Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ограничения в пище необходимы для аскезы. Монастырский устав в этом отношении – проверенное средство.




Ограничения в пище необходимы для аскезы. Монастырский устав в этом отношении – проверенное средство.

О том, что пост – это в первую очередь воздержание от греха, я уже говорил. Но есть определённые внешние рамки, в частности, ограничения в пище, которые также необходимы для аскезы. Повторюсь: это является только средством, подспорьем в деле очищения души.

Великим постом не принято вкушать любые продукты животного происхождения: мясо, молоко, яйца и тому подобное. Вкушаются в основном овощи, фрукты и другие растительные продукты.

В последние годы возникла тенденция заимствовать для поста некий практический опыт и традиции, свойственные Восточным Церквям. В частности, в Греческой Церкви, в том числе на Афоне, где монахи вообще очень воздержаны и буквально до йоты соблюдают богослужебный устав и предписания относительно поста, разрешается по субботам и воскресеньям вкушать морепродукты. Поэтому, думаю, христиане, которые начинают поститься, вполне могут вкушать в субботу и воскресенье кальмары, креветки – сообразно своим кулинарным и финансовым возможностям.

Также в определённые дни Великого поста не разрешается вкушение варёной пищи или пищи с растительным маслом. Но человеку, который только начинает поститься, не стоит уделять слишком много внимания, чтобы в какой‑ то день, Боже упаси, не съесть лишнюю каплю масла или не сварить запрещённую картошечку. Думаю, вполне достаточно не вкушать продуктов животного происхождения, в том числе и рыбы. Для начала это будет вполне достаточным постом для такого человека.

Без Причастия и исповеди один только пост к Царствию Божьему нас не приблизит.

Ещё нужно сказать, что Великий пост – это время, когда человек старается чаще причащаться Святых Христовых Тайн. Ведь без исповеди и без Причастия пост является только диетой, не более. Поэтому пусть каждый, кто считает себя православным, кто отождествляет себя с Православной Церковью, в течение Великого поста как минимум один раз, а лучше как можно чаще исповедуется и причащается.

Во многих храмах существует традиция, когда люди причащаются каждое воскресенье, особенно Великим постом. Почему? Мы знаем, что перед причастием человек должен несколько дней поститься. Поскольку Великий пост является самым продолжительным, и в этот период человек наиболее строго постится, то вполне логично, чтобы каждый верующий в любое воскресенье приступал к Святым Христовым Тайнам. Ведь мы знаем страшные слова Христа о том, что кто не будет вкушать плоти и крови Сына Человеческого, тот не войдёт в Царствие Божье.

Поэтому, пожалуйста, дорогие мои, не обольщайтесь, не думайте, что если вы Великим постом не съедите сосиску, не скушаете рыбы, не выпьете вина или других алкогольных напитков, вы приблизитесь к Царствию Божьему. Без Причастия, без исповеди это будет только диета, и никакой духовной пользы от этого вы не получите.

Когда не можем искренне простить ближнего, вспомним, насколько большие прегрешения прощает нам Господь.

Из Евангелия мы знаем, что Господь несколько раз, обращаясь к Своим ученикам, говорил о важности прощения наших ближних. Об этом говорится в нагорной проповеди: «Если вы будете прощать им согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный». Куда яснее: как мы будем прощать ближних, в такой же мере, с такой же полнотой простит Господь и нам наши многочисленные грехи.

Мы знаем молитву «Отче наш» и знаем слова: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Существует чёткая связь в евангельских словах – как мы будем прощать, так же Господь будет прощать и нам. Если человек перед нами согрешил, провинился, обидел, досадил нам, а мы простим его только формально, потому что он испросил у нас прощения и нужно прощать, но в сердце оставим злобу, если у нас в руке, фигурально выражаясь, будет сжат камень, точно так же и нам Господь не простит наших многочисленных грехов.

Тем более если сравнить ту массу грехов, которую каждый человек имеет, с тем мизерным прегрешением, которое против нас совершает ближний, мы увидим, что обмен совершенно неравноценный. И Господь, будучи предельно милосердным, будучи самим совершенством, предоставляет нам эту возможность простить грех нашего ближнего в обмен на прощение наших многочисленных проступков. Как всё просто – и вместе с тем насколько сложно!

И что значит искренне простить? Что значит не гневаться? Что значит иметь настоящее прощение? В Евангелии есть слова: «Принесите плоды покаяния». Если человек прощает, он должен принести плод, должен показать, что действительно простил. Он должен из злого сделаться добрым, из гневливого – терпеливым. Должен показать, что действительно изменился, что стал лучше, что хоть чуть‑ чуть, пусть в каком‑ то частном случае, но стал жить по Евангелию. И вот из таких маленьких побед слагается лествица в Царствие Божье.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...