Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объекты и субъекты социальной работы.




 

Объектом социальной работы являются индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Субъект социальной работы – тот, кто осуществляет помощь. Это могут быть государственные организации (органы соцстраха, соцзащиты), общественные организации (различные благотворительные союзы организации, фонды и т.д.) и частные лица – специалисты в сфере социальной работы различных квалификаций (геронтолог, эколог и т. п.) или добровольные помощники – волонтёры.

 

7) Основные проблемы и ориентиры развития теории социальной работы.

 

В теоретических аспектах современных исследователей сохраняется интегративный и междисциплинарный характер. Наибольшее влияние на развитие теории социальной работы продолжают оказывать социология и психология, а также педагогика, психиатрия, антропология, юриспруденция и др. Социальное государство должно обеспечивать права человека, достойный прожиточный минимум, гарантировать социальное обеспечение и социальную защиту наиболее уязвимых социальных групп и категорий населения. Социальное государство создаёт многоуровневую систему, обеспечивающую социальную стабильность через такие механизмы как социальная политика и социальная работа.Основой для современной социальной работы является также такой принцип социальной политики как субсидиарность. Данный принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия в социальном секторе государственных и негосударственных структур, отдающее предпочтение при финансировании гражданским (общественным), частным инициативам в области социальных программ и мероприятий по сравнению с государственными структурами. Стратегия современной социальной работы независимо от модели направлена на активизацию позиции клиента в процессе принятия помощи через повышение его самостоятельности, его способности контролировать свою жизнь и свои проблемы. В связи с этим необходимо осуществить следующее:1. Привести в соответствие с финансовыми возможностями объёмы и размеры государственной социальной помощи, что обеспечит её гарантированность.2. Отсечь от получения социальных пособий обеспеченные группы населения, которые могут обойтись без социальной поддержки, на основе использования различных (в том числе косвенных) методов оценки реальной нуждаемости.3. Уменьшить иждивенческие настроения отдельных групп населения и нацелить их на самостоятельное решение возникающих экономических проблем, предоставляя социальную помощь только тем находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам, которые не могут преодолеть её самостоятельно.4. Перераспределить имеющиеся средства в пользу действительно малоимущих и тем самым обеспечить возможность повышения размеров социальной помощи, предоставляемой этим слоям населения.

 

 

8) Исторические этапы становления социальной работы в России.

I Архаический(9-10в) Зачатки благотворительности появляются еще в языческие времена, когда отдельные лица, либо группы, вынуждены были кормить и одевать нуждающихся. Эта помощь носила примитивные формы, не была организованной и регулярной. Благотв.князей проявлялась в следующем: раздача милостыни, кормление на княжеском дворе, развоз продовольствия по городу для больных и лежачих. II Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности (X — XIII века) Наибольшее значение имели идеи о спасении души, человеколюбии, духовности, милосердии, стыде и совести.III Период церковно-государственной помощи (XIV-вторая пол.XVII в). Для этого времени характерны три формы поддержки и защиты нуждающихся; монастырская система помощи, государственная система защиты (она вырастает из традиций княжеского нищепитательства и нище-любия, как определенных форм княжьего права) и первые светские проявления благотворительности. IVПериод государственного призрения (Вт.пол.XVII века — Вт.пол.XIX века) административная система помощи нуждающимся, которая включала в себя определенные территориальные институты помощи и поддержки, государственные превентивные и защитные меры относительно различных слоев населения, усиление законодательной базы, регулирующей отношения между различными субъектами, группами и государством. Из мероприятий Екатерины II заслуживает внимания создание в 1775 г. Приказов общественного призрения, на которые возлагалась забота об устройстве и содержании больниц, богаделен, сиротских и работных домов и домов для душевнобольных. Еще одним шагом на пути к активизации благотворительности стало создание в 1802 г. Императорского человеколюбивого общества. Ко второй половине XVIII столетия в России формируется устойчивая государственная политика, направленная на помощь обездоленным и нуждающимся.Различаются два типа призрения: "закрытое" - в специально созданных для этого учреждениях (гошпитали, приюты, богадельни и т. п.), "открытое" - вне заведений, осуществляемое в виде пенсий, пособий, обеспечения землей, профессией. При Петре I оформляется достаточно разветвленная система социальной защиты: Центральные органы - вначале Патриарший и Монастырский приказы, с 1712 г. — Святейший Синод, а с1724 г. Камер-контора. Функционируют народные школы, больницы, сиротские дома, аптеки, богадельни, дома для неизлечимых больных, для душевнобольных, работные, смирительные.1816г - появляется Совет Императорского Человеколюбивого Общества: в него входили Императорское женское патриотическое общество, Московское благотворительное общество (183 7 г.). В 20-х годах XVIII столетия появляются первые дома терпимости в Петербурге. VПериод общественного и частного призрения (конец XIX-нач.XX в) появились качественно новые принципы организации и деятельности обществ и учреждений призрения: децентрализация, "открытость" и общественность призрения, установка на профилактику в социальной деятельности, появление и распространение оригинальных форм и методов работы с широким контингентом населения, а также рост числа частной благотворительности. Призрение представлено в 2 осн. формах: старых — приказах общ-го призрения, и новых — земских учреждениях(более мобильны и имели разветвленную сеть услуг). VIПериод государственного обеспечения (1917 — 1991 гг) 1917 г. было введено «Положение о страховании на случай безработицы».В апреле 1918 г. Наркомат Гос. призрения был преобразован в Наркомат социального обеспечения (НКСО). Это означало, что вопросы социального обеспечения трудящегося населения становились стержнем государственной политики в области социальной помощи. Начала формироваться общедоступная и бесплатная система медицинского обслуживания населения. VII c1991 по наст.время Социальная работа как профессия появилась в России 23 апреля 1991 года,в перечне профессий появились новые специальности — социальный работник, социальный педагог и специалист по социальной работе.

 

9) Этапы, формы и модели становления социальной работы в России.

Истоки соц. раб. восходят к благотворительности, существовавшей на всех этапах развития общества. Историки находят корни сострадательного отн-ия к ближнему еще в обычаях восточнославянских племен, наши далекие предки были милостлевые к старым и малым соплеменникам, а так же к пленным. Они привечали и любили странников, отличались гостеприимством. В 10в. возник и долго существовал институт нищелюбия, к-ый отождествлялся с человеколюбием. Главной христианской заповедью стала любовь к ближнему. Позднее благотворительная д-ть духовенства стала обуславливаться соответствующими религиозными постановлениями. В частности в церковном уставе 996 г. упоминается об обязанностях духовенства по надзору и попечению за призрением бедных, причем на содержание церквей, монастырей, больниц, богаделен и на прием странных – неимущих б. определена «десятина», т.е. десятая часть поступлений от хлеба, скота, судебных пошлин. В этот период общ-ая пом. нуждающимся (постройка домов, выкуп пленных, обучение ремеслу) не преследовало целей изменения устройства общества, однако она имела огромное воспитательное значение для формирования нравственного потенциала, к-ый сохранялся многие годы в Р. При Иоанне Грозном в 1551г. в Постановлении Стоглавого Собора попечение о бедных признается делом об-ва. Собор признает необходимым регулировать обязанности об-ва «мерами гос-ыми, путем царского повеления или, иначе говоря, законом». Уже в этот период, возникает необходимость выделения «адресной помощи» нуждающимся (сегодня сост. 1 из осн-ых принципов соц. раб. Прокаженные и престарелые д.б.б. устроены в богодельни, где могли получить пищу и одежду. Именно в этот период благотворител-ть из общ-ого феномена стала переходить в объект гос-ого призрения. В нач. 18в. Петр 1. расширяет призрение новых для России категорий нас-ия: незаконнорожденных младенцев, инвалидов, душевнобольных и безумных от рождения и других. Появились «гошпитали» для сирот, инвалидные дома, поселки для пленных. Начали развиваться и формы «открытого призрения»: пенсии, кормовые деньги, обеспечение землей и промыслами. Лишь в сер. 18 в. при правлении Ек. 2склад-ся усл-ия для реорганизации всей соц-ой благотвор-ти. В этот период созд-ся специал-ые учр-ия для восп-ия и обр-ия детей: воспит-ые дома в М. и СПб для подкидышей, незаконнорожденных, госпитали для бедных роженец с анонимным отделением. Ек. 2 издала несколько указов, облегчивших участь арестантов и каторжников, отменила смертную казнь. В сер. 19в. намечаются нов. подходы в развитии рос-ой благотв-ти. Осн-ые – децентрализация соц-ого призрения и обеспечения, адресность помощи, рационал-ый подход к формам и методам предупр-ия обнищания людей. В 1917-1918гг. в Р. отказались от благотв-ти, новое прав-во Р. осн-ой акцент делало на гос-ую пом. в форме соц-ого обеспечения и соц. обслуживания. В нач. 90х гг. соц. раб. в Р. стала рассм-ся гос-вом и различными группами общ-ти в обл-ти соц-ой сферы как необх-ое явление.Социальная работа как определенная культурно-историческая модель включает ряд таких моделей помощи, как социальное обеспечение, общественная благотворительность, общественное призрение, княжеская благотворительность, "слепня", "помочи", т.е. тех стадий культурно-исторического развития, которые проходит отечественная система помощи и защиты. Изменение содержания понятия - явление объективное, оно идентифицирует определенный исторический этап развития процесса помощи и взаимопомощи, и смена понятия, как правило, ведет к смене ее модели.

 

10) Проблемы периодизации истории социальной работы в России.

 

(Формируясь как самостоятельная научная парадигма, социальная работа вызвала у отечественных авторов достаточно большой разброс мнений относительно области ее познания. Жестокая детерминация причинно-следственных связей социальной истории народа и истории процесса помощи не дает объективных, научных представлений не только о его жизни, но и о стадиях и этапах его развития. История других дисциплин, таких как психология, физика, филология и т.д.,наглядно показывает наличие специфики.). Социальная работа как определенная культурно-историческая модель включает ряд таких моделей помощи, как социальное обеспечение, общественная благотворительность, общественное призрение, княжеская благотворительность, "слепня", "помочи", т.е. тех стадий культурно-исторического развития, которые проходит отечественная система помощи и защиты. Изменение содержания понятия - явление объективное, оно идентифицирует определенный исторический этап развития процесса помощи и взаимопомощи, и смена понятия, как правило, ведет к смене ее модели. Эту закономерность мы наблюдаем не только в отечественной, но и в мировой практике. Одна из первых работ, посвященных истории помощи, где рассматриваются стадии развития национальной системы поддержки и защиты нуждающихся, принадлежит отечественному ученому А. Стогу. В работе "Об общественном призрении" им в 1818 г. впервые обозначены основные этапы развития отечественной системы помощи. Характерно, что автор рассматривает историческую разноплановую деятельность, различные формы помощи в логике целостного подхода. Рассмотрение этапов становления государственного института поддержки с исторических позиций наметило особую канву периодизации, не совпадающей с периодизацией становления российской государственности. Периодизация, предложенная А. Стогом в начале Х1Х в., была принята его современниками, а национальную систему общественной благотворительности стали связывать с мерами правительства в этой области. Аналогичный подход, только содержащий более точные исторические ориентиры, предложен в работе "Историческое обозрение мер правительства по устройству Общественного призрения в России". Периодизация общественного призрения связывается в ней с принятием основополагающих указов и постановлений в этой области. Первая группа указов относится к временному отрезку от 988 г. (указы князя Владимира 1) до 1682 г. (указы царя Федора Алексеевича), что соответствует первому этапу становления общественной благотворительности.Второй этап включает время с 1682 г. по 7 ноября 1775 г., то есть до учреждения приказов общественного призрения; третий - с 7 ноября 1775 г. по 1 января 1864 г., когда было принято положение о земских учреждениях. Основу такой классификации составляет принцип изменения институтов помощи в соответствии с выходом постановлений и правительственных мер. К концу Х1Х в. намечаются культурно-исторические подходы к исследованию развития национальной системы общественного призрения. Национальную систему помощи связывают не только с деятельностью государства и его институтов, она рассматривается значительно шире. К тому же начинают исследовать более ранние формы помощи, существовавшие у славянских племен до принятия христианства на Руси. Фирсовым предложена периодизация, с одной стороны, с позиции следования традициям русской дореволюционной историографии в области общественного призрения, с другой - выделения иной логики развития процесса, исходя из идеи, социогенетического оформления и развития способов помощи и взаимопомощи у этнических групп в их культурно-исторической перспективе. Каждый этап изменения модели помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта, которые могут расширяться или сужаться, институтов поддержки, идеологии помощи, с изменением понятийного языка (семантического плана), номинации процесса и обусловлен пандемическими процессами, таким как смена идеологии, разрушение геополитического или социокультурного пространства, глобальные эпидемии, региональные, этнические, социально-экономические войны и конфликты, массовый голод.

 

11) Социальная работа как феномен современного мира.

В истории отечественной социальной работы наиболее примечательно то, что возрождение профессий “социальная работа” и “социальная педагогика” идёт отнюдь не на пустом месте. Становление и развитие последних было подготовлено многолетней дореволюционной исторической традицией широкой социальной деятельности в сфере оказания помощи; а также опытом воспитательной, культурно-массовой и просветительской работы среди населения в советский период. В этом, по-видимому, и состоит первая особенность формирования отечественной модели социальной работы. Вторая особенность определяется тем, что, с одной стороны, у нас существует во многом уникальный исторический опыт в сфере социальной помощи, а с другой – эта, некогда могучая, традиция социальной помощи в дореволюционной России в ходе известных событий была безвозвратно утрачена. В итоге сложилась довольно грустная ситуация: в сфере оказания социальной помощи мы имеем беспрецедентный исторический опыт, который применить на практике без кардинальной ревизии, адаптации к условиям современной действительности практически невозможно. Иными словами, те уникальные наработки, что сохранились в архивных источниках и дошли до нас, вполне могут быть реконструированы, но лишь формально – слишком уж разнится исторический контекст их становления и развития, – а потому результативность любого слепого копирования в современных условиях вряд ли будет столь же эффективна как когда-то. Именно поэтому, в отличие от стран с устоявшейся исторической традицией социальной работы, Россия вынуждена практически заново, – хотя и не на пустом месте – создавать современную национальную систему социальной работы. Суть социальной работы несводима к пониманию её только как одного из видов помощи или к части социальной системы всего общественного устройства, или же к теоретическим исследованиям специфики оказываемой помощи и способам её организации.В связи с многообразием толкований в научной литературе понятия “социальная работа” необходимо сформулировать то её понимание, которое положено в основу данного пособия. Социальная работа как профессия появилась в России 23 апреля 1991 года,в перечне профессий появились новые специальности — социальный работник, социальный педагог и специалист по социальной работе. Для определения путей и методов разрешения этих противоречий и фор­мирования нового подхода в теории и практике социальной работы большое значение играет социологический подход. Он дает возмож­ность рассмотреть социальную работу как способ организации социального взаимодействия между государством и слабозащищенными слоями, между наиболее обеспеченными слоями населения и нуждающимися в социальной помощи и поддержке, позволяет направить усилия на изменение потенциала социальных групп, в том числе путем освоения навыков самостоятельного ре­шения проблем.

 

 

12) Основные современные концепции и модели социальной работы.

Многообразие моделей теоретического обоснования практики социальной работы отражают результаты научных поисков ученых разных школ, ее эволюцию, изменения в содержании и формах с.р. Каждая модель содержит теоретические положения, связь со смежными науками о человеке и обществе, социокультурными основами жизни, а также предполагает определенное содержание с.р.. Социолого-ориентированные модели: «модели жизни» экологической теории. Дезадаптация индивида при изменении социального статуса, перестройки личностно-жизненного пространства (беженцы). Соц. работник должен учитывать существующие в регионе соц. условия, выявлять механизмы эффективной адаптации клиентов к новой среде обитания. Марксистская модель – в основе лежит понимание деятельности социального работника как силы, способствующей осуществлению совместных коллективных действий, направленных на подъем самосознания и осуществления перемен в обществе. Социально-радикальная модель – в её основе положения движения за права человека. Это модель защиты и развития самосознания представителей различных социальных групп. Психолого-ориентированные модели: экзистенциональная модель – при анализе поведения клиента необходимо принимать во внимание то, как он воспринимает и интерпретирует свои представления об окружающем его мире, как оценивает свой социальный статус (работа с этническими группами). Гуманистическая модель – клиент должен понять значимость своей личности и характер влияния на него окружающего мира. Соц. работник старается убедить клиента в своей искренней заинтересованности. Здесь используется психология «активного слушания». Все модели данной группы связаны с оказанием индивидуальной помощи клиенту, с позиции его личностных проблем, что требует от социального работника серьёзной психологической подготовки. Комплексно-ориентированные модели социальной работы: ролевая модель – формирования представления о собственной роли жизни. Ролевую игру социальный работник может использовать для обучения клиента коррекции поведения, а также повышения его адаптированности. Социально-педагогическая модель – в её основе положение, что воспитание выступает частью процесса социального становления человека. Когнитивная модель – социальные услуги должны быть доступны всем нуждающимся в них, основная форма реализации этой модели – консультирование. Концепции. Среди современных концепций актуален системно-теоретический подход в с.р., в кот. отношения, интеракции, трансакции и соц.е процессы рассматриваются в причинно-следственной зависимости. Каждый чел. явл. участником нескольких систем — семья, круг друзей, школьный или трудовой коллектив — все они оказывают взаимовлияние, и это необходимо учитывать соц. работнику в работе с клиентом. Несомненный интерес представляет концепция социального действия в с.р.. Каждый чел. есть носитель двух начал — биологического и соц-ого. Человеческие действия как самоорганизующаяся система в соц. аспекте регулируются символами, такими как язык, ценности и т.п., и нормами, кот. обусловливают индивидуальные действия в зависимости от общепринятых норм и ценностей. Но поступки чел., как бы они ни были регламентируемы общественными отношениями, несут и определенное проявление волюнтаристичности, т.е. в известной степени иррациональности и независимости действии от условий среды, и в то же время зависимости от субъективных «определенных ситуаций».

 

13) Роль милосердия и благотворительности в становлении отечественной социальной работы.

Истоки социальной работы восходят к благотворительности, существовавшей на всех этапах развития общества. Историки находят корни сострадательного отношения к ближнему еще в обычаях восточнославянских племен.

В X в. возник и долго существовал институт нищелюбия, который отождествлялся с человеколюбием. Главной христианской заповедью стала любовь к ближнему. Благотворительность в России с глубокой древности, по мнению различных исследователей, была «не...вспомогательным средством общественного здоровья, как необходимым условием личного нравственного здоровья: она больше нужна была самому нищелюбцу, чем нищему». Позднее благотворительная деятельность духовенства стала обусловливаться соответствующими религиозными постановлениями. В частности, «в Церковном уставе 996 года упоминается об обязанностях духовенства по надзору и попечению за призрением бедных, причем на содержание церквей, монастырей, больниц, богаделен и на прием странных — неимущих была определена «десятина», т.е. десятая часть поступлений от хлеба, скота, судебных пошлин и т.п.».16 в. прокаженные и престарелые должны были быть устроены в богадельни, где могли получать пищу и одежду, «здравые» должны питаться по дворам. Именно в этот период благотворительность в России из общественного феномена стала переходить в объект государственного призрения. Но, естественно, о систематической законодательной деятельности в этой области тогда не могло быть речи. Общественное призрение оформилось в некоторую систему при Петре I, который, подробно останавливался на необходимости различать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь в соответствии с этой нуждой; принимал меры по урегулированию частной благотворительности, определял организационную помощь обществу, создавая органы призрения. Появились новые типы заведений: «гошпитали» для сирот, инвалидные дома, поселки для пленных. Начали развиваться и формы «открытого призрения»: пенсии, кормовые деньги, обеспечение землей и промыслами. Главное начинание реформатора заключалось в ограничении роли церкви в социальной политике и устройстве призрения на новых началах с передачей заботы о бедных и немощных государственным структурам. Лишь в середине XVIII в. при правлении Екатерины II складываются условия для реорганизации всей социальной благотворительности. В этот период создаются специализированные учреждения для воспитания и образования детей: воспитательные дома в Москве и Петербурге для подкидышей, незаконнорожденных и т.д. Губернская реформа 1775 г. породила совершенно новые для России учреждения: губернские приказы общественного призрения, сиротские ссуды, дворянские опеки. В середине XIX в. намечаются новые подходы в развитии российской благотворительности. Основные из них — децентрализация социального призрения и обеспечения, индивидуализация (или «адресность») помощи, рациональный подход к формам и методам предупреждения обнищания людей. Земская (1864) и городская (1880) реформы возложили основную тяжесть социальной помощи нуждающимся на городское и земское (сельское) общественное самоуправление. В 1909 г. в России создается Союз учреждений, обществ и деятелей по общественному и частному призрению. В 1917—1918 гг. отказавшись от благотворительности как одной из форм помощи, новое правительство России основной акцент делало на государственную помощь в форме социального обеспечения и социального страхования.

 

14) Основные тенденции развития социальной работы за рубежом и в России.

 

В теоретических аспектах современных исследователей сохраняется интегративный и междисциплинарный характер. Наибольшее влияние на развитие теории социальной работы продолжают оказывать социология и психология, а также педагогика, психиатрия, антропология, юриспруденция и др.

Европейская социальная работа развивается в тесной взаимосвязи с социальной политикой, и это проявляется в развитии такого понятия как “социальное государство”. Социальное государство обозначает обязанность государства заботиться о благосостоянии своих граждан. Это обязательство осуществляется путем комплексного вмешательства государства в соответствии с существующим законодательством и социально-экономическими процессами, когда это необходимо для поддержания должного уровня благосостояния. Основой для современной социальной работы является также такой принцип социальной политики как субсидиарность. Данный принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия в социальном секторе государственных и негосударственных структур, отдающее предпочтение при финансировании гражданским (общественным), частным инициативам в области социальных программ и мероприятий по сравнению с государственными структурами.

Стратегия современной социальной работы независимо от модели направлена на активизацию позиции клиента в процессе принятия помощи через повышение его самостоятельности, его способности контролировать свою жизнь и свои проблемы.

Хотя основные принципы, методы социальной работы в различных странах довольно схожи, при знакомстве с реальной социальной работой в конкретных странах заметны существенные различия [49]. Это зависит от национальных и исторических особенностях развития страны, бюджетно-страховых принципов финансирования социальной работы, степени развития социального законодательства, что подтверждает уникальность и невозможность какого-либо слепого копирования и переноса зарубежного опыта на отечественную почву.

 

15) Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы.

Технология социальной работы (ТСР) - традиционные и инновационные методы, формы, средства, применяемые социальным работником и службами в определенной последовательности, с целью эффективного решения той или иной социальной проблемы. Сущность ТСР объективно обусловлена необходимостью разрешать те или иные соц. категории населения. ТСР выступает инструментом решения социальных проблем. 2 вида знания: 1. фундаментальное (научное знание, отвечает на вопрос “почему?”, выявляет причинно-следственные механизмы), 2. технологическое научное знание (ведет поиск ответа на вопрос “как, каким образом?”)Принципы ТСР – основные требования, предъявляемые к спец-там соц. работы занимающимся разработкой ТСР. Принципы: 1.гуманность ТСР, 2.объективность, предполагающий всесторонний анализ проблемы, 3. системность, предполагаемый учет соц-х последствий от применения данных технологий. 4. опора на опыт решения данной соц. проблемы.Социальная проблема – осознанная социальным работником, социальным учреждением, в целом невозможность разрешить, то жизненное затруднение решается с помощью знаний и имеющегося опыта. Разрешить соц. проблему означает – выработать новое знание (технологич-ое) или найти опыт решения данной проблемы, творчески приспособив к данным условиям. Технологический процесс в с.р. – процесс перевода возникшей соц. проблемы в состояние ее разрешенности, которая предполагает выход человекка из ТЖС. Технологизация в с.р. – разделение процесса решения соц. проблемы на этапы, процедуры, операции. Этапы: теоретический, методический, процедурный. Операции: ряд действий осуществляемый спец-тами с.р. в процессе решения соц.проблемы. Процедуры: ряд операций осущ-мые в опред-ой послед-ти при резреш. соц. проблемы.

 

16) Инновационные технологии социальной работы.

Под инновацией (от латинского - нововведение) – в широком смысле этого слова понимается новый способ что-либо делать, что влечёт за собой социальные изменения в обществе. Инновационная деятельность – деятельность по достижению новых результатов, средств и способов их получения, по преодолению рутинных компонентов в традиционной деятельности. Социальная инновация – исследует новые средства регулирования и развития социальных процессов, способных соответствовать сложности общественной ситуации, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества в условиях высокой неопределенности обстоятельств. Инновационные социальные технологии определяются основным средством выхода из кризисного состояния по следующим причинам:Во-первых, отсутствие инновационных социальных технологий модернизации общественных отношений неизбежно ведет к социальным бедствиям. Во-вторых, социальная поддержка, социальная помощь приобретает не только массовый характер, но и становится объективной необходимостью. В связи с этим появилась необходимость стандартизировать и унифицировать социальные услуги, отдельные методики, формы, приемы и способы социального действия. Сегодня речь идёт не о новой, а о совершенствующейся деятельности, поскольку меры радикального характера встречают более сильное сопротивление и с учётом менталитета нашего населения результат может быть получен совсем противоположный. Цель:Рост качества социального обслуживания, расширение количества услуг, привлечение дополнительных финансовых средств для развития социального обслуживания, и др.Проблемы: критика нововведений, обвинение в авантюризме, карьеризме, решения запрещающего или затрудняющего характера. Сейчас в стране сложилась ситуация, когда выработанные за последние годы правовые подходы к организации деятельности муниципальной социальной службы перестали в полной мере отвечать потребностям населения.

 

17) Проблемы технологизации процессов социальной работы.

Технологии трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения. Комплексность проблем социальной работы, сложность объектов и субъектов социальных преобразований, необходимость при ограниченном объеме социальных ресурсов получить максимально значимый и эффективный результат — все это настоятельно требует технологизации социальной работы, а специфика этого вида деятельности предопределяет характер тех технологий, которыми оперирует социальная работа. Следует предположить, что в социальной работе не существует изолированных технологий; всякое действие, направленное на получение желаемого результата, может производиться только при наличии согласованного ансамбля технологий, причем, учитывая междисциплинарный характер социальной работы, в этом едином ансамбле будут использоваться и технологии смежных наук и областей практической социальной деятельности (психологические, медицинские, социально-правовые, технологии осуществления связей с общественностью), и специфические технологии, принадлежащие собственно социальной работе (социальная диагностика, надзор и контроль, адаптация и реабилитация и т.д.). Технологизация социальной работы позволяет рационально разделить ее виды на отдельные относительно единообразные процедуры и операции, действия и результаты которых скооперированы и синхронизированы. Технологии социальной работы можно условно разделить на три группы: технологии диагностики (на основе изучения социальных проектов и вероятных прогнозов их развития); технологии конструирования и проектирования развития тех или иных социальных объектов; технологии реализации социальных проектов, программ, введения социальных инноваций. Единая типология технологий социальной работы принципиально невозможна. Обращение к тому или иному виду технологии зависит от сути социальной проблемы.

 

18) Виды, формы и методы технологии социальной работы

Виды:В научной литературе выделяют различные виды или типы социальных технологий.

Так, по степени новизны различают принципиально новые (инновационные) и традиционные (технологии прошлого опыта). С точки зрения масштабности, ряд исследователей выделяют глобальные и территориальные социальные технологии. Первые связаны с решением общечеловеческих проблем, с тенденциями мирового развития, с социальными проблемами воздействия природы и общества на человека. Региональные социальные технологии имеют определенные территориальные ограничения и отражают динамику процессов региональной социальной жизни. Также различают технологий социальной работы по времени функционирования, длительности воздействия:а) долгосрочные (эти технологии рассчитаны на 20-25 лет)б) тактические (направленные на реализацию плана)в) оперативные или ситуативные (для решения разовых ситуаций, регулирующие взаимодействие людей)г) циклические (периодически возникающие).Формы технологии социальной работы.Система общих технологий включает в себя диагностику, профилактику, адаптацию, реабилитацию, коррекцию, социальную терапию, социальную экспертизу, прогнозирование, проектирование, посредничество, консультирование, социальное обеспечение, социальное страхование, опеку и попечительство.Технология социальной работы как вид профессиональной деятельности — это совокупность способов действий, направленных на восстановление, сохранение или улучшение социального функционирования объекта, а также на упреждение негативных социальных процессов, при возможном повторении (тиражировании) данной системы действий. Методы с.р. – это комплекс специфических приёмов, способов достижения целей и задач с.р..Метод – способ рационального исследования и преобразования действительности и кратчайшего пути достижения цели. Методы с.р. во многом обуславливаются спецификой объекта, на кот. направлена деят-ть соц. работника, а также – специализацией соц. работника, структурой соц. и других служб. Иногда методы соц. работы вкл. в более общее понятие “соц. технологии” – способы применения теорет-их выводов науки в решении тех или иных задач, совокупность приемов и воздействий, применяемые для достижения поставленных целей и задач в социальной сфере. Они классифицируются:1)по направлениям и формам социальной работы (организационные, социологические, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экономические, социально-экологические и др); по объектам социальной работы (индивидуальные, групповые, общинные);3)по субъектам социальной работы (применяемые отдельным специалистом, коллективом социальной службы, органом управления социальной работы). Рассмотрим методы социальной работы, классифицированные по ее объектам. 1.Метод индивидуальной работы.Этот метод предусматривает не только планирование пом., но и проведение необходимых процедур для выявления оптимального взаим<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...