Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология социальной работы в образовании.




Еще одной относительно новой областью деятельности социальных работников в России является их деятельность в сфере образования. При этом следует сразу подчеркнуть необоснованность отождествления работы социономов в сфере образования с деятельностью социальных педагогов.Роль социономов, занятых в сфере образования, и социальных педагогов совпадает и необходима в контексте решения социальнопедагогических проблем самого образования и его участия в их разрешении в системе тех общественных условий, которые составляют среду развития этого образования как социального института. Однако она различается тогда и там, когда и где, с одной стороны, соционом решает задачи, выходящие далеко за пределы социально-педагогической проблематики (оказание услуг больным, пожилым людям, выдача денежных пособий малообеспеченным и др.), а с другой - где и когда социальный педагог выполняет сугубо педагогические функции (например, информирует общественность педагогического коллектива о методике социального воспитания, его содержании).Важнейшие задачи социальных работников в сфере образования - защита нуждающихся в помощи из числа преподавателей, сотрудников и обучающихся в учреждениях образования. Прежде всего под его контролем оказывается выполнение администрацией учебных заведений законодательных актов, регламентирующих поддержку нуждающихся из числа обучающихся и работающих в учебных заведениях. Кроме того, в его обязанности входит оказание помощи тем, кто оказывается в коллективе учебного заведения в кризисе, трудной ситуации (несчастный случай, конфликт с коллегами, с родственниками, администрацией, болезнь и др.).

33) Технологии социальной работы в медицине.

В социальной помощи нуждаются различные группы больных и работников здравоохранения. В России пока нет развитой системы социальной работы, которая могла бы эффективно помогать преодолевать трудности различным категориям больных и их родственников. Не в лучшем положении и сами работники медицины. Социальный работник в больнице - пока редкое исключение в условиях России. Между тем практика развитых обществ массового потребления имеет весьма впечатляющий позитивный опыт, о чем свидетельствуют данные по Германии, Швеции, Канаде, США и др. Практика и исследовательская, прогностическая работа социального работника в учреждениях здравоохранения за рубежом органично опирается не только на диагнозы врачей, показания лабораторных экспертиз, но и на психолого-социологические исследования, соответствующую экспертизу социального положения и психологического состояния больного и его близких, ситуаций в их семьях. Какие группы социологических данных, методы социологического анализа ситуации вокруг больного человека и его близких обычно используются социальным работником в сфере здравоохранения? Весьма разнообразные и достаточно регулярно. Прежде всего выясняется общественное мнение и отношение к болезни клиента со стороны его близких и родных. Оно обычно выясняется путем бесед с родственниками по программе стандартизированного интервью. В этой связи выясняются важные вопросы относительно того, кто может наилучшим образом оказать больному материальную и психологическую моральную поддержку. В работе с больными используются данные о специфике поведения их различных групп в типичных ситуациях, а также сведения о социальном статусе, образе жизни, профессии клиента, его семье. Учитывается и комплекс возможностей медицинского учреждения, его профессионально-квалификационная, техническая и технологическая оснащенность. Социальный работник свободен в выборе теоретических оснований своей деятельности, в сборе дополнительных данных о больном, его состоянии, семье, близких, а также в привлечении дополнительных социологических и психологических сведений. Однако в главном они сводятся к информационному обеспечению тех задач, что стоят перед социальным работником сферы здравоохранения: 1) обеспечить оптимальную связь больного с его социальным окружением;2) оптимизировать самопомощь и поддержку близких больному в кризисной ситуации;3) обеспечить связь работников медицинского учреждения с семьей и близкими больного;4) оказать поддержку родным и близким в ситуациях трагического исхода болезни клиента.

34) Технологии СР в армии.

 

Работа с военнослужащими: первобранцы – адаптация (понятие выполнение устава), поддержка связи с семьей и близкими людьми, вовлечение в общественную жизнь, слежка за коммуникативными способностями. Соц работа с офицерами: следить за повышением по службе, повышен квалификации. Созданием жилищных условий, забота о семье, создание условий для семьи, работа жен советов, работа домов культуры. Занимаются этим соц работники. Субъект СР в армии обладает сложной структурой. Это вся система органов и лиц, организаций и учреждений, которые непосредственно и опосредованно занимаются социальной работой с различными категориями военнослужащих и членов их семей. Это совокупность негосударственных учреждений, органов и лиц гражданского общества, ведущих работу с военнослужащими и их семьями по личной и общественной инициативе (общественные организации, объединения ветеранов боевых действий, военнослужащих уволенных в запас или отставку, благотворительные фонды и др). Общей целью военно-социальной работы можно назвать гармонизацию, оптимизацию взаимодействия личности и социальной среды в каждом конкретном воинском социуме и в условиях гражданской жизни после выхода из него. Основные функциональные направления СР в армии: социальная зашиты(Представляет собой комплекс мероприятий по компенсации, предотвращению и ликвидации угрозы потерь ряда социальных свобод и гарантий различным категориям военнослужащих и членам их семей), социальная поддержка(комплекс мероприятий по периодическому удовлетворению социальных потребностей военного социума, находящегося в состоянии социального кризиса), социальное обеспечение(совокупность мероприятий по реализации законных социальных прав, свобод, гарантий и льгот различных категорий военнослужащих их их семьям), социальное обслуживание (комплекс мер по представлению и реализации широкого спектра социальных услуг официального и благотворительного порядка, социальная реабилитация), социальная адаптация (комплекс мер по созданию благоприятных условий для нормальной жизнедеятельности клиентов в изменившихся обстоятельствах), социальная реабилитация (комплекс мер по восстановлению утраченных духовных и физических сил клиентов, их социальных умений и навыков). Средства осуществления Ср в армии многообразны: правовые, экономические, политические, просветительские, культурно-досуговые, духовно-нравственные и т.д. В настоящее время можно говорить о том, что систем военно-социальной работы в российском обществе находится пока еще в стадии становления и характеризуется незавершенностью формирования на основе новых принципов жизнедеятельности и достаточно низким уровнем. Низкий уровень военно-социальной работы является следствием слабой социальной ориентации государственной политики; низкого уровня финансирования социальных программ. Военный соц.раб-к выполняет след.функции:1)Диагностические изучает особенности личности военнослужащих и их коллективов, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит «социальный диагноз».2)Прогностические. Прогнозирует развитие социальных процессов, происходящих в полку (на корабле), подразделениях и вырабатывает определенные модели социального поведения военнослужащих и воинских коллективов.3)Правозащитные. использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки военнослужащим и членам их семей, их социальную защиту.4)Организационные. Организует взаимодействие и оказывает помощь общественным организациям, функционирующим в полку (на корабле), в их работе по социальной защите военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала и разрешению социально-бытовых проблем.5)Предупредительно-профилактические. приводит в действие различные механизмы: юридические, психологические, медицинские, педагогические и другие, направленные на предупреждение и преодоление негативных социальных явлений. Он организует оказание помощи нуждающимся.6)Социально-медицинские. Организует работу по профилактике здоровья, содействует подготовке молодых офицеров к семейной жизни, созданию благоприятных условий и реальных возможностей для поддержания здоровья и благополучия тех, кто временно оказался в затруднительном положении экономического или социального характера.7)Социально-педагогические. Этими методами офицер по социальной работе и профилактике правонарушений информирует, убеждает, формирует умения и навыки. Он также выявляет интересы и потребности военнослужащих и членов их семей в различных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества и использует в работе с ними все имеющиеся возможности в полку (на корабле).8)Психологические. Оказывает различного рода консультации и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации военнослужащих, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся.9)Социально-бытовые. Изучает и анализирует социальные запросы военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала, результаты докладывает командиру полка (корабля), совместно с другими должностными лицами принимает меры по своевременному разрешению социально-бытовых проблем. 10)Коммуникативные. Устанавливает контакт с нуждающимися, помогает им осознать сильные стороны своей личности,развивает мотивацию социально направленной деятельности военнослужащих, корректирует поведение, проводит социально-терапевтическую работу.11)Сбор социальной информации. Основными элементами являются: выборка, анализ документов, наблюдение, опрос, анкетирование, интервьюирование, обработка, анализ и интерпретация данных, изучение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций. ФЗ 27.05.98 "О статусе военнослужащих" для граждан, находящихся на военной службе (военнослужащих) и призванных на военные сборы, предусмотрены страховые гарантии и право на возмещение ущерба,его семье при потере кормильца и др.льготы.

 

35) Тех-ии с.р. на предприятии.

Соц. работа на предприятии реально вкл. мин. 3 осн-ых вида: 1.Соц. защиту: денежные выплаты, налоговые и др. льготы, разл. виды консультирования, целевые соц. программы предприятия; 2.Соц. обслуживание: предоставление соц. услуг раб-кам, неспособным позаботиться о се, и услуг, необ-ых для удовлетворения потр-ей их норм-ого сущ-ия. Осн-ыми формами его явл-ся – соц. диагностика, соц. и проф. реаб-ия, матер. и произв-ая пом. 3.Соц. поддержку (форм-ую и неформ-ую д-ть спец-ов (должн-ых лиц) и иных ее суб-ов среди лиц, временно оказ-ся в ТЖС, по реал-ии мер предупредительного и восстановительного св-ва), к-ая осущ-ся в форме трудоустр-ва, временной образ-ой, физ-ой, матер-ой, псих-ой и иных видов пом. Цель с.р.: состоит во взаимодействии м/д отдельными раб-ками и предприятием в целом, направленном на улучшение кач-ва жизни раб-ков. Объектом с.р. явл-ся все раб-ки предприятия, раб-ки нах-ся в ТЖС и прилагающие собственные активные усилия по их преодолению. Задачи с.р.: 1.созд-ие усл-ий, в к-ых раб-к м. в полной мере проявить свои возм-ти и спос-ти (трудовая самореализация, реализация личностного потенциала); 2.активную адаптацию раб-ка; 3.проф-ку и предупр-ие соц-но-нежелательных явлений; 4.орг-ию научных исслед-ий, конференций, семинаров, учебно-просветител-ой д-ти по проблемам соц.раб. на предприятии; 5.разработку и реал-ию программ; 6.соц. обслуж-ие, оказ-ие услуг раб-кам предприятия; 7.соц. поддержку раб. оказ-имся в ТЖС; 8. Осущ-ие соц-ого мониторинга. С.р-та осущ. след. Функции: информац-ую, диагностич-ую, прогностич-ую, организ-ую, психолого-педагогич-ую, практическую (оказ-ие практич-ой пом. людям), управленческую.Соц. р-ту на пром-ых предприятиях осн-ся на след. принципах: 1.Пр. опоры на собст-ые силы. Активная позиция раб-ка в разреш-ии своих проблем; 2.Пр. гарантированности – означает обяз-ое оказ-ие соц. пом. лицам, стремящимся максимально исп-ть собств-ые внутр-ие резервы; 3.Пр. адресности – пом. оказ-ся конкретному челу с учетом его конкр-ой сит-ии; 4.Пр. соц-ого реагирования – подразумевает выявление соц. проблем раб-ов и принятие мер по их реш-ию. 5.Пр. профил. направленности предпол. необходим-ть принимать усилия по предупреждению возник-ия соц. проблем и жизненных затруднений чела; 6.Пр. выделения соц. ресурсов – предпр-ия выдел. ср-ва на оказ-ие пом. своим раб-ам.

 

36) Технологии социальной работы на селе.

Проблема социальной защиты человека, проживающего в непростых социальных и экономических условиях жизни современного села, актуальна как для стабильно развивающегося, так и для кризисного общества. Сельский сектор нашей страны, где сегодня проживает 27% населения (21 млн. женщин и 19 млн. мужчин), всегда отличался более низким уровнем социальной жизни, тяжелыми условиями труда и быта. Бедность сельских жителей привела к тому, что многие российские деревни стали вымирать, стали процветать пьянство и алког-зм. Важен жилищный вопрос, жители лишены удобств. Свертываются сети дошкольных учреждений, неудовлет-е медобслуж-е. На селе жители обслуживаются в основном УСЗН или ЦСО, расположенными в городах или районных центрах; практикуются также небольшие комплексные центры социального обслуживания или регулярное выездное обслуживание с периодическим посещением отдаленных или малонаселенных пунктов. Осуществляется также прием на работу в ЦСО местных сельских жителей, которые способны оказать помощь своим соседям. Специализированные службы, общераспространенные в городских районах, как правило, обычно отсутствуют. Работник должен быть опытен в оценке проблем и опытный при оказании услуг, строго ориентироваться на социальные технологии, такие как индивидуальная и групповая психотерапия или организация общины, на практические области, общественная благотворительность и так далее. Кроме того, сельские социальные работники должны быть хорошо знакомы с культурными характеристиками разных этнических и расовых групп, которые они будут обслуживать. Сельские общины далеко не однородны. Сельский социальный работник должен уметь оценить и задействовать систему неформальной поддержки – семью, церковь, соседей, друзей, чтобы выяснить потребности нуждающихся и удовлетворить их. Опыт социальной работы многих стран мира позволяет и в сельском социуме отстаивать следующий тезис: побуждение людей к работе и улучшение условий их труда имеют приоритет иждивенчества ведет к снижению уровня жизни бедных слоев. Акцент на «трудообеспечение», а не на «благообеспечение» является более милосердным актом государства по отношению к малоимущим. Формы соц. работы на селе: адресная соц-я помощь (самарская обл.): соц. пособия; организация горячего питания; прграмма «малое подворье,когда на бюджетные ср-ва закупается скот, птица, которые передаются семье на выращивание; организация продажи в кредит предметов бытовой техники; программа «Забота» (красноярский к-й)20000 чел получают ежегодную соц-ю поддержку_это благот-е питание, МСП, пособия, льготы. В саратовской обл для оказания соц-быт услуг пожилым и инвалидам создано 22 сельских центра соц обслуж населения, в сельской местности расположены 10 интернатов для пожилых и инвалидов; в чуваши -программа газификации села, коренное улучшение мед обслуж, оснощение школ, строятся объединенные культурно-образоват центры. Новая форма обслуж-я селян – офисы семейного врача общей практики, т.о. мини-поликлиника создается; открываются центры соц реабелит несовершен-х. Орловская обл: мини-дома интернаты (дома ветеранов и отделения милосердия малой вместимости); программа «славянские корни» (стимулирование развития фермерского хоз-ва, строительства жилья по льготной системе кредитования). Астраханская обл: комплексные бригады по соц обсл населения (соц раб и группы по ремонту домов, вспашке огорода и т.п.). Еще в селах сущ служба «столовые на дому», когда пожилые получают горячее питание в дом усл-х в соот с диетическими рекомендациями медиков. Еще одна соц технология_ биржи обменных услуг и группы взаимопомощи (развитие соц активности пожилых, помощь др др.). Специфика с.р. на селе: сельское население не однородно, придают большое значение личным связям и связям с родственниками, соседями, нежели поиску на стороне, в к.-л. учрежд-х, активно развиты формы самопомощи и взаимопомощи, население более привержено традициям и обычаям. В качестве соц. поддержки селян актуальным явл. организация и развитие на селе различных промыслов, ремесел, мини-цехов по переработке с/х продукции, что помогает создать дополнит. рабочие места и повысить материальный ур-нь жизни.

 

37) Технология социальной работы с бездомными.

Бездомность - явление, присущее человечеству на всем протяжении его существования. Но особенно широко оно распространяется и периоды социальных потрясений и стихийных бедствий: войн, голода, наводнений, землетрясений, кризисных процессов в тех или иных странах. Ныне оно присуще как развитым, так и слаборазвитым странам. В связи с большой социальной значимостью данной проблемы государством предпринимаются меры по оказанию помощи лицам без определенного места жительства, в том числе пожилым и престарелым. В решении разнообразных проблем бездомности большую роль играют социальные работники, особенно те из них, кто трудится в соответствующих учреждениях: приютах, центрах социальной реабилитации, детских домах и т.д. В настоящее время в Российской Федерации сложились четыре типа социальных учреждений для лиц без определенного места жительства: дома ночного пребывания; специальные дома-интернаты для инвалидов и престарелых; центры социальной адаптации; социальные гостиницы и приюты. В этих учреждениях вышеназванные лица находят себе приют, получают материальную помощь, им оказывается содействие в трудоустройстве или в помещении в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, они находят помощь в восстановлении потерянных документов. Им оказывается медицинская помощь, проводится санитарная обработка, выдаются талоны на бесплатное питание, а нуждающихся в специализированной медицинской помощи направляют в учреждения здравоохранения. На современном же этапе развития российского общества государство призвано осуществлять меры по ограничению роста числа бездомных, создавать условия приобщения их к посильному труду. В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» в целях оказания социальной, медицинской и иной помощи лицам бомж, а также обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и укрепления общественного порядка Федеральному Правительству и органам исполнительной власти в регионах поручена реорганизация приемников-распределителей органов внутренних дел для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество, в центры социальной реабилитации. На органы социальной защиты возлагается направление лиц без определенного места жительства в учреждения социальной защиты, а также определение оснований и порядка выплаты пенсий. Правительство Российской Федерации своим Постановлением «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий» от 5 ноября 1995 г. (№ 1105) поддержало инициативу органов социальной защиты населения о создании системы социальной защиты для лиц бомж, включающей в себя дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, социальные центры и др Специальные дома-интернаты для инвалидов и престарелых являются медико-социальными учреждениями. Они предназначены для проживания в них граждан, нуждающихся в постороннем уходе, в бытовой и медицинской помощи, из числа освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц без определенного места жительства и занятий, направляемых органами социальной защиты. Эта форма социальной работы с лицами бомж из числа освободившихся заключенных позволяет престарелым и инвалидам данной категории не только решить социально-бытовые проблемы, но и восстановить утраченные социальные связи с обществом. Центры социальной адаптации. Данные учреждения решают вопросы бытового и психологического характера, а также оказывают помощь в трудоустройстве. Здесь проводятся культурно-массовая работа и предупредительно-профилактические мероприятия. Такие центры имеют общежития, где бомжам предоставляется возможность проживать до шести месяцев. За этот период клиентам оказывается помощь в решении различных правовых вопросов, а также в восстановлении утраченных социальных связей. Социальные приюты (гостиницы) дают возможность 10-суточного бесплатного проживания, а также получения необходимых консультаций по вопросам бытового и трудового устройства, пенсионного обеспечения. В социальных приютах (гостиницах) оказывается также медицинская помощь. В период проживания лица бомж получают бесплатные горячие обеды, постельные принадлежности и предметы культурно-бытового назначения.

 

38) Технология социальной работы с детьми сиротами.

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Основные причины современного сиротства состоят в следующем: 1) это добровольный отказ родителей от своего ребенка, как правило, вскоре после его рождения – в легальной или не легальной форме (дети-подкидыши, дети, «забытые» в клиниках или проданные другим лицам); 2) лишение родительских прав; 3) утеря родителями ребенка вследствии социальных потрясений или стихийных бедствий, которые вынуждают население к хаотической миграции. Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. Реализация этих задач возлагается на органы опеки и попечительства. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью, а при отсутствии такой возможности в соответствующие учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Самыми распространенными формами социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей являются: 1)передача детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специализированные учреждения. К ним относятся: образовательные учреждения, уч-я соц-го обслуживания населения (детские дома интернаты, социальные приюты), уч-я здравоохранения (дома ребенка) и др.2) усыновление (удочерение) – это государственный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством, а также усыновителями и их родственниками возникают такие же права и обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми.3) Опека (попечительство) – форма устройства детей-сирот и детей оставшихся без попеч-я родит., в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигших 14 лет; попечительство – над детьми в возрасте от 14-18 лет.4) Приемная семья – это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) на срок, установленный договором. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на: - получение основного общего или среднего (полного) образования; - предоставление бесплатного медицинского обслуживания и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении; - право на имущество и жилое помещение. Имевшие закрепленное жилое помещение сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социальной защиты и др. В случае если они не имели закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в соц. уч-ях обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной занимаемому ими жилому помещению, жилой площадью не ниже установленных социальных норм; - право на труд. Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14-18 лет осуществляют профориентационную работу и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья за счет средств Государственного фонда занятости населения РФ.

 

39) Особенности технологии социальной профилактики.

Социальная профилактика – совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера и другие, социально опасные и вредные отклонения в поведении. Ее целью является создание предпосылок для формирования законопослушного, высоконравственного поведения. Под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия направленные на:1)предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска;2) сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;3) содействие им достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая.Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения. Другие профилактические меры принимаются непосредственно перед возникновением проблем. Третья группа профилактических мер принимается в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых.Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий – специальной. Специальной профилактикой можно называть систему мер, ориентированных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости, профилактика школьных страхов и т.п.Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей:1)охрана здоровья населения – искоренять причины возникновения и развития болезней, создавать наиболее благоприятные условия охраны здоровья, воспитание физически и духовно крепких людей;2)профилактика девиантного поведения:а) профилактика самоубийств (суицида) – своевременное диагностирование и соответствующее лечение; активная эмоциональная поддержка человека, находящегося в депрессии; поощрение его положительной направленности с целью облегчения негативной ситуации;б) профилактика таких социальных патологий, как преступность, алкоголизм, наркомания и токсикомания – основная цель – создание предпосылок для формирования законопослушного высоконравственного поведения граждан. Формы и виды профилактических мероприятий разнообразны. Исходя из стадий предупредительного воздействия они могут быть определены как: нейтрализирующие;компенсирующие;предупреждающие воздействие обстоятельств, способствующих социальным отклонениям; устраняющие эти обстоятельства;мероприятия по осуществлению последующего контроля за проведенной профилактической работой и ее результатами. Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе.

 

40) Основные цели, задачи и функции социального обслуживания.

Главное место здесь занимает предоставление услуг надомного обслуживания для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями. Срочное социальное обслуживание - это адресная помощь(финансовая, продуктовая, вещевая). Центры социального обслуживания оказывают консультативные услуги (психолог, юрист) населению. Большой популярностью пользуется социокультурная реабилитация граждан. Важную роль играют статьи Закона, в которых раскрывается основное содержания видов социального обслуживания - материальная помощь социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных условиях, предоставления временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж граждан и семей. ФЗ “ О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” существенно дополняет и конкретизирует наше представление о социальном обслуживании отдельных социальных групп нашего общества. Он предназначен для регулирования отношений в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения. Главное место здесь занимает предоставление услуг надомного обслуживания для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями. Срочное социальное обслуживание - это адресная помощь(финансовая, продуктовая, вещевая). Центры социального обслуживания оказывают консультативные услуги (психолог, юрист) населению. Большой популярностью пользуется социокультурная реабилитация граждан.Социальное обслуживание основывается на принципах: адресности, совокупность, добровольность, гуманность, приоритетность, предоставление социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам находящиеся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность, соблюдение прав человека и гражданина. С формальной точки зрения, социальное обслуживание - это вид социальной деятельности, осуществляемый главным образом через сеть социальных служб, взаимодействующих между собой во имя достижения промежуточных и конечных целей предоставления клиентам социальных услуг. Законодательство предусматривает следующие виды социального обслуживания.

Материальная помощь в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, одежды и обуви, других предметов первой необходимости, топлива, специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе; Социальное обслуживание на дому направлено на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их законных прав и интересов. Полустационарное социальное обслуживание осуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания при муниципальных центрах социального обслуживания или органах социальной защиты. Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание всесторонней социальной помощи лицам, нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении. Основываясь на концепции системных потребностей социально - экономических структур в обществе в применении ее к решению практических и организационных задач сферы социального обслуживания населения, можно обозначить системные функции и цели этой сферы. Это системные функции гуманности, к которым относятся: а) помощь неимущим, слабым, больным и попавшим в трудные жизненные ситуации людям. Если человек в результате болезни или каких-либо обстоятельств попал в трудную ситуацию, то гуманное отношение к нему других членов общества со значительной вероятностью способно сохранить его жизнь и вернуть ему работоспособность. Кроме того, «общественному организму» (государство, общество, народ, нация, этнос и т.п.) могут оказаться полезными не только потенциально сильные и здоровые люди; б) обеспечение поддержания выработки в «общественном организме» так называемых «энергетических излишков». Эта функция обусловлена тем, что потребность в ресурсах для выживания «общественного организма» может резко изменяться, например, во время войны или природных катаклизмов.Функц.: а) функция социальной помощи, которая включает: выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке; надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе;профилактика бедности и т.д. б) функция консультирования. в) функция социального корректирования и реабилитации. функция информации населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов.

 

41) Проблема научной организации труда в социальной работе.

Научной следует считать такую организацию труда, которую, которая основывается на достижениях науки и передового опыта, систематически внедряемых в производство, позволяет наилучшим образом соединить технику и людей в едином производственном процессе, обеспечивает наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, непрерывное повышение производительности труда, способствует сохранению здоровья человека Задачи, которые решаются в рамках НОТ:Совершенствование форм разделения труда; Улучшение организации рабочих мест; Рационализация методов труда; Оптимизация нормирования труда; Подготовка рабочих кадров. Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержку, развитие личности, реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности человека. Социальная работа осуществляется на профессиональном и непрофессиональном уровне. Непрофессиональный уровень социальной работы – это добровольная (благотворительная) помощь, профессиональная социальная работа реализуется через функционирование целого ряда специализаций, направленных на решение конкретных проблем человека (медицинских, юридических, экономических, воспитательных и т. д.). Социальная работа как профессия имеет форму социального проектирования и прогнозирования (структурная социальная работа) и непосредственной работы с клиентом (психосоциальная работа). Цели социальной работы независимо от модели теоретического обоснования и практики связаны с поддержанием личности клиента, а задачи социальной работы меняются в зависимости от сфер социальной практики, характера проблем клиентов, социально-психологических особенностей клиентов, условий конкретного социума. Основные направления научной организации труда в работе органов социальной защиты населения:1. Разделение и кооперации труда. Подбор и расстановка кадров. Организация творческого труда. Сплочение коллектива.2. Совершенствование оплаты труда работников. Ликвидация уравнивающего принципа в оплате труда.3. Организация рабочего места, оснащение, планировка, эстетизация.4. Создание благоприятных условий труда: санитарно-гигиенических и психофизиологических (отношений в коллективе). 5. Рационализация приемов и методов труда.6. Воспитание сознательного и творческого отношения к труду. Укрепление дисциплины труда.7. Подготовка и повышение квалификации кадров.

42) Современные технологии работы с семьей группы риска.

 

При социальной работе с семьёй "группы риска" нет определенных технологий работы, подходящих для решения трудностей всех семей. Здесь вся ответственность

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...