Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и особенности административно правовых норм.




А-п норма - установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения в сфе­ре деятельности исполнительной власти, реализация которых при неисполнении обеспечивается государственным принужде­нием.

Особенности административно-правовых норм:

1) являются разновидностью юридических норм;

2) объектом регулирования выступают особого рода обще­ственные отношения — управленческие;

3) административно-правовые нормы — средство реализации публичных интересов в сфере государственного управления;

4) устанавливаются органами государственной власти, местно­го самоуправления, администрацией предприятий, учреждений, организаций;

5) содержатся в нормативных правовых актах различной юри­дической силы (законах и подзаконных нормативных правовых актах);

6) имеют представительно-обязывающий характер;

7) обеспечиваются мерами государственного принуждения;

8) преследуют цель обеспечения должного управленческого порядка;

9) административно-правовые нормы во многих случаях регу­лируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права (финансового, земельного, экологического, трудо­вого и др.).

Структура административно-правовой нормы внутреннее строение административно-правовой нормы, совокупность логи­чески обусловленных элементов.

Элементы структуры административно-правовой нормы:

1) гипотеза — часть административно-правовой нормы, указы­вающая на условия, при наступлении которых норма начинает дей­ствовать;

2) диспозиция — часть административно-правовой нормы, со­держащая правила должного поведения субъектов управления;

3) санкция — часть административно-правовой нормы, указы­вающая на последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции.(предупреждение, административный штраф, Административный арест, Дисквалификация, лишение специального права предоставленного физическому лицу и др.)

Виды административно правовых норм.

По предмету правового регулирования:

1) материальные — нормы, которые закрепляют юридический статус управленческих отношений, их непосредственно регулируют;

2)процессуальные — нормы, определяющие условия и поря­док реализации материальных административно-правовых норм.

По функциям права:

1)регулятивные— регулирующие позитивные управленчес­кие отношения;

2)охранительные — регулирующие управленческие отноше­ния, связанные с их защитой и вытеснением отношений, чуждых данному обществу.

По месту правового регулирования:

1)императивные — содержат категорические требования в отношении варианта поведения в сфере управления;

2)диспозитивные — дающие возможность участникам управ ленческих отношений выбирать вариант поведения исходя из имею щейся юридической альтернативы;

3)рекомендательные, с помощью которых участникам управ­ленческих отношений предлагается наиболее эффективный (целе­сообразный) вариант решения стоящих перед ними задач;

4) поощрительные, содержащие меры поощрения, применяе­мые к участникам управленческих отношений при наличии в их действиях факта заслуги.

По содержанию предписания:

1) управомачивающие — нормы, в которых закрепляются субъективные права участников управленческих отношений, вы­ражается юридическая возможность адресата действовать в рам­ках установленных требований по своему усмотрению;

2) обязывающие — нормы, закрепляющие юридические обя­занности участников управленческих отношений, предписываю­щие определенные варианты поведения;

3) запрещающие — нормы, содержащие юридические запреты на совершение определенных действий в сфере государственного управления.

По адресату, регламентирующие:

1)организацию и деятельность органов исполнительной власти;

2)административно-правовой статус государственных служащих;

3)организацию и деятельность государственных предприятий и учреждений;

4)отдельные вопросы функционирования негосударственных (коммерческих) структур;

5) административно-правовой статус общественных объединений и их служащих;

6) административно-правовой статус граждан. По действию в пространстве:

1) федеральные — действующие в пределах Российской Феде­рации;

2)региональные (окружные) — действующие в пределах реги­она РФ (федерального округа);

3)субъектов федерации — действующие в пределах субъекта РФ;

4)муниципальные — действующие в пределах муниципально­го образования;

5)локальные — действующие в пределах учреждения, пред­приятия, организации.

По действию во времени:

1)срочные — нормы, для которых определен срок действия;

2)бессрочные — нормы без указания срока действия, действу­ющие до момента фактической или юридической отмены;

3)чрезвычайные — нормы, вступающие в действие при на­ступлении определенных обстоятельств.

По кругу лиц:

1)общего действия — регламентирующие деятельность всех или большинства субъектов управленческих отношений;

2)специальные — распространяющие действия на отдельные категории, группы субъектов управленческих отношений (пенсио­неров, студентов, вынужденных переселенцев и др.).

По юридической силе:

1) законодательные — нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах высшей юридической силы;

2)подзаконные — нормы, содержащиеся в подзаконных нор­мативных правовых актах.

По характеру юридической защиты:

1)охраняемые в судебном порядке;

2)охраняемые во внесудебном (административном) порядке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...