атрибутами — любовью к правде, смелостью быть искренним и готовностью сверять свое восприятие с восприятием других людей.

4. Устанавливается наблюдающее эго, связанное со способностью к инсайту, честностью с самим собой и рефлексией. Люди в меньшей степени влекомы импульсами и имеют возможность отложить отыгрывание вовне своих чувств. Вместо этого развивается способность использовать чувства в качестве сигналов.

5. Устанавливается идентичность с более стойким чувством Я как ответственного действующего лица. Достигается автономия без принесения в жертву способности нуждаться, зависеть или временно сливаться с другим человеком. Цель, смысл, гордость и сила (то есть самооценка) в своих верованиях, ценностях и убеждениях достигнуты и устойчиво удерживаются.

6. Заложена психическая структура и достигнута интеграция Я. Разрешаются прежние уровни задержек развития, результатом чего является возросшая способность к доверию, сепарации, индивидуализации, здоровым вине и стыду, ассертивности и сексуальности. Приобретается способность справляться со счастьем без непомерного чувства вины или обращения к поиску удовольствий. Возрастает способность к наслаждению, удовлетворению, радости, расслаблению, удовольствию и игре.

7. Улучшаются объектные отношения и приобретается способность к близким отношениям с другими людьми. Происходит редукция нарциссизма и эгоцентризма, развивается способность к эмпатии. Люди становятся менее озабоченными необычными и нереалистичными личными желаниями и фантазиями.

Ослабевают симптомы при улучшении эмоционального и физического здоровья. Возрастают способность к удовольствию и принятию, а также терпимость к амбивалентности. Расширяется полнота переживания вместе с возрастанием способности иметь доступ ко всем аффективным состояниям (таким как гнев, радость, грусть, горе, счастье и т. д. ).

Аддикция и цели завершения

Несмотря на то, что все вышеперечисленные цели применимы и к аддикции, есть некоторые другие существенные элементы, относящиеся именно к этому случаю. Полностью интегрируется принятие того, что человек является алкоголиком или наркоманом и не может употреблять вещества. Это означает, что действительно сделан первый шаг двенадцатишаговой программы, и участники признали свою аддикцию как хроническую неизлечимую болезнь, которую можно только остановить. На более символическом уровне, они осознают и признают, что каждый из них — не Бог (Kurtz, 1982 г. ). С этим осознанием к человеку приходят важные экзистенциальные выводы, касающиеся принятия своего человеческого состояния, непринятие которых для Курца и других экзистенциальных авторов лежит в основе всех аддикций. А именно:

A. Ограничения. Первое ограничение, которое должны осознать алкоголики или наркоманы, заключаются в том, что они не могут использовать химикаты. Они должны принять то, что не обладают способностью к неограниченному счастью, контролю над другими или контролю над своими собственными эмоциями, и должны интегрировать болезненную правду о том, что жизнь имеет свои ограничения. Они должны принять то, что их человеческой природе присуще старение и умирание. Также они должны принять то, что все, что они любят и лелеют, изменится, состарится, умрет или уйдет. В конечном счете, они должны будут понять, что невозможно избежать последствий собственных действий. Как говорит Сартр, мы есть совокупность наших действий.

B. Потребность в других. Алкоголики и наркоманы должны признать, что они не могут (прожить, остаться трезвыми и т. д. ) в одиночку. Они нуждаются в других людях, и, позволяя себе нуждаться и быть нужными, они становятся вполне человечными.

C. Несовершенства. Алкоголики и наркоманы развивают способность признавать свои ошибки, недостатки и несовершенства. Они оставляют свои нарциссические защиты исключительности и грандиозности, составляющие их фальшивое Я, созданное для защиты от стыда. Это означает, что их стыд проработан на здоровом уровне. Они принимают не только свои ошибки, но и других людей, таких же несовершенных, как и они сами.

D. Аутентичность. Они становятся реальными, завершенными (complete) человеческими существами, и развивают большую способность к истинной, честной взаимности в своих отношениях с другими и с собой. Они больше живут текущим моментом (одним днем) и узнают, что их поступки важнее их слов или обещаний (Делай то, что говоришь).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...