Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Победа в духовной войне достигается серией маленьких побед над самим собой. Начинать нужно с малого.




Победа в духовной войне достигается серией маленьких побед над самим собой. Начинать нужно с малого.

Святой Серафим Саровский очень метко сказал: «Добродетель – не груша, её сразу не съешь». Не нужно думать, что мы мгновенно научимся исполнять все заповеди. Это невозможно.

Победа в духовной войне достигается серией маленьких побед над самим собой, над своим грехом, над своими немощами и слабостями. Начинать нужно с малого. Может быть, не всё сразу будет получаться. Может быть, только в одном из десяти случаев мы сможем вовремя сдержаться, затормозить, не излить свой гнев, не осудить. Но если один раз получится, это уже хорошо. В следующий раз, может быть, получится в двух случаях из десяти, и так далее. Не отчаивайтесь, если сразу не получается быть христианином, не получается менять себя. Это – борьба, борьба всей жизни.

Многие святые даже на смертном одре считали себя недостойными Царствия Божия, потому что видели свою греховность. Мы знаем замечательные слова, что свят не тот, кто видит Ангелов, а тот, кто видит свои грехи. Пост – это время, когда мы как через увеличительное стекло видим свою червивую душу, которая не способна ни терпеть, ни прощать, ни любить по‑ настоящему. И стараемся хотя бы часть этих плевел, этих сорняков вырвать из нашего сердца.

Что хотелось бы пожелать…

Советский классик писал, что жить нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Я желаю всем воцерковлённым или только становящимся на путь воцерковления, или только задумывающимся о вечности и своей душе, прожить этот пост так, чтобы перед Пасхой не было мучительно больно за бесцельно прожитый Великий пост. Чтобы пост не превратился в торжество кулинарии. Чтобы пост был, хоть и маленькой, посильной, но ступенькой ко Христу.

Записал протодиакон Николай Лысенко

 

Не превращайте Радоницу в языческие тризны (Портал «Православие и мир», 28 апреля 2014 года)

 

Как правильно поминать усопших? Как вести себя на кладбище в Радоницу? Как воздавать молитвы о почивших?

Неделя, следующая за Пасхальной седмицей, которая в народе называется Радоницей, посвящена поминовению усопших. Собственно, усопшие поминаются во вторник после Светлой седмицы, но по традиции этому посвящается всея неделя.

К величайшему сожалению, это поминовение превращается в некие тризны. Традиция приносить на кладбище продукты достаточно стара, она имеет корни ещё в языческих временах, но христиане её воцерковили. Они приносили продукты, угощения на кладбище, чтобы поделиться с малоимущими, с нищими, с теми, кто нуждается в пище, в угощении и какой‑ то вещественной радости. Оделяя нищих, просили молиться о своих родных и близких.

В советское время эта традиция была забыта. Произошло возвращение к язычеству в достаточно грубой форме – поминовение усопших превратилось в языческие тризны.

Нужно стремиться избегать подобных вещей. Если приходить на кладбище, то взять с собой молитвослов с молитвами об усопших. Есть акафисты об усопших, есть каноны об усопших, есть молитвы. То, что вы найдёте из богослужебного наследия Православной Церкви, возьмите с собой. Если увидите священника, который совершает заупокойное богослужение на кладбище в этот день, пригласите его помолиться о ваших родных.

Поделитесь пищей, которую вы принесли, с малоимущими, с нуждающимися.

На мой взгляд, нужно приходить на кладбище вообще без всякой еды, за исключением той, которая нужна для подкрепления. Те яства, которые традиционно приносятся на кладбище, лучше отдать реально известному вам нуждающемуся человеку. Это может быть одинокая старушка в вашем доме, пенсионер, многодетная семья. Это будет лучшим подарком для наших усопших.

Во вторник, следующий за Светлой седмицей, совершается поминовение усопших в храме. Накануне в понедельник вечером служится парастас – вечерняя служба, посвящённая поминовению усопших. Утром по окончании Литургии совершается панихида. Если есть возможность, было бы хорошо посетить именно богослужение, потому что мы знаем слова Христа: «Где двое или трое собраны во Имя Моё, там и Я посреди них». Молитва вместе со Христом, рядом со Христом очень важна для наших почивших родственников. Ведь мы знаем, что у Бога нет мёртвых, у Бога все живы. И они будут предстоять рядом с нами в храме, будут с нами вместе молиться воскресшему Господу.

Думаю, что такие молитвы в храме всей церковной общиной, причём общиной, которую составляют и живые, и усопшие, особенно угодна Богу и особенно нужна нашим почившим родственникам.

Православная Церковь установила несколько дней, в которые особенно поминаются усопшие. Это четыре субботы Великого поста (начиная со второй), Троицкая родительская суббота, Димитриевская родительская суббота, а также другие дни. Но Радоница стоит особняком, в этот день даже маловерующие и малоцерковные люди приходят на кладбище, чтобы помянуть своих родных и близких.

Ведь мы знаем, что душа человека по природе христианка. Она стремится к чему‑ то, что связано с горним миром, что связано с вечностью. Пасха – период радостный не только для воцерковлённых людей, но и для тех, кто, как большинство в нашем обществе, крещены, но ещё пока не пришли в храм. И в эти дни люди особенно стремятся поделиться своим состоянием с родными. Понимание того, что наши почившие родственники живы, что они нуждаются в проявлении любви с нашей стороны, глубоко живёт в народе. Всё‑ таки тысячелетняя история христианства не может пройти бесследно. И даже человек, не имеющий основ веры, не знающий о вечной жизни, о догматах и канонах Православной Церкви, также хочет помочь своим усопшим родственникам.

Эти дни важны для каждого христианина и как постоянное напоминание, что нас ждёт в будущем. Человек имеет возможность посмотреть в себя и подумать, что ждёт его в вечности, какова его жизнь, соответствует ли она Евангельским заповедям.

Важно помнить слова: «Помни последняя твоя, и вовеки не согрешиши». Мы и стремимся на кладбище в эти дни, чтобы помнить о жизни вечной.

В эти дни очень важно раздать милостыню тем людям, которые действительно нуждаются. Мы знаем, насколько в городах процветают околомафиозные структуры, связанные с нищими. Если вы хотите, чтобы ваша милостыня была угодна Богу, чтобы она не способствовала усугублению страстей нашего ближнего, лучше подавайте тем, кто реально в ней нуждается. Это сложнее. Нужно потрудиться. Нужно найти этих людей. Но это важно для вашей души, важно для тех, за кого эта милостыня подаётся, и, конечно, важно для тех, кому она подаётся.

Записала Лариса Бойцун

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...