Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бывает ли, что кто‑то уходит из монастыря?




Бывает ли, что кто‑ то уходит из монастыря?

– Как правило, это происходит из‑ за того, что человек не ужился с братией и священноначалием, имел трения и недоразумения. Бывает, что ввиду церковной пользы монаха переводят в другую обитель. Как правило, в ту, которую нужно возрождать.

В обетах монашеских сказано: «Обещаешься ли пребывать до смерти в этом монастыре или где тебе будет повелено от священноначалия? » Если по послушанию человека перевели, то для него это благое и спасительное дело. Если же сам уходит, то это неправильно и недуховно.

В Отечнике описан пример одного монаха, который ходил по монастырям и везде искал духовной жизни, но везде с кем‑ то не уживался. Однажды он встретил старца, который ему сказал: «Ты везде ищешь места, где нет дьявола». Враг рода человеческого везде будет гнать в другое место, показывать радужные перспективы и внушать мысль, что «хорошо там, где нас нет». Обычно, если человек перешёл из одного монастыря в другой, то этим метания не заканчиваются. Он ищет ещё и ещё…

Какая разница между личным смирением человека и тем, когда его смиряют? Насколько «добровольное послушание» добровольно?

– Бывает и такое, что человека «ломают», как в армии. Но прежде чем человека смирять, нужно самому стяжать смирение. Если кто‑ то сам знает, что такое – тяжело трудиться, быть в послушании, он никого смирять не будет. Тем более в наше время, когда люди приходят из расцерковлённого мира, не из христианских семей, без предварительного начального воспитания. Из насильственного «смирения» происходит не улучшение духовного состояния смиряемого, а наоборот – его озлобление, ропот и другие нехристианские чувства.

Один из моих знакомых ушёл в подмосковный монастырь. Сам он парень был неспокойный, резкий, вышел из совершенно светской среды. Через полгода сестра приехала его навестить и увидела его благостным, спокойным, умиротворённым. Она спросила его: «Тебя, наверное, так засмиряли, что ты уже стал шёлковым? » Он ответил, что как раз наоборот, его никто не трогает и не дёргает. «Если бы меня стали смирять, я стал бы ещё более буйный и озлобленный, – сказал он. – Но ко мне относятся по‑ человечески, по‑ христиански». Вследствие такого отношения он стал лучше.

Любящие родители всегда желают счастья своим детям. Под этим подразумевается, что они хотели бы видеть потомство своих детей, своих внуков. Молодого человека, который желает вступить на путь монашества и дать обет безбрачия, родители могут не благословить идти в монастырь. Как быть?

– Любой, кто читает жития святых, видит, что многие преподобные имели проблемы с родителями. Особенно если речь идет о юношах. Почитать хотя бы жизнеописания преподобных Феодосия или Варлаама Киево‑ Печерских. В них ярко описана родительская ревность. Но так бывает не только с монашеством, и при вступлении в брак родители подспудно ревнуют своего ребёнка к супругу или супруге. Даже если ребёнок просто ходит в монастырь, воцерковляется, зачастую родители по этому поводу волнуются. И не обязательно при этом они должны быть безбожники и атеисты, противники православной веры. Просто это такая родительская ревность: ребёнок до 15–16 лет был у них «под крылом», и вот появляются какие‑ то новые убеждения, согласно которым он стремится сам направлять свою жизнь и однажды решает идти в монастырь…

Если родители являются практикующими православными, тогда благословение нужно, и оно имеет духовное значение. Ребёнок чувствует родительскую поддержку и ощущает, что он – молитвенник за весь свой род, ведь родители благословили ему молиться за всех предков: и почивших, и живых. Но если родители не воцерковлены, то в девяноста девяти случаях из ста они не благословляют и не разрешают чаду идти в монастырь. Однако через некоторое время успокаиваются, ведь они же желают счастья своему ребёнку. И если видят, что он счастлив, бодр, весел, радостен, что обрёл в монастыре смысл жизни, то через некоторое время и сами начинают чаще ходить в храм, жить церковной жизнью. Так бывает очень часто, практически в большинстве случаев.

А как быть с попечением о родителях в их старости, когда они нуждаются в материальной поддержке или в повседневном уходе? Что если ушёл в монастырь единственный ребёнок?

– В таком случае обычно священноначалие благословляет оказывать родителям помощь. Помощь может быть материальная или физическая. Например, съездить домой помочь выкопать картошку. Все эти вопросы решаемы. Кто‑ то из древних святых, когда его мать заболела, покинул пустыню и ухаживал за матерью до конца её жизни. Это одна из добродетелей – помогать родителям.

Есть ли сейчас у монахов свои личные средства, деньги?

– Личных средств и личных вещей нет, пожалуй, только в особо строгих монастырях, на Афоне или в особых келлиях. В наших обителях почти у всех есть личное имущество. Но в чём оно заключается? Как говорил Василий Великий, стяжание монаха должно быть – книги духовного содержания, от одного воззрения на которые человек должен расставаться с неправильными мыслями и помыслами. Если какие‑ то средства братии и попадают, то, как правило, идут на покупку книги или иконы. Если средств не хватает на иные духовные, бытовые или специальные нужды, то брат обычно обращается к настоятелю, и тот при необходимости всегда выделяет потребные средства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...