Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Содержательные теории мотивации




МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА

Сущность и основные теории мотивации

Формирование трудового поведения работников во многом определяется механизмом мотивации и стимулирования их деятельности.

Слово «Мотив» заимствовано из французского языка и означает «побудительная причина», «повод».

Мотив (импульс) – это внутренняя движущая сила, побуждающая работника к реализации определенного поведения с целью удовлетворения определенных потребностей.

Нужда -это ощущение человеком недостатка чего-либо (биологическое понятие, лежит в основе первичных потребностей).

Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

Все потребности человека подразделяются на:

ü первичные или физиологические (пища, сон, продолжение рода, безопасность). Они являются неосознанными, поскольку заложены у людей на генетическом уровне;

ü вторичные, связанные с социальной природой человека, его психологическими особенностями (общение, творчество, уважение …). Они осознаются человеком с появлением опыта.

На каждом этапе своего развития человек ориентируется на определенный набор потребностей, удовлетворение которых является для него наиболее значимым.

Когда потребность осознается человеком, она вызывает у него состояние устремленности, т.е. становится побуждением.

Побуждение – стремление к действию, имеющее определенную направленность. Оно является поведенческим направлением потребности и сконцентрировано на достижении цели.

Цель в этом смысле – то, что осознается как средство удовлетворения потребности.

Мотивация представляет собой процесс формирование у работника мотивов трудового поведения, побуждающих к деятельности в направлении реализации личных целей и целей организации. Мотивация подразумевает систему факторов (побудительных сил), способствующих выполнению определенной задачи, направленной на достижение целей предприятия.

Говоря о мотивации необходимо отметить два важных момента:

ü мотивация незрима, она может быть выявлена только на основе действий. Однако мотивация и исполнение работы не являются синонимами. Не всегда хорошее исполнение работы означает, что люди очень заинтересованы в ней и их поступки сильно мотивированы. Иногда одаренность, способности могут компенсировать недостаток мотивации. Поэтому одной из главных задач менеджера является выяснение причин хорошей/плохой работы сотрудников, насколько они зависят от мотивации (степень мотивации) и от личных особенностей;

ü деятельность человека обычно имеет несколько мотивов – одни из них является главным, другие – вспомогательными, подчиненными, выполняющими функции дополнительной стимуляции. Мотивы могут усиливать или ослаблять друг друга, вступать в конфликт. Отсюда видно, что мотивация – явление комплексное.

Совокупность потребностей определяет тип мотивации.

Типы мотивации

1. Инструментальный – ориентированный на труд как средство получения заработка.

2. Достижительный - ориентированный на труд как способ продвижения, повышения профессионального или должностного статуса.

3. Коллективный - ориентированный на труд как средство удовлетворения стремления к сотрудничеству, общению, возможность заслужить уважение коллег по работе.

4. Интеллектуальный – ориентированный на сложную, интересную работу, позволяющую раскрыть свои способности, самореализоваться.

В соответствии с типом мотивации подбираются стимулы, с помощью которых осуществляется воздействие на работника.

Стимулы представляют собой совокупность материальных и нематериальных ценностей, благ, которые используются руководителем в качестве факторов трудового поведения работника.

Стимулы, удовлетворяющие потребности человека, играют роль вознаграждения за его труд.

Вознаграждения – это все, что человек считает для себя ценным. Они подбираются руководителем в соответствии с индивидуальными особенностями работника.

Существует два типа вознаграждений:

ü внутренние – дает сама работа (чувство достижения результатов, содержательность и значимость работы, самоуважение, дружба, общение). Способом их достижения является создание условий выполнения работы и четкая постановка задач.

ü внешние – дает сама организация (зарплата, продвижение по службе, престиж, символы служебного статуса, признание, дополнительные выплаты).

Чтобы установить пропорции между внутренними и внешними вознаграждениями в целях мотивации, администрация должна установить каковы потребности ее работников.

Возможность получения необходимых благ в обмен на реализацию трудовых функций, составляет суть процесса стимулирования.

Стимулирование представляет собой процесс воздействия на работника, ориентированный на структуру его потребностей и обеспечивающий формирование или изменение поведения персонала.

Если объединить два процесса – мотивацию и стимулирование, то получится универсальная схема модели мотивации трудового поведения персонала (рисунок 1).

 

 
 

 

 


Рисунок 1 – Модель мотивации трудового поведения персонала

В теории управления сформулировано немало концепций мотивации персонала. Все они представляют собой попытку объяснить механизм формирования трудового поведения работников.

Все теории мотивации можно разделить на два вида: содержательные и процессуальные.

Содержательные теории мотивации внимание акцентируется на изучении мотива трудового поведения, который формируется под воздействием желания человека посредством труда удовлетворить свои потребности.

Процессуальные теории мотивации представляют собой дальнейшее развитие содержательных теорий. Однако акцент в них делается не на изучении потребностей, а на механизме субъективного восприятия работником стимулов, предлагаемых руководством. Его элементами являются самооценка, оценка работником коллег по работе, трудовой ситуации, результатов собственного труда. От выводов, которые делает работник в результате такой оценки, зависит его поведение.

Содержательные теории мотивации

Содержательные теории мотивации пытаются дать ответ на вопрос: “Какие потребности побуждают людей выполнять определенные действия?”

Основными содержательными теориями мотивации являются:

1. Иерархическая теория потребностей по Абрахам Маслоу (1908-1970).

2. Теория потребностей Девида Мак-Клелланда.

3. Двухфакторная теория Фредерика Герцберга.

4. Трехфакторная теория ERG Альдерфера (рассматривать не будем).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...