Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

СССР - страна дружбы народов




М. И. Калинин об искусстве и литературе (статьи, речи, беседы)

Сайт: «Партизанская правда партизан»: http://www.vairgin.ru/

Издание: «Госиздат». Москва, 1957

 

Содержание

 

И. Эвентов. Вопросы искусства и литературы в трудах М. И. Калинина (вступительная статья)
Учеба и жизнь
Борьба за нового человека
СССР — страна дружбы народов (Из книги «Что дала советская власть трудящимся»)
Об овладении марксизмом-ленинизмом работниками искусств
О моральном облике нашего народа (Из статьи в журнале «Большевик»)
Голод в прошлом
Семье Короленко
Демьяну Бедному
О задачах деревенских корреспондентов
Из работы «10 лет СССР»
(Речь на торжественном заседании, посвящением юбилею А. М. Горького)
Молодежь в прошлом (Из книги «Славный путь комсомола. (К 20-летию ВЛКСМ)
О некоторых вопросах агитации и пропаганды
О корреспондентах и корреспонденциях
О советском театре
Речь при вручении орденов работникам украинского и казахского искусства
Речь при вручении орденов награжденным работникам грузинского искусства
Речь при вручении орденов группе бойцов Красной Армии, работникам «Правды» и Московского Художественного театра
Речь при награждении деятелей искусств Узбекской ССР
Речь при вручении наград работникам Большого театра Союза ССР
Речь при вручении орденов товарищам Чкалову, Байдукову и Белякову и работникам Малого театра
Речь при вручении орденов работникам Ленинградской консерватории
Речь при вручении наград работникам кинематографии и деятелям азербайджанского искусства
Об искусстве плаката
Восстановительное строительство и задачи архитекторов
Высказывания М. И. Калинина (Из докладов, статей и бесед)
М. Шолохов. Великий друг литературы
Ф. Гладков. Встречи с Михаилом Ивановичем Калининым
Вл. Лидин. Посланец народа
С. Спасский. Незабываемая беседа
А. Глебов. Великий большевик
И. Попов. Живое слово
A. Яблочкина. Большой человек
B. Мичурина-Самойлова. Человек большого сердца
Н. Денисовский. Незабываемые встречи

 

И. Эвентов. Вопросы искусства и литературы в трудах М. И. Калинина (вступительная статья)
Учеба и жизнь

 

Имя Михаила Ивановича Калинина неразрывно связано с революционным прошлым рабочего класса России, с историей Коммунистической партии и Советского государства. Крестьянин-труженик, получивший боевую закалку среди кадровых рабочих, ставший образованным марксистом, Михаил Иванович был выдающимся политическим деятелем нового типа. В его лице соединились черты простого русского человека - выходца из народных низов с благороднейшими качествами партийного деятеля, одного из замечательных представителей славной когорты революционеров-большевиков. Предлагая кандидатуру М. И. Калинина на пост Председателя Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, В. И. Ленин в марте 1919 года говорил:
«Это товарищ, за которым около двадцати лет партийной работы; сам он крестьянин Тверской губернии, имеющий тесную связь с крестьянским хозяйством и постоянно обновляющий и освежающий эту связь. Петроградские рабочие сумели убедиться, что он обладает умением подходить к широким слоям трудящихся масс, когда у них нет партийной подготовки, когда пропагандистам и агитаторам не удавалось к ним подойти по-товарищески и умело, тогда тов. Калинину удавалось разрешить эту задачу».
На протяжении двадцати семи лет Михаил Иванович Калинин руководил верховным органом Советского государства. Верный Ученик и соратник В. И. Ленина, он являлся одним из активнейших строителей и виднейших руководителей ленинской партии и социалистического государства. С 1928 года и до последнего дня своей жизни он был членом Политбюро Центрального Комитета нашей партии. В поле его постоянного внимания находились разнообразнейшие вопросы экономической и политической жизни, коммунистического воспитания масс, развития культуры и науки. В разрешений этих вопросов Михаил Иванович всегда руководствовался интересами народа, задачами построения коммунизма. Своей близостью к массам и глубоким пониманием их потребностей, своей неустанной заботой о благе народа Михаил Иванович завоевал признательность и любовь всех трудящихся.
Одним из ярких примеров заботы М. И. Калинина об интересах народа является его внимание к проблемам художественного творчества, к работе советской интеллигенции, к пропаганде классического наследия в области искусства и литературы. Нет такого вида художественного творчества, которого не коснулся бы в своих высказываниях М. И. Калинин. Он говорил и писал не только о разных видах искусства, но и о явлениях разных эпох, разных художественных направлений. Он всегда подчеркивал значение искусства и литературы в жизни народа, говорил о высоком общественном смысле деятельности художников, о существе и специфике их работы, о путях их творческого роста. В книгах, в произведениях искусства он видел богатейший источник духовного воспитания людей.
В жизни самого М. И. Калинина, в формировании его общественных взглядов, в процессе выработки определенных эстетических представлений важную роль сыграло передовое искусство и в особенности художественная литература.
«Свое образование, или правильнее - развитие, - вспоминает М. И. Калинин, - я начал с сельской школы; учителем был крестьянин-старик, который получал что-то около рубля или меньше за зиму учения с каждого ученика, и, насколько я помню, его по очереди кормили. Всего учеников было человек двадцать. Школа помещалась у одинокого старика, в большой черной избе. Расставили несколько столов, скамеек - и школа готова.
Учился я по церковнославянской азбуке, большинство же - по русским азбукам. Учение шло самым первобытным образом: все двадцать человек читали вслух, каждый свое, получался непрерывный гул. В такой школе я пробыл месяца три, выучил буквы, двойные и тройные слоги и уже стал складывать слова.
На следующую зиму я имел возможность уже поступить в настоящую школу, в земское народное училище, где курс был четырехлетний. Там я на учение набросился, как голодный на еду. С осени до рождества я прошел два класса - младший и полусредний, и вступил в средний.
Как только научился читать, так и набросился на книги школьной библиотеки, которая в большинстве состояла из религиозных книг, главным образом из житий святых. За два года я окончил школу и вместе с тем прочитал школьную библиотеку. К концу мне учительница стала давать кое-что из собственных книг. Летом, хотя было и некогда читать постоянно, я все-таки урывками прочитал несколько книг из библиотеки соседнего помещика.
Таким образом, после окончания сельской школы я уже довольно сильно пристрастился к чтению, и у меня было большое желание учиться».
Это увлечение книгами продолжалось у М. И. Калинина и в более поздние годы. Выехав в 1889 году из тверской деревни в столицу, он поступил служить в дом Болтовского - того самого «соседнего помещика», имевшего свои владения в Тверской губернии, на которого указывал Михаил Иванович в приведенных выше строках.
«...я был, - вспоминает М. И. Калинин, - мальчиком в семье, где было много учащихся, которые, со своей стороны, стремились идти навстречу моему желанию учиться, и даже, насколько помню, некоторые давали мне уроки, во всяком случае помогали мне в том, в чем они сами разбирались. Затем они меня снабжали в достаточном количестве необходимыми книгами».
В доме помещика была обширная библиотека. Наряду с произведениями русских классиков здесь имелись книги по естественным наукам, по истории и политической экономии, комплекты современных журналов, беллетристика, предназначенная для «домашнего чтения» и даже нелегальные издания, выпускавшиеся русской революционной эмиграцией за рубежом. За четыре года службы у Болтовских М. И. Калинин познакомился со всеми выдающимися произведениями русской классики, прочел «Обзор философии» Джона Стюарта Милля, иллюстрированную «Жизнь животных» Брема и впервые столкнулся с образцами вольной русской печати: читал «Полярную звезду» и книгу А. И. Герцена «С того берега», посвященную событиям 1848 года в Европе.
Уже в эти ранние годы произведения литературы помогали М. И. Калинину ориентироваться в жизни, находить верную линию в отношениях с людьми, с которыми ему приходилось встречаться.
Характерное свидетельство об этом содержит одна из статей, написанная М. И. Калининым в 1923 году:
«Много лет тому назад, на пятнадцатом году моей жизни, перед поступлением на завод, которое затянулось, я устроился кухонным мужиком у баронессы Будберг, занимал очень маленькое положение в иерархической лестнице ее челяди. У нее был камердинер Петр Петрович, к которому приходила вся камердинерская знать Петербурга; они в точности копировали своих господ: пили хорошие вина, вели светские разговоры, больше о чинах, орденах, карьере своих господ.
Внешностью из них каждый сошел бы за канцлера любой европейской страны... В столь трудной профессии... действительно, они являлись артистами, а мне, как сейчас помню, они казались пустыми, совершенно невежественными людьми, может быть потому, что я основательно уже ознакомился с русской литературой и людскую глупость великолепно подмечал...»
Когда в 1893 году М. И. Калинин поступил учеником на завод «Старый арсенал», а спустя три года - на Путиловский, он уже слыл среди рабочих знатоком русских классиков и любителем «вольной печати». Среди его товарищей были образованные рабочие - молодые туляки, окончившие в свое время воскресную школу и побывавшие в нелегальных кружках; они были хорошо знакомы с народнической литературой, свободно пересказывали целые главы из «Золотых сердец» и «Устоев» Златовратского, знали сочинения Н. К. Михайловского. Из запрещенных изданий рабочие-туляки были знакомы преимущественно с народовольческими прокламациями и брошюрами, в то время как Калинин уже читал Герцена, был знаком с трудами Писарева, Чернышевского и прочел несколько марксистских брошюр.
«Наша встреча, - вспоминает М. И. Калинин, - как бы столкнула две культуры: я был знаком с русской классической литературой, но зато был слаб в народнической, туляки - обратно - они мало были знакомы с нашей литературой, но зато хорошо знали народническую.
При взаимном обмене мы сорганизовали кружок, библиотеку, как легальную, так и нелегальную, которую составляли из ежемесячных взносов. Около этого же времени, также через туляков, мы завели связь с нелегальной организацией, с РСДРП, которая присылала нам пропагандиста, с которым у нас были занятия месяцев восемь-девять регулярно».
Общаясь с туляками, М. И. Калинин заинтересовался сочинениями публицистов-народников. Как известно, к этому времени идейные вожди народничества порвали с революционными традициями 60-70-х годов, выступали с резкими нападками на марксизм. Но народническая проповедь не могла поколебать молодого революционера. В этом большую роль сыграла не только его связь с социал-демократами, но и знакомство с работой В. И. Ленина «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?», вышедшей нелегально гектографированным изданием в 1894 году. Работа Ленина имела громадный успех в революционном подполье, особенно среди молодежи. Однажды студент-технолог, пропагандист того кружка, участником которого был М. И. Калинин, рассказывал об этой книге; он восторженно говорил, что автор «крепко посадил в галошу народнических вождей и им из нее не вылезти». Члены кружка расспрашивали пропагандиста об авторе знаменитой работы, но узнали только, что написал ее студент Казанского университета (на самом деле Ленин еще в декабре 1887 года был за революционную деятельность исключен из университета и выслан из Казани). Несколько позднее кружковцы узнали, что автор книги находится в Петербурге.
О том, какую роль в формировании политических и литературных взглядов Калинина сыграла работа Ленина о «друзьях народа», можно судить по одной из статей Михаила Ивановича (1925), в которой он вспоминал время борьбы марксистов с народниками. Труд Ленина явился, по словам Калинина, «великолепным памфлетом, направленным против главных вождей народничества - Михайловского, Кривенко, Южакова и др.». «Надо знать, - продолжал Калинин, - тогдашнюю обстановку и обаяние названных лиц на интеллигентскую среду, учащуюся молодежь и т. д., чтобы понять, какую смелость и, до известной степени, дерзость проявил В. И. Ленин в брошюре о «друзьях народа...».
В ту пору принять ленинский тезис о гегемонии пролетариата, отмечал Калинин, значило «изгнать из революционного обихода сентиментализм, романтику, позу, самолюбование своей обреченностью на высокое служение народу - качества, особо присущие интеллигентским слоям, в значительной степени распространенные тогда в обществе... Тов. Ленин своим первым выступлением, - можно сказать, военным языком, - произвел небывалые прежде опустошения в народнических рядах».
Горячий интерес проявили участники путиловского кружка к произведениям русских писателей. Труды Герцена, Белинского, Чернышевского, сочинения Некрасова, статьи Писарева изучались в кружке с живейшим вниманием. Собираясь в доме у туляков или в пригородной деревне Волынкиной, где жил Калинин, кружковцы засиживались до позднего вечера за громкими читками и спорами. Литература была для них не предметом занимательного чтения, она служила важнейшим помощником в изучении русского общества, жизни страны.
«В былые годы, - говорил впоследствии Калинин, - когда мы росли духовно и набирались сил, в художественной литературе мы искали ответов на все волнующие вопросы. У нас были любимые герои, любимые писатели, на которых мы смотрели как на учителей жизни. Это были властители дум. Взять хотя бы таких людей, как Чернышевский, Салтыков-Щедрин, а потом наши современники - Короленко, Горький...»
М. И. Калинин считался одним из самых начитанных работников революционного подполья. Кружковцы говорили о нем: «С трудами Ленина знаком, историю и философию знает. Он наших интеллигентов за пояс заткнет».
Михаил Иванович возглавил путиловскую группу «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» и фактически руководил революционной работой в двух крупнейших пролетарских районах столицы - Нарвском и Московском. В 1898 году он вступил в социал-демократическую партию.
М. И. Калинин был одним из организаторов рабочего клуба Нарвского района. Он выступал в клубе с докладами, вел пропаганднстские кружки. Часто, «беседуя по душам», он приводил факты из жизни, примеры из художественных произведений.
Многие произведения русской поэзии М. И. Калинин знал наизусть. Старый путиловец С. Марков вспоминает, что, поступив подручным токаря на завод, он познакомился с М. И. Калининым и стал у него часто бывать. При этих встречах Калинин рассказывал гостю о прочитанных книгах. «Михаил Иванович, - пишет С. Марков, - обладал хорошей памятью, знал многие стихотворения Некрасова на память: он, например, декламировал нам, по нашей просьбе, такие стихотворения «поэта мести и печали» Н. А. Некрасова, как «Железная дорога» и «Саша».
Особенно много времени уделял чтению М. И. Калинин в тюрьмах и ссылке. «Иногда мы,- рассказывал он.- были «свободными» для учебы людьми. Бывало, посадят в тюрьму, там и читаем, что, правда, не всегда удавалось».
В июле 1899 года Михаил Иванович, в числе пятидесяти двух членов «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», был арестован и после десятимесячного заключения в тюрьме сослан на Кавказ. За эти месяцы он прочел много книг; среди них были первый том «Капитала» Маркса, сочинения на естественно-научные темы, произведения русских и иностранных писателей. Постоянным спутником в бесконечных скитаниях и переездах была у Калинина небольшая дорожная библиотечка, которая систематически пополнялась и обновлялась.
В апреле 1901 года М. И. Калинин был выслан из Тифлиса в Ревель. Там, поступив на завод Вольта, он организовал нелегальный марксистский кружок и подпольную типографию. В то же время он продолжал заниматься самообразованием.
Вспоминая о встрече с Калининым в Ревеле, старая коммунистка Ц. Зеликсон-Бобровская рассказывает: «По внешнему своему виду он не был похож на рабочего: аккуратно подстриженная бородка клинышком, очки, тихий голос - все это делало его похожим скорее на народного учителя или на земского статистика», И первое, что бросилось ей в глаза, - это широкая начитанность собеседника, знакомство его с новейшей литературой. По условиям конспирации, в беседе, протекавшей при третьем лице, нельзя было касаться партийной работы: «За чайным столом разговор шел на общие, нейтральные темы - о последних номерах толстых журналов, о новинках в области художественной литературы, о которых Михаил Иванович высказывался с большим знанием дела».
В эту пору дошел до Калинина и четвертый номер легального марксистского журнала «Жизнь» за 1901 год, в котором была опубликована «Песня о Буревестнике» М. Горького. Поэтический образ буревестника глубоко запал в память молодого Калинина. «Рабочее движение, - писал он впоследствии, -- вышло на широкую арену политической борьбы, захватило и увлекло за собой огромные массы народа, что великолепно выразил Горький в своем «Буревестнике».
А. М. Горький был любимейшим писателем молодого Калинина. Попав в 1903 году в петербургскую тюрьму «Кресты», Михаил Иванович пропагандировал там произведения Горького и Чернышевского. «Помню, мы с Михаилом Ивановичем и с другими (всего человек 5-8) устроили кружок и через окна обсуждали книжку «Что делать?». А на другой день М. И. Калинин сделал доклад о творчестве Горького». Доклад был таков, что тюремщики, не дав кончить, жестоко избили Калинина и бросили в карцер. Слух об этом быстро распространился среди петербургских рабочих. Была выпущена прокламация, в которой рабочие выражали свое возмущение действиями полицейской стражи в «Крестах».
Характерно, что. в донесениях властей о деятельности М. И. Калинина отмечался и ставился ему в вину постоянный интерес к литературе. Так, например, в одном из докладов министра юстиции царю указывалось, что в конце 1901 года в Петербурге образовалось «нелегальное сообщество», которое основало тайную типографию и снабжало население «книгами, отвечающими его запросам». При обыске у членов этого «сообщества» были обнаружены запрещенные книги, прокламации, «стихотворения преступного содержания» и т. д. В числе арестованных полицией лиц, которые «поддерживали сношения с агитаторами, получали от них для чтения нелегальные издания», значится и крестьянин 26 лет, токарь по профессии, Калинин, Михаил Иванович. В документе говорится, что еще в прошлом, работая в Тифлисе, он «принимал участие в социал-демократической пропаганде среди рабочих, знакомил последних с подпольной литературой».
Вскоре М. И. Калинин был привлечен в социал-демократическую прессу: он стал корреспондентом ленинской «Искры», включившись в «сеть местных агентов единой партии», о которой писал В. И. Ленин в четвертом номере «Искры» в статье «С чего начать».
Специальным письмом из Петербурга редакции «Искры» было сообщено: «Связываем с вами рабочего Михаила Ивановича Калинина (Август из Ревеля), писавшего в «Искру» под псевдонимом Чужестранец и в «Рабочую мысль», когда находился в Петербургском Союзе. Человек весьма энергичный, имеет много связей с провинцией, которые и сообщит вам. Намерен постоянно корреспондировать и вести с вами переписку».
М. И. Калинин посылал в «Искру» шифрованные письма, партийную информацию. «Мы уже стали иметь постоянную связь с заграницей, - вспоминал М. Калинин. - Почти регулярно получали оттуда «Искру», «Революционную Россию» и др. издания. Завели связь с полками, куда представляли литературу».
Два года - с января 1903 года до января 1905 года - Михаил Иванович провел в тюрьмах и ссылке, а когда началась первая русская революция, нелегально прибыл в Петербург, где осенью 1905 года снова возглавил большевистскую организацию на Путиловском заводе. Тогда в Петербурге выходила легальная большевистская газета «Новая жизнь», которую редактировал В. И. Ленин. В номере этой газеты, вышедшем 13 ноября, была напечатана статья В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература». «Перед нами, - говорилось в статье, - трудная и новая, но великая и благодарная задача - организовать обширное, разностороннее, разнообразное литературное дело в тесной и неразрывной связи с социал-демократическим рабочим движением».
Литература и печать в руках нашей партии становились сильнейшими средствами воздействия на массы, революционного воспитания народа. Необходимо было, по словам Ленина, превратить литературное дело в неотъемлемую часть общепролетарского дела. Разоблачая анархо-индивидуалистические представления о художественном творчестве как якобы независимом от общественных интересов, от классовой борьбы, Ленин противопоставлял им литературу, открыто связанную с идеями социализма, с задачами пролетарской борьбы.
М. И. Калинин в своей работе партийного пропагандиста; сотрудника большевистской печати твердо руководствовался требованием партийности, сформулированным В. И. Лениным в его исторической статье 1905 года.
Знал Калинин и статьи Ленина, посвященные отдельным писателям. Несмотря на длительные скитания, затруднявшие знакомство с партийными изданиями, до Калинина дошли и статья Ленина, написанная к 80-летию со дня рождения Л. Н. Толстого (Михаил Иванович был тогда на нелегальной партийной работе в Москве и получал издававшуюся за границей большевистскую газету «Пролетарий», где была напечатана эта статья), и работа В. И. Ленина «Памяти Герцена», появившаяся в «Социал-демократе» в 1912 году. В своих суждениях о Герцене Михаил Иванович исходил из ленинской оценки писателя, а статью Владимира Ильича цитировал в одной из работ позднейшего времени («Союз рабочих и крестьян в прошлом и настоящем», 1925).
Серьезной школой для М. И. Калинина как партийного литератора было его участие в работе «Правды». М. И. Калинин организовал на заводе «Айваз» группу правдистов, широко пропагандировал материалы газеты. После ареста И. В. Сталина и Я. М. Свердлова, весной 1913 года, ЦК партии поручил Калинину руководство партийной печатью.
Большую работу вел М. И. Калинин также в просветительных обществах и клубах. Еще в 1910 году за создание в Москве клуба под названием «Для небогатых слоев населения» Михаил Иванович был арестован и заключен в Сущевский полицейский дом. Заметную роль играл М. И. Калинин в деятельности «Сампсониевского общества самообразования» в Петербурге (1913-1914). Это легальное общество, фактически превратившееся в один из центров революционной работы, часто устраивало литературные и музыкальные вечера. М. И. Калинин был членом правления общества. Энергичную революционную деятельность развернул М. И. Калинин в годы первой мировой войны. Выступая на митингах, Михаил Иванович разоблачал социал-оборонцев, пропагандировал революционные лозунги большевиков. Он помогал издавать нелегальную газету «Пролетарский голос» и много времени уделял политико-просветительной работе. В течение полутора лет он руководил двумя конспиративными кружками самообразования. На его тесные связи с передовой интеллигенцией, на пропагандистскую деятельность в годы войны обратила внимание в одном из своих донесений охранка: «Калинин, Михаил Иванович, по агентурным сведениям - социал-демократ (большевик), ленинец, ведет широкое знакомство с интеллигенцией, пользуется большой популярностью среди рабочих, много раз выступал на митингах, призывал к забастовке, хороший оратор и пропагандист».
В февральские дни 1917 года М. И. Калинин был одним из руководителей героической борьбы рабочих и солдат Петрограда против самодержавия. После свержения царской власти, когда возобновился выход «Правды», Михаил Иванович, будучи избран членом Петроградского комитета партии и введен в редакцию «Правды», регулярно выступал в качестве литератора и публициста на страницах большевистской печати.
12 марта 1917 года в центральном органе партии появилась статья М. Калинина «О земле», 28 марта - вторая статья, «Революция и деревня». Затем М. И. Калинин сотрудничал в газете «Солдатская правда»: в первом номере ее, 15 апреля 1917 года, он опубликовал фельетон «Слухи», потом выступил со статьями «Братание», «О большевиках», «Кризис власти», «Нужна рабочая хроника». В последней из этих статей он говорил о необходимости широкого освещения жизни рабочего класса и о том, что «такие описания, такие картины внутренней жизни и борьбы» помогут делу революционного воспитания всех слоев трудящихся.
После Великой Октябрьской социалистической революции, в осуществлении которой М. И. Калинин принимал непосредственное и активное участие, его общественно-политическая деятельность приобрела необычайно широкий размах.
Уже в первые годы советской власти, ведя обширную государственную работу, Михаил Иванович внес большой вклад в дело осуществления культурной революции в нашей стране. Он постоянно занимался вопросами просвещения, культурной пропаганды, охраны художественных ценностей, распространения книг среди населения. Бывая с агитпоездом на фронтах и в прилегающих к фронтам селах и городах, М. И. Калинин широко использовал в качестве средств массовой пропаганды художественную литературу, плакатную живопись и кино.
1 мая 1919 года в газете «Известия» появилось сообщение: «29 апреля с Рязанского вокзала отошел литературно-инструкторский поезд «Октябрьская революция». С этим поездом, во главе его агитационно-инструкторского состава, выехал Председатель ВЦИК М. И. Калинин». В беседе с сотрудником газеты Калинин сказал: «Губернии, по которым мы намерены проехать, близки к колчаковскому фронту, и политическая агитация в этой области имеет огромное значение. Появление агитаторов из центра, митинги, которые мы будем устраивать на местах, раздача литературы, плакатов, воззваний, демонстрирование лент советского кинематографа, самое соприкосновение с представителями центральной рабоче-крестьянской власти должно поднять настроение народа, рассеять сомнения, вносимые колчаковскими агентами-провокаторами».
В поезде специальным вагоном следовали книжный склад и книжная лавка. Кроме того, один вагон был отведен под типографию, другой - под киноаппаратуру и киноленты. В отчете об этом рейсе поезда, длившемся двадцать дней, указывалось, что «магазин продавал литературу всем желающим, со склада же литература отпускалась исключительно организациям», что «кинематограф работал днем для школ, вечером под открытым небом для взрослой публики. Все сеансы сопровождались объяснением картин, а в антрактах произносились речи инструкторов и агитаторов по текущему моменту». В той же поездке работниками кинокомитета Наркомпроса было сделано 50 фотоснимков и 155 киносъемок.
6 июня 1919 года агитпоезд во главе с М. И. Калининым выехал на Западный фронт. В телеграмме из Минска, касаясь пребывания поезда в населенных пунктах Белоруссии, корреспондент «Известий» сообщал: «Спрос на литературу необычайный. У книжного магазина тянутся громадные хвосты чающих получить книгу. К кинематографу стекаются ежедневно до 10 тысяч»
Во время рейсов агитпоезда, выступая на митингах, М. И. Калинин, наряду с вопросами военного и экономического положения, останавливался на задачах просветительной, культурной работы.
Обращаясь к выпускникам офицерских курсов в Тамбове 2 августа 1919 года, он сказал: «Вы будете воевать не только штыками,- ваш штык грозен врагам, - но вы являетесь и просветителями тех мест, где не слыхали голоса свободы, не знают, что такое социализм».
На митинге в Бобруйске 19 июня 1919 года Михаил Иванович горячо говорил о том недалеком времени, «когда все будет направлено на налаживание культурной жизни».
Забота о «налаживании культурной жизни», о расцвете творческих сил советского народа, о развитии всех областей нашей художественной культуры стала существенной частью партийной и государственной деятельности М. И. Калинина. Ряд важных вопросов, касающихся пропаганды и распространения книги, постановки книгоиздательского и библиотечного дела, деятельности писательских организаций разрешался при прямом участии М. И. Калинина.
Значительное место вопросы литературы заняли в печатных трудах и публичных выступлениях всесоюзного старосты, посвященных самым разным вопросам партийной и государственной жизни. Немалую роль в развитии нашей литературы сыграли также и его личные встречи с писателями. В беседе Калинина с группой молодых авторов накануне Всесоюзного съезда писателей (1934), при его встречах с М. Шолоховым, Ф. Гладковым, Л. Леоновым, М. Пришвиным и другими обсуждались насущные проблемы литературной жизни. Михаил Иванович поддерживал новые литературные начинания, проявлял заботу о молодых писательских кадрах, следил за нашими литературно-художественными журналами, наконец, на протяжении долгого времени участвовал в работе редакционной коллегии журнала «Новый мир».
«Я помню, - пишет Леонид Леонов, - как много помогал нам, писателям редколлегии, Михаил Иванович, которого мы считали своим шефом. И когда мы четверо, вся редколлегия в полном составе - Ставский, Малышкин, Гладков и я, - приходили к нему в Кремль, он живо интересовался журналом, внимательно расспрашивал о том новом, что скопилось в портфеле редакции. Он не только знал по имени писателей, но читал их произведения и давал им удивительно точные и меткие характеристики. Эти встречи по поводу журнала превращались обычно в живые дискуссии о литературе. В высказываниях Михаила Ивановича чувствовались горячая любовь к русской литературе XIX века и живая заинтересованность в литературе современной, в тех произведениях, которые могли бы служить образцами жизни и поведения рядового советского гражданина-читателя. В этих встречах я неизменно ощущал в Михаиле Ивановиче человека громадного жизненного опыта, окидывающего всепон.имающим отеческим взглядом не одно поколение людей».
За время участия М. И. Калинина в работе редакционной коллегии «Нового мира» на страницах журнала появился ряд выдающихся произведений советской литературы, в том числе романы и повести А. Толстого, А. Новикова-Прибоя, М. Пришвина, С. Сергеева-Ценского, В. Вересаева, В. Шишкова, А. Малышкина, Вс. Иванова, Л. Сейфуллиной. 26 декабря 1934 года Михаил Иванович принял участие в вечере, посвященном 10-летию журнала. Вечер происходил в Доме советских писателей (ныне Центральный дом литераторов). Выступавшие на вечере с благодарностью отмечали большую помощь, которую на протяжении всех десяти лет всесоюзный староста оказывал журналу. «С напряженным вниманием, - читаем мы в газетном отчете, - писатели выслушали речь т. Калинина, затронувшего ряд общих вопросов развития советской культуры, в частности художественной литературы и критики, и пожелавшего советским писателям успеха в работе». Через руки Михаила Ивановича прошло немало рукописей, для чтения которых он всегда находил время. Нередко после ознакомления с рукописями он писал к ним вступительные статьи или предисловия. Для тома «Литературного наследства», посвященного Н. А. Некрасову, Михаил Иванович согласился написать статью о великом поэте. Материал для статьи был им подготовлен, но болезнь (это было в год смерти Калинина) помешала ему приступить к работе.
До последних дней жизни М. И. Калинина художественная литература была предметом его постоянного внимания и изучения. «Я ежедневно прочитываю хохя бы восемь - десять страниц не бумаг, а марксистских книг, а кроме того, читаю и новинки беллетристики», - говорил он в 1934 году.
А спустя десять лет на приеме комсомольских работников Советской Армии заметил: «Мне вот скоро семьдесят лет, а все равно неумолимо изо дня в день приходится следить за литературой и учиться. И никак нельзя иначе».
В личной библиотеке М. И. Калинина мы находим книги, которыми он пользовался в последние годы своей жизни. Среди них произведения классической литературы («Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, «Кто виноват?» и «Былое и думы» А. И. Герцена, «Племянник Рамо» Д. Дидро и др.}, книги советских писателей («Годы войны» В. Гроссмана, «Фронтовые записки» В. Ставского, «Война» И. Эренбурга, «Гвардейские высоты» А. Первенцева)\ сборники фольклора («Сказки и предания»); и большое количество мемуаров политических деятелей, литераторов, деятелей театра (А. Ф. Кони, В. И. Немировича-Данченко, В. Д. Бонч-Бруевича и др.). М. И. Калинин был истинным другом писателей, знатоком и ценителем литературы, постоянно способствовавшим ее росту.
Большую поддержку получали от него и деятели других родов советского искусства. Михаил Иванович проявлял постоянную заинтересованность в творческой жизни советского театра, в развитии кино, в достижении новых успехов композиторами, музыкантами-исполнителями, работниками изобразительного искусства. «Для нас, людей искусства, - вспоминает В. Барсова, - Михаил Иванович всегда был близким и чутким другом. Несмотря на свою огромную загруженность большими государственными делами, он находил время для дружеской встречи с работниками искусства. Эти встречи, замечательные мысли, высказанные Михаилом Ивановичем в беседах с нами, навсегда останутся в нашей памяти».
«Его острая, беспощадная, но в то же время всегда очень дружественная критика, - пишет М. Михайлов, - содержит в себе чрезвычайно много ценного для нас. Даже высказанные им вскользь замечания не раз заставляли художника вновь обдумывать свою работу, приводили к новой трактовке образа, а иногда и к изменению целого плана постановки».
Речи М. И. Калинина, обращенные к артистам Большого, Малого и Художественного театров, к деятелям украинского, казахского, грузинского, узбекского, азербайджанского искусства, к работникам Ленинградской консерватории, к труженикам советского кино, беседа Михаила Ивановича с художниками-плакатистами в период Великой Отечественной войны, неоднократные встречи с архитекторами, суждения М. И. Калинина о советской живописи, о графике и т. д. - все это помогало изживать недостатки, преодолевать трудности и двигать вперед развитие советского искусства. «Михаил Иванович для нас, советских художников, - отмечал А. Герасимов, - всегда был и есть строгий, требовательный, но неизменно доброжелательный, горячо любя щий искусство друг и судья.
Изучение жизни М. И. Калинина показывает, что искусство, литература были для него важнейшими средствами познания действительности, богатейшим источником мыслей, образов, идей, воплощением творческого гения народа и в то же время великой воспитательной силой.
В статьях, речах и высказываниях М. И. Калинин осветил ряд важнейших вопросов эстетики - об отношении искусства к действительности, об общественной роли искусства, о специфике художественного творчества, о значении формы, наконец о сущности метода социалистического реализма. Суждения эти представляют собой пример живого творческого следования принципам марксизма-ленинизма в подходе к явлениям искусства; в то же время они свидетельствуют о глубине и свежести индивидуального восприятия искусства М. И. Калининым. Человек широкой эруди-дии, активной творческой мысли, Михаил Иванович не терпел догматизма ни в одной сфере человеческой деятельности, а тем более в области духовного творчества.
М. И. Калинин неоднократно отмечал, что искусство, верно отражающее жизнь, активно содействует ее преобразованию. Поэтому он решительно отстаивал правдивое, наглядное, целеустремленное воспроизведение действительности в искусстве. Он боролся за высокую идейную и творческую вооруженность художника и в этой связи подчеркивал значение марксизма-ленинизма. «Эта теория, - говорил он, - исключительно обогащает людей, развивает их ум, раскрывает необозримые творческие горизонты».
М. И. Калинин доказывал, что усвоение теории - это не начетническое повторение заученных формул. Он едко иронизировал по адресу «коммунистических начетчиков» - людей без «искры», жалких догматиков, не понимающих глубочайшего жизненного смысла марксистско-ленинских идей. «Они, - говорил о таких людях Калинин, - плохие проводники коммунизма... Если человек в душе коммунист, то он сам собою, своими во

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...